Конституция как основной закон государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2010 в 12:09, Не определен

Описание работы

Понятие, сущность и основные черты Конституции как Основного Закона государства

Файлы: 1 файл

Готовая контрольная работа по конституциоонному праву зарубежных стран.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

    Не  выработано нормативного определения  понятия "толкование Конституции  Российской Федерации". Лишь в Федеральном  конституционном законе "О Конституционном  Суде Российской Федерации" говорится  о "неопределенности в понимании положений Конституции", которое преодолевается толкованием Конституционного Суда. Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом, как и акты собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение, и в этом смысле они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами, распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов конституционно-правовых отношений. Это можно вывести из ст. 6 Закона, согласно которой решения Суда обязательны не только для участников конституционного спора, но и иных субъектов права.

    Таким образом, толкование Конституции Российской Федерации состоит в преодолении  Конституционным Судом неопределенности в понимании ее положений, в выяснении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть один из способов ее конкретизации, предшествующей применению ее норм.

    Вопрос  об объеме толкования (адекватном, расширительном, ограничительном), способах толкования (систематическом, филологическом, историко-политическом, логическом), значении цели в истолковании конституционной нормы (телеологическое толкование) не получил разрешения в Конституции и Законе о Конституционном Суде. Однако некоторые требования к осуществляемому Судом толкованию Конституции в этих актах, а также решениях самого Конституционного Суда сформулированы либо могут быть из них выведены. В частности, согласно ч. 2 ст. 16 Конституции никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Иными словами, полученные в процессе конкретизации отдельной конституционной нормы результаты не должны противоречить содержанию других конституционных норм или в целом Конституции, ее фундаментальным основам.

    Поэтому толкование Конституции и ее норм требует в каждом конкретном случае тщательного учета дословного текста толкуемого положения, историю его  возникновения, место в системе  Конституции, его смысл и цель. Однако объективный смысл Конституции не должен рассматриваться как нечто неизменное и неподвижное. В течение периода своего действия (а Конституция, как правило, рассчитана на долговременное действие) она может меняться под влиянием объективных обстоятельств. Речь идет не о новации текста Конституции, но о "молчаливом превращении" Конституции, т.е. ее изменении без изменения конституционного текста. В этой связи видение интерпретатором конституционной нормы может не совпадать с представлениями создателей проекта Конституции, и эти представления могут служить лишь одной из отправных точек исследования конституционных положений, но отнюдь не исчерпывают всего богатства их содержания. Речь в этом смысле идет не о выяснении позиций создателей проекта, которые очерчивают пределы интерпретации Конституции, а о выявлении объективного смысла самой Конституции, быть может, не совпадающего с субъективными представлениями его создателей. По замечанию Т. Маунца, "толкователь, смотря по обстоятельствам, может понимать Конституцию лучше, чем понимали ее авторы самого текста"3.

    Закон о Конституционном Суде устанавливает  также, что его решения о толковании Конституции должны быть совместимы с другими его решениями. По делу о толковании Конституции решение не должно противоречить ранее принятым решениям о толковании или решениям по конкретным делам, в которых дано казуальное толкование конституционных норм. Если требование о совместимости между собой решений об официальном толковании Конституции является императивным, то требование о совместимости решений о толковании и решений по конкретным делам является весьма желательным, но не абсолютным.

    Толкование  Конституции Российской Федерации, отдельных ее норм дается исключительно  на пленарных заседаниях Конституционного Суда. Причем решение о толковании Конституции в отличие от решений по иным делам принимается большинством не менее 2/3 от общего числа судей, что обусловлено правовой, а также общесоциальной значимостью таких решений и возможными юридическими, политическими и иными последствиями. По мнению законодателя, такой порядок принятия решения о толковании Конституции и точно установленное большинство судей являются гарантией от интеграции Суда в текущий политический процесс.

    Толкование  Конституции Российской Федерации, данное конституционным Судом, "связывает" все представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, должностных лиц, граждан и их объединения. С момента провозглашения постановления Суда по делу о толковании ранее обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, которая явилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считается преодоленной. В отличие от официального толкования неофициальное толкование Конституции и ее норм, осуществляемое различными органами и должностными лицами, а также учеными, практическими работниками, гражданами, нередко обладая высоким авторитетом и воздействуя на общественное и индивидуальное правосознание и поведение субъектов конституционного права, формальных юридических последствий не порождает.

    Официальное толкование, даваемое решением Конституционного Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных органов внешних сношений РФ, а также отечественных юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом. Любой правоприменитель обязан руководствоваться тем пониманием положений Конституции Российской Федерации, которое содержится в постановлении Конституционного Суда. Даваемое Судом толкование Конституции и ее норм неотделимо от интерпретируемых положений Конституции. Оно не ограничено временем, в будущем может дополняться или уточняться и разделяет судьбу истолкованной нормы или положения Конституции. 

    1.1. Сущность Конституции

    Если  понятие конституции определяет те общие  черты, которые выделяют ее  как особое правовое явление, то раскрытие сущности  конституции  связано  с познанием ее глубинной  природы, с решением вопроса о  том, чью волю, конституция выражает.

    По  вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

    Одним из распространенных представлений  является трактовка сущности конституции  как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили  договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

    Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний  человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

    Некоторые представители школы естественного  права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

    Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается  как самоограничение государственной  власти: поскольку  возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

    Марксистско-ленинская  теория, которая являлась теоретической  основой  советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

    Конституции можно классифицировать по различным  основаниям.

    В  зависимости  от  способа объективирования государственной воли господствующего  класса или всего общества конституции  подразделяются  на писанные,  т.е.  составленные в виде единого документа  и не писанные - состоящие из законов  парламента, содержащих  нормы конституционного характера,  судебных прецедентов и правовых обычаев.

    По  способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно  классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются  конституции,  для  принятия и изменения которых установлена более сложная процедура,  чем для обычных законов государства.  К гибким конституциям относятся те,  которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке,  т.е.  в порядке,  установленном для обычных парламентских законов.

    По  форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции.

    По  формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная  конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

    В зависимости от соответствия или  несоответствия тем  фактическим  общественным отношениям,  которые  сложились и господствуют в обществе,  конституции подразделяются на фиктивные  и  действительные.  Фиктивные  конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны.  Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных  отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти  и  государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

    Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в системе современного демократического государства,  от всех других правовых актов отличают следующие черты.

    Прежде  всего, необходимо  отметить, что  Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

    Эта сущностная черта конституции и поныне признается  доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ  … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

    Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает  и вторую сущностную черту конституции  - ее учредительный характер. Поскольку  народ в демократическом государстве  есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть   может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

      Учредительная природа конституции проявляется  и в том, что ее предписания  выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства4.

    Важной  чертой, характеризующей конституцию  является особый предмет  конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые  она регулирует и закрепляет.

    Конституционное воздействие отличается всеохватывающим  характером, чего не имеет никакой  другой нормативный правовой акт. Конституция  затрагивает все сферы жизни  общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя  в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

    Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных  выше сущностных черт и выражаются:

    1. в верховенстве конституции

    2. в ее высшей юридической силе

    3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

    4. в особой охране конституции

    5. в особом порядке принятия  и пересмотра конституции, внесения  в нее поправок.

      1.2. Принципы и юридические свойства Конституции

      Конституция – это нормативный правовой акт  высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Информация о работе Конституция как основной закон государства