Конституционное право на информацию в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в определении и анализе проблем охраны и защиты конституционного права на информацию современной России. В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:
1. Определение понятия, структуры и содержания конституционного права на информацию;
2. Исследовать право на информацию в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством;
3. Исследование особенностей ограничения права на информацию.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Конституционное право на информацию 6
1.1. Понятие и сущность права на информацию 6
1.2. Право на информацию по Конституции Российской Федерации 12
Глава 2. Реализация права в Российской Федерации 16
2.1. Конституционно – правовые гарантии свободы распространения информации в РФ 16
2.2. Правовые основания ограничения права на информацию в Российской Федерации 25
Заключение 28
Список литературы

Файлы: 1 файл

окончательный вариант курсовой Маркова.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

     Любопытно, что правовое обоснование доступа  к информации органов власти в  законодательстве зарубежных государств также связывается с принципом  «свободы информации». Но в отличие  от описанного выше принципа свободы информации, который использовался в международной дискуссии о свободе мысли и слова, он обусловлен исключительно проблематикой гласности деятельности органов власти. Поэтому зарубежные законы, которые в наименовании содержат национальные эквиваленты термина «freedom of information», как правило, регулируют строго вопросы доступа к информации органов власти. В международной правовой дискуссии тема свободы информации («freedom of information» или FOI) также осваивается сугубо в связи с проблемой доступа граждан к информации органов власти.

     По  данным организации «Transparency International Russia» на сегодняшний день в мире отдельные законы о праве на информацию в составе национального законодательства имеют около 100 государств. Считается, что в мировой правовой практике значительный импульс развитию законодательства о праве доступа к информации и обоснованию самостоятельности этого права придала имевшая известный резонанс борьба американской общественности с засекреченностью документов. Война во Вьетнаме, документы Пентагона и Уотергейта наглядно продемонстрировали, какие угрозы скрыты в чрезмерной секретности и в сопутствующем этому отсутствии официальной отчетности. Принятый в 1966 г. и претерпевший впоследствии более либеральные изменения Закон США «О свободе информации» является сегодня одним из наиболее влиятельных документов в вопросе о построении в национальном законодательстве системы правовых механизмов доступа к информации. С начала 60-х гг. прослеживается устойчивая тенденция на принятие отдельных национальных законов, гарантирующих доступ к информации о деятельности органов власти. Начиная с этого времени (за исключением Финляндии, где такой закон был принят в 1951 г. и Швеции – в 1766 г.!) количество принимаемых национальных законов о доступе растет в геометрической прогрессии. Особенно урожайными на законы о доступе были последние двадцать лет.

     Основы  субъективного права на доступ к  информации можно найти в российской Конституции, в части 2 статьи 24, устанавливающей, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». В связи с особенностями закрепления этого права в конституционном тексте имеет смысл прокомментировать данную позицию.

     В отечественной политико-правовой традиции проблематика права на доступ к информации могла быть освоена в терминах гласности политического властвования. Получившее во времена перестройки известность во всем мире слово «glasnost» означало, что наша страна находится на пути к открытому правлению. Однако широкого непосредственного доступа к документам и материалам органов власти для граждан так по существу и не было открыто. Исследователи обращали внимание на то, что право на доступ к информации в этот период толкуется только как право получать информацию через СМИ, причем, граждане выглядели в правовых конструкциях настолько пассивными, что их правовые возможности выражались лишь в праве купить газету и свободно выбирать телевизионные программы. Можно добавить, что и сегодня такое представление о содержании права на доступ к информации о деятельности органов власти продолжает иметь место. 

     1.2. Право на информацию по Конституции Российской Федерации 

     В России право человека и гражданина на информацию впервые было закреплено в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). Право на информацию закреплено в ныне действующей Конституции РФ 1993 г.

     Из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным, в том числе:

     право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23);

     право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23);

     свобода мысли и слова (ч. 1 ст. 29);

     свобода массовой информации (ч. 5 ст. 29);

     право на свободу выражения своих мнений и убеждений (ч. 3 ст. 29);

     право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29);

     право граждан обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);

     право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42);

     свобода всех видов творчества (ч. 1 ст. 44);

     свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

     право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44);

     право на получение квалифицированной  юридической помощи (ст. 48)».

     Этот  перечень можно дополнить следующим:

     право каждого знакомиться с документами  и материалами, непосредственно  затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); в данной норме установлено право на доступ к информации путем закрепления обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по подготовке и предоставлению запрашиваемой информации;

     право на доступ к информации о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (ч. 3 ст. 41).

     В указанном перечне основополагающей нормой, центральным, системообразующим  звеном в регулировании права граждан на информацию является ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. И как отмечает С.А. Авакьян, в ст. 29 Конституции РФ предусмотрена возможность широкой реализации права на информацию в обществе, государстве[4]. Статья 33 является одновременно и политическим правом, и условием реализации права на доступ к информации. Часть 3 ст. 41, ст. 42 являются продолжением сущности права на доступ к информации и его содержанием. Часть 1 ст. 44, ч. 2 ст. 44 являются содержанием права на информацию, поскольку закрепляют право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, доступ к культурным ценностям. Разумеется, правовую основу права граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц составляет ч. 2 ст. 24 Конституции РФ.

     С точки зрения борьбы с сокрытием  информации важной является ч. 1 ст. 15 Конституции  РФ. Из нее следует, что право на доступ к информации гарантировано  Конституцией РФ и по большому счету  не нуждается в подтверждении какими-либо еще правовыми актами. В соответствии с Постановлением Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, «когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения».

     Это положение подтвердил Конституционный  Суд Российской Федерации в Постановлении  от 18 февраля 2000 г. N 3-П: «Информация в силу непосредственного действия ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна гражданину, если собранные документы и материалы затрагивают его права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты». В силу предписаний ст. 23, 24, 29 и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации «не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

     Отечественная правовая практика исходит в вопросе  о доступе граждан к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления из такого толкования отмеченных статей Конституции РФ, в соответствии с которым требуется принятие федерального закона для реализации конституционного положения. Данная позиция имеет право на существование: ч. 2 ст. 24 заканчивается фразой «если иное не предусмотрено законом». С нашей точки зрения, по крайней мере, в отношении права на доступ к информации о деятельности органов власти устоявшееся в отечественной практике толкование, обусловливающее реализацию этого субъективного права принятием федерального закона, является справедливым. Без конкретизации порядка доступа граждан к информации в стране, которая не имеет соответствующего правового опыта, говорить о возможности воплощения права на доступ к информации на практике бессмысленно.

     Таким образом, нельзя утверждать, что правовая база доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления в нашей стране отсутствует. Однако в основном законодательство регулирует право граждан на доступ к информации о деятельности органов государственной власти, а не органов местного самоуправления. Кроме того, в целом, несистематизированный характер законодательства о доступе граждан к информации не дает возможности в полной мере рассматривать его как достаточный инструмент в реализации субъективного права на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. Регулирование отношений, связанных с реализацией права граждан на информацию представляет собой одну из самых трудных для российского законодательства проблем. Только на конституционном уровне это право рассматривается более чем в двадцати конституционно-правовых установлениях, а на более широком - законодательном уровне, по оценкам специалистов, в этот институт входят нормы свыше трех десятков законодательных актов. «Соответствующие нормы, даже без учета информационных прав СМИ, имеются как минимум в 38 законах, 1 указе Президента, 18 постановлениях и 1 распоряжении Правительства, 30 актах ведомственного уровня, регулирующих вопросы здравоохранения, экологии, транспорта, связи, прав потребителей, деятельности органов внутренних дел, охраны труда, взаимоотношений с таможенными налоговыми органами и других сфер жизни.

 

     

         Глава 2. Реализация права в Российской Федерации 

         2.1. Конституционно-правовые гарантии свободы

         распространения информации в РФ 

     Свобода информации не ограничивается только функцией получения информации человеком. Свобода информации является составляющей свободы человека и влияет на осуществление свободы человека. Для реализации своей свободы человек пополняет имеющуюся у него информацию, например, путем обмена ею с другими людьми, производит новую информацию.

     Свобода информации человека – способность человека осуществлять процесс познания, производства и передачи как произведенной, так и полученной или имеющейся у него изначально информации, ограниченная окружающими человека явлениями материального и идеального мира.

     Свобода информации тесно связана со свободой мысли, однако вопреки распространенному мнению надо заметить, что свобода информации не является производным свободы мысли. Этот вывод следует из того, что в принципе человек может передавать информацию и без использования своего мозга, не используя свое сознание, другими словами, не осуществляя процесс мышления.

     В обществе не свобода оказывает решающее воздействие на поведение людей. Право как феномен социального  развития корректирует поведение людей.

     Праву на информацию человека можно дать следующее определение.

     Совокупность  норм, охраняемых публичной властью, которые закрепляют принцип равенства  людей, устанавливают приоритет  свободы человека и охраняют свободу  человека в сфере получения, производства и передачи информации.

     Свобода слова, существование независимых  средств массовой информации, гарантированность  права на доступ к информации - это  краеугольный камень и необходимое  условие нормального функционирования любого демократического общества.

     Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию (ст. 1) демократическим правовым государством, гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации, провозглашая право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, и запрещает цензуру (ст. 29).

Информация о работе Конституционное право на информацию в Российской Федерации