Информационное развитие общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием трансграничных глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих в каждый дом и воздействующих одновременно и на каждого человека в отдельности, и на огромные массы людей. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………… 3 стр.


2.Основная часть……………………………………………………. 4 стр.


Роль информации в развитии общества…………………… 4 стр.

Состояние проблемы информатизации общества………… 7 стр.

Конституционная основа законодательства

в области информатизации…………………………………. 7 стр.

Основные направления законопроектной работы………… 9 стр.

Механизм правового регулирования………………………. 11 стр.

Международное развитие информационного общества…. 14 стр.



3.Заключение………………………………………………………… 16 стр.



4.Список литературы………………………………………………… 18 стр.

Файлы: 1 файл

Информационное развитие общества.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

       Конституционная основа законодательства в области  информатизации 

       Конституция РФ официально признает право граждан  на информацию и этим вводит законодательство России в систему международных  норм, признающих это право естественным и политическим одновременно. Основной Закон закрепляет в ведении органов государственной власти Российской Федерации федеральную информацию и связь. Это создает конституционную основу для решения многих проблем информатизации, хотя не исчерпывает их.

Остановимся на важнейших аспектах развития законодательства в рассматриваемой области, которые  следует ориентировать на конституционную  основу.

      1. Конституция официально подтверждает международное признанное право граждан на информацию. Это важное положение, которое должно быть взято за основу законодательного обеспечения и гарантий права на информацию не только граждан, но и их ассоциаций различных направлений, и самого государства.
      2. Конституция Российской Федерации из общей системы информации выделяет ту, которая непосредственно связана со сведениями о гражданах и как наиболее уязвимый массив информации ее охраняет.
      3. Статья 24 Конституции целиком посвящается режиму информации о частной жизни граждан. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
      4. Конституция обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 24,). Ответственность на основе федерального закона за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, а также необходимость представлять достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 41, 42) затрагивают важный круг обязанностей соответствующих органов государственной власти по владению и использованию должным образом отдельных видов информации.
      5. Ряд статей Конституции косвенным образом касается проблем права на информацию и гарантий его реализации. Затронуты и вопросы легитимности ограничения свободы Ограничение касается не только государственной собственности. Существенные признаки заложены и в ст. 19. Ее прочтение позволяет сделать вывод о невозможности злоупотребления информацией о социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности граждан. А в ст. 55 заложен принцип ограничения права и свободы на информацию с учетом защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что значительно шире, нежели границы информации, отнесенной к государственной собственности.
      6. Пункт "и" ст. 71 ориентирует в вопросах формирования и управления информационным ресурсом страны в целом. Здесь сказано об отнесении федеральной информации и связи к ведению Федерации. Вместе с тем никакой определенности относительно информации, которая возникает и циркулирует в системе совместного ведения Федерации и субъектов Федерации в Конституции не содержится. Возможно, в этом случае придется исходить из разделения собственности в пределах Федерации, а также между государственным и местным самоуправлением. Здесь будет реализоваться модель привязки информационных ресурсов, относящихся к определенным объектам собственности, к компетенции соответствующих субъектов.

       Таким образом, Конституция прямо или  опосредованно касается таких важных тем в проблеме информатизации, как  право на информацию, его гарантии, ограничения и создание условий для информационной безопасности, разграничения сфер ведения на важнейшие составные элементы информатизации: информацию и связь. Это далеко не полный перечень вопросов, необходимых для решения проблемы. Но и этого не мало для дальнейшего развития законодательства на конституционной основе в области, о которой идет речь. Определенные перспективы открывает и Указ Президента РФ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" от 31 декабря 1993 г. 

Основные  направления законопроектной работы 

       Информация - важнейший ресурс управления и  всех форм жизнеобеспечения общества. Эпицентром включения информации как  ресурса в систему права являются в настоящее время кроме института  прав граждан институты собственности: "информация", "информатика", "информатизация", "компьютеризация" - в разных аспектах касаются инструментария и механизмов материальной (вещной) и интеллектуальной собственности. Эти объекты отношений вызывают к жизни самые различные сочетания элементов институтов материальной и интеллектуальной собственности и ставят новые вопросы перед теорией и практикой правовой науки, перед законодательством. Решение проблем права собственности на объекты, символизирующие "информацию" в ее самых разных ипостасях, позволит подойти ко многим правовым проблемам организации, обработки, защиты и использования информации более квалифицированно, чем это делается в настоящее время, заложит основу развития специального законодательства об информации и информатизации, поможет разработать основы информационной безопасности и безопасности граждан и общества на базе новейших технических достижений.

       В массиве действующего законодательства кроме Закона о средствах массовой информации, законов о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных, о правовой охране топологий интегральных микросхем, о ФАПСИ, Закона РФ о государственной тайне, пока нет закона, который бы создавал фундаментальную основу для единообразного решения важнейших исходных позиций в области формирования и использования информационных ресурсов страны, развития процесса информатизации и одновременно позволял обеспечивать согласованное, скоординированное нормотворчество на других уровнях.

       Выполнить такую роль призван Закон РФ, проект которого назван "Об информации, информатизации и защите информации". Он подготовлен еще в конце 1992 г., но события складываются так, что первое чтение в Государственной Думе этот проект прошел лишь в июле 1994 г. Критично относясь к его громоздкому названию, отметим, что этот акт содержит ряд позиций, которые позволяют рассматривать его как базовый в системе законодательства по информации и информатизации.

       Во-первых, он достаточно четко определяет сферу  информационного ресурса и отношений, которые регулируются данным законом. Это - сфера документированной информации.

       Во-вторых, он увязывает в единой системе  важнейшие области информатизации: информацию как ресурс, информатизацию как процесс и проблемы защиты информации и прав субъектов, что  отражено в его названии и в  структуре.

       В-третьих, проект данного закона нормативно закрепляет единообразное понимание законодателем, а следовательно, и всей нормативной практикой, терминов и понятий, используемых в информационных отношениях. Напомню, что "документированная информация (документ)" понимается как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Информатизация с учетом оценки процесса развития информационного общества определена как "организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий удовлетворения информационных потребностей общества на основе формирования и использования информационных ресурсов с применением перспективных информационных технологий".

       Еще одно важное определение касается информационных ресурсов. Они понимаются как "отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, фондах, банках данных, других информационных системах), являющиеся предметом отношений юридических лиц, граждан и государства".

       Результатом методологического обоснования содержания и структуры данного закона служит установка на строгое следование логической связи предметных областей отношений, связанных с документированной информацией и информатизацией. Предварительным условием формирования и развития этих отношений является установление права на информацию различных субъектов и правового режима самой информации как предмета отношений

       Конституция РФ, следуя международным нормам, закрепляет право граждан на информацию, создавая основу для специальных законов в этой области. Упомянутый проект Закона об информации, информатизации и защите информации последовательно развивает идею права граждан на информацию и впервые официально закрепляет право на информацию юридических лиц и государства как субъекта международных отношений.

       Специальная глава посвящена проблеме информационных ресурсов. Центральное место при  этом занимает вопрос о правовом режиме информации. Институт правового режима применительно к такому объекту, как "информация", реализуется  через четыре параметра: правила документирования информации как сведений о фактах, событиях, процессах, явлениях; установление права собственности на информационный ресурс: определение и оформление информации по категории доступа с учетом открытого и ограниченного доступа; установление правил защиты информации и права на информацию. 

Механизм  правового регулирования 

      Механизм  правового регулирования детерминируется  как «взятая в единстве система  правовых средств, при помощи которой  обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения»1.В механизме правового регулирования традиционно выделяют 3 основных и одну факультативную стадии (стадия формирования и действия юридических норм (стадия общей регламентации), стадия возникновения прав и обязанностей (правоотношений) и стадия реализации этих прав и обязанностей). В качестве факультативной называется стадия применения права2.

      Ниже  представлены размышления о будущем  права, о перспективах развития правовых систем в новой реальности информационного общества.

      На  стадии общей регламентации в  механизме правового регулирования  происходит детерминация субъекта общественных отношений путем закрепления  его правового статуса, создаваемые  юридические нормы определяют правовые возможности субъектов общественных отношений. На этапе развития общества как информационного юридическая норма призвана закрепить статус «виртуальной личности» как субъекта общественных отношений. Д.В.Иванов отмечает, что «виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность. Виртуализируется и система неравенства, упорядочивающая соотнесение индивидуальных статусов...роль дифференцирующего фактора переходит к стилю жизни. Привычные характеристики - уровень дохода, образования, престижа профессии замещаются степенью стилизации потребления, знания, профессиональной деятельности. Стиль – это по определению единство и связность образного ряда, то есть система образов...способность создавать и поддерживать имидж становится решающим фактором поддержания статуса. Современное общество структурируется волей к виртуальности»3.

      «Виртуальная  личность» формируется как самостоятельная  и может не совпадать с реальным субъектом объективных общественных отношений. Виртуальная личность –  это виртуальное тело, имя (ник), набор  определенных характеристик, в совокупности своей являющие виртуальный статус личности. Постепенно граница между виртуальной и реальной действительностью может стать настолько прозрачной – что неизвестно - кто будет выступать субъектом реальных общественных отношений – «виртуальная личность» или «реальный» человек. Для того чтобы юридическая норма имела возможность оказывать регулятивное воздействие на общественные отношения нового типа, ее создатели должны учитывать, кто будет являться субъектом этих отношений, и формировать «тело нормы» соответственно новым тенденциями развития общества. 
Характеристики субъекта общественных отношений меняются. Субъект в обществе информационного типа выступает как носитель некоего «образа» и стиля. Основная цель его существования – участие в различного рода коммуникациях. Базовый инструментарий для вступления в коммуникации - знания и информация, которыми он обладает. При закреплении правового статуса субъекта общественных отношений необходимо уделять особое внимание «информационным правам» личности. Современное развитие общества приводит к тому, что человек становится собственником своих персональных данных и должен быть защищен законодательством от несанкционированного доступа к ним. Особого внимания при определении статуса субъекта общественных отношений в информационном обществе будет заслуживать соотнесение интересов государства, общества и собственно субъекта. Как указывают некоторые специалисты, юридические нормы, закрепляющие статус субъектов общественных отношений, должны быть по возможности «нейтральны» - чтобы любые инновационные действия в сфере высоких технологий и соответственно меняющиеся ожидания субъектов общественных отношений, не приводили к необходимости внесения срочных изменений и поправок в законодательство. Во-вторых, следует избегать излишнего регулирования. Развитие саморегулирования складывающихся общественных отношений, соблюдение «особых» этических норм сетевого пространства - может быть таким же эффективным средством создания цивилизованного правового пространства. В-третьих, необходимо обеспечивать гармонизацию юридических норм с нормами, действующими на международном уровне4.

      Закрепление правового статуса субъекта общественных отношений должно происходить таким  образом, чтобы этот субъект мог  узнать о собственных правовых возможностях (иначе говоря, мог различить привлекательный для него образ – и воспринять норму, создавшую этот образ как регулятивную). Предположим, что если на этапе общей регламентации правовой статус субъекта будет закреплен не только на бумажном носителе, но и переведен в электронную форму, соединяя при этом в себе как регулятивную функцию посредством создания образа, так и одновременно выступая этим образом своим электронном видом- регулятивные возможности юридической нормы применительно к субъектам информационного общества существенно повысятся.

      Вторым  концептуально важным моментом в  наших рассуждениях является то, что  концептуально меняется различие между  «субъектом права» и «субъектом правоотношения», элементами механизма правового  регулирования. На этапе индивидуализации юридических норм в информационном обществе субъект правоотношения является «виртуальной личностью», что усложняет, а порой делает невозможной идентификацию «виртуальной личности» с реальным субъектом конкретного правоотношения. Во-вторых, на этапе трансформации общества в информационное, для регулирования общественных отношений и для определения прав и обязанностей субъектов правоотношений, нельзя использовать прежние ценностные ориентиры. Если для субъектов правоотношений в индустриальном обществе права и обязанности складывались по поводу таких ценностей, как «свобода» и «прогресс», а сами отношения носили так называемый «овеществленный» характер (ценностные ориентации: в вещах сосредоточена сущность человеческой деятельности), то в информационном, «виртуализированном» обществе права и обязанности складываются, исходя из совершенно иных ценностных ориентаций (по поводу информации и коммуникаций).

      Для общества новой формации, как верно  подмечает Д.В. Иванов, «виртуальная реальность предлагает взаимодействие человека не с вещами, а с симуляциями. Нынешнее существование социальных институтов описывается тремя характеристиками: нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность»5.

      На  этапе индивидуализации юридических норм в информационном обществе возможно как минимум два варианта формирования конструкций общественных отношений.

      Первый вариант - «Виртуальные» отношения с «виртуальными субъективными правами и юридическими обязанностями». Данная схема означает, что отношения между субъектами правоотношений не выходят за рамки «виртуальных» -то есть основанных по поводу образов -симуляций. В данном случае субъектами таких правоотношений выступают некие «образы», созданные конкретными лицами. Система взаимных виртуальных прав и обязанностей будет предполагать «принятие» неких ролевых статусов, предлагаемых модифицированной юридической нормой и сформулированных в ней как привлекательные для использования.

Информация о работе Информационное развитие общества