Дееспособность свободных граждан по римскому частному праву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 20:13, курсовая работа

Описание работы

Понятие правоспособности

Файлы: 1 файл

дееспособность римских граждан.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

      2.3. Дееспособность лиц с физическими, моральными и психическими недостатками

 

     Не  только возраст человека влияет на его способность действовать сознательно и свободно, а, следовательно, и на его способность к юридическим действиям; подобное влияние оказывает на эту способность состояние здоровья лица. Человек, находящийся в болезненном состоянии, иногда лишается сознания и воли, иногда фактически бывает поставлен в невозможность совершать известные действия, a потому понятно, что законодательство должно обратить на это обстоятельство внимание и определить влияние болезненного, ненормального состояния организма на правоспособность лица.

     Ограничения дееспособности было у душевнобольных, телесно больных и расточителей.

     «Сумасшедший  не может совершать никакого юридического акта, так как он не понимает, что  делает» (Институции Гая, книга 3, пункт 106). Безумный не мог так же вступить в брак, не обладал завещательной способностью. Над ним устанавливалось попечительство. «Если кто впал в безумие, то пусть власть над ним самим и над его имуществом возьмут его агнаты или его сородичи» (Таблица V). Dеmentes, mente capti, furiosi, faturi (различие терминов не имеет юридического значения) - все неспособны к юридическим действиям.

     Ульпиан пишет: «У безумного отца дети тем  не менее находятся под его  отеческой властью. То же самое и  в отношении всех других родителей, во власти которых находятся дети…  Кроме того, безумный отец сохраняет право [отцовской] власти еще и для того, чтобы и доход его прибавлялся из того, что приобретет его сын » (Дигесты Юстиниана, книга 1, титул 4, пункт 8).

     Следует обратить внимание на то, что в римском  праве безумные делились на тех, кто был лишен моментов просветления, и тех, у которых психическая адекватность время от времени восстанавливалась – в такие периоды за ними признавалась полная дееспособность, и они могли совершать сделки.6

     По  образцу этого попечительства над  сумасшедшими (cura furiosi) образовалось в римском праве позднее попечительство над расточителями (cura prodigi). Расточитель, т. е. лицо, которое судебным порядком было признано за мота, также мог быть лишен, подобно сумасшедшему, распоряжения своим имуществом; но положение его, однако разнится от положения сумасшедшего. Расточитель (prodigus) способен к заключению сделок, но лишь таких, которые служат к увеличению его имущества; сделок же, прямо или косвенно могущих служить к уменьшению его достояния, заключать не может. Ульпиан сообщает, что «согласно закону XII таблиц, расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом». Положение расточителя, таким образом, уподобляется положению лица, не достигшего еще возраста зрелости.

     Следующая рассматриваемая группа – телесно  больные. Отсутствие телесного органа или физической способности имело принципиальное значение.

     Телесные  недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, то его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.7

     Институции  Гая, книга 3, пункт 105: « Немой не может ни стипулировать, ни обещать, это очевидно. То же правило принято и по отношению к глухому, так как и тот, кто стипулирует, должен выслушать слова обещающего, и тот, кто обещает, слова стипулятора».

     Говоря  о лицах с физическими, моральными  и психическими недостатками, нужно  сказать, что их возможность осуществлять свои интересы была ограничена по объективным причинам, но тем не менее законодательство позаботилось о подобных людях, о чем свидетельствует наличие института попечительства. Попечительство устанавливалось и над лицами моложе 25 лет (несовершеннолетними), именно эту категорию нам осталось разобрать.

      2.4. Дееспособность лиц моложе 25 лет

 
 

     По  достижении 14 лет для мужчин и 12 для  женщин наступает возраст зрелости. Достигшие этого возраста способны к совершению юридических действий и могут вступать в брак.

     Предъявлять иски имели право только достигшие 17 лет, для занятия должности судьи требовалось 18 лет. Отпущение рабов на волю без согласия попечителя дозволялось сначала только лицам, достигшим 20-летнего возраста; Юстиниан позволил это 17-летним и т. д. В древнем праве pubеres пользовались абсолютной свободой в распоряжении их имуществом с самого момента наступления зрелости. Но впоследствии предоставление такой ранней самостоятельности юношам оказалось вредным. Отсутствие всяких ограничений в праве распоряжения имуществом вело иногда гибельные последствия для неопытных и увлекающихся молодых людей. Для предохранения юношества от таких последствий был издан lex Plaetoria, грозивший уголовным судом всякому, кто вступит в юридическую сделку с лицом, хотя зрелым, но не достигшим 25 лет от рождения, и употребит обман, пользуясь его неопытностью. Кроме того, этот закон предоставлял не достигшим 25-летнего возраста некоторые средства к тому, чтобы обессилить принятые ими на себя обязательства.  Со времени издания этого закона pubеres разделились на 2 класса, именно: на minores viginti quinque annis (с 14 до 25 лет) и majores XXV annis, которым уже исполнилось 25 лет. Первый возраст получил название aetas minor, a второй aetas major, по-русски—возраст несовершеннолетия и совершеннолетия.

     В покровительство, оказанное несовершеннолетним законом Plaetoria, было потом признано недостаточным; претор и императоры создали, поэтому еще несколько  исключительных правил в пользу несовершеннолетних. Преторский эдикт обещал всякому, не достигшему 25-летнего возраста и заключившему невыгодную для себя сделку, восстановление в прежнее состояние (restitutio in integrum), т. е. такая сделка по преторскому эдикту считалась недействительной.

     Император Марк Аврелий установил упоминавшийся  уже в законе Plaetoria институт попечительства для недостигших 25-летнего возраста, дозволив последним испрашивать попечителей. Позднейшими императорскими постановлениями назначение попечителей к не достигшим 25 летнего возраста сделано обязательным. Но если законы, с одной стороны, покровительствовали несовершеннолетним, то, с другой, они затрудняли для них ежедневные имущественные операции; стесняли во многих случаях без всякой надобности их способность к юридическим действиям. (Несовершеннолетие не могли, например, вести процесс в суде без содействия попечителя, но могли сами отдавать себя в усыновление, получать платежи, выдавать расписки и т. д.). Между тем несомненно, что многие и не достигшие 25-летнего возраста могут быть так развиты и богаты опытом, что в состоянии пользоваться полной свободой. Поэтому императорскими постановлениями было дозволено мужчинам 20, a женщинам 18 лет испрашивать y Императора привилегию venia aetatis, по которой они считались вполне совершеннолетними, хотя им было менее 25 лет. Конечно, император имел право, и отказать в даче такой привилегии.

     Попечительство  лиц моложе 25 лет обусловлено, по мнению римских юристов, тем, что  «…у лиц этого возраста рассудительность является непрочной и они поэтому более других подвержены обману» (Ульпиан). Поэтому полагалось что даже и те лица из числа не достигших 25 лет, которые действительно способны хорошо вести свои дела, все равно нуждаются в попечителе, и не должны без его согласия распоряжаться своим имуществом.

     В римском праве было установлено  и то, что рождение у попечительствуемого  лица детей не устраняет попечительства. По причине рождения ребенка мог быть снижен возрастной ценз для занятия магистратуры, однако это правило не могло быть применено для снятия попечительства.

     Римские юристы обращали внимание на то, что  лицо, находящееся под опекой по причине своего несовершеннолетия, далеко не всего нуждается в специальной  защите претора, так как оно защищено уже своим правом. Так, если «… юный вступил в товарищество под влиянием обмана, то товарищество ничтожно в силу самого права, даже если оно заключено совершеннолетними, и таким образом в воздействии претора нет необходимости» (Лабеон).8

     Другой  пример: если лицо моложе 25 лет обещало  дать кредитору одну вещь, а дало по его просьбе гораздо более ценную, претор был обязан вмешаться и истребовать у кредитора ценную вещь. Ульпиан пишет: «…если вещь молодого человека продана им и затем приходит другой покупатель и предлагает большую сумму, то должен ли юный быть установлен в первоначальное положение вследствие упущенной им выгоды?» и положительно отвечает на этот вопрос.

     Исходя  из всего этого, можно сделать  вывод о том, что законодательство Рима устанавливало множество правил в пользу несовершеннолетних, что защищало их в случае обмана или ошибки по неопытности, но с другой стороны, это затрудняло осуществление ими  ежедневных имущественных операций.

     Итак, дееспособность лиц до 25 лет предусматривала  наличие следующих правомочий:

    • право отказаться от сделки (совершить реституцию) через просьбу претора;
    • право без чьей-либо санкции вступать в брак и составлять завещание;
    • право испрашивать себе попечителя, наличие которого требовалось про заключении сделки, связанной с уменьшением имущества.

3. Ограничение дееспособности в результате инфамии

 

     Римский гражданин мог стать ограниченно  дееспособным в результате инфамии (бесчестье). Бесчестье в классическом праве влекло запрет представлять других в судебном процессе или назначить себе представителя, запрет на вступление в брак со свободнорожденными, а так же ограничение наследственного права. Инфамия применялась к тем лицам, которые:

    • Были осуждены за уголовное преступление или правонарушение по отношениям, где подразумевается особая честность (поручение, хранение, опека);
    • Были осуждены за клевету или за вступление при защите чьих-либо интересов в суде в недозволенное соглашение с другой стороной;
    • Ненадлежащим образом исполняли обязанности патрона по отношению к клиенту, который нуждается в правовой защите;
    • Были уволены из армии императором за позорные поступки;
    • Занимались сводничеством или увеселением людей (это не применялось к атлетам, которые демонстрировали свою доблесть);
    • Сознательно, не по приказу того, в чьей власти находились, взяли женщину замуж до истечения ношения ее траура по мужу. Ульпиан уточняет, что «…объявляется пользующимся дурной славой тот, кто взял эту женщину замуж, но если он знал; ибо неведение – не права, а фактических обстоятельств – служит причиной извинения».

     Предавали инфамии и лиц, виновных в осквернении могил и которых нельзя было в силу их статуса предать смертной казни.

     Кроме того, гражданин мог получить дискриминирующий статус «интестабилитас» за отказ дать свидетельские показания, хотя он был свидетелем в сделке. Такое лицо не имело права принимать участие ни в одной сделке, где требовался свидетель, а это делало, например, невозможным завещание.

     Итак, рассмотрев содержание дееспособности различных категорий лиц, а так же изучив такое явление, как инфамия, мы приходим к выводу, что ограничение прав у каждой из них было обусловлено какими-либо причинами, у женщин, например, вследствие легкомыслия, у малолетних – вследствие возраста, у лиц с различными недостатками – неспособностью по состоянию здоровья осуществлять те или иные действия, ну и у лиц моложе 25 лет – вследствие их неопытности. Степень ограничения тоже была разной. Но все же ограниченно дееспособные лица могли осуществлять свои интересы через опекунов либо попечителей, поэтому я считаю необходимым освятить эти институты хотя бы в общих чертах.

     4. Институт опеки  и попечительства

 

     Лицо  в связи с возрастом, состоянием здоровья или неким особым положение  может нуждаться в помощи и  охране при осуществлении соей гражданской  правоспособности. Этим целям в римском  праве служили опека (tutela) над малолетними, а так же рано утратившая практическое значение опека над женщинами, и попечительство (cura) над безумными, над так называемыми минорами (т.е. не достигшими 25 лет), над расточителями. Различие между опекой и попечительством выражалось в порядке деятельности опекуна и попечителя. Опекун формальным актом согласия придает юридическую силу сделкам, к совершению которых подопечный неспособен; попечитель же выражает свое согласие неформально, возможно даже неодновременно со сделкой.

     Попечительство  мы достаточно подробно рассмотрели во второй главе, поэтому сейчас разберем институт опеки.

     В древнейший период опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников, а опекуном являлся ближайший агнат подопечного.

     В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а  его право, точнее – власть опекуна  над имуществом и личностью подопечного.

Информация о работе Дееспособность свободных граждан по римскому частному праву