Сущность политического терроризма как феномена современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:51, реферат

Описание работы

Актуальность исследования феномена политического терроризма возрастает для отечественной науки из-за угрозы, которую представляет терроризм государственной безопасности России. Проявление политического терроризма внутри страны подрывают устойчивость политической системы общества, стабильность политического курса, а в ряде случаев даже способны парализовать действия властей, способствуя подрыву их авторитета среди населения, что ставит под угрозу состояние и тенденции прогрессивного развития российского общества, а так же его жизнедеятельность.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Сущность политического терроризма как феномена современности...5
Сущность политического терроризма………………………………………...5
Политический терроризм как универсальный феномен ………………...…..9
Глава 2. Политический терроризм в России и мировой опыт борьбы с ним ...11
2.1 Угроза политического терроризма в современной России………………...11
2.2 Борьба с терроризмом в современных условиях……………………………15
Заключение………………………………………………………………………..19
Список литературы ………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

реферат политический терроизм.doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

      Если  взять  вторую  половину XX  века,  то  политический  террор  стал  обретать международный  характер  уже  в 1960-1980-е  годы.  В  частности,  произошла  резкая активизация левоэкстремистских сил в различных районах мира (маоистских и троцкистских  групп  в  Азии  и  Латинской  Америке),  стремившихся  с  помощью  насилия "расшатать"  правящие  режимы,  создать  революционную  ситуацию и насильственным путем захватить власть. Однако к концу 1980-х годов "революционный" терроризм, не  добившись нигде в мире  ощутимых  успехов,  в основном  сошел с мировой политической  арены. Но  к этому времени от рук террористов погибли премьер-министры Индии: мать и сын Ганди - Индира (1984 год) и Раджив (1991 год). Президент Египта,  лауреат Нобелевской премии мира А. Садат  был  расстрелян  террористами-исламистами (1981  год),  другой  лауреат  Нобелевской  премии  мира,  израильский премьер министр И. Рабин - террористом-евреем (1995 год).

      Приблизительно  в  то же  время  волна  террора  прокатилась  по многим  странам  Западной  Европы. "Красные  бригады"  в  Италии,  сходные  группировки  в ФРГ,  теракты  во Франции, Испании  и Великобритании. И даже  тихую и благополучную Швецию насилие  не  обошло  стороной. Пал жертвой неизвестного  убийцы  один из  самых  талантливых  политиков  этой  страны -  премьер У. Пальме (1986  год). Политический  террор познала и одна из самых развитых в мире стран - Америка. Один за другим были убиты братья Кеннеди: президент страны Джон (1963 год) и министр юстиции,  наиболее  перспективный  кандидат  в  президенты  Роберт (1968  год). В  том же 1968  году расистами был  застрелен и один из наиболее  выдающихся лидеров движения  за  гражданские права чернокожих  в США М.-Л. Кинг. Имел место  и взрыв  торгового  центра  в  Оклахоме-Сити,  когда  погибло  около 200  американских граждан. 

      Поэтому  не  очень  понятно,  на  каком  основании  некоторыми  экспертами  делаются  выводы,  что политический  экстремизм,  рождающий терроризм,  особенно  распространен в России (7). Очевидно,  здесь имеет место смешение  понятия "политический  терроризм"  с насильственными преступлениями на иной почве -  экономической,  бытовой и т.д. Отдельные СМИ по  сути дела,  любое заказное  убийство  спешат  представить как совершенное по  политическим  мотивам. На  деле же  выясняется,  что юридически  доказать  политическую  подоплеку даже  самых громких заказных  убийств  политиков (Г. Старовойтова),  видных  тележурналистов (В. Листьев)  или  некоторых  депутатов  и  государственных  чиновников,  как правило,  крайне  сложно. Террор  в России  стал производным  от  гигантского  раздела и  передела  собственности  и  слабости  органов  правопорядка,  ставшего  следствием смены  общественного  строя  и  государственности. Сказались  и  ошибки,  допущенные правящими  кругами,  вопреки  логике, нигилистически  смотревшими  на  институт  государства.

      В  действительности Россия не  так  уж и  отличается  от  европейских  стран по  части политического  экстремизма,  хотя  такая  проблема  действительно  есть,  о  чем  свидетельствует  работа Государственной  думы по принятию  закона  о  борьбе  с  этим  уродливым  явлением.

      Глава 2. Политический терроризм в России и мировой опыт борьбы с ним

      2.1 Угроза политического терроризма в современной России

      Россия, порвавшая с тоталитаризмом, стремящаяся  преодолеть социально-экономический  кризис, чрезвычайно нуждается в  политической стабильности, в атмосфере согласия и спокойствия. Одним из приоритетов государства является обеспечение безопасности, к основным объектам которой относятся личность, ее неотъемлемые права и свободы; общество, его духовные и материальные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Кризисный период, который переживает Россия, предопределяет тенденцию к распространению деструктивных, насильственных форм конфликтов.

      В какой мере явления, обозначаемые в  международной практике понятиями экстремизм и терроризм (понимаемый как форма политического экстремизма), стали фактом социальной действительности в России? Какие формы терроризма можно выделить с достаточной степенью объективности? Насколько они конфликтогенны?

      При наиболее обобщенном подходе можно  выделить две основные формы терроризма: государственный и антигосударственный.

      Государственный терроризм выражается в проведении секретных операций против других суверенных государств, которые осуществляются либо собственными спецслужбами, либо финансируемыми нелегальными террористическими организациями. Что же касается борьбы диктаторских режимов против собственных народов, то в этом случае корректнее говорить о государственном терроре как политике физического подавления оппозиции с использованием государственных институтов, хотя не исключаются и нелегальные формы типа "эскадронов смерти" в некоторых странах Латинской Америки.

      Если  речь идет об антигосударственном терроризме, то здесь государство предстает  не как субъект, а как объект террористической деятельности. Субъектом в данном случае являются нелегальные террористические организации, как национальные, так и международные, осуществляющие тактику террора по политическим и идеологическим мотивам.

      Антигосударственный терроризм по своему характеру может  быть социально-политическим, националистическо-сепаратистским, религиозным и др. Концептуальная неопределенность в отношении криминального феномена, который характеризуется как терроризм, довольно отчетливо проявляется в оперативной статистике Министерства безопасности, ограничивая возможности фиксации актов политического насилия и выявления динамики террористической активности.

      Вплоть  до недавнего времени основные проявления терроризма заключались в анонимных угрозах в адрес высшего руководства, изредка бывали попытки покушений - например, на Л.И.Брежнева, на М.С.Горбачева.

      Распад  тоталитарно-репрессивной системы  повлек расширение круга лиц, которые  становятся объектами угроз и на которых совершаются покушения. Это работники государственных учреждений, правоохранительных органов, депутаты, журналисты. За первую половину 1992 года зафиксировано около 60 угроз расправы с депутатами различных уровней.

      Наша  страна подверглась жесточайшим  проявлением терроризма. Вспомним, сколько жизней унесли захват школы в Беслане, взрывы домов в Москве и Волгодонске, захват заложников во время представления мюзикла «Норд - Ост», взрывы самолетов и многое другое. (9)

      Отмечены  факты шантажа местных органов власти в Краснодаре были угрозы взорвать один из детских садов, в Воронеже - отравить детей в детских садах и даже вызвать массовую эпидемию, заразив водопроводную систему бациллами чумы.

      Нельзя  утверждать, что все это акты политического  терроризма. Несомненно, однако, что происходит рост не только уголовного, но и политического насилия.

      Александр Кузнецов, руководитель службы по борьбе с терроризмом в г. Санкт-Петербурге, в интервью "Литературной газете" (№ 24, июнь 1992г.) выражает убеждение, что в стране происходит слияние политических и криминальных процессов. С одной стороны, утверждает он, мафиозные структуры пытаются влиять на политические процессы с тем, чтобы они развивались в нужных им направлениях. С другой - все чаще некоторые политики используют криминальные структуры для финансирования своей политической деятельности и расправы с политическими противниками. Вызывает беспокойство и оперативная информация о том, что ряд политических группировок начинают формировать собственные вооруженные отряды - и не только для охраны, но и для террористических акций в отношении политических противников. То, что боевики пока себя, как правило, не проявляют, ответственный работник ГБ РФ считает временным явлением.

      Зарегистрированы  случаи атомного шантажа. Угрозы и предупреждения о подготовленном взрыве получали дирекции Курской, Ростовской, Смоленской и других АЭС. Уязвимость объектов ядерной энергетики делает заложником маньяков и террористов по существу все человечество. Террористический акт такой направленности чреват катастрофой планетарного масштаба. Этот риск нельзя недооценивать.

      Пока  политический терроризм имеет место  в основном в некоторых окраинных регионах Российской Федерации. Примером могут служить события в Дагестане. В городе Хасавюрт 19.07.1992г. у подъезда жилого дома была взорвана ручная граната. При взрыве погибло 3 человека, 4 человека получили ранения.

      Особое  место занимает воздушный терроризм. Статистика свидетельствует, что гражданская авиация является приоритетным объектом террористических актов, за последние два года в России совершено 70 попыток захвата воздушных судов. Подобные инциденты происходят с конца сороковых годов, но информация о них до последнего времени либо отсутствовала, либо была крайне тенденциозной.

      Определенную  угрозу для безопасности представляют также международные террористические организации. До сих пор с их стороны не зафиксировано действий, направленных против России. Однако, по мнению зарубежных экспертов, в связи с улучшением отношений с западными странами, отказом нашей страны от антиимпериалистической риторики и пересмотром внешнеполитического курса, в том числе и в отношении Ближнего Востока, не исключено, что Россия станет одним из объектов международного терроризма.

      Борьба  с международным терроризмом на территории СНГ требует согласованных усилий его членов, ныне имеющих статус независимых государств. В конце июля 1992г. между Министерством безопасности РФ и Службой безопасности Украины подписаны соглашения о совместных действиях против террористов, предусматривающие техническое и информационно-аналитическое взаимодействие, координацию мер в вопросах обеспечения безопасности объектов оборонной промышленности, атомной энергетики, обучение специалистов по борьбе с терроризмом и т.д. Аналогичные договоренности были достигнуты ранее с руководством спецслужб Казахстана, Узбекистана, Белоруссии.

      Степень террористической угрозы безопасности в Российской Федерации должна быть оценена, как достаточно высокая. Дальнейшее развитие ситуации зависит от многих факторов. Уменьшение террористической опасности - задача государственной важности, требующая совершенствования организационно-технических мероприятий со стороны правоохранительных органов и - что наиболее важно - разработки и осуществления, действенных мер по ослаблению и урегулированию конфликтных ситуаций.

      2.2 Борьба с терроризмом в современных условиях

      Опыт  многих иностранных государств в  борьбе с терроризмом, безусловно, необходимо изучать, а, изучив, - использовать во благо обществу. Политическое руководство основных стран европейского Запада и Соединенных Штатов рассматривает противодействие терроризму в качестве одной из важнейших общегосударственных задач. Основными направлениями деятельности в этой области являются совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между соответствующими федеральными органами, формирование специальных подразделений и увеличение численности сотрудников федеральных структур, занимающихся проблемой терроризма, улучшение их технической оснащенности.

      Политика большинства западных государств базируется на следующих принципах: не делать террористам никаких уступок, оказывать максимальное давление на страны, поддерживающие терроризм, в полной мере использовать имеющиеся в своем распоряжении силы и средства, в том числе и военные для наказания террористов, предоставление помощи другим государствам и взаимодействие с ними.

      Как известно, одним из первых шагов  в организации международного сотрудничества против террора явилось отверждение  Ассамблеей Лиги Наций в 1937 г. проекта Международной конвенции по предотвращению и наказанию актов терроризма. Эта конвенция не была ратифицирована и не вступила в силу. (6) Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 г., почти 60 лет спустя, вновь указала на необходимость усиления сотрудничества в борьбе с терроризмом и подтвердила обязанность государств применять все возможные меры по его ликвидации. (4)

      В США за период с 1958 по 1999 гг. было принято  более 40 правовых актов, в той или степени касающихся усиления борьбы с терроризмом, в том числе специальная Президентская директива (июнь 1995 г.) и Закон об усилении борьбы с терроризмом (1996 г.). Эти законодательные акты значительно расширяют права федерального руководства, правоохранительных органов и администрации штатов по выявлению и пресечению готовящихся терактов как на территории США, так и за рубежом. За десятилетия борьбы с терроризмом в мире и России был разработан ряд механизмов, методов, технологий государственного реагирования на потенциальные и совершившиеся факты терроризма (создание специальных антитеррористических сил и их подготовка, усиление охраны особо опасных, в частности, ядерных объектов, выработка технологии переговорного процесса об освобождении заложников и др.).

Информация о работе Сущность политического терроризма как феномена современности