Политический лидер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов. Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи.

Содержание работы

Введение
I. Теоретическая часть
1. Сущность и характерные особенности политического лидера
2. Ключевые качества и способности современного политика и лидера
3. Оценка трудностей и проблем на пути формирования лидеров и реализации лидерами своего призвания
4. Политические технологии лидеров
5. Некоторые особенности восприятия политических лидеров в современной России
II. Практическая часть
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая по политологии.docx

— 57.20 Кб (Скачать файл)

     Еще одна черта, которая воспринимается некоторыми аналитиками как недостаток, - отсутствие твердой линии и постоянные метания. Так, например, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже сторонники президента не могут точно определить его политические взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой». С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является – гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики.

     Но  идеальные образы скорее показывают ценности и установки людей по отношению к политическим лидерам, чем выясняют причины, почему они  проголосовали за одного, а не за другого. Доказательством этого  во многом является то, что исследования как ФОМ, так и ВЦИОМа при сравнении  идеального президента с реальными  политиками показывают, что все они  достаточно далеки от идеального образа. Однако при сравнении такого облика идеального президента с реальными  кандидатами по тем же самым критерием  мы получим, что все они по большинству  параметров достаточно далеки от идеального образа. Возникает вопрос: на основании  чего тогда делают выбор избиратели? Может быть, при оценке реальных политиков в головах респондентов существует совсем иная шкала оценок.

     Российский  исследователь В.В. Лапкин считает, что дело совсем не в том, что у  людей меняется представление о  политическом лидере, хотя отметим, что  этот факт тоже нельзя недооценивать, а в том, что недостаточно разработаны  методы исследования личных предпочтений граждан.

     Можно согласиться с точкой зрения Лапкина, что вопрос о том, какие же именно качества политиков приводят к успеху, скорее остается открытым. И одним  из важнейших вопросов действительно  остается тот, «какие черты формируют  прямую или обратную корреляцию с  его электоральным рейтингом, а  какие – нейтральны»?

     Для более точного восприятия установок  избирателей В.В.Лапкин предложил  использовать кроме традиционного  вопроса «за кого вы будете голосовать в ближайшее воскресенье?» еще один - за кого вы не будете голосовать ни при каких обстоятельствах.

     Аналитики ВЦИОМа в свою очередь предположили, что надо скорее изучать не близость того или иного политика к идеалу, а скорее сравнивать реальных политиков  между собой. Выделяя 16 основных черт (опыт политической и хозяйственной деятельности, волевые качества, профессионализм, государственный подход к решению проблем, способность следовать четкой последовательной политической линии, активность, энергичность, стремление к порядку, культура, образованность, умение связанно излагать свои мысли, независимость, готовность защищать интересы простых людей, личное обаяние, честность, порядочность, бескорыстность и гибкость), они показывают, что каждый из политиков по каким-то критериям превосходит других. Скорее плюсом этой методики было то, что данные по сумме положительных черт коррелировали с вероятностью голосования за них.

     Как тут не вспомнить исследование Д. Киндера, который также отмечал несоответствие между восприятием образов реальных политиков и идеальных прототипов. Для наших опрошенных скорее характерно высказывание, что, конечно, хорошо бы, чтобы он был именно таким, а не другим, но, с другой стороны, выбирать все равно приходится из реальных политиков. Для нашего массового сознания во многом характерно высказывание «все они плохи, но выбирать все равно приходится».

     Также одним из качеств, необходимых президенту, называют простоту, близость к народу – причем в данном случае имеется  в виду скорее не отражение интересов  народа, что имеют в виду опросы ФОМ, а другое – именно чувство  близости (схожести) с народом.

 

      II. Практическая часть 

     В качестве примера охарактеризуем одного из лидеров современной России –  Владимира Жириновского.

     Владимир Жириновский родился 25 апреля 1946 в Алма-Ате (Казахстан), русский. Мать была домохозяйкой, одно время работала в столовой зооветеринарного института Алма-Аты. Отец был юристом.

     На  вопрос о национальности родителей  Жириновский ответил однажды  фразой, которая стала почти поговоркой: «Мама – русская, а папа – юрист». Журналист «Associated Press» отыскал в Алма-Ате документы, подтверждающие, что до 10 июня 1964 Жириновский носил фамилию Эйдельштейн, данную по отцу Вольфу Исаковичу. Вольф Исакович Эйдельштейн был плановиком на предприятии, производившем одежду и обувь. Сам Жириновскимй всегда утверждал, что его отца звали Вольф Андреевич. Первым мужем матери Владимира Жириновского был Андрей Васильевич Жириновский, сотрудник НКВД, руководитель отдела безопасности Ленинградской железной дороги. Из НКВД его уволили за какие-то мелкие провинности, умер он за полтора года до рождения Владимира Жириновского. Юристом же был, по данным корреспондентки американского журнала «Vanity Fair» Маурин Орт, не отец и не первый муж матери, а родной дядя - Арон Исакович Эйдельштейн.

     В 1964-1970 Жириновский учился в Институте  Восточных языков при Московском государственном университете (с 1972 года называется Институтом стран Азии и Африки), в который поступил, мечтая стать дипломатом. Изучал турецкий язык. В последний год обучения был секретарем комсомольского бюро курса. В 1965-1967 годах параллельно учился в Университете марксизма-ленинизма (УМЛ) на факультете международных отношений. В 1967 пытался вступить в КПСС, но не получил рекомендации от бюро комитета ВЛКСМ МГУ.

     В 1969 году проходил годичную преддипломную  практику в Турции (на металлургическом заводе в г. Искандуруне) в качестве стажера-переводчика во внешнеторговых объединениях «Тяжпромэкспорт» и «Нефтехимпромэкспорт» Госкомитета по внешним экономическим связям. Во время прохождения практики был арестован «за коммунистическую пропаганду» - дарил своим знакомым советские значки (сам Жириновский рассказывает, что значки были безобидные, с видами Москвы, полиция же утверждала, что они были подрывные – с изображениями В.И. Ленина).

     Жириновский был выслан из Турции, и этот эпизод испортил ему дальнейшую советскую  карьеру: несмотря на диплом с отличием и активную общественную работу в  комсомоле, ему был закрыт доступ в партию и аспирантуру, он стал на много лет «невыездным» и сразу после окончания института был направлен «в распоряжение Министерства обороны СССР».

     В 1970-1972 годах проходил службу в Закавказском военном округе в Тбилиси в  должности офицера штаба округа.

     В 1972-1975 годах работал в секторе  Западной Европы Международного отдела Советского Комитета защиты мира (СКЗМ). С января 1975 по май 1977 – на экономическом  факультете Высшей школы профсоюзного движения (в деканате по работе с  иностранными учащимися).

     Параллельно учился на вечернем отделении юридического факультета Московского государственного университета (закончил в 1977 году).

     В 1977-83 – работал в Минюрколлегии Министерства юстиции СССР. С 1983 по 1990 был старшим юрисконсультом в издательстве «Мир».

     С ноября 1990 года – на освобожденной  партийной работе в Либерально-демократической  партии.

     В середине 80-х годов, Жириновский, по официальным израильским данным, запрашивал вызов на постоянное место  жительства в эту страну, но не воспользовался им.

     Политикой, по его собственному утверждению, стал заниматься с апреля 1967 года, когда  отправил в ЦК КПСС на имя Л.И. Брежнева письмо о необходимости реформ в области образования, сельского хозяйства, городской жизни. Вскоре после этого был вызван на беседу в отдел вузов МГК КПСС, где ему разъяснили, что предложения эти «нереальны по финансовым и некоторым политическим соображениям». Утверждает, что в 1977 году должен был вступить в нелегальную политическую партию, которую создавал Анатолий Анисимов (ныне - священник в Иваново), дал согласие прийти на ее учредительное собрание, но за несколько дней до собрания «всех арестовали».

     Реальное  начало политической деятельности Жириновского относится к периоду его работы в издательстве «Мир».

     28 февраля 1985 (т.е. за несколько  дней до смерти Константина  Черненко и избрания генсеком  Михаила Горбачева) в издательстве  проходило открытое партийное  собрание, посвященное постановлению  ЦК о кадровой политике. На  этом собрании Жириновский выступил  с предложениями отказаться при  проведении кадровой политики  от критериев партийности и  национальности и назначать на  все должности по единственному  критерию – способностям. Так  как сам Жириновский был беспартийным, партийному взысканию за это  выступление подвергся его непосредственный  начальник.

     Весной 1987 на общем собрании трудового коллектива издательства «Мир» Жириновский  выдвинул свою кандидатуру в депутаты Дзержинского районного Совета. Несмотря на сопротивление парткома собрание поддержало выдвижение Жириновского. Тем не менее, кандидатура его не была зарегистрирована и баллотироваться он не смог.

     В «неформальном» мире Жириновский впервые  обратил на себя внимание весной 1988 года на семинарах «Мир и права  человека», проходивших в Советском  комитете защиты мира (СКЗМ). Затем начал  посещать различные собрания неформальных групп, на которых выступал с идеей  создания политической партии.

     7-9 мая 1988 года принимал участие  в Учредительном съезде партии  Демократический Союз (ДС). Выступая  на заключительном заседании,  безуспешно настаивал на исключении  из Декларации ДС слов «КПСС  вела народ путем преступлений».  Был избран в Центральный Координационный  совет (ЦКС) ДС, но в конце  мая, будучи задержан милицией  на митинге вместе с несколькими  дээсовцами, в их присутствии отрицал членство в их партии и таким образом, по уставу партии ДС, перестал быть ее членом.

     В мае 1988 года написал проект Программы  Социал-Демократической партии (СДП) размером в 1 страницу машинописного текста, который раздавал активистам московских неформальных групп, в частности, Свободного межпрофессионального объединения трудящихся (СМОТ) и клуба «Демократическая Перестройка» (Программа была тогда аннотирована в самиздатской газете «Хронограф»).

     Во  второй половине 1988 года принимал участие  в попытках создания легального еврейского национального движения - в частности, в конце 1988 года выступал на учредительном  собрании Общества еврейской культуры (ОЕК) в театре «Шалом» и был  избран членом правления ОЕК наряду с бывшим 1-м секретарем Биробиджанского  обкома КПСС Львом Шапиро и сионистом-отказником Юлием Кошаровским. Жириновскому, как члену Правления ОЕК, были поручены 4 секции: гуманитарно-правовая, философско-религиозная, историческая и внешних экономических связей (фактически ОЕК как организация не состоялась).

     В начале 1989 пытался выдвинуть свою кандидатуру в народные депутаты СССР – также от трудового коллектива издательства, но, реально оценив свои шансы по сравнению с редактором «Огонька» Виталием Коротичем, снял вою кандидатуру в пользу Коротича (впоследствии Коротичу отказали в регистрации по этому округу и депутатом от округа был избран Юрий Скоков).

     12 апреля 1991 ЛДПСС была зарегистрирована  Министерством юстиции СССР, а  на II съезде ЛДПСС 13-14 апреля Жириновский  был выдвинут кандидатом на пост Президента РСФСР. Сразу после этого председатель Центристского блока Воронин обвинил Жириновского в использовании списков других организаций блока для регистрации собственной партии (в частности, речь шла о списках Общества турок-месхетинцев «Ватан» и Народного форума Абхазии «Аидгылара») и объявил об исключении Жириновского из ЦБППиД.

     На  выборах 12 июня 1991 Жириновский собрал 6.211.007 голосов (7,81%), оказавшись на третьем  месте после Ельцина и Рыжкова. В своей предвыборной программе  Жириновский в числе прочего  обещал остановить развал Союза и  снизить цены на водку. В вице-президенты в паре с Жириновским баллотировался спонсор его избирательной кампании Андрей Завидия.

     Во  время попытки государственного переворота в августе 1991 года Жириновский  открыто одобрил действия ГКЧП. В  декабре 1991 года осудил Беловежские  соглашения Ельцина, Кравчука и Шушкевича  и проводил митинги против развала  СССР.

     Следственная  группа по делу ГКЧП подготовила обвинения  против Жириновского по шести статьям, но предъявлено оно не было. («М-Е» №17/ 92).

     В августе 1992 года Министерство юстиции  Российской Федерации аннулировало регистрацию ЛДПСС как незаконную, обнаружив большое количество «мертвых душ» в регистрационных списках. Однако уже в октябре 1992 года Жириновский  представил новые документы на регистрацию  партии – под названием «Либерально-демократическая  партия России». В декабре 1992 года ЛДПР была официально зарегистрирована.

     В 1992 году Жириновский создал свой «теневой кабинет», в состав которого вошло  около 20 министров, в том числе  писатель Эдуард Лимонов, ставший министром  безопасности, музыкант Сергей Жариков (лидер панк-группы «ДК»), занявший пост министра культуры, и санкт-петербургский борец с сионизмом капитан 2-го ранга Михаил Иванов, получивший должность первого вице-премьера.

Информация о работе Политический лидер