Политический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2011 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Общей причиной роста напряженности в этом районе, безусловно, являются причины экономического порядка. Практически все государства региона столкнулись с проблемой деиндустриализации. Сегодня для всех нас характерны не столько гудки заводов и фабрик, сколько шум мини и мега рынков, а также заметный рост сектора услуг. При сохранении определенного уровня занятости в сельскохозяйственной сфере, избыток рабочих рук привел к вытеснению существенной части сельского населения в города, где оно не может найти стабильного заработка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и типы конфликтов…………………………………………………..6

2. Региональный конфликт: понятие и особенности…………………………..11

3. Прогнозирование и регулирование региональных конфликтов…………...13

4. Основные группы предпосылок региональных конфликтов в СНГ………16

5. Грузино-Абхазский конфликт: причины, история и последствия…………18

Заключение ………………………………………………………………………24

Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)
stify">     в) спонтанных акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой местной этнической группы и/или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов».

     Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающаяся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.

     Под этнотерриториальным конфликтом понимается любое притязание на территорию (проживание, владение, управление), на которую претендует другая сторона, но только в том случае, если это притязание выдвигается «от имени» этнической группы.

     Еще в 1991 году было зафиксировано 76 этнотерриториальных  споров внутри СССР, через год (на постсоветском  пространстве) их численность возросла до 180. К настоящему моменту сохраняют актуальность около 140 этнотерриториальных притязаний.

     В ряде случаев эти притязания подкрепляются  «силой оружия»: с конца 80-х годов  на территории СССР зафиксировано пять «этнических» войн — длительных вооруженных  столкновений с участием регулярных войск и использованием тяжелого оружия (Карабахский, Абхазский, Юго-осетинский, Приднестровский и Чеченский конфликты) и около 20 кратковременных вооруженных столкновений, сопровождавшимися жертвами среди мирного населения (наиболее значительные из них — Ферганский, Ошский, осетино-ингушский конфликты, а также Бакинский и Сумгаитский погромы). Примерная численность убитых в этих конфликтах составляет около 100.000 человек, однако вооруженное противостояние коснулось значительно большего числа людей — в зонах кровавых столкновений проживает не менее 10 миллионов человек.

     Следует отметить, что современное международное  право запрещает государствам обращаться к войне для урегулирования.

     2. Региональный конфликт: понятие и особенности.

     В целом региональный конфликт представляет собой не что иное, как результат конкурентного взаимодействия двух и более государств, оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий, территории или ресурсов. Это взаимодействие может проводиться разными путями: дипломатических переговоров, включением третьей стороны, вооруженным вмешательством и т.д. ХХ век был самым разрушительным, кровопролитным в истории человечества. Первая и вторая мировые войны унесли миллионы жизней. Не менее сложным стал период «холодной войны».

     Что такое региональный вооруженный  конфликт — война? Региональная война  — это ограниченный конфликт, причина  которого — неразрешенные противоречия регионального масштаба. Локализован он в границах региона, но политические и экономические его последствия могут сказываться далеко за этими границами. В таком конфликте не исключено участие стран, не относящихся к данному региону (поставки военного оборудования, направление советников или добровольцев).

     Всего в период с 1945 по 1988 гг. произошло 170 крупных региональных конфликтов, в то время как за предшествующие почти шесть десятков лет (1898-1945 гг.) было 116 войн и конфликтов, т.е. на одну треть меньше. В региональные конфликты в той или иной форме были вовлечены все крупные державы: почти в 100 региональных конфликтах они непосредственно участвовали в боевых действиях. Во второй половине 60-х гг. количество региональных конфликтов достигло своего годового максимума, возникла опасность глобального военного хаоса, хотя и регионально-очагового характера, но с локализованием одновременных очагов. Этому в значительной степени содействует распространившаяся в 70-80 гг. на страны третьего мира гонка вооружений, в том числе современных систем вооружения и радиоэлектронного оборудования, средств управления. Конфликтно-провоцирующий характер носит международная торговля оружием, основным поставщиком которого являются, прежде всего, США и Россия.

     Региональный  конфликт имеет следующие характеристики: политический или военно-политический; контролируемый или неконтролируемый; локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации). 
 
 

     3. Прогнозирование и регулирование региональных конфликтов.

     В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее время появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.

     Прогноз — это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния  объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; выявить варианты развития конфликта; определить возможные варианты поведения участников конфликта; определить возможные пути разрешения конфликта,

     В задачу прогноза не входит получение  ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «что будет, если будут иметь место определенные основания». В том случае, когда региональный конфликт развился и приобрел собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития и возможные перспективы его реализации и разрешения.

     Власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно участвовать в урегулировании конфликта.

     Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:

  1. Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон.
  2. Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации.
  3. Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт.
  4. Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.
  5. Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт.
  6. Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

     Конфликт  может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, а как бы «круговому движению». Такая ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта. Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.).

     Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая:

  • механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;
  • многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;
  • универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

     Урегулирование  региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран. Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многостороннее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН — использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное — урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры.

     В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение, как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.

     Современный крупный социолог и исследователь  М. Кастельс в своей книге «Информационная эпоха: экономика, общество, культура» пишет, что в развитых демократических странах быстро пришли к трем выводам относительно условий необходимых для того, чтобы сделать войну более или менее приемлемой для общества.

     1. Она не должна затрагивать простых граждан, т.е. должна вестись профессиональной армией, к принудительному набору нужно прибегать только в случае действительно чрезвычайных обстоятельств, а они предполагаются маловероятными.

     2. Она должна быть короткой, даже  мгновенной, чтобы результаты не заставляли себя ждать, истощая человеческие и экономические ресурсы и поднимая вопрос об оправданности военной акции.

     3. Она должна быть чистой, хирургической,  с разумной величиной разрушений (даже у противника) и скрытой от взгляда общества настолько, насколько это возможно, что приводит к тесной связи обработки информации, создания образов и ведения войны.

     Впрочем, мгновенные — хирургические, закрытые, технологические — войны являются привилегией технологически господствующих наций. Повсюду в мире тянутся год за годом полузабытые жестокие войны, ведущиеся часто примитивными средствами, хотя глобальное распространение высокотехнологичного оружия захватывает и этот рынок.

     4. Основные группы предпосылок региональных конфликтов в СНГ.

     Региональные конфликты на территории СНГ могут иметь различные предпосылки в зависимости от того, какой характер приобретает сам региональный конфликт. Рассмотрим это более подробно.

     Социально-экономический  конфликт. Развивается под лозунгом выравнивания неравенства уровня жизни, централизованном распределении средств либо в сравнительном социально профессиональном положении народов;

     Культурно-языковые конфликты. Связаны с задачами защиты или возрастания функций родного  языка, национальной культуры и обеспечения прав на реальную культурную автономию.

     Территориально-статусные  конфликты. Их участники требуют  изменения границ, повышения статуса, увеличения объема прав или создания новых национально-государственных (административных) образований;

     Сепаратистские  конфликты. Вызваны требованиями полной независимости.

     К четвертому типу приблизилось в 1990 г. национальное движение Чечни, Грузии и Армении. Ко второму — ситуация греко-грузинская, талышско-азербайджанская, лезгино-азербайджанская. Из-за религиозной и культурной близости и малой численности обострения ситуации и эскалации конфликта можно избежать.

     Конфликтные ситуации первого типа не столь заметны  из-за обилия и остроты более серьезных противостояний, но в случае вовлечения в них достаточно многочисленных народов конфликтные ситуации, как правило, возникшие с признаками первого и второго типов имеют тенденцию к углублению и приобретают черты третьего и даже четвертого типов. Примером может служить карабахский кризис: первоначально он локализовался в НКАО и отличался переплетением первых двух типов конфликтов. Позднее конфликт вовлек в свою орбиту население Армении, а затем и Азербайджана, приобретает черты третьего типа. После прямого вовлечения в события союзного правительства конфликт вплотную подошел к ситуации четвертого типа.

     Вероятно, уже сам факт проживания представителей нескольких народов в одном государстве, в силу характерной для всех стран  и эпох неравномерности развития разных регионов и различных социальных слоев — обуславливает появление межнациональных конфликтов первого и второго типов. Однако, часто наблюдавшаяся в СССР тенденцию к перерастанию подобных конфликтов в третий тип, как и само существование территориально-статусных конфликтов, обусловлены, прежде всего, совокупностью устаревших принципов национально-государственного устройства страны. Этот уровень межнациональных конфликтов, промежуточный между требованиями полноценной культурной автономии, социального равноправия и, с другой стороны, собственной изолированной государственности, мог бы видимо отсутствовать или проявляться слабее при ином государственном устройстве.

Информация о работе Политический конфликт