Политические учения брахманизма и будизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2009 в 12:14, Не определен

Описание работы

Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. В свою очередь, местные племена либо оказывали пришельцам яростное сопротивление, либо принимали их образ жизни, став членами их общества.

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

       7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

       8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

       Это благой образ жизнедеятельности, охватывающий сферу познания, сферу нраственности  и сферу религиозной практики. В соответствии с Истиной пути, целью познания выступает обретение мудрости (праджня), позволяющей правильно различать благое и неблагое. В сфере нравственности предписывалось неустанное возделывание в себе буддийских добродетелей. Религиозная практика охватывала собой всю сумму буддийских традиционных технологий, непосредственно направленных на достижение нирваны, на полное разъединение с неблагими дхармами, которые порождают страдание.

       Однако  цель достижения нирваны остаются по преимуществу уделом просвещенного  монашества. Миряне же стремились взращивать в себе буддийские добродетели, оказывать почтительную посильную помощь монахам в надежде на благое новое рождение как на этап в достижении освобождения.

       Таким образом, в отличие от монахов, мирянам  давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему:

       1. Воздерживайся от убийства.

       2. Воздерживайся от воровства.

       3. Воздерживайся от блуда.

       4. Воздерживайся ото лжи.

       5. Воздерживайся от возбуждающих напитков.

       Эти предписания были направлены против безнравственности, которая опирается на аффекты алчности, вражды и невежества. Эти три корня неблагого питают греховное деяние, являющееся нарушением пяти заповедей.

       6. Буддийская каноническая традиция весьма подробно рассматривает эти безнравственные действия. На первом месте по своей религиозной значимости стоит убийство - грех отнятия чужой жизни. Убийство человека недопустимо, прежде всего, потому, что тем самым у жертвы отнимается возможность идти путем Дхармы. Если жертвой убийства стал буддист, это означает, что он не успел в полной мере реализовать потенциал человеческого рождения - обрести плоды религиозной жизни. Если убит не буддист, у него отнята возможность в данном рождении принять учение Шакьямуни. В обоих случаях убийца причинил огромный религиозный вред своей жертве, отодвинув перспективу её просветления. Убийство же животных и даже насекомых рассматривается как греховное действие именно потому, что оно нарушает процесс изживания жертвой кармического следствия своей прошлой деятельности. Если жизнь животного преждевременно прерывалась насильственным путём, то жертву ожидало ещё одно животное рождение, необходимого для полного исчерпания кармы, и перспектива человеческого рождения отодвигалась.

       Буддийские  теоретики причисляют к греховному деянию и все случаи вынужденных убийств в целях самообороны и защиты родных и друзей. Казалось бы, в этом нет греха, но юридическая мысль и мысль религиозная идут нетождественными путями. Тот, кто решается убить другого из желания сохранить свою собственную жизнь, также желает продлить свои дни ценой жизни чужой смерти, и его ждёт неблагое новое рождение.

       Грехом  убийства в системе буддийского  мировоззрения считается не только собственно действие, повлекшее за собой смерть живого существа, но и  система подготовительных действий, целенаправленно организованных ради совершения убийства.

       Вторым  по тяжести греховным деянием  считается воровство. Буддийские теоретики  различали несколько мотивов  воровства. Мотив воровства на почве  алчности характеризуется жаждой обладания  каким-либо объектом, принадлежащим другим людям. Сюда же причисляется воровство с целью обрести известность и славу, а также воровство ради спасения своей жизни или жизни своих близких. Все эти виды греховных деяний мотивированы алчностью, то есть страстным влечением чувственный опыт.

       Воровство из ненависти осуществляется под  воздействием желания причинить  вред своему недругу через лишение  собственности.

       К воровству по "идеологическим причинам", то есть на почве невежества, относятся  различные виды отчуждения собственности  и денежных средств в пользу государства на основе законов.

       Грех  воровства - это присвоение чужой  собственности с помощью силы или тайно. Особенность интерпретации  такого деяния заключается в том, что этот грех имеет место только в тех случаях, когда вору абсолютно точно известно, кого он собирается ограбить. Как и в случае убийства, грех воровства - это всегда сознательное действие, при котором субъект греховного деяния чётко осознаёт, не что именно он собирается похитить, а против кого он собирается действовать.

       Следующее греховное действие - прелюбодеяние. Оно также может быть продиктовано различными мотивами: алчностью, ненавистью, невежеством. Подобно иным видам  прегрешений, прелюбодеяние считалось  таковым, если у субъекта греха было чёткое осознание того, что сознательно предпринятое им сексуальное действие осуществляется именно с женщиной, не являющейся его женой.

       Грех  лжи - это словесное действие, предпринятое обманщиком с целью сформировать у слушателя искажённое представление  о чём-либо, хотя последний изначально имел об этом правдивую информацию. Согласно буддийской трактовке, ложь может быть сообщена не только словами, но и посредством телесных действий (жестами), а также просто молчанием.

       Самостоятельную разновидность безнравственного поведения  представляет собой употребление алкоголя. Состояние опьянения, вызывающее утрату самоконтроля, из-за своих сущностных характеристик несовместимо с соблюдением буддийской дисциплины, которая ориентирована на формирование у человека состояния трезвого самонаблюдения в интеллектуальном и эмоциональном отношении. 5

         В буддизме отсутствует понятие  ответственности и вины как  чего-то абсолютного. Здесь имеется  в виду, что каждый человек  должен понимать и помнить,  что, совершив греховное деяние, он непременно понесёт за это ответственность в своём следующем рождении. Закон кармы играет, таким образом, роль наилучшего исполнителя наказания.

       7. Нравственный же идеал буддизма предстает как абсолютное непричинение вреда окружающим, проистекающее из общей мягкости, доброты, чувства совершенной удовлетворенности. Мирян и монахов объединяет  желание устранить корни неблаго посредством развития противоположных свойств.

       Алчности  необходимо противопоставить её противоположность - не-алчность. Вражде должна противопоставляться  не-вражебность, а невежеству - отказ от упорства в ложных воззрениях. Эти три "противоядия" именуются в буддийской религиозной доктрине тремя корнями благого. Они присущи человеку от природы, но имеют неодинаковую степень развития у различных индивидов.  Не алчность, не-вражда и не-невежество в высшей степени укрепляются при условии сознательного принятия Благородных истин. Благо человеческого рождения, согласно буддийским воззрениям, связано и с тем, что только человеку присущи корни благого. 4 Однако упорство в невежестве и особенно в ложных воззрениях может привести к так называемому отсечению трёх корней благого. Но при исчерпании дурной кармы, следующее затем человеческое рождение вновь открывает благую возможность приобщения к Дхарме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

__________________

3Классический буддизм.  Т. В. Ермакова, Е. П. Островская. СПб.: "Петербургское Востоковедение", 2001

4Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985 

5Васильев Л.С. История Востока. В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

       Буддизм возник как своеобразный бунт против религии брахманизма, переживавшей упадок, погрязшей в суевериях, обрядности и корысти высших сословий. Будда отверг священный характер Вед и противопоставил им попытки рационалистического объяснения природы и общества. Он стремился десакрализировать и политическое сознание, отвергая теорию божественного происхождения каст и царской власти.

       Только  буддизм отстаивал теоретически единую всеобщую дхарму для царей и подданных, но он предпочитал не вмешиваться в мирские дела.

       Буддизм проповедовал равенство между людьми, но не в социальной, а в духовной сфере. Люди считаются равными, ибо все они живут в мире страданий и за всеми признается способность к духовному росту. Вне этих пределов проблема равенства не ставилась. Буддизм призывал не к изменению общественного строя, а к отрешенности от земных страстей и интересов.

       Возникновение буддизма и сложная его судьба – закономерный результат существования  такого общества, в котором страдание  действительно было для подавляющего большинства людей неизменным спутником жизни. Буддизм мистифицировал это страдание, превратил реальные человеческие несчастья в «иллюзию сознания» и тем самым направил усилия людей к освобождению от страданий по своему руслу. Более того, сам способ избавления от страданий, предложенный буддизмом, объективно оказался опорой того общества, в котором сострадания неизбежны.  
 
 

ЛИТЕРАТУРА. 
 
 

1. История Древнего  мира. Древний Восток. Индия, Китай,  страны Юго-                           Восточной Азии. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек  и др. Мн.: Харвест,1999 

2. Альбедиль  М. Ф. Протоиндийская цивилизация.  Очерки культуры. М., 1994  

3. Классический  буддизм.  Т. В. Ермакова, Е. П.  Островская. СПб.: "Петербургское  Востоковедение", 2001 
 

4. Бонгард-Левин Г. М., Ильин С. Ф. Индия в древности. М., 1985 
 
 
 

5. Васильев  Л.С. История Востока. В 2т.  Т.1-М.: Высш. шк., 1994 

Информация о работе Политические учения брахманизма и будизма