Политическая деятельность Рональда Рейгана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Изучение личности политического лидера государства актуально для лучшего понимания особенностей внешнеполитического поведения. Зная закономерности проявления тех или иных личностных характеристик во внешней политике лидера, они смогут эффективнее действовать на международной арене.

Файлы: 1 файл

Politicheskaya_deyatelnost_R_Reygana (1).doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Однако, с самого начала было неясно, как Р. Рейган собирался реставрировать традиционные ценности и реализовывать данные обещания. Символично, что, в отличие от программы партии, ни в его речи на республиканской конференции по поводу выдвижения на пост президента, ни в иннаугурационной речи в 1981 г., не было специального обращения к социально-культурным вопросам. Выступления были посвящены экономике и внешней политике [8, с.120]. По мнению Б. Фармера, окружение Р. Рейгана, представители его команды, были далеки от тех ценностей, которые выражали социальные консерваторы, включая религиозные группы [8, с.120]. При этом в Палате представителей большинство было за демократами, а среди сенаторов республиканцев, консерваторов, близких к «Христианской правой», было немного.

Поэтому, уже вскоре после выборов лидер республиканцев в Сенате Говард Бейкер заявил, что серьезное обсуждение социальной программы «Христианской правой» возможно лишь, как минимум, через год, а пока новая администрация должна сконцентрировать свои усилия на экономических вопросах [8, с.122].

Главные советники Р. Рейгана Михаэль Дивер и особенно Джеймс Бейкер также считали, что в интересах самого президента отложить реализацию вопросов, связанных с культурой, моралью и традиционными ценностями. Они рассматривали визиты лидеров «семейных ценностей» как напрасную трату времени президента [8, с.123]. Так как социально-культурные вопросы, хотя и были важны, но не являлась столь приоритетными для Р. Рейгана, как экономика и внешняя политика, достижения в этой сфере, в первую очередь, зависели от позиции, умения и энергии его назначенцев.

Социальные вопросы охватывали широкий спектр проблем, но наибольшую активность президент и его администрация проявили, пытаясь решить проблему образования, ограничить право на аборты, назначить максимально большее количество консервативных судей и реформировать систему государственного вспомоществования.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на все сложности, возникшие при попытках реформировать систему велфэра, позиция Р. Рейгана по этой проблеме оставалась неизменной на протяжении всего времени. К концу срока его президентства она была такой же, как и в 1970-е гг.

Если в начале первого президентского срока Р. Рейган владел инициативой в социальной сфере, и кое-что было сделано, то уже достаточно быстро она была утрачена. Причин было несколько. Во-первых, федеральная бюрократия, боясь потерять свою власть, вновь активизировалась и стала практиковать хорошо отработанную тактику «сдерживания».

Во- вторых, оппозиция в Конгрессе после нескольких месяцев, когда она была растерянна и деморализована, вновь смогла консолидироваться во главе с опытным политиком Т.О.Нейлом. В-третьих, умеренные республиканцы из ближайшего окружения Р. Рейгана всячески сопротивлялись смелым инициативам, и президент вынужден был с этим считаться. В-четвертых, сложный процесс прохождения закона позволил либеральным оппонентам блокировать президентские инициативы и уменьшить эффект более ранних побед. И в-пятых, постоянный рост дефицита федерального бюджета серьезно нервировал консерваторов в Конгрессе, что не могло не отразиться на их лояльности.

В этот период, не без активного участия Р. Рейгана, шел процесс трансформации Республиканской партии в более консервативную организацию, что нередко приводило к жесткой конфронтации между консерваторами и умеренными республиканцами. Шла борьба между сторонниками рейганомики, стремящихся трансформировать федеральные структуры, и прагматиками, теми, кто был согласен лишь на небольшие изменения. Р.Рейган же, как лидер коалиции, пытался найти между ними «золотую середину» или баланс интересов, что отразилось на его действиях и подходах, в том числе и по социальным проблемам.

 

3 Внешняя политика Р.Рейгана

3.1 Формирование внешнеполитической стратегии американского неоконсерватизма

Неоконсерватизм - это идеология части господствующей элиты США, сформировавшаяся в качестве некоего теоретического ответа на социально-политические вызовы, брошенные Америке во второй половине ХХ века [11, с.84]. Первый этап становления внешнеполитической концепции неоконсерватизма пришелся на годы холодной войны. Истоки концепции следует видеть в среде эмигрантов, прибывших в США. Очагом неоконсерватизма стали интеллектуалы Городского колледжа Нью-Йорка. Первоначально они разделяли троцкистские взгляды, являясь критиками, как правого, так и левого тоталитаризма. Поскольку США вышли из Второй мировой войны одними из победителей, то они уверовали в преимущества либеральных ценностей, торжество которых воспринималось в качестве гарантии от любых форм тоталитаризма. Так, в их мышлении троцкистский революционизм заместился на антикоммунистический либерализм.

Агрессивность этого либерализма увеличивалась по мере усиления противостояния систем, растущего фактора страха перед коммунизмом, который довлел над американской элитой. Кроме того, фактором, который способствовал формированию неоконсерватизма являлось вильсонианство, согласно которому США были призваны распространять либеральные ценности по всему миру. Если к 1940-50-м гг. еще трудно применить термин «неоконсерватизм», поскольку оно как идейно-политическое течение выглядело лишь в качестве тенденции в споре с внешнеполитическим реализмом, то применительно к 1960-70-м гг. ситуация решительно меняется, и неоконсерватизм оформляется как стройная система взглядов, чему способствовал социальный кризис 1960-х гг., потрясший основы капитализма [11, с.85]. Радикализация американского либерализма, в частности, в рядах Демократической партии, приводит к расколу среди американских либеральных демократов. В нем появляется наиболее агрессивное крыло – «либеральные ястребы», отпочковавшиеся в созданную «Коалицию за демократическое большинство». КДБ объединила под своим крылом две группы неоконсерваторов, нью-йоркских («старых») и вашингтонских («новых»), хотя это происходило в рамках одного, первого поколения идеологов нового консерватизма. Среди них все более утверждались идеи победы в войне с коммунизмом, манихейские идеалы битвы добра со злом. В основе неоконсервативной доктрины лежали идеалистические стремления глобального утверждения демократии как гарантии от тоталитаризма. Правые с их идеалистическим и черно-белым мировосприятием, хотя пришлись «не ко двору» администраций Никсона – Форда и Картера, но вполне органично стали интеллектуальной командой Р.Рейгана. Внешнеполитический курс Р.Рейгана правомерно называть неоконсервативным [11, с.86].

На внешнеполитическое мышление консерваторов оказал влияние Л. Штраусс. Однако характер такого влияния следует признать косвенным, поскольку идеологи неоконсерватизма являлись практиками и мало интересовались теоретическими вопросами. Правомернее говорить о влиянии Л.Штраусса на политическую культуру вообще, в части, относящейся к критике всех форм тоталитаризма. Наиболее значимым элементом наследия философа для правых являлось его учение о природе политических режимов.

Окончательное оформление неоконсервативной концепции американской внешней политики происходит после окончания холодной войны и реализуется в «доктрине Буша». Интеллектуальной опорой для политики Буша-младшего становятся деятели «второго поколения», отличающиеся от первого тем, что они не имели в своих биографиях левых, марксистских увлечений и формулировавших свои взгляды в условиях окончания холодной войны.

 

3.2 Внешняя политика США на советском и восточноевропейском направлениях

Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных о надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о необходимости закрыть «окно уязвимости» Америки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерной 
отсталости США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган 
провозгласил своей целью измотать его и ослабить экономически, навязав 
ему безудержную гонку вооружений.

С приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение 
советско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на 
новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 
млрд.$ в 1979-80 финансовом году до 291 млрд. $ к концу президентства Рейгана [9, с.147]. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива», получившая название «Звездные войны».Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды$. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались не выполнимыми.

Рейган заявил, что не знает «ни одного лидера Советского Союза 
со времен революции и, включая нынешнее руководство страны, который бы 
не заявлял, и при том не раз, на различных коммунистических съездах, 
что их целью должно быть содействие мировой революции и создание 
единого социалистического или коммунистического государства». «Кто бы 
ни вступал в договорные отношения с СССР -, продолжал Рейган,- должен 
всегда помнить. Даже в условиях разрядки, что для советских лидеров 
единственно морально оправданным является только то, что способствует 
реализации их целей, и что они резервируют за собой право совершать 
любое преступление, лгать и обманывать» [9, с.148]. На следующий день американские журналисты пытались выяснить какими фактами располагал президент, ссылаясь на стремление Советского Союза к мировому господству, но пресс-секретарь Белого дома Дж. Брэйди заявил, что не знает ответа на этот вопрос. Один из крупных политических обозревателей страны Д. Браудер, писал: «С тех пор как Рональд Рейган появился на общественном 
горизонте, он говорил такие вещи, которое затрудняли серьезное 
отношение к нему некоторых людей…Президентские ошибочные представления являются весьма опасными забавами…Кто говорит ему, что дела обстоят именно так, а не иначе, и кто (если вообще существует такой человек) 
окажется достаточно смелым, чтобы убедить его в ошибочности таких 
представлений?» [9, с.149]. Но и этот, и многие другие вопросы, которые задавали американцы, носили явно риторический характер и не были рассчитаны на то, что кто-то из представителей Белого дома, не говоря о самом 
президенте, когда-либо ответит на них.

Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений о СССР. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР в 1985г. нового руководства во главе с М.С.Горбачевым, провозгласившим курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне. 
Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско- 
американских отношениях стала встреча глав государств СССР и США в 
1986году в Рейкьявике. Встреча в Рейкьявике создала качественно новую 
ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту. В 
1987г. в декабре в Вашингтоне был подписан договор между СССР и США о 
ликвидации ракет средней и меньшей дальности, предусматривающий 
демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной 
Европы и в западных районах СССР [9, с.150].

Это начало сокращения вооружений стратегического знаменовало 
поворот от конфронтации между двумя державами к поискам мира и 
сотрудничества. Этому способствовала вывод советских войск из 
Афганистана в 1988г. и затем демократические революции в бывших 
социалистических странах в 1989-1991г.г., что создало новую 
геополитическую ситуацию и покончило с «холодной войной».

 

3.3 Отношения с союзниками по НАТО

С приходом к власти, республиканская администрация Р. Рейгана приступила к практическому применению неоконсервативных идейно-теоретических принципов во внешнеполитической и оборонной стратегии Соединенных Штатов. Не в последнюю очередь практическое воплощение неоконсервативной доктрины национальной безопасности было обеспечено широким представительством правых консерваторов, «ястребов» в ключевых министерствах и ведомствах, отвечавших за разработку внешнеполитической и обороной стратегии Соединенных Штатов. В 1982 году президентская директива, определившая новую структуру СНБ, четко распределившая функции и сферу ответственности различных ведомств при планировании и осуществлении политики национальной безопасности США, ознаменовала окончание жесткой, но не продолжительной борьбы внутри республиканской администрации между «умеренными» во главе с госсекретарем А. Хейгом и «ястребами» из СНБ, министерства обороны и ЦРУ, окончившуюся поражением и отставкой Хейга [14, с.324].

Наиболее рельефно положения неоконсервативной доктрины национальной безопасности отразились в концепции «мир через силу», активно продвигавшейся Белым домом. В ее рамках были приняты программы модернизации и создания новых систем как стратегических, так и обычных вооружений, размещены ракеты средней дальности в Европе, оказывалась широкая поддержка антисоветским движениям по всему миру.

В отношениях с союзниками по НАТО администрация предприняла попытку, используя ракетный кризис и введение чрезвычайного положения в Польше, добиться сворачивания сотрудничества между западноевропейскими странами и СССР в энергетической сфере, машиностроении и металлургической промышленности, мотивируя это тем, что никакое реальное сотрудничество с агрессивным тоталитарным режимом существующем в СССР, невозможно [14, с.329]. Таким образом, и на этом направлении нашел отражение неоконсервативный тезис о невозможности мирного сосуществования и конструктивного сотрудничества антагонистичных социально-экономических и политических систем.

Продвигая в Европе идею об имманентно присущей Советскому Союзу агрессивности, прежнем стремлении к «мировой революции», Вашингтон призывал союзников к увеличению оборонных расходов, наращиванию военного потенциала. Данный подход также полностью соответствовал неоконсервативному видению отношений между Соединенными Штатами и их ключевыми союзниками, а также сформулированным ими методам увеличения военных возможностей Североатлантического альянса.

В качестве главной задачи в отношениях со странами третьего мира, Латинской Америки, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока администрация' Р. Рейгана рассматривала недопущение дальнейшего расширения коммунистического ареала. Борьба против расширения советской зоны влияния - один из важнейших неоконсервативных принципов, в полной мере воплотившейся во внешнеполитической и обороной стратегии действовавшей администрации.

Программы широкой поддержки антикоммунистических сил, сопряженные с расходованием огромных финансовых ресурсов в непростой экономической ситуации первой половины 1980-х годов, нередко сталкивались с твердой оппозицией Конгресса, во многом обусловленной отсутствием столь же безраздельного, как в Белом доме, господства на Капитолийском холме неоконсервативных идей и принципов.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что неоконсервативная доктрина была положена в основу американской политики национальной безопасности в Л 981-1983 годах [14, с.332].

В 1984 г. во внешнеполитической и обороной стратеги Соединенных Штатов, казалось бы, наметилась тенденция к смягчению сверхжесткого подхода в отношении СССР. Вместе с тем, смягчение антисоветской риторики не привело к существенному пересмотру идей и принципов, фундаментальных положений, на которых основывалась американская стратегия в сфере национальной безопасности, внешней и оборонной политики в предыдущие годы.

В ходе переговоров с Советским Союзом администрация по-прежнему придерживалась принципа достижения соглашений на американских условиях, диалога с позиции силы, являвшегося частью неоконсервативной концепции давления на СССР.

Информация о работе Политическая деятельность Рональда Рейгана