Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 - 1917

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 17:02, доклад

Описание работы

Выборы в нижнюю палату российского парламента регламентировались тремя основными актами: "Положением о выборах в Государственную Думу" от 6 августа 1905 г., указом "Об изменениях и дополнениях Положения о выборах в Государственную Думу" от 11 декабря 1905 г. и "Положением о выборах в Государственую Думу" от 3 июня 1907 г. Эволюция избирательного законодательства, однако, не затронула базовых принципов электоральной системы: многоступенчатости выборов, совмещения сословного начала с бессословным, цензовости, территориального деления избирательных округов.

Файлы: 1 файл

про выборы в госдуму!!!.docx

— 65.43 Кб (Скачать файл)
И.К. Кирьянов, М.Н. Лукьянов

Парламент самодержавной России:  
Государственная Дума  
и ее депутаты,  
1906 - 1917

Пермь: Изд-во Пермского  университета, 1995. - 168 с.

 

Глава 2

Россия  на выборах:  
четыре шага от надежды до апатии

Эволюция избирательного законодательства. - "Положение о  выборах в Государственную Думу" от 6 августа 1905 г. - Указ 11 декабря 1905 г. - Третьеиюньский избирательный закон. - Выборы в землевладельческой курии. - Выборы в крестьянской курии. - Выборы в городской курии. - Выборы в рабочей . курии. - Губернские избирательные собрания. - Администрация и выборы. - Выборы в городах с прямым представительством. - Российское общество и выборы.

Выборы в нижнюю палату российского парламента регламентировались тремя основными актами: "Положением о выборах в Государственную Думу" от 6 августа 1905 г., указом "Об изменениях и дополнениях Положения о выборах в Государственную Думу" от 11 декабря 1905 г. и "Положением о выборах в Государственую Думу" от 3 июня 1907 г. Эволюция избирательного законодательства, однако, не затронула базовых принципов электоральной системы: многоступенчатости выборов, совмещения сословного начала с бессословным, цензовости, территориального деления избирательных округов. Во всех случаях права голоса были лишены женщины; мужчины моложе 25 лет; лица, обучавшиеся в учебных заведениях; военнослужащие; лица, подвергавшиеся судебным преследованиям, связанным с ограничением или лишением прав состояния; лица, исключенные из среды сословных обществ но приговорам последних; иностранные подданные.

Выборы в Государственную  Думу согласно акту 6 августа 1905 г. должны были производиться, во-первых, по губерниям и областям [1], во-вторых, в 26 городах Российской империи, для которых вводилось прямое представительство в Думе (С.-Петербург, Москва, Астрахань, Баку, Варшава, Вильно, Воронеж, Екатеринослав, Иркутск, Казань, Киев, Кишинев, Курск, Лодзь, Нижний Новгород, Одесса, Орел, Рига, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Ташкент, Тифлис, Тула, Харьков, Ярославль [2]. В первом случае депутаты избирались на губернских избирательных собраниях под председательством губернского предводителя дворянства, во втором - на городских избирательных собраниях под председательством городского головы.

Избрание выборщиков на губернские избирательные собрания предполагалось производить по трем куриям: землевладельческой, городской, крестьянской.

В съездах уездных  землевладельцев (землевладельческая курия) право голоса получали лица:

а) владевшие в уезде на правах собственности или пожизненно го владения землей в количестве, определенном для каждого уезда (полный земельный ценз колебался от 100 дес. в уездах Волынской и Киевской губерний до 600 дес. в ряде уездов Архангельской губернии);

б) владевшие в уезде на посессионном праве горнозаводскими дачами;

в) владевшие в уезде иным, кроме земли, недвижимым имуществом (за исключением торгово-промышленных предприятий) стоимостью по земской оценке не менее 15 тыс. рублей;

г) уполномоченные от собственников, владевших землей и недвижимостью в размере не менее десятой части полного ценза, установленного для уезда;

д) уполномоченные от священнослужителей.

Уполномоченные  от двух последних категорий должны были избираться на предварительных  съездах по одному на каждый полный ценз. В Архангельской губернии съезды уездных землевладельцев не предполагались, а лица, имевшие право голоса, могли реализовать его на съездах  городских избирателей. По данным статистики 1905 г. в 50 губерниях Европейской России 88,2% собственников владели земельными угодьями до 100 дес. и лишь 11,8% - более 100 дес. По подсчетам А.Е. Лозицкого, примерно у 490 тыс. мелких собственников из 690 тыс: земельные владения были менее 10 дес. [3] В съездах городских избирателей (городская курия) право голоса получали лица:

а) владевшие  в пределах городских поселений  уезда на правах собственности или  пожизненного владения недвижимым имуществом стоимостью по земской оценке не менее 1500 рублей;

б) владевшие  на территории уезда торгово-промышленными предприятиями, требовавшими выборки промысловых свидетельств первых двух разрядов для торговых предприятий и первых пяти - для промышленных, или пароходством, с которого уплачивался основной промысловый налог не менее 50 рублей в год;

в) уплачивавшие в пределах городских поселений уезда государственный квартирный налог по десятому разряду и выше;

г) уплачивавшие в пределах уезда основной промысловый  налог на личные промысловые занятия  по первому разряду.

Первые два  разряда торговых предприятий предполагали операции на сумму более 50 тыс. рублей в год или прибыль свыше 6 тыс. рублей в столицах и свыше 2 тыс. рублей в провинции. К первым пяти разрядам промышленных предприятий относились производства с числом рабочих более 15 человек (при использовании механических двигателей - более 10 человек), с объемом добычи, например, угля - свыше 400 тыс. пуд. в год, нефти - более 600 тыс. пуд., соли - более 250 тыс. пуд. или с прибылью более 2 тыс. рублей в год.

Государственный квартирный налог десятого разряда  и выше предполагал уплату в столицах не менеее 1320 рублей в год, в большинстве губернских городов - не менее 700 рублей, в средних.уездных городах - не менее 540 рублей [4].

В уездных съездах уполномоченных от волостей (крестьянская курия) участвовали по два уполномоченных от каждой волости. На волостные сходы своих уполномоченных посылали сельские сходы - по одному от десяти дворов. Аналогичная система предусматривалась и для казачьих станиц.

Таким образом, на первых стадиях выборы должны были носить в значительной степени сословный  характер. На последней стадии, губернском избирательном собрании, выборщики  от трех перечисленных курий избирали депутатов Государственной Думы. Правда, для крестьянства и казачества вводилось исключение. По губерниям  Европейской России предполагалось, что выборщики от крестьянской курии  первоначально избирают из своей  среды обязательного крестьянского  депутата. То же самое относилось к  губерниям, где намечались выборы от казачества.

В городах с  прямым представительством депутаты Думы избирались на городских избирательных  собраниях из 160 выборщиков в С.-Петербурге и Москве и из 80 - в других городах. Для избрания выборщиков электорат этих городов подразделялся на избирательные участки, соответствовавшие делению города на полицейские части.

Право голоса в  этих городах, за исключением С.-Петербурга и Москвы, предоставлялось тем  же категориям населения, что и в  съездах городских избирателей. Для столиц устанавливался более  высокий ценз. Избирательные права  в них получали:

а) владельцы  недвижимости, оцененной для обложения  городскими сборами на сумму не менее 3 тыс. рублей;

б) владельцы  торговых предприятий первого разряда; промышленныых - первых трех разрядов; пароходств, с которых уплачивался  налог не менее 500 рублей в год.

Однако для  обладателей всех перечисленных  цензов устанавливался еще один. В  списки избирателей вносились только те, кто владел недвижимостью и  торгово-промышленными предприятиями  не менее одного года, а квартирный налог уплачивал не менее трех лет [5].

11 декабря 1905 г. Николай II подписал указ "Об изменениях и дополнениях Положения о выборах в Государственную Думу". Согласно данному указу право голоса в городах получали все не менее года владевшие недвижимым имуществом, обложенным городскими налогами или городским сбором; торгово-промышленными предприятиями, требовавшими выборки промысловых свидетельств; уплачивавшие государственный квартирный налог или основной промысловый налог на личные промысловые занятия; проживавшие в пределах городов и получавшие содержание или пенсию по государственной службе, в органах местного самоуправления, в том числе сословных; занимавшие в пределах города на свое имя отдельную квартиру.

Понижение имущественного ценза увеличивало городской  электорат в Европейской России и Царстве Польском с 229575 до 2709458 человек [6]. Однако и при таком, более чем десятикратном, росте избирательные права получило 10-15% городского населения, а в ряде городов и того менее: в Москве - 4,8%, С.-Петербурге - 5,1%, Одессе - 7,1%.

Состав съездов  уездных землевладельцев расширялся за счет тех, кто не менее года на основании официальных документов управлял имениями, равными по площади  полному земельному цензу, установленному для уезда, или арендовал на тех  же условиях землю. К участию в  предварительных съездах допускались  настоятели церквей и молитвенных  домов, если церковь или молитвенный дом владели в уезде землей, а также все мелкие собственники уезда, не менее года владевшие землей или иной недвижимостью.

Право избрания выборщиков на губернские и городские  избирательные собрания получили рабочие  предприятий с числом занятых  на них не менее пятидесяти. От предприятий, на которых работало от 50 до 1000 человек, избирался один представитель на съезд уполномоченных от предприятий, а от более крупных предприятий - еще по одному на каждую полную тысячу занятых. Фактически это означало, что по одному уполномоченному выбирали на предприятиях с числом рабочих 50 и 1999 человек. При этом уполномоченными могли быть избраны лица, проработавшие на предприятии не менее шести месяцев.

Всего от Европейской  России (без Царства Польского) должны были избираться 412 членов Государственной  Думы, а от остальных частей империи - 112. Право непосредственного избрания депутатов от Европейской России получили 5982 выборщика губернских избирательных  собраний и 1760 выборщиков городских  избирательных собраний.

Из общего числа  губернских выборщиков представители  от крестьянской курии могли рассчитывать на 2532 места, или 42,3%. Наибольшее преимущество выборщикам от крестьянской курии отдавалось в Вятской губернии - 74%, Казанской - 70,5%, Ставропольской - 70,2%. Более 50% мест выборщикам от крестьянской курии отводилось еще в 15 губерниях, а в 16 - крестьянские выборщики могли рассчитывать на относительное большинство.

Выборщикам от землевладельческой курии отводилось 1956 мест в губернских собраниях, или 32,7% (в Полтавской губернии - 60,2%, Минской - 54,8%, еще в 13 губерниях представители  этой курии получали относительное  большинство.

Съезды городских  избирателей на губернских собраниях  должны были представлять 1343 выборщика, или 22,5% (в Московской губернии - 68,5%, Владимирской - 52,2%, еще в трех губерниях  выборщики от городов получали относительное  большинство).

Самое незначительное представительство отводилось выборщикам от рабочей курии - 151 место, или 2,5%. За выборщиками от рабочей курии  закреплялось также 56 мест на городских  избирательных собраниях (3,2% общего состава выборщиков в городах  с прямым представительством) [8].

Сословное начало, положенное в основание избирательной  системы, привело к тому, что один выборщик приходился примерно на 2000 землевладельцев, 4000 горожан, 30000 крестьян и казаков, 90000 рабочих [9].

Оппозиционные самодержавию составы первых двух Дум, сформировавшиеся в результате выборов по избирательному закону 6 августа/11 декабря 1905 г., предопределили судьбу этого закона. Уже в мае 1906 г. председатель Совета министров И.А. Горемыкин поручил товарищу министра внутренних дел С.Е. Крыжановскому разработать проект нового избирательного закона [10]. Но из-за опасения повторения событий декабря 1905 г. власть не решилась изменить избирательный закон после роспуска первой Думы. Учитывая ситуацию в стране, И.Л. Горемыкин считал в июне 1906 г., что "теперь не остается ничего другого, как распустить Думу, затем созвать ее вновь, повлияв всеми возможными средствами на выборы, а если и это не поможет, то вновь распустить Думу и издать новый избирательный закон" [11]. Именно по такому сценарию развернулись дальнейшие события. К маю 1907 г. С.Е. Крыжановский разработал три проекта избирательного закона. В мае Совет министров одобрил проект, который сами участники обсуждения определили как "бесстыжий" [12].

3 июня 1907 г. наряду с манифестом и указом о роспуске второй Думы было обнародовано и новое "Положение о выборах в Государственную Думу" [13]. Издание нового избирательного закона в обход Думы и Государственного Совета являлось нарушением Основных законов и было воспринято оппозицией как государственный переворот [14].

Выделим наиболее принципиальные изменения в избирательной  системе. Единая городская курия  была поделена на два разряда. В первом съезде городских избирателей право  голоса получали:

а) владевшие не менее года в пределах городских поселений уезда на правах собственности или пожизненного владения недвижимостью, оцененной для обложения городскими или земским сборами в губернских городах и городах с населением более 20 тыс. человек на сумму не менее 1000 рублей, в остальных городах - не менее 300 рублей;

Информация о работе Парламент самодержавной России: Государственная Дума и ее депутаты, 1906 - 1917