Модель шведского социализма и её уроки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:54, реферат

Описание работы

Вот почему опыт ряда продвинутых стран по защите интересов людей в условиях рыночных отношений представляет особый интерес. Опыт этих стран показывает, что основу демократии составляет средний класс (50-60% населения), а основным локомотивом экономики является малый бизнес, в котором занято большинство трудоспособного населения и который вносит более 50% ВВП. Там работодатели, стараясь увеличить объем и качество выпускаемой продукции, прекрасно понимают роль человеческого фактора в этом процессе и по возможности стараются создать работающим нормальные условия труда и жизни, повышая их здоровье, трудоспособность и долголетие.

Файлы: 1 файл

Shvedskiisocializm.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

      В главе 1 ст. 3, п. 2 Конституции РФ очень  верно записано, что «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако нигде не прописаны механизмы влияния народа на власть, хотя они хорошо известны и  проверены мировой практикой – прямые выборы и возможность отзыва избранников, референдумы, плебисциты, участие в институтах гражданского общества, попечительских и наблюдательных советах и т.д. Отсутствие четко обозначенных механизмов даёт возможность власти для маневра, в т.ч. путём запрещения референдумов и организации нужных выборов. В результате, по мнению Ф. Искандера, наступает психологический кризис власти – это когда средний гражданин страны чувствует себя умней правительства и его министров.

      Общие вопросы экономики.

      В развитых странах тщательно изучают  не только труды В. Пети, А. Смита, Д. Рикардо, Л. фон Мизеса, Ф. фон Хайека, Дж.М. Кейнса, Д.С. Миля, М. Фридмена и других основателей рыночной экономики, но и, как отмечалось, К. Маркса для того, чтобы избежать социальных потрясений. Именно в силу зависимости властей от избирателей, т.е. благодаря системе, а не по какой-либо иной причине, они в той или иной мере проводят социально ориентированную политику, направленную на экономическое выравнивание и социальный консенсус в обществе. При этом сглаживается острота экономических, социальных, идеологических и этнических противоречий, защищаются права меньшинств, ограничивается произвол власти и бизнеса. На самом деле, вопреки утверждениям некоторых рьяных рыночников и монетаристов, государство должно активно влиять на рыночную экономику, устанавливая «правила игры» на рыночном поле, и управлять развитием страны, но не через указы Президента или постановления правительства, а посредством тщательно продуманной, взвешенной и достаточно гибкой налоговой политики (а также экономической, таможенной, бюджетной, кредитной, банковской, инвестиционной, торговой, законодательной, структурной и т.д.).

      Совсем  недавно наши младореформаторы восхищались  монетаристскими идеями (цель была подавить инфляцию путем резкого сокращения расходов), затем они увлеклись опытом Аргентины, экономика которой рухнула достаточно быстро и похоронила под своими обломками её идеологов и создателей. Там при министре экономики Кавальо при высочайшей инфляции с 1991 г. был жестко установлен паритетный курс песо и доллара, в результате чего прекратились эмиссия не обеспеченных денег и воровской экспорт из страны, на долю которого приходилось всего 10% ВВП, а остальные 90% - на внутреннее производство. Фактически кризис в Аргентине, как и дефолт в нашей стране, был спровоцирован действиями чиновников, разворовавших бюджет, и местными властями, выпустивших и продавших облигации под гарантии государства на суммы, во много раз превышающие бюджет. А государство в условиях нелегитимной олигархической экономики не сыграло своей роли на опережение и на прекращение утечки денег за рубеж. В результате – обвал песо, очереди в банках, замороженные вклады, пустые прилавки, резкий спад экономики и производства. В Аргентине был объявлен дефолт и страна заявила, что не может оплатить по внешним кредитам и займам. Причина – коррумпированность политической системы. Очень показательная картина.

      Как правило, смешанная экономика приспосабливает  современные теории (кейнсианские, неоклассические, институциональные), их инструментарий и рецепты к решению конкретных социально-экономических проблем. При этом основу общественного устройства составляет сочетание эффективного производства со справедливым распределением, т.е. сочетание некоторых признаков капитализма и социализма. В условиях смешанной экономики основные функции государства заключаются в перераспределении доходов с целью обеспечения общественного благосостояния и в плановом регулировании общественного производства. В общем смысле государство благосостояния – это система политики, в которой ответственность государства распространяется до ответственности общества за благосостояние граждан, а его цель – предоставление всем членам общества одинаковых юридических, политических и социальных прав. В рамках смешанной экономики решаются общие для таких стран проблемы:

 - создание условий для существования разных форм собственности;

- определение  форм демократии и решение  вопросов самоуправления и участия  трудящихся в управлении;

 - определение форм участия государства в общественном производстве;

 - определение границ общественного контроля за производством и распределением;

 - определение методов управления экономикой, степени соединения планового и рыночного механизмов регулирования экономики;

 - формирование принципов политики социального реформирования и управления социальной сферой.

      Разные  способы решения этих проблем и определяют специфику социального реформирования.  

      Модели  смешанной экономики.

      Наиболее  интересные модели характерны для Франции, Германии, Китая, Скандинавских стран. Но модель экономического развития Китая (государственный капитализм) следует рассматривать отдельно и подробно, в данной работе это будет сделано лишь в общих чертах. Скандинавская модель будет представлена в самостоятельном разделе.

      Как известно, Китай – это страна малого бизнеса. Даже самые крупные китайские фирмы и компании нередко несут функции представительства сотен мелких фирм. 4,3 млн. малых и средних предприятий, не действующие сами по себе, объединены в крупные группы с разделением между ними обязанностей. Такие объединения выгодны, т.к. позволяют завоевывать мировые рынки, и китайские товары разного назначения заполонили весь мир. К этому можно добавить продукцию 28 млн. индивидуальных предпринимателей. Малый (даже не средний) бизнес в Китае поистине является «локомотивом» экономики и обеспечивает 81% рабочих мест, 60% ВВП, 51% всех налоговых поступлений и 80% всех научно-технических новшеств и открытий в стране (примерно также обстоит дело с малым бизнесом и в ряде других стран). Продукция малого бизнеса – это 63% всего экспорта Китая (200 млрд. долл.). Официальный товарооборот с Россией составляет 37 млрд. долл. в год, а фактический – в 4,6 раза больше. В Китае действует прогрессивная шкала налогов на доходы, причем, на доход до 1250 долл. в месяц не заполняется налоговая декларация, а у имеющих доход свыше 14 тыс. долл. в месяц ставка налога составляет 45%. В Китае за экономические преступления наказываются все (от тюремного заключения до расстрела), не зависимо от состояния, занимаемой должности и общественного положения, а не выборочно, как у нас. Законы в Китае для всех едины, а не так, как пока в России, где они для разных людей трактуются по-разному. Сейчас в Китае проживает больше всего населения (1295 млн. чел.), там больше всего в мире производится стали (в 5,3 раза больше, чем в РФ) и имеются самые большие золотовалютные запасы (1,53 трлн. долл.) при том, что 75% их содержатся в долларах и американских казначейских облигациях. В Китае, и это характерно именно для Китая, экономическая свобода дана не частным компаниям и предприятиям, а муниципальным образованиям. Основные принципы реформ там заключаются в создании цивилизованного рынка, когда государство осуществляет протекторат над социальной сферой. В результате в последние 15 лет отмечался бурный экономический рост, производительность труда выросла в 3 раза, а по оплате труда там вплотную приблизились в передовым странам. Вместе с тем, погоня за объемами привела к некоторому снижению качества, падению спроса на китайские товары, росту цен на производимые товары вследствие роста зарплаты и стоимости  энергоресурсов, постепенному исчезновению сельских поселений как источника дешевой рабочей силы для малого бизнеса. В результате в последние 2 года экономический рост в Китае несколько замедлился и потому Китай старается переместить производства в соседние страны, где зарплата (а, значит, и все издержки) значительно ниже.

      Генерал Шарль де Голль сразу после  второй мировой войны предложил для Франции доктрину «третьего пути», для которой характерны:

      - национализация стратегических, жизненно  важных для страны предприятий,  обеспечивающих ее национальную безопасность в т.ч. железных дорог, банковских и финансовых учреждений, усиление роли государственного сектора;

      - дирижизм, т.е. государственное индикативное  планирование экономики;

     - участие трудящихся в получении прибыли;

     - контроль над ценообразованием и использованием ресурсов;

     - контроль государства над иностранными  инвестициями;

     - государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности;

     - протекционизм;

     - государственный контроль развития  образования, культуры и здравоохранения.

     Следует отметить, что в общем виде эти черты сохранились и до наших дней.

     Основу  германской модели составляет экономическая  власть (а не собственность) и общественный контроль над ней. Фактически германская экономика строится на соединении трёх форм собственности, трёх секторов, трёх типов предприятий: частная собственность, частный сектор, частные предприятия; государственный сектор, государственные предприятия; общественная (общенародная) собственность, общественный сектор, предприятия общественной ориентации. В целом германская модель смешанной экономики сводится к построению эффективной экономики и свободной конкуренции через усиление институциональных функций государства. И если экономика в представленном виде функционирует достаточно успешно, то о социальном страховании здоровья этого сказать нельзя; скорее сейчас оно находится под угрозой полного развала при дефиците медицинской помощи в первую очередь малообеспеченным слоям населения и нуждается в срочном  реформировании. Как считают германские специалисты система ОМС была приемлема для своего времени (конец XIX – начало XX), когда вся медицина была частной и государство должно было обеспечить социальную защиту своих граждан, введя определенные финансово-организационные правила взаимоотношения пациентов с частными врачами и частными больницами.

     Введенный тогда принцип «работающий платит за неработающего и здоровый за больного»  в последние годы перестал действовать  эффективно, поскольку число граждан пожилого и старческого возраста в Германии неуклонно растет, растет у них и заболеваемость, а число работающих в долевом исчислении неуклонно снижается. Иначе говоря, потребность в медицинской помощи существенно переросла финансовые возможности системы страхования. И здесь не спасет увеличение страхового взноса (против чего будут возражать работающие), снижение стандартов оказания медицинской помощи, сокращение сроков госпитализации, снижение расходов на зарплату у медперсонала, минимизация хирургических вмешательств и уменьшение других затрат. Вывод один: система ОМС была уместной при частном здравоохранении и сейчас она себя изжила. Не случайно, лучшей моделью здравоохранения считается национальная система здравоохранения с финансовыми поступлениями в виде налогов, дополненная системой добровольного медицинского страхования, что дает пациенту возможность выбора при одинаковых стандартах оказания лечебно-профилактической помощи.

     Общие принципы скандинавской модели.

     Политика  благосостояния Скандинавских стран (в первую очередь, в Швеции, Дании и Норвегии) базируется на институциональной системе, направленной на обеспечение социальной защищенности и благополучия всех граждан. Суть этой политики состоит в достижении стабильного экономического роста при низких темпах инфляции и при полной занятости (без безработицы) в условиях смешанной экономики. Выдвинутый принцип создания государства «всеобщего благосостояния» предполагает, что благополучие всех граждан, без исключения, становится целью активной государственной деятельности, а идея социального равенства и коллективизма занимает высокий рейтинг в шкале общественных ценностей. При этом предполагается, что жизнь и здоровье людей представляет собой такую ценность, которую нельзя измерить никакой калькуляцией, ни политическими оценками, ни рыночной стоимостью.

     Там совершенно справедливо полагают, что  здоровье нельзя измерить в денежном исчислении, поскольку измеряемые экономические потери в связи с утратой здоровья и трудоспособности никак не соответствуют ценности здоровья. Аналогичным способом общественно-экономическая польза от образования человека никак не соизмерима с той прибылью, которую может произвести образованный человек.

     На  протяжении многих десятилетий политика была направлена на выравнивание жизненного стандарта всего населения, на предоставление людям равных прав и возможностей и на социальную защищенность всех граждан. Всё производство в этих странах полностью находится в руках частного сектора, и оно ориентировано на извлечение прибыли и повышение эффективности своей деятельности, в то время как государство через свои организационные структуры управляет благосостоянием населения, реализуя тем самым главенство социальных факторов в жизни людей над рыночными законами. И это абсолютно правильно, т.к. не люди служат экономике, а экономика предназначена для людей. Как известно, здоровые и социально защищенные люди лучше трудятся, больше пользы приносят обществу и меньше потребляют медицинских и социальных ресурсов, что делает их даже в чисто экономическом плане абсолютно выгодными для всего общества.

     Исходя  из этого, Скандинавские страны гарантируют своим гражданам экономическую защиту в случае болезни и потери трудоспособности, бесплатное среднее и высшее образование, помощь в предоставлении муниципального жилья, материальную поддержку семей с детьми. Это касается всех, независимо от имущественного и материального положения. Все дети имеют право на получение детских пособий, что уравнивает их в правах. Финансирование социальных программ происходит за счет налогообложения по прогрессивной шкале доходов физических и юридических лиц и за счет государственных средств, тем самым компенсируя гражданам экономические риски, возникающие в условиях капитализма. Если во многих странах субъектом трудового права является работающий, то в Скандинавских странах – профсоюзные организации, которые там традиционно сильны и лучшим образом защищают интересы трудящихся. Поэтому все работающие там обеспечены необходимыми условиями (безопасность труда, адекватная зарплата, рациональное питание, профилактические обследования и медицинская помощь, жилье, пособия, детские дошкольные и школьные учреждения и т.д.). Это особенно важно в связи с тем, что рыночная система далеко не совершенная вследствие следующих причин:

     - стремление частных предпринимателей к получению максимальной прибыли всегда приводит к эксплуатации труда, не способствует сохранению невосполнимых ресурсов (в т.ч. недр) и вызывает загрязнение окружающей среды;

     - частный бизнес не регулирует  использование ресурсов, принадлежащих всему обществу (пушных, лесных, рыбных, водных и т.д.), что может привести к их полному исчезновению;

     - товары и услуги коллективного  пользования, так называемые общественные блага (образование, здравоохранение, общественный транспорт и др.) не вызывают большой интерес у предпринимателей и доля частного бизнеса в этой сфере деятельности минимальна;

     - рыночная экономика не дает  гражданам гарантий на труд, доход,  отпуск, пенсии, выплату пособий  по нетрудоспособности и т.д.;

     - рыночная экономика удовлетворяет запросы наиболее состоятельных людей и не учитывает запросы и социальные потребности основной массы населения;

     - рынок в погоне за сиюминутной  выгодой не станет вкладывать  деньги в работы на будущее,  в перспективные долгосрочные  проекта, в развитие фундаментальных наук.

     Все эти проблемы ведут не к экономическому процветанию, а к экономической деградации. Государство же в условиях рынка не может и не должно мириться с таким положением и берется за решение этих проблем, используя для этого всю свою экономическую и политическую силу. В результате формируется так называемый цивилизованный рынок, когда государство выдвигает определенные требования к рынку в виде достаточно жёстких законов, правил и норм, старается смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, одновременно оставляя место для мотивации к труду, риска, хозяйственной деятельности и коммерческой инициативы. Поэтому вызывает удивление довольно частые высказывания представителей власти в нашей стране в ответ на вопросы о монополизме и ничем не оправданном росте цен: «Что вы хотите, ведь это рынок», что говорит о недостаточном понимании существа рыночных отношений. Это обусловлено сложившимся олигархическим видом капитализма в нашей стране, что приводит к перекосу экономики в пользу топливных и сырьевых отраслей, которые, ориентируясь на внешний рынок, приносят сверхприбыль в немыслимых размерах, а также к перекосу в распределении национального дохода в сторону валовой прибыли и в ущерб оплате труда. Всё это ведет к узости и нерегулируемости внутреннего рынка, к бедности основной массы населения, к удушению малого бизнеса, к неспособности роста экономики в других отраслях. Поэтому сейчас крайне необходимо изменение олигархической структуры капитализма при активном участии в этом процессе государства. В какой-то мере образцом роли государства на рыночном поле является социализированная скандинавская модель, основанная на экономической безопасности, включающей общую занятость, и эгалитаризме, в т.ч. на сокращении дифференциации доходов и снижении бедности.

Информация о работе Модель шведского социализма и её уроки