Межэтнические конфликты в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 11:24, Не определен

Описание работы

Описываются специфические проблемы межэтнических конфликтов в России

Файлы: 1 файл

Межэтнические конфликты.doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)
y">     В условиях характерного для СССР жесткого контроля над всеми сферами общественной жизни социальные конфликты в Средней Азии и Казахстане носили латентный характер. Положение изменилось в конце 1980-х гг., когда власть союзного центра существенно ослабла. Одним из факторов, провоцировавших конфликты, стала начавшаяся в период «перестройки» замена руководства союзных республик, которая затрагивала экономические и политические интересы местных кланов.

     В декабре 1986 г. первые после начала «перестройки»  массовые волнения на этнической почве  произошли в Казахстане. Поводом  для беспорядков стало решение  о замене прежнего руководителя республики Д.А. Кунаева бывшим первым секретарем Ульяновского обкома партии Г.В. Колбиным. В знак протеста против назначения главой республики русского 17-18 декабря 1986 г. на главной площади Алма-Аты прошли массовые демонстрации, в которых участвовала преимущественно казахская студенческая молодежь. Для подавления выступлений были использованы подразделения армии, милиции, внутренних войск и специально мобилизованных дружинников. Демонстрации и акции протеста прошли также в Джезказгане, Караганде, Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Сарыозеке, Талгаре, Павлодаре, Чимкенте и других городах. По ряду оценок, организаторы беспорядков использовали межклановую борьбу за власть и то, что недовольные отстранением от власти Д. Кунаева лидеры Старшего жуза инспирировали массовые выступления казахской молодежи. О технологии организации переворотов, названных впоследствии «цветными революциями», у нас тогда еще не слышали.

     Несмотря  на подавление беспорядков в Казахстане, в 1989 г. Г. Колбин покинул республику, а первым секретарем республиканской компартии стал Н. Назарбаев.

     К концу 1980-х гг. центр тяжести массовых беспорядков был перенесен в  Среднюю Азию. В силу аграрного  перенаселения межэтнические противоречия имели здесь более глубокий характер. В последние годы «перестройки» на территории Ферганской долины произошли два крупных межэтнических конфликта – ферганский и ошский, охватившие соответственно Узбекскую и Киргизскую ССР.

     Ферганский  конфликт

     Первый  из них начался с беспорядков  в небольшом ферганском городке Кувасае, где в мае 1989 г. произошли драки между, с одной стороны, турецкой и, с другой стороны, узбекской и таджикской молодежью. Драки переросли в крупномасштабные столкновения. Беспорядки охватили города Ташлак, Маргилан, Фергану, Коканд и поселок Комсомольский, где начались массовые погромы, убийства и поджоги турецких домов. Подразделения Внутренних войск МВД СССР смогли взять ситуацию под контроль лишь спустя несколько дней после начала выступлений. В течение июня 1989 года антитурецкие митинги и выступления происходили в Ташкентской, Наманганской, Сырдарьинской и Самаркандской областях. Напряженная ситуация в Узбекистане сохранялась на протяжении всего 1990 года[17].

     Ошский  конфликт

     В основе ошского конфликта лежали более отчетливо выраженные социально-экономические причины. В отличие от узбеков киргизы традиционно занимались скотоводством и не имели навыков земледелия а, следовательно – и стимулов для проживания в сельской местности. Соответственно, миграция киргизов в города происходила более интенсивно. К концу 1980-х гг. в городах Киргизской ССР скопилась значительная масса сельских переселенцев, в большинстве своем не имевших собственного жилья, востребованной в городских условиях специальности, а зачастую - и постоянной работы.

     В течение 1989 года в Киргизии возникло несколько объединений застройщиков, претендовавших на земли вокруг Бишкека и других крупных городов. В Оше таким объединением стало общество «Ош-аймагы», участники которого 7 мая 1990 г. потребовали предоставить им для застройки земли пригородного колхоза им. Ленина, среди работников которого преобладали узбеки. В ответ узбеки выдвинули требования создания автономии и придания узбекскому языку статуса государственного. 4 июня на спорном поле собрались толпы узбеков и киргизов, для разгона которых милиция открыла огонь на поражение. После этого в Оше начались массовые погромы, поджоги и убийства узбеков. Беспорядки охватили г. Узген и сельские районы, большинство населения которых составляли киргизы. 6 июня 1990 г. в охваченные волнениями населенные пункты были введены части Советской армии, которым удалось овладеть ситуацией8.

     Таджикско-киргизский конфликт

     В 1989 г. произошли столкновения между  таджикским населением Исфаринского района Таджикистана и киргизским населением Баткенского района Киргизии, в основе которого лежал конфликт по поводу распределения земель. Безрезультатные попытки урегулировать противоречия, в ходе которых выдвигались требования о передаче земель Таджикистану, продолжались вплоть до 1991 г., грозя перерасти в открытый конфликт между двумя советскими республиками. В том же 1989 г. произошел конфликт по поводу распределения пастбищ между таджиками и тюрками-барласами Ганчинского района Таджикистана, для ликвидации которого были использованы войска МВД СССР[2].

     Кульминацией  межэтнических столкновений стали  февральские события 1990 г. в Душанбе, вызванные слухами о выделении  квартир армянским беженцам. Под  влиянием этих слухов начались акции  протеста. 12 февраля 1990 г. они переросли  в массовые беспорядки и погромы русскоязычного населения, спровоцированные нарушением данного ранее первым секретарем ЦК Компартии Таджикистана (КПТ) К. Махкамовым обещания выйти к митингующим и дать разъяснения по поводу циркулировавших слухов. К вечеру 13 февраля в Душанбе были введены танки и армейские подразделения, которым удалось остановить беспорядки.

     Последствия межэтнических конфликтов рубежа 1980-х - 1990-х гг. были многогранными. Массовые беспорядки привели к смене руководства  республик. Как уже сказано, первого  секретаря ЦК Компартии Казахстана Г.В. Колбина в июне 1989 г. сменил Н.А. Назарабаев. Одновременно был освобожден от обязанностей первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Р. Ишанов, место которого занял И. Каримов. В Киргизии председателя Верховного совета А. Масалиева, который к тому времени сосредоточил в своих руках большую часть властных полномочий, сменил А. Акаев. Сохранить власть сумел лишь первый секретарь ЦК Компартии Таджикистана К. Махкамов, но и он был отстранен после поддержки им ГКЧП в августе 1991 г.

     Из  наиболее «конфликтных» республик  – Таджикистана, Узбекистана и  Киргизии - значительно возросла эмиграция  русского и другого некоренного  населения. В Казахстане и Туркменистане, где крупных межэтнических конфликтов в тот период не было, усиления эмиграции некоренных этносов не произошло. По мере эмиграции русских, значительно усилившейся с распадом СССР, межэтнические противоречия все более смещались в область противостояния между коренными этносами, что придавало им гораздо более опасный характер ввиду отсутствия в регионе четких этнических границ, трансграничного характера расселения многих народов и легкости, с какой такие конфликты могут перерастать в межгосударственные.

     Выводы

     1. В настоящее время межэтнические  взаимоотношения в государствах  Центральной Азии, являющиеся основополагающими в проблеме стабильности и безопасности, отличается неопределенностью и недостаточной стабильностью. Практически между всеми основными этносами, населяющими этот регион, имеются серьезные противоречия, которые способны в некоторой степени поставить их в положение противостояния.

     2. Особенностью межэтнических противоречий  в центральноазиатском регионе  является их тесная взаимосвязь  с межгосударственными. Отсюда  вытекает вероятность потенциального  разрастания межэтнических конфликтов в межгосударственные.

     4. Наиболее острыми и давними  являются узбеко-таджикские противоречия.

     5. Наиболее сложным элементом межэтнических  противоречий в Центральной Азии  является территориальный вопрос.

     6. В последнее время на первый план выходит проблема обеспечения государствами региона безопасности границ, сильно осложняющая взаимоотношения различных этнических групп.

     7. Решение межэтнических противоречий требует пристального внимания руководств всех государств Центральной Азии, наличия у них доброй воли, учета интересов друг друга, готовности к взаимным компромиссам и уступкам. 

     Глава 3. Предотвращение и  урегулирование этнических  конфлик тов в новых независимых государствах 

     На  момент своего распада Союз ССР переживал  целый ряд переходных процессов - от централизованного планирования к рыночной экономике, от тоталитарной политической системы - к демократии, от административной сверхцентрализации - к развитию федерализма и деколонизации. Каждый из этих процессов в отдельности нес сам по себе риск стабильности гражданскому и межнациональному миру. Поэтому неудивительно, что процесс дезинтеграции СССР сопровождался возникновением ряда вооруженных конфликтов на его территории.

     Нельзя  не видеть, что, несмотря на некоторую приостановку инерции дезинтеграции внутри России, достигнутую после декабря 1991 г. процесс этот, видимо, далеко не завершен (об этом, в частности, свидетельствовало обострение кризиса в Чечне в конце 1994 г. - начале 1996 г.) Ухудшение экономической и межэтнической ситуации практически во  всех этих странах стимулирует возникновение новых вооруженных конфликтов. В этих условиях даже те скромные успехи, которые были достигнуты в области урегулирования уже возникших конфликтов, представляют собой особую ценность с точки зрения возможного использования накопленного опыта в будущем.

     Неоднозначный опыт урегулирования этнических конфликтов на территории СССР представляет собой  следствие не только объективных  сложностей такого урегулирования, но и ошибок, допущенных в ходе миротворческой деятельности. Подобные ошибки заключались в недооценке или прямом игнорировании закономерностей самого конфликта, наличия у него различных стадий. Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

  1. Каждая из враждующих группировок должна иметь единое командование и контролироваться им.
  2. Стороны должны контролировать территории, которые обеспечивали бы им относительную безопасность после заключения перемирия.
  3. Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей.
  4. Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению перемирия и добиться признания этнического меньшинства в  качестве стороны в конфликте.
  5. Согласие сторон на «замораживание» кризиса и на то, чтобы отложить всеобъемлющее политическое урегулирование на неопределенный срок.
  6. Размещение по линии разъединения миротворческих сил, достаточно авторитетных или сильных для сдерживания сторон от возобновления боевых действий. 

     Наличие авторитетного единого командования у каждой из воюющих группировок, которое обладало бы достаточной  властью для обеспечения контроля за полевыми командирами и приказы  которого исполнялись бы является первым необходимым условием для ведения любых переговоров о прекращении огня. В противном случае достижение каких-либо соглашений вообще не представляется возможным. Не случайно одним из первых шагов российских властей по разрешению осетино-ингушского конфликта было создание властных структур в Ингушетии с тем, чтобы иметь лидера, с которым можно было бы вести диалог.

     Достижение  определенного равновесия в ходе конфликта, когда стороны либо, хотя бы временно, исчерпали свои военные  возможности, либо уже добились многих своих целей, казалось бы, представляется наиболее благоприятной стадией для начала действенных миротворческих усилий. Действительно, конфликт, вроде бы выдохся сам собой и все, что требуется обеим сторонам - это зафиксировать на бумаге сложившуюся де-факто линию контроля и прекращения огня. Между тем юридическое закрепление прекращения огня после достижения стадии равновесия сопряжено с большими трудностями. В сущности, достижение естественного равновесия происходит после того, как одна из сторон фактически потерпела поражение. Это не позволяет ей соглашаться со свергшимися фактами, а побуждает избегать каких-либо обязывающих соглашений с целью выиграть время  до созревания подходящих для реванша условий.

     Как показывает опыт, появление на сцене  влиятельного посредника, способного повысить интерес сторон к достижению соглашения, могло бы предотвратить переход конфликта из фазы достижения одной из сторон минимальных  целей безопасности в стадию динамичного равновесия.  Именно в этот период появляются шансы на быстрый успех внешнего миротворчества. Формированиям этнического меньшинства к этому моменту уже удалось предотвратить худшее, но исход дальнейших боевых действий против превосходящего по потенциалу противника все еще остается в его глазах неопределенным и рискованным. Другая сторона после понесенного первого поражения уже не может надеяться на легкую победу и быстрое окончание войны на выгодных для себя условиях, но она еще и не настолько унижена, чтобы противиться реальному урегулированию. Важным моментом является признание этнического меньшинства стороной в конфликте - как посредником, так и центральными властями. Продолжительное же непризнание этнического меньшинства в качестве стороны в конфликте, особенно если оно проявляет готовность к диалогу, подрывает шансы на достижение мира.

Информация о работе Межэтнические конфликты в России