Элита России: история становления и политический портрет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Термин «элита» вошел в обиход не так давно. Точнее, в своем широком значении, он был возрожден чуть более десяти лет назад. В настоящее время мы употребляем его, когда имеем в виду что-то из ряда вон выходящее, лучшее в своем роде; часто определение «элитный» используется в рекламе: элитные джинсы, шубы, даже сантехника. Это понятие имеет двоякое толкование: с одной стороны, элитный – значит лучше других, а с другой стороны, то, что свойственно определенной социальной группе.

Файлы: 1 файл

Элита России.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Под угрозой  и гражданское общество. Во-первых, оно основано на рациональном поведении людей, а это утопия. «Любые отношения между людьми, отношения по управлению тоже. никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными».12 Человек – это сплав высоких чувств и низких страстей, поэтому доктрина, исключающая одну из этих составляющих, не является приемлемой, А во-вторых, в гражданском обществе элита тускнеет, передавая часть своих полномочий гражданам. Никакое должностное лицо добровольно не откажется от власти. Мы уже замечали, что на протяжении тысячелетий ведется борьба между законом и личностью на его защите. И уступить пальму первенства в этом споре личность не согласна, иначе это давно уже было бы сделано.  

Власть и собственность, не могут друг без друга, это очевидно из истории. «Власть всегда тесно связана с собственностью. Если собственность представляет собой право распоряжаться принадлежащими собственнику предметами, то власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на практическую деятельность других людей. Тот, кто обладает властью, может в конечном итоге распоряжаться собственностью, в том числе и чужой».13 Эта деятельность широко практикуется в России: как показывают исследования, большинство людей, имеющих непосредственное отношение к власти, либо занимается бизнесом, либо взимают с него обильную дань, которая часто становится основным источником их дохода.14 

Таким образом, в состав отечественной правящей элиты входят два подкласса:

политики, занимающие места в высших и средних эшелонах власти на двух ее уровнях: федеральном и региональном;

субъекты экономики: собственники, совладельцы, руководители, члены правлений и другие ответственные  работники новых крупных экономических  организаций.  

Как было показано ранее, эти два подкласса часто пересекаются, а если существуют «чистые» представители первого, то только официально. Реально трудно поверить, чтобы имея возможность повысить ypовень своего благосостояния, человек отказался бы от нее. Это слияние политической и экономической элиты является, кроме всего прочего, еще и наследством бывшего СССР, о чем мы говорили выше. 

Так, например, последнее  исследование, опубликованное в журнале  «Эксперт», показало, что среди влиятельных  людей наблюдается следующее  сочетание политиков и предпринимателей:15

   

Федерального  уровня  

Регионального уровня  

Всего  

Политики  

202  

499  

701  

Предприниматели  

113  

529  

642  

Обе номинации   

247  

563  

810  

Всего  

562  

1591  

2153  
 

Таким образом, наиболее влиятельными оказываются  люди, сочетающие политические и предпринимательские рычаги влияния. Этот вывод подтверждают и авторы исследования: «Использование рычагов власти является наиболее значимым ресурсом влиятельности не только для политиков (это понятно), но и для предпринимателей».16 

Такой симбиоз в правительстве и других политических объединениях чреват некоторыми последствиями:

во-первых, рост неплатежей. Как это ни странно, но система долгов разработана именно на уровне взаимодействия экономистов  и политиков. Первопричина и моральное  оправдание задержки платежей, а то и невыплат по налогам, социальному страхованию и др. – невыплата долга по госзаказу. Когда само государство показывает пример несостоятельности, управляющие предприятий могут «не стыдиться» заявлений об отсутствии денег. Такая система нашла широкое применение в рамках, нашей экономики, а как это отражается на обществе, мм все знаем. Как показывают экспертные оценки, 1 руб. государственной задолженности порождает 4-5 руб. просроченных платежей.17 И образуется замкнутый круг: невыплаты по госзаказу – долги предприятий работникам, др. организациям – снижение налоговых поступлений – все повторяется. Выход из этой ситуации правящая верхушка нашла только один: ГКО – прекращение выплат по ним – кризис – девальвация. Лучше или хуже – но долги погашаются;

во-вторых, нарастание противоречия между двумя группами, образующими в совокупности современную  властвующую элиту.  

Политическая  борьба приобрела такие угрожающие масштабы, что элита стала самой  конфликтной группой общества. Опрос 200 респондентов показал, что самая  большая опасность по дестабилизации обстановки в стране исходит от:

38% – особых  политических групп (демократы, коммунисты и др.),

24% – от социально  ущемленных групп, 

15% – от рэкетиров  и организаций боевиков.  

Подобная борьба отчуждает «низы» от «верхов». По данным того же опроса 28% респондентов не доверяют никому из политиков.18 А это уже  чревато социальным взрывом. Хотя социальная память народа работает против подобных потрясений: люди ищут дополнительные заработки, переквалифицируются, чтобы выжить. Аналогичный тезис можно найти и у Г. Моски. «после серии волнении и перемен энтузиазм и вера, вызванные политическими новаторами и их политическими новшествами, явно ослабевают, и смутное чувство скептицизма и утомления овладевает массами».19 Но границы этого чувства не бесконечны, и с этим тоже нужно считаться. 

Хотелось бы выделить следующие основные социальные черты новой правящей элиты, которые сильнее всего сказываются на обстановке в стране:  

Отсутствие общих  целей, образа будущего общества, ради которого начаты и проводятся реформы. Отсюда – стихийность переходного  процесса, отсутствие не только «светлых идеалов», но и вообще каких-либо обоснованных и понятных для людей ориентиров. Отсутствие идеологии порождает туманность цели а идти «туда, не знаю куда» -задача не из легких даже в психологическом плане. С одной стороны, люди делают на этом пути все от них зависящее в разных направлениях, стараясь не упустить ни одного из возможных вариантов развития событий. И получается погоня за двумя зайцами, результат которой давно известен.  

Доминирование групповых интересов правящей элиты  над гражданскими. Отсюда – противостояние разных отраслевых групп элиты, движимых групповыми и личными интересами, внутригрупповая политическая и экономическая борьба разных ее слоев. В связи с этом можно процитировать высказывание Р. Арона: «Монолитная элита означает конец свободы, а разрозненная – конец государству».20 Россия за очень короткий промежуток времени прошла путь от первого состояния ко второму. Будучи в шоке от подобных потрясении, мы никак не наплел компромисс, но все на него надеемся.  

Неразработанность системы приоритетов, т.е. иерархии важности разных сфер общественной жизни, последовательности решения крупных народнохозяйственных задач. Отсюда – слабая обоснованность проводимой экономической политики, обилие ошибочных решений. Разные политические силы давят на правительство с целью защиты своей экономической программы, и результат налицо. Наша элита как бы пытается объединить 2 совершенно разных вида ценностей: те, которые декларировались. КПСС, и те, что обычно связываются с капитализмом, причем не с какой-то его национальной моделью (шведской, американской и др.), а с его обобщенным образом. Пытаясь совместить несовместимое, наши лидеры так расшатывают лодку общественной стабильности, что становится просто страшно за будущее страны.  
 

Отсутствие глубокой интеграции между правящей элитой и населением страны. Отсюда – утрата доверия масс к государству, деполитизация населения, дискредитация принципов демократии.  

А теперь несколько  слов по поводу экономической элиты. Политики, как известно, пытаются обрести  независимость от бизнес-элиты и наоборот. Крупные коммерсанты выдвигают главный тезис: пересмотреть концепцию государственного вмешательства в экономику, сузить зоны его влияния. Политические же лидеры, напротив, пытаются усилить контроль за частным бизнесом в целях как государственных, так и личных.  

Парадоксальный  результат исследования в том, что  бизнесмены не готовы к построению моделей. Лишь 20% респондентов были готовы обсуждать возможные модели развития экономической, и. политической ситуации в России на ближайшие 10-15 лет.21 Заметим, что чем лучше люди анализируют и делают прогнозы, тем больше они отдаляются от желания влиять. Поэтому представители российской бизнес элиты желают влиять на обстановку в стране, т.е. добиваться определенных политических целей экономическими методами. А политики пытаются контролировать бизнес, т.е. добиваются экономических целей политическими средствами. Очевидна склонность к интеграции, за тем, чтобы в дальнейшем идти своей дорогой. Думается, что к настоящему моменту пути политиков и экономической элиты разошлись, (насколько это возможно), поэтому наблюдается такая дестабилизация обстановки. С одной стороны, совпадение целей, с другой – соперничество на пути к их достижению. Поэтому правящий класс пытается обрести независимость от владельцев капитала, а лидеры бизнеса демонстрируют феномен «усталости от романа с государством» и склонны рассчитывать в своей деятельности на собственные силы, упорно ищут способы избавления от государственной опеки. Параллельно наблюдается угасание аналитического интереса к действиям государственных структур.

Культурная элита

В каждом государстве  существуют главенствующие группы, взаимодействие которых друг с другом определяет уровень культуры данного общества.

(М. Вебер22) 

Понятие элиты  не замыкается на политическом руководстве страны и представителях крупного бизнеса. Элита может быть и культурной. Выделим также в особую группу научную.  

В состав культурной элиты входят ведущие отечественные  деятели искусств, культуры, представители  шоу-бизнеса и масс-медиа. Основное отличие этих людей от власть имущих состоит в том, что они делают политику, не занимаясь ею непосредственно. Последние события вокруг Медиа-Моста и акций ОРТ показывают, насколько влиятельны стали СМИ, как значительна их роль в информационную эру. С другой стороны, из тех же событий можно сделать и другой вывод: журналисты – это политики, не имеющие официальных полномочий, зато имеющие реальное влияние на аудиторию.  

Интересное мнение по поводу устаревания советской  элиты было нами обнаружено в статье А. Крэстевой. Оказывается, наше бывшее политическое руководство оказалось несостоятельным перед телекамерой,  

В Союзе «элита»  не говорила и не появлялась. За нее  говорили с полос газет, создавая таким образом ореол власти. Как  только наши вожди вышли в эфир, коммунизм кончился. В связи с этой точкой зрения можно обратиться к классику теории элиты – Г. Моске. Он тоже ссылался на необходимость «прослойки» между лидером и толпой. «Проходя от учителя к низам, идеи деформируются, очищаясь от непоследовательностей и лжи»23. Тогда роль прослойки выполняли газеты и телеэкран, а также многочисленные идеологи, трактующие каждое слово, произнесенное вождем, в нужном русле. 

Таким образом, с развитием СМИ наши вожди  перестали нам казаться чем-то сверхъестественным, необыкновенным. Идея человекобога в лице генсека полностью себя исчерпала. Сейчас мы видим по ту сторону экрана людей со своими слабостями и косноязычностью. Появилось больше возможностей оценить того или иного политического деятеля, услышать множество мнений по конкретному предмету. Но нормальной эту ситуацию не назовешь – каждый печатный орган, каждая телекомпания и радиостанция в погоне за сенсацией очень часто искажают факты (не будем утверждать, что они лгут, но приукрашивают, сгущают краски – наверняка). И опять возникает проблема лебедя, рака и щуки. Правда, есть и один большой плюс в этой ситуации – социальный конфликт, о назревании которого мы говорили, до сих пор не произошел только по этой причине: общество расчленено не без помощи СМИ на партии, поэтому нет реальной силы, которая могла бы повести за собой широкие массы. На этом держится сегодняшняя Россия, не объятая гражданской войной, которую нам прочили многие политические деятели и исследователи. Но ситуация накалена до предела, поэтому отрицать такой страшный исход тоже нельзя.  

Кстати, дальнейшее развитие ситуации сближения вождя  с массами мы можем наблюдать  в США. С одной стороны, ореол  власти давно потерян, с полос  газет и телеэкранов смотрят  живые люди, во многом такие же, как и все остальные. Но народ по-прежнему склонен считать, что должностное лицо обязано оправдывать свое избрание на высокий пост безупречностью во всем. Если хоть раз в жизни лидер оступился, то на продолжении его политической карьеры можно ставить жирный крест. Так случилось с Б. Клинтоном, который стал жертвой идеи сверхчеловека. По мнению американцев, президент должен быть беспристрастным и лишенным человеческих чувств представителем Закона, беспристрастным как сама Конституция? Или пример с Б. Н. Ельциным, когда весь мир вынужден был следить за состоянием его здоровья. Ситуация абсолютно ненормальная с точки зрения человека, привыкшего быть человеком, но неизбежная для лидера.  

Информация о работе Элита России: история становления и политический портрет