Избирательное право как институт в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Россия стоит на пути формирования демократического государства, одним из главных принципов которого является возможность выбора политических деятелей, которые будут управлять страной, посредством всеобщих альтернативных выборов. Выборы представляются оптимальным средством, позволяющим с максимальной вероятностью привести к политической власти лучших представителей общества. Они в наибольшей степени обеспечивают организацию общества, построенного на уважении основных гражданских и личных свобод и прав человека.

Файлы: 1 файл

kursach_kp.docx

— 72.07 Кб (Скачать файл)

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. лишение избирательных прав становится объектом пристального обсуждения в среде советских практических работников, что выразилось в появлении целого ряда работ либо целиком посвященных лишению избирательных прав и самим "лишенцам", либо затрагивающих отмеченную выше проблему в контексте регулярно проводившихся перевыборов советов. Как правило, данные работы носили агитационно-пропагандистский характер, не отличались высоким уровнем обобщений и носили преимущественно описательный характер. При этом ценность их очевидна: работы написаны по итогам избирательных кампаний и содержат не только оценочный, но и конкретный, эмпирический материал о проблемах, возникавших при лишении и восстановлении в правах, учете "лишенцев", о дискуссиях по данным вопросам с участием местных и центральных работников. Характерно, что авторами большинства из них были руководители и сотрудники Центральной избирательной комиссии СССР и Всероссийской Центральной избирательной комиссии. Например, Я. Полуян и А. Киселев - председатели в разные годы Всероссийской Центральной избирательной комиссии, П. Зайцев - ответственный секретарь Центризбиркома СССР. Они лучше других разбирались в изменениях в избирательном законодательстве и принимали участие в составлении инструкций и внесении в них принятых поправок. Кроме того, выход этих публикаций был приурочен к трем очередным избирательным кампаниям - 1926/1927, 1928/1929 гг., и 1930 г. Затем интенсивность появления работ этого профиля заметно снижается: так, за 1932 и 1933 г. публикаций, связанных с проблемой "лишенцев" вообще не было. И лишь в 1934 г. к перевыборам выпустили краткие инструктивные замечания.

Вопросы лишения избирательных прав рассматривались на страницах журнала ЦИК СССР "Советское строительство". В 1927 - 1936 гг. здесь было опубликовано несколько статей, в которых освещались традиционные для того времени проблемы выявления и учета «лишенцев», изменения их численности и обострение классовой борьбы,6 публиковались текущие изменения избирательного законодательства и разъяснения по данным вопросам. Поднимались изредка и необычные для советской историографии темы: влияние национального вопроса на практику лишения избирательных прав, противоречивость самой системы лишения избирательных прав (а не критика ее отдельных недостатков).

С.А. Красильников37 в исследовании о маргинальных группах послереволюционного общества также один из разделов посвящает "лишенцам". Он полагает, что "лишение избирательных прав являлось своего рода прологом к прямым массовым репрессиям (поскольку хорошо поставленные учет и контроль над "лишенцами" позволяли без особого труда выявить объект для репрессий), а, с другой стороны, могло выступить в качестве эпилога, продолжения репрессий по Г отношению к уже отбывшим сроки наказания ссыльным и заключенным" . Кроме того, в работе С.А. Красильникова приводится краткий анализ законодательства в области лишения избирательных прав, изменение численности "лишенцев" в различные годы, их социокультурные характеристики и последствия существования института "лишенцев" в советском обществе.

Такая дискриминационная мера как, лишение избирательных прав, появившись практически одновременно с новой большевистской властью, просуществовала в Советской России, затем и в СССР без малого 20 лет. За этот период она из кратковременной политико-идеологической акции, сопутствовавшей подавлению и ликвидации "эксплуататоров", превратилась в одну из важных частей социальной политики большевистского режима. По мере своего упрочения новая власть успешно "приспосабливала" функцию лишения избирательного права к нуждам проводимой ей политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава Х. Реформирование избирательной системы во второй половине 80-х годов ХХ столетия

Реформирование избирательной системы во второй половине 80-х годов ХХ столетия, уменьшив классовую,  идеологическую и апологитическую факторность, не коснулось политической составляющей, более того, в значительной степени усилило ее. Фактически избирательный процесс был замкнут на формировании именно властных структур, представительный орган рассматривался только как орган власти, сформированный на основе политических предпочтений. Правда, уже и в это время отдельные исследователи, политологи, юристы, предупреждали об опасности абсолютизации политической составляющей выборного процесса и созданных посредством ее представительных органов.

Казалось ситуация радикально изменится в 90-е годы ХХ века, когда в новой Конституции Российской Федерации появилась 13 статья, а понятие «политическая партия» было напрочь изгнано из избирательного законодательства. В научной  литературе и в выступлениях ответственных руководителей неоднократно подчеркивалась необходимость проведения радикальной правовой реформы, высказывались мысли о "юридизации права" в том числе и избирательного,   о юридизации политики, осуждалась практика политизации права, естественно это относилось и к избирательному праву, указывалось на важность деполитизации и деидеологизации общества и соответственно общественных и государственных органов власти и органов местного самоуправления.

 Однако, эти важные  юридические постулаты периода  «романтического либерализма общества  и государства» ничуть не поколебали  реальных устоев относительно  природы представительства, характера  представительных органов, которые  становились еще более бастионами  власти. Политико-правовой подход  к их формированию оставался  превалирующим, более того с середины  второй половины 90-х годов прошлого  столетия (ХХ век) шло постепенное  юридическое обрамление политической составляющей избирательного права, которое логически закончилось легализацией политических партий в избирательном законодательстве.

Более того, весь избирательный процесс  завязывался на политические партии, обязательным условием, для которых становилось участие в выборах. Политическая партия, не принимающая в течение пяти лет подряд участия в выборах подлежит ликвидации (п. 2 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях ")38.  А в соответствии с п. 1 ст. 36 политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.39 Таким образом, политические партии становятся основным субъектом избирательного права.

Фактически эти нормы распространяется и на субъекты  Российской Федерации, поскольку ныне действующем Федеральном законе от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в п. 16 ст. 35 закрепляется правило, что не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации  либо в одной из его палат распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списка кандидатов.40 Законодательство субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 5 ст. 80 данного закона должно быть приведено в соответствии с этой нормой Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, и в выборах в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации  либо в одной из его палат политическая составляющая становится приоритетной. Надо полагать, что без поддержки политических партий вряд ли можно надеяться на победу и в мажоритарных округах. Эти строчки были написаны до того, как в Госдуму были представлены предложения Президента Российской Федерации, в рамках его законодательной инициативы, об отказе от мажоритарных принципов формирования нижней Палаты нашего Федерального Собрания и переводом выборной системы полностью на пропорциональные начала, по спискам политических партий. Представляется, что эти предложения, закрепленные в президентском законопроекте, только иллюстрируют высказанную нами мысль о приоритете политической составляющей в избирательной модели России, и ее позитивистской сущности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ХI. Избирательное право как институт в современной России

Попытки определить понятие объективного избирательного права уже неоднократно предпринимались в отечественной правовой науке. При этом, как правило, они преимущественно ограничивались констатацией того очевидного факта, что российское избирательное право неразрывно связано с осуществлением предусмотренного Конституцией Российской Федерации (ст. 32)41 права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Одни исследователи обозначают его как совокупность правовых норм, регулирующих субъективное избирательное право российских граждан и порядок реализации этого права Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Аналогичного мнения придерживаются и другие исследователи, сравнивая избирательное право и законодательство с правовым обеспечением общественных отношений, связанных с осуществлением права граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной и муниципальной власти, а также на выборные исполнительные должности.

В целом, подобная оценка российского избирательного права отражает его содержание, соответствует функциональному назначению предписаний избирательного законодательства в механизме юридической регламентации воспроизводства публичной политической власти посредством федеральных, региональных и муниципальных выборов.

Являясь важнейшим гарантом осуществления избирательных прав граждан, современное российское избирательное право ориентировано на создание надлежащих юридических предпосылок реализации и защиты их избирательных (электоральных)  возможностей не только во время организации и проведения выборов, но и в межвыборный период

Публично-правовой характер избирательного права проявляется, прежде всего в выборах, в процессе которых происходит совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. На­род, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти .

Как отмечается в литературе, «являясь совокупностью конституционно-правовых норм,  избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления» .42

При характеристике избирательного права как подотрасли конституционного права, следует иметь в виду и то, что особым предметом его регулирования является, прежде всего, сфера политических отношений, связанных с выборами, о чём отчасти уже упоминалось ранее. В этой связи уместно указать, что под политикой обычно понимают отношения, складывающиеся между государствами, нациями, различными крупными социальными общностями в связи с осуществлением власти. При этом следует отметить, что различные социальные общности (классы, народы, нации, макрогруппы и т.п.) сами по себе не могут быть организованными, и поэтому имеются определённые субъекты, которые являются их представителями и реализуют функции по их относительной организации, а также быть выразителем их определённых взглядов, интересов и т.д.

Главная же задача избирательного права состоит в регулировании отношений, складывающихся в процессе выборов, проведении референдумов и реализации других институтов демократии. Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т.е. все граждане РФ, независимо от их должности, статуса или общественного положения, одинаково обязаны выполнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, являющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени.

Таким образом, характеризуя избирательное право как институт конституционного права, следует исходить из того, что оно представляет собой совокупность отраслей права, которые регулируют отношения, обеспечивающие общий, совокупный общегосударственный интерес, в отличие от отраслей права, направленных на защиту частного интереса индивидуального собственника или объединения. Следовательно, основной особенностью отрасли как таковой является наличие своего юридического режима, основанного на способах правового регулирования однородных общественных отношений.

Конституция и федеральные законы гарантируют эти права граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Именно в них проявляется демократическое начало, обеспечивающее участие граждан в формировании органов власти и управления.

На основе анализа позиций по определению понятий избирательного права можно сделать вывод, что все они имеют логическую основу, построенную на характеристике избирательного права как отрасли, призванной регулировать отношения в период смены органов власти и управления.  Вместе с тем такой подход чрезвычайно широк и собственно характеризует избирательное право вообще. В этой связи считаем, что имеет место и более узкое понимание избирательного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Делая вывод из позиции правоведов, мы видим, что государство не может обойтись без выборности своих органов, чтобы существовать, государство должно упорядочивать свои структуры и осуществлять управляемость в обществе. Это не прихоть государства, а необходимое условие его существования,  а поскольку, в соответствии с нашей Конституцией, только народ является носителем власти, ее единственным источником, а не какой-либо орган государства, которому народом делегируются отдельные властные полномочия, чтобы государство и органы самоуправления могли осуществлять функциональную деятельность по упорядочению общества, его структуризации и управлению - то властные функции народа имеют не позитивистскую природу, а естественно правовую. Народ имеет власть не потому, что он наделяется ею каким либо государственным законом, а потому, что это естественное его состояние как человека и неотъемлемое его право. Государство может попытаться узурпировать властные функции народа, но что из этого происходит, мы знаем из истории. Государство может только признать эту власть народа, обеспечить ее конституционными и иными юридическими гарантиями, охранять на уровне принципов, обусловленных природой человека.

Информация о работе Избирательное право как институт в современной России