Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность работы. За более чем сорокалетний период дело нераспространения ядерного оружия достигло немалых успехов. Режим, основой которого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО), стал инструментом, позволившим международному сообществу избежать угрозы появления «десяти, пятнадцати или двадцати стран, обладающих ядерным оружием», о которой предупреждал президент США Джон Кеннеди в 1960 г. В результате сейчас в мире меньше стран, имеющих программы по разработке ядерного оружия, чем в 1970-е и 1980-е годы.

Файлы: 1 файл

Protsess_uregulirovania_problemy_Irana_.doc

— 252.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность работы. За более чем сорокалетний период дело нераспространения ядерного оружия достигло немалых успехов. Режим, основой которого является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. (ДНЯО), стал инструментом, позволившим международному сообществу избежать угрозы появления «десяти, пятнадцати или двадцати стран, обладающих ядерным оружием», о которой предупреждал президент США Джон Кеннеди в 1960 г. В результате сейчас в мире меньше стран, имеющих программы по разработке ядерного оружия, чем в 1970-е и 1980-е годы.

Исследование современного состояния международного режима нераспространения ядерного оружия является насущной и значимой для национальных интересов России задачей. В научном плане анализ проблем нераспространения ядерного оружия в рамках такой важной сферы изучения международных отношений, как национальная и международная безопасность, не менее актуален.

Объектом изучения является проблема нераспространения оружия массового уничтожения.

Предметом исследования выступает процесс урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.

Цель работы состоит в изучении процесса урегулирования проблемы Ирана в контексте проблемы нераспространения оружия массового уничтожения.

Достижение цели работы предполагает решение ряда исследовательских задач:

1) охарактеризовать иранскую ядерную программу и сохранение режима нераспространения ядерного оружия;

2) рассмотреть этапы развития иранской ядерной программы;

3) описать опыт урегулирования проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в отношении Ирана;

4) охарактеризовать сохранение дипломатического противостояния между Ираном и США.

Степень разработанности темы. Гаджиев К.С., Костин А.И., Лебедева М.М., Мурадян А.А., Павлов Ю.М., Поздняков Э.А., Хрусталев М.А., Цыганков П.А. и др. заложили фундамент теоретических исследований по широчайшему кругу вопросов и проблем теории международных отношений, мировой политики и мирового политического процесса. Такие исследователи, как Арбатов А.Г., Баталов Э.Я., Богатуров А.Д., Мальков В.Л., Уткин А.И. и др., в своих исследованиях делали акцент на комплексном анализе феномена проблемы нераспространения оружия массового уничтожения в рамках регионального и мирового политического процесса.

Основными методами нашей работы стали общенаучные методы: анализ, синтез. А также частнонаучный метод, такой как анализ документов.

Структура работа подчинена логике научного исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  И РАЗВИТИЯ ИРАНСКОЙ ЯДЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

 

1.1 Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия

 

Исламская Республика Иран приступила к освоению ядерной энергии в середине 50-ых годов XX века, когда был основан Атомный центр Тегеранского университета. При шахском режиме, в середине 70-х годов, Иран принял обширную программу строительства ядерных реакторов. К 2000 году планировалось затратить 30 миллиардов долларов на запуск 23 блоков. Ядерная программа была прекращена во время исламской революции, произошедшей в 1978 году – идеологические предшественники нынешних иракских лидеров не намеревались создавать атомную бомбу. Духовный лидер исламской революции Аятолла Хомейни после прихода к власти в 1979 году немедленно заморозил строительство почти полностью готовой АЭС в Бушере, поскольку считал ядерное оружие аморальным и бесчеловечным.

Косвенным виновником начала военных ядерных исследований Ираном стал Саддам Хусейн. Во время ирано-иракской войны (1980-1988 гг.) иракская армия активно использовала химическое и ракетное оружие против Ирана. Иранская армия была абсолютно не готова к таким методам ведения боевых действий и понесла огромные потери. Ракетные атаки на Тегеран и другие крупные города заставили Иран пойти на заключение перемирия, и одновременно – пересмотреть отношение к ОМУ.

На решение Ирана повлияли и соседи. Пакистан и Индия активно разрабатывали свои атомные бомбы, Израиль обладал ядерным оружием, хотя и не признавал это. Кроме того, «в Персидском заливе постоянно присутствовали корабли ВМФ США, оснащенные ядерным оружием» [7, с. 68].

К этому времени в Иране были разведаны достаточно богатые месторождения урана. Развертывая ядерную программу, Иран столкнулся с главной проблемой – нехваткой специалистов. Основными источниками знаний и технологий в ядерной сфере для Ирана стали Россия и Китай.

В начале 1990-х годов Иран начал активно направлять своих студентов на профильные факультеты российских ВУЗов, воссоздавать научно-исследовательскую инфраструктуру, необходимую для создания ядерного оружия.

В 1991 году Иран решил достроить АЭС в Бушере, впоследствии ставшую «камнем преткновения» в отношениях России и США. Он обратился за помощью к бывшим германским подрядчикам, но те, по рекомендации своего правительства, отказались продолжить работы. Неудачей закончились переговоры Ирана с Китаем и Бразилией. В результате, в 1995 году был заключен договор с Россией.

Поначалу все атомные объекты регулярно проходили проверку инспекторов МАГАТЭ. Однако уже в 1991 году Иран запретил инспекторам МАГАТЭ посещать свои ядерные объекты без заблаговременного предупреждения о визите.

В последние годы работы по иранской военной ядерной программе ускорились. Так, в феврале 2003 г. Иран признал факт установки 100 центрифуг для обогащения урана на экспериментальном производстве в Натанзе, планируя к концу года увеличить их количество до 900. Там же расположены подземные помещения общей площадью 60 тыс. кв. м, которых достаточно для размещения до 50 тыс. центрифуг. В мае 2003 г. Франция предоставила группе ядерных поставщиков материалы, обвиняющие Иран в осуществлении военной ядерной программы. В августе 2003 г. МАГАТЭ опубликовала доклад, согласно которому на ядерных объектах Ирана были обнаружены следы наличия высокообогащенного урана, пригодного для изготовления ядерного оружия. В 2004 году эта же организация пришла к выводу, что Иран получил в свое распоряжение центрифуги, необходимые для обогащения урана и обычно используемые для получения военных материалов [9].

В настоящее время Иран строит завод по производству тяжелой воды в Араке и планирует построить тяжеловодный исследовательский реактор в Карадже, который может быть использован для наработки плутония. Тем не менее, наибольшую опасность для мирового сообщества сейчас представляет урановая военная программа Ирана, поскольку создать ядерную бомбу на основе высокообогащенного урана существенно легче, а процесс его обогащения, по-видимому, уже налажен.

До сих пор Иран не согласился полностью рассекретить свои ядерные программы и допустить на все объекты международных инспекторов.

О вступлении в «промышленную стадию» производства ядерного топлива заявил глава Организации по атомной энергетике Ирана Голямреза Агазадех, выступая перед собравшимися на заводе по обогащению урана в Натанзе. Ранее Иран отклонил неоднократные требования резолюций Совета Безопасности ООН приостановить обогащение расщепляющихся материалов. 24 марта 2007 года СБ ООН единогласно принял «резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Ирана за его отказ приостановить обогащение урана» [15, с. 217].

Одной из целей иранской ядерной программы является достижение самодостаточности в сфере обеспечения ядерным топливом. Для того, чтобы быть способными производить топливо собственными силами, Иран создаёт систему добычи и переработки урановой руды, а также конверсии и обогащения урана.

Проект «Язд Саганд» предназначен для добычи урана из природной руды. Здесь уран добывается с глубины 350 метров и транспортируется на завод в Ардакане, где с помощью различных физических и химических процессов уран превращается в «жёлтый порошок». Далее на установке в Исфахане, из «жёлтого порошка» получают гексафторид урана (UF6), металлический уран и диоксид урана. Два последних – это основные компоненты ядерного топлива. UF6 является главным сырьём для обогатительной установки в Натанзе. Деятельность Ирана в Натанзе сводится к созданию завода по обогащению урана для производства ядерного топлива для различных типов АЭС, использующих низкообогащённый (от 3 до 5%) уран.

Самым мощным из действующих реакторов является исследовательский реактор TRR в Тегеране (5 МВт). Это бассейновый легководный реактор, построенный американскими специалистами по американскому же проекту в 60-е годы XX века. Официальной датой первого достижения критического состояния считается 1 ноября 1967 года. Стартовая цена контракта на строительство – 5 миллионов долларов. Поставленное из США ядерное горючее представляло собой оружейный уран 93%-ого обогащения. В 1992 году Аргентина под эгидой МАГАТЭ провела модернизацию реактора TRR с целью перевести его на работу с топливом 20%-ого обогащения, а также продала Ирану более 100 кг 235U требуемого обогащения (стандартная загрузка активной зоны TRR составляет 5,7 кг 235U).

В Исфахане работает миниатюрный исследовательский реактор MNSR мощностью 30 кВт. Это – реактор импульсного типа, построенный Китаем. В Исфахане имеются также несколько экспериментальных реакторов нулевой мощности китайского производства.

По данным, приводимым агентством Washington ProFile, большинство экспертов убеждено в том, что Ирану потребуется 5-10 лет для получения оружейного урана в количестве, достаточном для создания ядерного заряда. Однако насколько верен этот прогноз – неизвестно, поскольку за последние полтора десятилетия в отношении ядерной программы Ирана было сделано множество несбывшихся и противоречивых предсказаний.

Последний по времени авторитетный прогноз, данный международной экспертной организацией International Crisis Group, сводится к тому, что «Ирану нужно 5-7 лет для начала крупномасштабного процесса обогащения урана и еще 5-6 лет для получения достаточного для создания ядерного заряда количества урана, а также что иранским ядерщикам не хватает специальных знаний, технологий и оборудования» [14, с. 14].

В последнее время одна из ключевых проблем международной политики связана с ядерной программой Ирана. США подозревают Иран в тайной разработке ядерного оружия и готовы нанести удар по его объектам ядерного топливного цикла. Иран обвиняет США в проведении политики «двойного стандарта», уверяет в мирной направленности своей ядерной программы, но стремится создать полный ядерный топливный цикл. Ведущие европейские страны: Великобритания, Германия и Франция – предлагают Ирану полностью прекратить работы по обогащению урана в обмен на мирные ядерные технологии и расширение экономических отношений с ЕС. Ряд российских экспертов считает, что можно найти выход из этой проблемы, которая приобрела международный характер и оказывает непосредственное влияние на уровень международной безопасности стран как Ближнего и Среднего Востока (БСВ), но требует совместных усилий со стороны Ирана, США, России, стран ЕС и Израиля (приложение А).

БСВ является крайне взрывоопасным регионом. С одной стороны, здесь сосредоточены огромные энергетические ресурсы, без использования которых само существование экономики США и Европы становится невозможным. С другой – именно здесь находятся базы международного терроризма, периодически обостряется арабо-израильский конфликт, а ряд государств, такие как Сирия и Иран, причислены американским президентом к «оси зла». Здесь сосредоточены значительные запасы вооружений и военной техники, некоторые государства, например Сирия, имеют запасы химического и бактериологического оружия, а Израиль является неофициальным членом «ядерного клуба».

В последние десятилетия на БСВ сложилась достаточно сложная ситуация в области международной безопасности. Ряд государств региона начали программы создания ядерного оружия как единственного средства спасения от существующих внешних угроз. При этом их руководство осознавало, что «поставленная цель может быть достигнута только за счет крайнего напряжения всех внутренних ресурсов, и учитывало возможность применения санкций со стороны Совета Безопасности ООН» [16, с. 214]. Политика официальных ядерных государств, которые не только не стремились уничтожить собственное ядерное оружие, а наоборот – осуществляли программы его модернизации; также способствовала этому. Кроме того, военная акция США против Ирака, приведшая к смене режима Саддама Хусейна, вызвала обеспокоенность руководства ряда стран БСВ. Нельзя не учитывать и стремление некоторых государств региона к завоеванию более высокого международного статуса. В результате политические элиты этих государств стали одобрительно относиться к перспективе появления в их странах ядерного оружия как надежного средства защиты от любых посягательств извне. Наибольшие успехи в этой области достигли Израиль и Иран.

 

1.2 Этапы развития иранской ядерной программы

 

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу 5 марта 1970 года, был заключен на 25 лет, а затем продлен бессрочно в 1995 году. В настоящее время участниками договора являются около 190 государств. ДНЯО юридически закрепил статус ядерных держав за пятью странами (Россия, США, Великобритания, Китай, Франция), остальным было предложено присоединиться к нему в статусе неядерных государств с целью предотвращения распространения ядерного оружия. Статья 6 ДНЯО призывает к «добросовестному ведению переговоров на основе доверия», а также к прекращению гонки вооружений и ядерному разоружению. В основные задачи договора, кроме обеспечения международной безопасности и нераспространения, входит также содействие международному сотрудничеству в сфере мирного использования ядерной энергии. Поскольку ДНЯО был принят под эгидой ООН, ответственным за его исполнение стала одна из дочерних структур Организации Объединенных Наций – Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Информация о работе Иранская ядерная программа и сохранение режима нераспространения ядерного оружия