Творческая и педагогическая позиция Лосенко А.П. и Угрюмова Г.и.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2010 в 17:46, Не определен

Описание работы

В курсовой работе описана педагогическая деятельность двух художников педагогов А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмова. На сегодняшний день это тема наиболее актуальна. Так как педагогическое наследие оставленное двумя выдающимися художниками является основной для преподавателей, которые разрабатывают новые методики преподавания изобразительных искусств.

Файлы: 1 файл

о художнике Лосенко - курсовая.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

Глава I. Становление Российской Академической системы

    1. История образования «Академии трех знатнейших

        искусств».          4

    1.          Методика преподавания      6

Глава II. Лосенко А.П. – педагог

    2.1. Формирование  Лосенко А.П.  как художника-педагога  9

    2.2. Педагогическое  наследие Лосенко А.П.    11

Глава III. Угрюмов Г.И. – педагог       17

Вывод           22

Список  литературы         23 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      В курсовой работе описана педагогическая деятельность двух художников педагогов А.П. Лосенко и Г.И. Угрюмова. На сегодняшний день это тема наиболее актуальна. Так как педагогическое наследие оставленное двумя выдающимися художниками является основной для преподавателей, которые разрабатывают новые методики преподавания изобразительных искусств.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 

      
    1. История образования «Академии  трех знатнейших искусств»
 

      Академия  художеств – научные творческие центры в области пластических искусств, художественные высшие школы. Возникли в Истории в XVI веке. В 1648 году основная Королевская академия живописи и скульптуры в Париже, по образу которой в XVII – XVIII вв. создана Академия художеств в Вене, Берлине, Лондоне и др. В 1757 году основана Академия художеств в Петербурге. В XVIII – XIX вв. сыграла прогрессивную роль в воспитании русских архитекторов и художников. Благодаря деятельности И.Е. Репина, П.П. Чистякова и др. педагогов – реалистов сохранила значение главным образом как профессионального мастерства.

      К концу XVIII в. рисование как общеобразовательный предмет начинает получать широкое распространение. В это время Россия становится могущественной державой. Значительно расширились торговые и культурные связи, страны с другими государствами. Дворянство начинает заимствовать европейскую культуру. Бурно развивается промышленность, градостроительство, науки и прикладные искусства. В связи с развитием экономической и общественной жизни страны резко возрастает потребность в людях, владеющих изобразительной грамотой, умеющих чертить и рисовать. Появляются оригинальные идеи в области педагогики имевшие большое значение для развития культуры и просвещения XVIII в. был И.И. Бецкой. Он был организатором новых учебных заведений, и в частности Воспитательного училища Академии художеств, в основу которых им были положены передовые педагогические принципы. Распространению рисования как общеобразовательного предмета способствовала деятельность великого русского ученого М.В. Ломоносова. Он сам много занимался рисованием и прекрасно понимал его роль, и значение в развитии научно-технической мысли, в развитии народных ремесел. В первой половине XVIII в. русские получали художественное специальное образование в основном в частных мастерских или за границей. Среди частных мастерских того времени широкой известностью пользовались мастерские живописца П. Ротари, где обучение рисунку было поставлено на высоком уровне. Будучи хорошим рисовальщиком и прекрасно зная технику живописи, Аргунов своим учеником давал отличную профессиональную подготовку. Он был неплохим педагогом. Из мастерской Аргунова вышли замечательные художники, как А.П. Лосенко, И.С. Саблуков и А.К.  Головачевский, которые в  1759 г. были приняты из мастерской сразу в качестве ассистентов в Академию художеств. Однако в некоторых частных мастерских обучение молодых художников было поставлено крайне плохо. У многих еще не была выработана система и методика обучения рисунку, живописи, композиции. Часто руководитель мастерской использовал своих воспитанников в качестве слуг. Частные мастерские не смогли предоставить своим ученикам условия для нормальной учебной работы, да  и их назначение было иным; они выполняли частные заказы. Вполне естественно, передовые люди России стали думать о создании художественных специальных учреждениях.

      В 1755 г. И.И. Шувалов вновь поднимает вопрос о необходимости создания Академии художеств и получает от Елизаветы согласие. В 1756 г. он едет за границу, где  обучался у Дидро и Вольтера, знакомится с постановкой художественного образования во Франции. Возвратившись в Россию, он подает проект об утверждении Академии художеств в Москве при университете. В 1758 г. Академия художеств была переведена в Санкт-Петербург с шестнадцатью учениками. Так в 1758 г. по инициативе И.И. Шувалова в Петербурге была основана академия трех знатнейших художеств: - живописи, скульптуры и архитектуры, где впервые стали серьезно обучать изобразительному искусству русских художников. Здесь начало формироваться новая методика преподавания рисования. 
 

    1. Методика  преподавания в Академии художеств
      Основной  учебный предмет в академии должен был стать рисунок. В первом уставе Академии художеств Шувалов писал: «Следовательно, достижение всего вышеописанного началом и основанием служить имеет твердое. Рисование, без него упражняющийся в сих благородных художеств желаемого совершенства достигнуть не может.» Занятия рисунком в академии всячески поощрялись. За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал авторам награды – малые и большие серебряные медали. Награждение медалями производилось в актовом зале «при игрании труб и питавров».
        Чтобы развить у учащихся хороший  художественный вкус и возбудить  интерес к искусствам Шувалов  решил воспитанников блестящими  произведениями. Он жертвует академии  свое собрание картин и рисунков, а также лучшую библиотеку. Учили  в Академии профессиональному ремеслу основательно и прочно. Ученики начинали с копирования рисунков великих мастеров, с рисования гипсов (главным образом античных – в Академии с 1760 г. была большая коллекция слепков). Наконец, высшей и главной ступенью обучения представляла работа в натуральном классе – рисованием, лепкой и писанием красками. Лишь после овладения работой с натуры ученики приступали к композиционным эскизам на темы заданные советом академии. В исторических классах живописи и скульптуры задавались не только исторические темы, но и библейские. Наряду с темами античными пользовались популярностью и героические темы из русской истории. Были классы «портретные, ландшафтные, перспективные». Академия снабжала учеников всем необходимым для работы с материалами, бумагой всех сортов, красками, карандашами, холстом, подрамниками, кистями и лаками. По инициативе скульптора Жиппе  в 1760 г. при академии был организован натурный класс, где серьезное внимание уделялось изучению анатомического строения человеческого тела. Здесь тщательно изучается скелет и «ободранная фигура», как тогда называли анатомический муляж. В это время рисунок помогал, значительно продвигать вперед дело художественного образования он писал, по этому поводу: «Рисовальный экзамен есть, по нашему мнению, лучший двигатель в начальном учении; вместе с тем он составляет  эпоху ученической  жизни, в которую, каждый обрекший себя искусству мерят и мало- помалу сознает свои силы.» рисовальный экзамен – градусник, указывающий на талант избранника или на бездарность труженика. Занятия строились следующим образом; классы разделялись на утренние и вечерние. По истечению месяца рисунки выставлялись в классах на рассмотрение профессоров; это было что-то вроде экзаменов.

      Воспитанники  Академии разделялись на группы по возрасту.

      В первой группе, помимо общеобразовательных  дисциплин практиковалось рисование  с оригиналов, гипсов и с натуры. Рисование начиналось со знакомства с техникой и технологией. Образцами  в оригинальных классах служили  гравюры с рисунков выдающихся мастеров, рисунки преподавателей академии, а также рисунки особо отличившихся учеников. Особо популярностью у преподавателей и воспитанников пользовались рисунки. Выразительность линий помогала учащимся наглядно видеть и понимать форму.

      Во  второй группе рисовали с оригиналов, гипсов и натуры. К концу года ученики начинали копировать с оригиналов рисунки голов, частей человеческого тела и обнаженные человеческие фигуры в начале гипсовые, а затем живые.

      В третьей группе изучалась перспектива, рисование с оригиналов, гипсов и с натуры, живопись, скульптура, архитектура, гравировальное искусство. Здесь ученик рисовал с гипсовых слепков до тех пор, пока у него не появлялись необходимые профессиональные навыки. После этого он переходил к рисованию живой натуры в натурном классе.

      Занимались  рисованием по вечерам, большей частью при слабом освещении. «Зала натурного  класса представляла довольно любопытное зрелище». Она была устроена в виде полукруглого амфитеатра, посередине которого находилось место для натурщика; над ним вырезано пространство, через которое виднелись небеса и звезды – действительная натура. Сверху спущена люстра, состоящая из железного круга, в форме большого блюда, с сделанными по краям углублениями; в круг наливалось конопляное масло, а в углубления вставлялись светильни». Условия работы в таких классах были довольно тяжелые.

      Итак, система и методика обучения рисунку  в России в XVIII веке была отличной от многих академий Западной Европы и современных художественных учебных заведений. Если в современных учебных заведениях студент обязан был выполнить программу курса в течении года невзирая на успехи, то в академии XVIII в., а также в первой половине  XIX века воспитанник мог переходить из одного класса в другой, только достигнув определенных успехов. Такой метод преподавания заключал многие положительные моменты.

      Во-первых, он заставлял каждого педагога более  целенаправленно вести занятия  с каждым учеником, более внимательно  следить за его успехами, учитывать  его  индивидуальные возможности и способности. Во-вторых, такое обучение рисунку создавало благоприятную почву для усовершенствования методики преподавания поиска новых, более эффективных методов и приемов обучения.

      ГЛАВА II. А.П. ЛОСЕНКО – ПЕДАГОГ 

      2.1. Формирование Лосенко  А.П.  как художника-педагога 

                        В нем живопись теряла своего Ломоносова, – что поэт сделал для науки, то Лосенко  сделал для художества.

                            И.Рейнерс. 

      Мало  кого из русских художников история  сохранила нам в таких живых  чертах, как А.П. Лосенко. В письмах, стихах, мемуарах, коротких заметках, эпитафиях и первых критических журнальных статьях восторженно и любовно рисуют современники портрет художника, портрет человека Г. Р. Державин, Н.Н. Херасков, В.И. Майков, Э.М. Фальконе – каждый из них сказал о нем свое, особенное слово. Его искания, мысли, труд стали едва ли не легендой русского искусства, символом, к которому обращались даже в годы господства иных художественных идеалов, даже в годы безраздельного царствования К. Брюллова. Путь Лосенко в Академии обычен для ее первых воспитанников. Отец художника, П.Я. Лосев, долго бродил как торговец «красного товара» по России, Польше, пока не осел в маленьком городишке Глухого на Черниговщине. Здесь он женился, попытался изменить свое занятие, но не удачно. Разорившись, семья, в которой к этому времени появился сын-будующий художник, вынуждена была поселиться из милости у состоятельных родственников. Четырехлетним мальчиком Лосенко потерял мать, отец начал пить и когда в 1744 году заехавши в Глухов, в поисках пополнения хора служащий придворной певческой капеллы, обратил внимание на хороший голос мальчика и забрал его в Петербург, Лосенко находился на положении сироты. Впрочем, отец его действительно скоро скончался. Когда в переходном возрасте у Лосенко начал ломаться голос, кабинет императрицы, в ведении которого он состоял, вынужден был подыскать подростку новое место. Вместе с другими, тоже «спавшими  с голоса» певчим И. Саблуковым и Головаческим, его передают в обучение живописцу Ивану Аргунову. И хотя в эти годы, отдавая мальчика в обучение, не руководствовались его способностями  и склонностями, в данном случае дело обстояло иначе. Все три ученика были достаточно взрослыми (Лосенко исполнилось 15 лет) и по сохранившимся отрывочным свидетельствам они сумели проявить свой «талант к мастерству». Это обстоятельство и побудило кабинет выбрать у них занятие у живописца, обходившегося дорого: триста семь рублей, которые выплачивались в год за каждого ученика Аргунову, представляли крупную сумму.

      Творчество  Аргунова, благодаря его способности вбирать, использовать опыт других мастеров, было обобщающим. В его портретах, часто рационально решаемых можно найти моменты анализа осмысления того, как работал тот или иной художник. И если говорить об Аргунове как о живописце, то надо, прежде всего, отметить его исследовательский подход к искусству, а затем уже ставить вопрос о выявлении им себя в какой то иной манере. И эта особенность не могла не сыграть большой роли в его преподавании. От своего учителя Лосенко наследует напряженный интерес к творчеству других художников. Не зная ничего, кроме его мастерской и не богатой еще в те годы собрания Академии художеств он приезжает в Париж и захлебывается от впечатлений. Памятники на улицах, статуи в парках, картины во дворцах, монастырях, частных домах и церквях – все становится предметом впечатлений художника.

      Молодой живописец не начинает писать в манере того или иного мастера, у него не появляется объектов для подражания, но он старается отдать себе отчет  в том, что составляет особенность  того или иного художника, чем он впечатляет и увлекает зрителя, в чем сила воздействия его работ. В школе Аргунова занятия строились последовательно и продуманно. Ученикам сообщалось определенная система знаний, взятая не из руководств, а практически выведенная и проверенная. Это обуславливало известное изменение традиционных приемов обучения. Перед учениками раскрывалась педагогическая работа учителя. У них возникало понимание того как живописец создает красками на холсте лицо, так мастер введением тех или иных приемов, последовательностью обучения формирует личность молодого художника. 
 

      2.2. Педагогическое наследие  Лосенко А.П. 

     C 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Его яркая педагогическая деятельность очень. скоро завоевала всеобщее признание. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление.

     Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал основательно изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для наглядного показа своим ученикам. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко с большой убедительностью и ярким педагогическим талантом умел передавать своим ученикам.

Информация о работе Творческая и педагогическая позиция Лосенко А.П. и Угрюмова Г.и.