Педагогика и педагогическая мысль в России в 60-70-х гг. 19 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2010 в 02:14, Не определен

Описание работы

Введение………………………………………….….…………………………..2
Глава I. Развитие педагогической мысли в России 60-70-х гг. 19 века……..5
1.1 Развитие педагогической мысли в России 60-х годов….…….…..5
1.2 Развитие педагогической мысли в России 70-х годов……………8
Выводы по главе I………………………………………………………10
Глава II. Общая характеристика школьных реформ 60-70-х годов…………12
2.1 Школьная политика царизма в 60-х годах XIX века………….….12
2.2 Школьная политика царизма в 70-х годах XIX века………….….20
Выводы по главе II……………….……………………………………..31
Заключение……………...………………………………………………………34
Использованная литература……………………………………………….....38

Файлы: 1 файл

Реферат по истории образования.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

         В деле развития начальной народной школы земства сыграли определенную роль. Они находили большую поддержку со стороны передовых педагогов и деятелей народного образования. К середине 90-х годов земства уже всецело приняли на себя оплату учителей; ряд земств открыл земские учительские школы (семинарии) для подготовки учителей; земствам принадлежало право намечать кандидатов на должности учителей земских школ и представлять на утверждение в уездный училищный совет. Земства, снабжая школы учебниками и учебными пособиями, оказывали известное влияние на улучшение учебной работы, способствовали повышению уровня преподавания. Некоторые уездные земства организовывали при школах библиотечки для внеклассного чтения учащихся и для окончивших школу.

         Даже в тех уездах, где земские собрания и их исполнительные органы — земские управы — состояли преимущественно из реакционно настроенных лиц — крепостников, передовые учителя земских школ стремились применять лучшие методы обучения, осуществлять на практике идеи прогрессивных русских педагогов. Были среди земских учителей и революционеры, работавшие в народных школах по политическим соображениям, чтобы стать ближе к народным массам и вести просветительную работу и революционную пропаганду среди крестьянства.

         Хотя деятельность земств по народному образованию строилась в интересах дворян-помещиков и фабрикантов, нуждавшихся в грамотных сельскохозяйственных и фабричных рабочих, земская школа благодаря влиянию на нее прогрессивных деятелей народного образования и передовых педагогов значительно перерастала поставленные ей официальные рамки; было расширено содержание начального обучения, в особенности путем объяснительного чтения сообщались учащимся начальные сведения по природоведению, географии и русской истории. Царское правительство относилось поэтому к земской деятельности по народному образованию с подозрением и всячески тормозило ее, противопоставляло земским церковноприходские школы и со своей стороны стало открывать в качестве образцовых «министерские» начальные училища, но их, однако, было значительно меньше, они не стали основным типом начальной школы. 

         Церковноприходские школы.

          Царское правительство и церковь с целью борьбы с земской школой и культивирования в начальных школах религиозности и «преданности престолу» усиленно насаждали церковноприходские школы. К началу XX века число этих школ в России сильно возросло и составило почти половину всех начальных школ страны.

         Ассигнования на церковноприходские школы увеличивались из средств казны. Так, в 1902 году было отпущено на эти школы 10,5 миллиона рублей, а на все прочие начальные школы только 5 миллионов рублей. В тех селениях, где существовали церковноприходские школы, запрещалось открывать земские школы. В губерниях, где не было земства, церковноприходские школы в 1900 году составили около 80% всех начальных школ.

         Церковноприходские школы были самым худшим типом начальной школы. Большая часть учебного времени в них уделялась закону божьему, церковнославянскому чтению и церковному пению. Сведения по природоведению и географии не сообщались учащимся вовсе, рассказы из русской истории преподносились в сугубо религиозном и монархическом духе. Учителями церковноприходских школ были священники, дьяконы, дьячки и учителя, получившие подготовку в церковно-учительских школах.

         После учреждения епархиальных училищ (женских средних учебных заведений церковного ведомства с семилетним курсом) учительницами многих церковноприходских школ стали окончившие эти училища.

         Срок обучения в церковноприходских школах, по правилам о церковноприходских школах 1884 года, был двухлетним, тогда как в земских школах уже с 60-х годов установился трехлетний срок. Лишь к концу 90-х годов, когда во многих земских школах стал вводиться четырехлетний курс, продолжительность обучения в церковноприходских школах была повышена до трех лет.

         Население понуждалось церковью к сборам на содержание церковноприходских школ под видом «доброхотных пожертвований благочестивых прихожан». Ученики старших классов церковноприходских школ нередко использовались церковниками как рабочая сила не только для нужд школы, но и в хозяйствах церковников. За учебники и письменные принадлежности взыскивалась с родителей учащихся в этих школах стоимость их, тогда как в земских школах они предоставлялись учащимся бесплатно.

         Все это заставляло сельские сходы нередко выносить «приговоры» о замене церковноприходской школы в данной местности школой земской, однако подобные «приговоры» отменялись царской администрацией, а принимавшие такие решения крестьяне подвергались репрессиям и преследованиям. 
 

         Двухклассные народные училища. Городские училища по «Положению» 1872 года.

         Начальные школы с трехлетним курсом обучения не могли удовлетворить потребностей народного хозяйства, перешедшего уже на капиталистические рельсы. Возникла потребность в повышенных школах.

         Были созданы двухклассные начальные училища с пятилетним сроком обучения: первые три года обучения считались первым классом и соответствовали курсу одноклассного народного училища; четвертый и пятый годы были вторым классом, в нем преподавали русский язык, арифметику (дроби, прогрессии, тройное правило, проценты), наглядную геометрию, элементарные сведения по естествознанию, физике, географии и русской истории.

         Двухклассные начальные училища были школой-тупиком. Окончившие его не имели возможности продолжать общее образование в средних школах, так как учебные планы и программы их и средних школ не имели преемственной связи. Число двухклассных училищ было невелико, примерно одно на волость. Окончившие эти училища поступали по экзамену в сельскохозяйственные школы, учительские семинарии и на различные курсы.

         Более повышенными начальными школами были городские училища. Большая часть уездных училищ, существовавших по уставу 1828 года, была преобразована в 70-х годах в городские училища по «Положению» 1872 года.

         Эти училища имели шестилетний курс обучения, их целью было дать детям недворянского происхождения (сыновьям ремесленников, мелких служащих, мелких торговцев и пр.) повышенное начальное образование и некоторые прикладные знания.

         В городских училищах преподавались закон божий, русский язык и литература, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествознание (сведения из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека), рисование, черчение, пение.

         Городские училища были, как и двухклассные училища, школами-тупиками, так как преемственной связи между ними и средними учебными заведениями не было. При многих городских училищах организовывались для окончивших одно-, двухгодичные курсы: счетоводные и бухгалтерские, педагогические, чертежные и т. п.

         Городские училища просуществовали до 1912 года. После этого они были преобразованы в высшие начальные училища с четырехлетним курсом обучения (после начальной школы) 

         Подготовка учителей начальных школ. Учительские семинарии и институты.

         Рост числа начальных школ, особенно в 60—70-х годах XIX века, остро поставил вопрос о подготовке для них учителей. Лучшие русские педагоги разрабатывали вопрос о подготовке учителей. Так, К. Д. Ушинский в 1861 году составил и опубликовал проект учительской семинарии. По этому проекту земства различных губерний открыли несколько земских учительских семинарий и учительских школ. Лучшими из них были возникшие в 70-х годах С.-Петербургская земская учительская школа, имевшая четырехлетний (а после революции 1905 года даже шестилетний) курс обучения, и Тверская женская учительская школа имени Максимовича. Еще раньше последователем Ушинского, известным методистом по географии Д. Д. Семеновым при активном участии местной общественности была открыта и прекрасно поставлена учительская семинария в г. Гори (Грузия).

         В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.

         Курс учительских семинарий был установлен трехлетний (после революции 1905 года он стал четырехлетним). В семинарии принимались главным образом окончившие двухклассные училища. При учительских семинариях были общежития, большинство семинаристов получало стипендии: казенные и земские. Сначала учительские семинарии были только мужскими, впоследствии стали открываться и женские. К 1 января 1917 года в России имелась 171 учительская семинария. В них преподавались закон божий, русский язык и литература, математика, естествознание, физика, география, история, рисование, пение, педагогика, методика первоначального обучения. Во многих семинариях (особенно в земских) преподавались также ручной труд и сельское хозяйство.

         Учительская семинария по сравнению с гимназией и реальным училищем давала меньший объем общеобразовательных знаний. В периодической печати нередко указывали на этот их недостаток. Положительной стороной учительских семинарий была педагогическая подготовка учащихся. Преподавались педагогика с элементами психологии и истории, методика преподавания в начальной школе русского языка и арифметики. Педагогическую практику учащиеся семинарий вели в существующих при них образцовых школах.

         Учительские семинарии не могли удовлетворить потребности начальных школ в учителях. Некоторое число учительниц начальных школ готовили женские гимназии с восьмым (педагогическим) классом. Учительницы, окончившие этот класс, обладали большим общим образованием, но меньшей педагогической подготовкой по сравнению с учителями, прошедшими учительскую семинарию. Известное число учительниц земских школ и значительное количество учительниц церковноприходских школ выпускали семиклассные женские епархиальные училища.

         Часть учителей начальных школ в конце XIX и начале XX века давали одно-, двухгодичные педагогические курсы, организованные при городских училищах. Однако эти учебные заведения не удовлетворяли полностью потребности в учителях начальных школ. Часть из них получала звание учителя в порядке экстерна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Выводы по главе II. 

         Учителями начальных училищ по «Положению» 1864 года имели право быть церковники (священники, дьяконы и дьячки) или же светские лица.

         В 70-х годах царское правительство стало ограничивать открытие земских учительских семинарий и учительских школ. Вместо них создавались казенные учительские семинарии, в которых должны были воспитывать будущих учителей для народа в духе православия и «преданности престолу». Выработанное в 1870 году «Положение об учительских семинариях» и инструкция 1875 года предписывали учащимся семинарий неуклонное исполнение обрядов и требований православной церкви, посещение богослужений, соблюдение постов, говение, в свободное время чтение книг религиозного содержания.

         Все начальные народные училища, находившиеся раньше в ведении различных министерств и ведомств, были подчинены министерству народного просвещения, однако для начальных училищ, открываемых духовенством, делалось исключение: они находились в ведении синода.

         В «Положении о начальных народных училищах» видна двойственность школьной реформы, заключавшаяся в ее буржуазном характере и в сохранении прерогатив дореформенной системы образования. Проект устава гимназий несколько раз переделывался, обсуждался педагогической общественностью и, наконец, был утвержден 19 ноября 1864 года.

         По уставу 1864 года гимназии объявлялись бессословными учебными заведениями: в число учащихся принимались мальчики всех сословий без различия звания их родителей и вероисповедания. Отменялись телесные наказания учащихся. Были расширены функции и права педагогических советов гимназий. Директор гимназии не имел права отменять постановлений педагогического совета, а мог лишь обжаловать их попечителю учебного округа.

         В начале 60-х годов был сделан шаг вперед и в отношении женского образования, хотя и этот вопрос был разрешен половинчато. 10 мая 1860 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства министерства народного просвещения». По этому «Положению» женские училища могли быть двух разрядов. Училища первого разряда имели шестилетний срок обучения. В них преподавались закон божий, русский язык и словесность, арифметика и начала геометрии, география, история (всеобщая и русская), естествознание, физика, чистописание и рукоделие.

          К необязательным предметам были отнесены французский и немецкий языки, рисование, музыка, пение и танцы. Женские училища второго разряда имели трехлетний курс обучения. В них преподавались закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, чистописание и рукоделие. Принимались в женские училища девочки всех сословий.

Информация о работе Педагогика и педагогическая мысль в России в 60-70-х гг. 19 века