Налоговая реформа Петра Великого

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2009 в 15:53, Не определен

Описание работы

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.
Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог. Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Пополнить опустевшие запасы казны должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны.

Файлы: 1 файл

контрольная петр 1.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

     Начиная с 1704 года один за другим вводились  такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и  сапожный - от клеймения хомутов, шапок  и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией. Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати.

     В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное  распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно. На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

     Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных  приходов и расходов было возложено на Ревизион - коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все доходы кратко означены: а на другой странице листа все расходы: також в кратце объявлены быть имеют". Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок. Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

     В 1719 г. были произведены реформы в  местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские  доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские  камериры, ответственные за сбор казенных доходов. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.

     §4 Введение подушной подати. 

     Назойливым  июльским оводом они приставали к  изнуренному налогоплательщику  на каждом шагу. И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал  введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

     Первым  шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года. Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными. Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра.

     Все тогдашние владельцы крестьян мигом  смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов. В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола.

     В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через  три года он снизился до 74 копеек. Налоговая  повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений. Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников. Первые пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика. Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор.

     Взамен  владельческих податей государственные  крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели  по 1 рублю 20 коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике "подушина" обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - "ревизских душ".

     В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку. Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

 

      Заключение.

     Главной движущей силой реформаторской деятельности Петра I была идея государственного блага, создания рационального государства  с четко работающим аппаратом управления, эффективным хозяйственным механизмом, боеспособной армией, благоприятными (для государства) социальными отношениями. Экспансия государства коснулась всех сторон жизни общества. При этом Петр I не разрушал старые порядки, он не был "революционером". Петровские реформы явились логическим продолжением традиций, заложенных в Московском государстве. Однако нужно сказать, что Петр проводил свои преобразования с присущей ему смелостью, решительностью, жестокостью. Расправляясь с оппозицией, он не пожалел и своего сына Алексея. Европеизация проводилась азиатскими методами, личным произволом монарха, без оглядки на права личности.

     Со  второй половины XVII в. и в течение  всего XVIII в. в России шел процесс  формирования абсолютной монархии, т.е. такого государственного строя, при котором вся власть находится в руках монарха. Процесс этот включал: отмирание сословно-представительных институтов; упразднение местных органов власти; победу государства над церковью; возникновение бюрократического централизованного аппарата управления; введение постоянных налогов и создание постоянной армии. Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые общественные слои.

     За  годы, предшествовавшие Петровским реформам, русское крестьянство жило без особых потрясений, что позволило правительству Петра I длительное время вести тяжелую войну, осуществлять реформы и все это - за счет непрерывного усиления налогового пресса на крестьянство.

     В России предстояло создать не просто условия для преобразований, но и условия для появления общественных сил, заинтересованных в этих преобразованиях.

     Понимая необходимость преобразований, Петр нуждался в образцах для их проведения, для чего стремился, прежде всего, ознакомиться с достижениями Западной Европы. Этому способствовало Великое посольство (1697 - 1698 гг.) в страны Европы, организованное инкогнито вместе с самим царем, которое имело целью ведение переговоров о заключении союза против турок.

     Поездка за границу, длительное пребывание в Голландии и Англии - странах, в то время технически очень развитых, укрепило отвращение Петра I к русской традиционной жизни. Он считал "старину" не просто опасной и враждебной лично ему, но и тупиком для России, свидетельством ее очевидного технического, военного, культурного отставания от других европейских стран. Петр осваивал артиллерийское дело, работал на корабельных верфях в Голландии, посещал мастерские, типографии, административные учреждения, храмы и музеи. Посольством был собран огромный материал об устройстве управления, привезены книги и атласы, наняты иностранные мастера всех профессий. Официальная цель посольства, правда, не была достигнута - союзников против Турции Петр не нашел. Стрелецкий бунт 1698 г. вынудил Петра спешно вернуться в Россию.

     Западная  же модель жизни во всем ее многообразии - от орудий труда до государственных  институтов и мелких черточек быта - стала для него образцом, по которому он переделывал свою страну, беспощадно расправляясь со "стариной". Следствиями  упрочения этой идеи в петровском реформаторстве стали, с одной стороны, неизвестная допетровской России открытость общества, готового перенять все самое новое, хорошее (как, впрочем, оказалось на практике - и вполне плохое), а с другой стороны - то, что в современной историографии называется "догоняющей моделью" развития. Она подразумевает непрерывную, подчас на пределе сил общества, гонку за наиболее развитыми странами, а также острое, почти эсхатологическое сознание отставания, неминуемо ведущего Россию к гибели.

     Именно  здесь и проявляется желание  Петра I провести реформы в России не просто путем слепого копирования  общественно-политических и экономических  институтов, но и понять, почему так  произошло за рубежом. На могиле великого реформатора Франции Ришелье  русский царь произнес слова: "Если бы ты был жив, то я бы отдал тебе половину России, лишь бы ты научил меня управлять ее второй половиной" . Петр был знаком с наиболее популярной в его эпоху естественно-правовой доктриной. Царь и его соратники особо ценили труды С. Пуфендорфа. Эпоху петровских преобразований можно условно разделить на два периода. Первый период - до полтавской победы; центральное событие - Северная война. Преобразования этого периода были направлены на мобилизацию ресурсов для победы и проводились под воздействием текущих потребностей войны. Второй период - после полтавской победы, когда преобразования проводились более последовательно и планомерно, затрагивали не столько сиюминутные проблемы организации и снабжения армии, сколько проблемы государственного строительства.

     За  сорок лет царствования Петра  объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного  падения покупательной способности  рубля увеличился как минимум  в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным  подъемом с 1678г. по 1701г., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введение подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, "сохе" или "двору", была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут

Информация о работе Налоговая реформа Петра Великого