Внешнеэкономическая политика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2009 в 15:24, Не определен

Описание работы

В работе рассматривается внешнеэкономическая политика, торговая политика, инвестиционная политика и миграционная политика развивающихся стран, в частности Китая

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

   нахождение/создание посреднических коммерческих фирм;

   размещение  заказов на лес, рыбу, цветные металлы;

   транспортировка заказов в Китай.

   Кроме того, Пекин учитывает и демографическую  ситуацию в сопредельных странах, особенно в приграничных с ним регионах, что иногда играет на пользу Китаю.

   Так, например, данные Госкомстата РФ указывают, что население ключевых пограничных регионов Дальнего Востока постепенно вымирает на фоне сокращения продолжительности жизни. А это в свою очередь влияет на состояние пограничной безопасности востока России.

   Вместе с тем по Дальневосточному региону России постоянно снижается численность экономически активного населения.

   В 1992 г. эта цифра составляла 4352 тыс. чел., в 1999 г. - 3769 тыс. чел., в 2002 г. - 3722 тыс. чел. Это, в свою очередь, создает  условия для низкоэффективного, малопрофессионального использования имеющихся ресурсов региона.  
При этом потребительские настроения населения способствуют расхищению природных богатств региона, продаже его сырьевых ресурсов с целью скорейшего обогащения при минимальных трудовых затратах.

   Не  стоит упускать из внимания и другие векторы политики Китая. Так, политика Пекина, направленная на увеличение числа  ханьцев (племенно-коренные китайцы IX века) в Северном Китае (упор делается на СУАР), способствовала миграции тюркоязычного населения в Кыргызстан и Казахстан (в том числе уйгуров, маньчжур, монголов, корейцев и др.).

   Другой  отличительной чертой активности Пекина по отношению к своим соседям  является создание на сопредельных территориях  совместных зон, в одном случае они (зоны) носят экономический в другом - таможенный статус.  
Так, попытки Китая на территории России направлены на создание совместных экономических зон площадью 5-10 кв. км., что соответствует программе Пекина по заселению Северного Китая.

   В 2005 году в Синьцзяне создана вторая зона приграничной торговли между городами Китая и Казахстана (70% от всего объема казахстанско-китайской торговли приходится на СУАР).

   Ранее в китайском Зимунай, расположенном  в нескольких километрах от таможенного  поста Казахстана "Майкапчагай", также была открыта зона приграничной торговли.

   В районе территориально близком к  Китаю в Казахстане были созданы  два свободных экономических  района - район озера Алаколь и  город Жаркент (бывший Панфилов). Что касается Казахстана, то представители Правительства СУАР (КНР) для активизации торговых связей с Казахстаном уже предложили принять ряд мер направленных на:

   1. Создание органа управления особой  экономической зоной на двусторонней  или многосторонней основе, образование  транснациональных финансовых групп.  
2. Разработка этим органом правил пользования землей в пределах СЭЗ при сохранении права собственности на землю за государством-участником договора.  
3. Принятие специального "Закона межгосударственного экономического района" в качестве основного юридического обоснования его функционирования, который установит единые правила формирования бюджета, налогообложения и денежного обращения.  
4. Приведение таможенных налогов в соответствие с практикой свободных экономических зон.

   5. Осуществление хозяйственной политики более высокого уровня интеграции, при которой финансово-коммерческая деятельность выступает в роли главного катализатора экономического роста, стимулируя развитие других отраслей и создание финансовых, коммерческих и информационных центров на всем протяжении транспортного моста.

   Вполне  вероятно, что подобные инициативы Китая по отношению к своим  соседям носят только миролюбивый  характер, направленный на углубление двухсторонних торгово-экономических связей.

   В то же время появляется много вопросов относительно сохранения в будущем суверенитета и территориальной целостности некоторых соседних с Китаем стран.[10]

 

   

   2.4 Инвестиционная политика Китая

   Китай в настоящее время лидирует среди  развивающихся стран Азии по притоку  прямых иностранных инвестиций. Он оказался наиболее привлекательной страной для прямых инвестиций по итогам 2004 года. В десятку лидеров из стран Азии вошли также Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Индия. По мнению аналитиков, в этом нет ничего удивительного. Азиатский рынок открылся для инвесторов уже давно и традиционно считается привлекательным для инвестиций.

   Еще в конце 1978 г. в КНР была принята новая инвестиционная политика, рассчитанная на длительный период модернизации китайской экономики с широким использованием как внутренних, так и иностранных инвестиций. Привлечение в страну иностранного капитала является наиважнейшим аспектом новой инвестиционной и внешнеэкономической политики. Китай ставит задачу привлечения как ссудного, так и предпринимательского иностранного капитала. Использование ссудного капитала в виде кредитов и займов иностранных государств должно повлечь за собой укрепление государственной собственности путем создания новых и обновления действующих государственных предприятий. Но особая роль отводится использованию преимуществ предпринимательской формы иностранного капитала в виде прямых частных инвестиций и созданию в КНР государственно-капиталистических предприятий. То есть привлечение ссудного капитала ведет к созданию национальной собственности, а прямые инвестиции - смешанной (совместной) или полностью иностранной частной собственности в экономике страны.

      С 1979 г. в Китае было принято  множество законов и нормативно-правовых  актов, составивших правовую базу  для привлечения иностранных  инвестиций. При этом совместное предприятие с китайским и иностранным капиталом определено как ведущая форма международного экономического сотрудничества в КНР.

      Право иностранных инвесторов  вкладывать средства в экономику  КНР и пользоваться при этом  защитой законов КНР заложено в конституции 1982 г. Приоритетными отраслями для привлечения иностранных инвестиций в КНР являются: энергетика, промышленность стройматериалов, химия и металлургия; машино- и приборостроение, производство оборудования для добычи нефти на морском дне; электроника, производство ЭВМ и средств связи; легкая, пищевая, текстильная, фармацевтическая промышленность; производство медоборудования; сельское хозяйство; туризм и сфера услуг.

      При этом в экономику Китая  могут быть привлечены только "надлежащие" инвестиции, т.е. экономически эффективная деятельность должна непременно базироваться на применении передовой техники и технологии, научных методах управления, увеличении объемов и ассортимента продукции, повышении качества товаров, экономии энергии, сырья, материалов, расширении экспортного производства и увеличении валютных доходов, а также возможности подготовки высококвалифицированного технического и управленческого персонала из числа китайских граждан.[7, c. 9]

   Китай уже более 20 лет развивается на базе прямых иностранных инвестиций. В результате на конец 2004 г. в Китае, по данным Министерства торговли, учреждено 508 941 предприятий с иностранным капиталом, около 82% мультинациональных корпораций собираются инвестировать средства в производственную сферу Китая, маркетинговые и исследовательские разработки. Фактически реализованные прямые иностранные инвестиции превысили в 2004г. $60 млрд.  
Важным фактором, объясняющим приток ПИИ в Китай, является быстро развивающаяся экономика страны. Стоимость ВВП с 1991 по 2001 г. увеличилась в 4,4 раза, заметен значительный рост объемов импорта и экспорта. Курс китайской валюты сохраняет относительную стабильность, темпы инфляции снижаются. Развитие экономики привело к улучшению рыночной инфраструктуры и повышению уровня жизни населения, что повышает привлекательность КНР в глазах иностранных инвесторов.

   Китай, население которого составляет 1,3 млрд. человек, является страной с огромным потенциалом рынка, что является важным фактором для иностранных  инвесторов. Последние рассматривают китайский рынок как довольно емкий, с огромными перспективами роста, поэтому многие из них вкладывают капитал в Китай прежде всего для того, чтобы занять этот рынок, а потом уже извлекать прибыль.

   Также весьма значительным фактором роста ПИИ в КНР является дешевая и высококвалифицированная рабочая сила. По оценкам представителей японских компаний, издержки трудовых ресурсов в Китае в 30 раз ниже, чем в Японии. 70% крупных японских компаний планируют перенести свои производственные базы в Китай, однако реализовывать продукцию планируют не внутри страны, а на экспорт.

   Вступление  Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) значительно повышает интерес ТНК к долгосрочному инвестированию в КНР, что обусловлено рядом причин:

  • вступление в ВТО приводит к радикальному изменению инвестиционной среды в целом для зарубежных инвесторов (Китай перестраивает нормативно-законодательную базу, регулирующую вопросы международных отношений и обеспечивающую систему защиты собственности иностранных инвесторов)
  • вступление Китая в ВТО расширяет сферу деятельности ТНК. Разрешение транснациональным корпорациям осуществлять капиталовложения в форме слияний и поглощений позволяет более широкомасштабно инвестировать в китайскую экономику. Открытие для ПИИ таких сфер, как банковское дело, страхование, электронные коммуникации, фондовый рынок, туризм и т.д. создают более обширное пространство для инвестирования ТНК
  • после вступления Китая в ВТО производители китайских экспортных товаров смогут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования, льготами по снижению таможенных пошлин и отмене нетаможенных барьеров, получить больше возможностей  для развития торговли.

   Политика  государственного регулирования иностранных  инвестиций в КНР включает в себя мероприятия по обеспечению доступа иностранных инвесторов на внутренний рынок (либерализация поощрений и ограничений), упорядочиванию объемов вложений иностранных инвесторов в уставной капитал совместных предприятий (предельно допустимые максимальные и минимальные значения по отраслям), установлению льготных режимов и упрощению административных препятствий («служба одного окна», сокращение сроков рассмотрения проектов с 2 месяцев до 10 дней).

   Нельзя не упомянуть об особых экономических зонах. Начало созданию этих зон было положено в 1980 г., когда было принято "Положение об особых экономических зонах в провинции “Гуандун”.   Местным властям дается право самостоятельно вырабатывать законы, проводить экономическую политику в отношении специальных экономических зон. Это дает возможность предоставления иностранному капиталу в зонах более льготного режима, чем тот который предоставляет законодательство Китая. За счет кредитной поддержки и льгот для частных предприятий в зонах стали быстро расти капитальные вложения частных предпринимателей как национальных, так и иностранных. Зоны привлекают иностранный капитал дешевой рабочей силой, хорошо развитой инфраструктурой, минимальным административным вмешательством, минимальными валютными и экспортно-импортными ограничениями, легким доступом к кредитам (инвестиционные проекты часто кредитуются местными и центральными властями), выгодным налогообложением (налог на прибыль в Китае 33%, а в зонах - не более 15) и т.п. Для снижения риска иностранному инвестору разрешается получать 100% прибыли субъекта предпринимательства, пока он не компенсирует свои издержки, а лишь затем свою долю прибыли получает и китайский партнер.

      Эти и другие меры позволяют  привлекать значительные иностранные  инвестиции. И хотя Китаю не  удается полностью избежать негативного воздействия иностранного капитала, все же положительный эффект иностранных инвестиций гораздо больше.

   Темпы роста ПИИ в Китае опережают  общемировой. За последние годы произошла  трансформация ПИИ ТНК в Китай. Объем ПИИ в отрасли услуг значительно возрос после вступления Китая в ВТО. В настоящее время в Китае присутствуют ПИИ из 180 стран мира. Первые 10 стран – Гонконг, Виргинские острова, США, Япония, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Германия, Великобритания, Каймановы острова.

   Что касается фондового рынка, то в последние годы рынок акций становится все более важным каналом привлечения инвестиций в госсектор экономики.

   Примерно 20% неторгуемых акций сосредоточено в отраслях, которые правительство считает стратегическими и потому жестко ограничивает сторонние инвестиции в них. Несколько более 55% неторгуемых акций принадлежат стратегическим инвесторам, таким, например, как местные органы власти, для которых компании служат главным источниками занятости. Остальные 25% находятся преимущественно в руках инвесторов, финансируемых государством, в том числе три четверти акций (по стоимости) - в секторах, открытых для иностранных инвесторов.

   В наибольшем выигрыше оказываются самые  агрессивные китайские компании, стремящиеся к консолидации активов  в своих отраслях. Они стремятся вытеснить пассивных, нестратегических инвесторов и привлечь стратегических, нередко - иностранных с тем, чтобы получить выход на новые рынки или доступ к новым технологиям.

   За  последние годы китайское правительство  последовательно ослабляло ограничения прав иностранных инвесторов. Введение в 2002 г. системы (QFIF) легитимизировало допуск крупных иностранных инвесторов на фондовый рынок. К претендентам на такой статус предъявляются высокие требования по:

  • продолжительности деятельности в своей сфере бизнеса (5 лет для управляющих компаний, 30 лет для компаний по ценным бумагам),
  • сумме активов в управлении (не менее 10 млрд. долл.),
  • оплаченному уставному капиталу (не менее 1 млрд. долл.),
  • квалификации персонала,
  • наличию отлаженной системы контроля,
  • деловой репутации в своей стране и т.п.

Информация о работе Внешнеэкономическая политика Китая