Средство воздействия на сознание, подсознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение сущности и особенностей "информационной войны".
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, ресурсы Интернет по интересующей тематике.
Выявить сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения.
Отдельно рассмотреть технологию дезинформации в условиях информационной войны
Проанализировать наиболее масштабные информационные войны в современную эпоху.
Рассмотреть Грузино-осетинский конфликт в качестве основополагающего примера курсовой работы

Содержание работы

Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Война XXI века
Теоретические основы информационной войны, сущность и особенности………………………………………………………………...6
Методы информационной войны. Инструментарий воздействия и противодействия…………………………………………………………..10
Дезинформация как метод манипуляции………………………………..17
Глава 2. Средство воздействия на сознание, подсознание
2.1. Использование технологии дезинформации в условиях информационной
Войны...........................................................................................................21
2.2.Грузино-осетинский конфликт 2008 года……………………………….....24
Заключение...........................................................................................................37
Список литературы…………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

дезинформация в условиях информационной войны.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

    Европа

         Континентальные европейские СМИ изначально более  взвешенно подошли к конфликту, хотя сочувствие вызывала больше Грузия. Хотя бы потому, что в последние дни многие газеты писали о том, что Саакашвили допустил трагическую ошибку, втянувшись в конфликт. "Его никто не поддержит - ссориться с Россией никто не хочет", - писали европейские журналисты.

         Британская  телекомпания "Би-би-си" предоставляла зрителям точки зрения обеих сторон, правда, на первое место выводились бомбежки в Гори, а не в Цхинвали. Еще одна британская телекомпания - Sky News - сняла кадры работающих "Градов" близ Цхинвали, и именно эта картинка долго была единственной.

         Что касается немецких телеканалов, то, как заверили "Газету.ru" журналисты из этой страны, их СМИ работали взвешенно. "Я могу говорить о немецких СМИ, поскольку американские не смотрю, и точно могу сказать: они дают информацию взвешенно, тогда как на российским телевидении идет пропаганда. На это больно смотреть. Когда я в школе учил, что такое советская пропаганда, не мог подумать, что увижу это своими глазами", - поделился своим мнением автор немецкого журнала Focus Борис Райтшустер, давно работающий в России.

         Немецкий  радиожурналист Эрик Альберхт отметил, что война на Кавказе стала  темой номер один для почти  всех немецких СМИ, а многие издания  даже выделили для освящения военных  действий дополнительные полосы.

         "Что  касается того, кто выиграл идеологическую  войну, то я заметил такую тенденцию: если сначала писали о том, что напала Грузия, то по ходу развития конфликта все больше акцентировали внимание на том, что Россия - это агрессор, который напал на маленькую и беззащитную Грузию", - рассказал немец.

    И заметил, что "в целом симпатии немецких журналистов на стороне Грузии".14

         Россия

           «Имеющиеся на сегодня у России информационные структуры недостаточны. Управление Президента РФ по межрегиональным и культурным связям ни по численности персонала, ни по кругу своих полномочий не может осуществлять всю необходимую работу по информационному противодействию и ведению информационной войны. Совет Безопасности РФ оказался к этой войне не готов. К информационной войне не приспособлены ни МИД, ни подотчетный ему Росзарубежцентр. Пресс-центр министерства обороны России в информационной войне в августе 2008 г. решал свои «важные задачи», например, просил иностранных журналистов помочь России прорвать информационную блокаду», - пишет аналитик Фонда стратегической культуры Анатолий Цыганок, - «Практически ни одна из этих структур не в состоянии выполнять полный круг задач по информации, дезинформации, нарушению информационных сетей, защите своих сетей, подаче нужных информационных блоков в ведущие информационные агентства и так далее».

         Россия  не имеет структуры для ведения  информационной войны. В Министерстве обороны, ФСБ, МИДе есть структурные  подразделения занимающиеся работой  с информацией и СМИ, но на общегосударственном  уровне такой структуры, которая  бы координировала работу разных ведомств в информационной среде, нет. И нет конкретных людей, ответственных за такую работу, поэтому и спросить, в конечном счете, за проигрыш в информационной войне не с кого. «Это организационно-управленческая проблема Правительства и Администрации Президента. Нет целевой работы по воздействию на СМИ, общественное мнение стран СНГ, Мира», - уверен Игорь Панарин.

         Итак, у России сейчас основная задача создать  организационно-управленческую структуру - мозговые тресты, которые бы разрабатывали  контентные проекты, определяли бы стратегию и тактику российской внешней информационной политики, концепцию продвижения и поддержания позитивного имиджа России в странах ближнего и дальнего зарубужья. Подо всё это должна быть создана четкая структура, люди, финансирование.

         Почему  это всё еще не создано? «Есть  и недооценка важности работы по этому  направлению, но наличествует и работа противника, создание такого мощного  российского информационного центра, нацеленного на работу зарубежом  не выгодно американцам. И они всеми способами блокируют его создание», - констатирует Игорь Панарин.

         Кстати, профессор Панарин одним из первых стал призывать делать особый акцент на тему геноцида осетинского народа. На своем сайте он говорил и  о необходимости России подать документы в Гаагский трибунал, эта идея даже была поддержана президентом Медведевым, но в результате в Международный суд ООН в Гааге подала... Грузия на Россию. Панарин предлагал и создать Общественный трибунал во Владикавказе сразу после 5-дневной войны. Лишь много позже появилось движение «Осетия обвиняет». Одним словом, работа по публичной дипломатии и информационному обеспечению была не синхронизирована и отставала от темпа событий, а какие то её элементы, как, например, иск в Гаагский суд так и не сделаны до сих пор.

         Пока  российские миротворцы вместе с югоосетинскими ополченцами боролись против грузин за контроль над Цхинвали, в СМИ  началась своя война - информационная. Опрошенные "Газетой.ru" журналисты и эксперты сходятся во мнении, что  получить достоверную информацию из зоны конфликта было сложно почти всем, включая экстрапрофессионалов, и приходилось довольствоваться чужими комментариями и оценками.

         Тема  конфликта в Южной Осетии стала  новостью номер один на фоне летнего  затишья в информационном поле. Интерес к Олимпиаде, начавшейся в Пекине уже после обстрела Цхинвали и вступления в конфликт российских миротворцев, сильно ослаб.15

    Впрочем, если российские телеканалы перешли  почти на военный режим сразу  же с начала обстрела Цхинвали в  ночь на 8 августа, мировые СМИ обратили пристальное внимание на этот сюжет только после того, как в конфликт вмешались российские миротворцы, а на Грузию упали первые бомбы. В пятницу, 8 августа, когда в столице Южной Осетии шли бои, все федеральные телеканалы России каждые два-три часа выходили в эфир со специальными выпусками новостей. Российские телеканалы, которые явно либо опосредованно являются государственными, с самого начала рассказывали больше о том, что происходит в Южной Осетии. Реакция грузинской стороны становилась известна в основном по сюжетам о заседаниях Совета Безопасности ООН. Впрочем, о неоднократных заявлениях Саакашвили о прекращении огня тоже сообщалось.

    Появлялись  и обзоры прессы, в которых журналисты давали понять, что западные СМИ  откровенно врут, необъективны и мало что понимают, что же происходит на самом деле.

    Единственный  информационный российский телеканал "Вести-24" транслировал все выступления  военных, министров, президента и других спикеров в прямом эфире. Заявления  анонсировались в сухой, почти военной стилистике - ПКФ (пресс-конференция).

         Кадры прячущегося среди охранников Саакашвили были не только продемонстрированы всеми  каналами в сопровождении ехидных  комментариев, но и послужили поводом  для психиатрического анализа личности грузинского президента. Это был пример самой неприкрытой пропаганды.

         поколение информационной войны - это глобальная информационная война, специалисты  называют её так же «войной на эффектах». Информационная войны вокруг событий  в Южной Осетии - именно война  третьего поколения.

         Вот как описывает войну на эффектах американская газета "The Exile", выходящая  в Москве на английском языке: «Грузинские  лидеры обзванивали чуть ли не каждого  влиятельного человека с Уолл-стрит, убеждая их, что Грузия стала жертвой  российское агрессии еще в то самое время, когда грузинские ракеты обстреливали Цхинвали. И это было еще до того, как Россия вообще ввязалась в драку. Затем Саакашивили сделал себя круглосуточно доступным для интервью CNN и BBC. Он повторял одни и те же простые строчки на практически превосходном английском и всегда рядом с флагом ЕС: Россия - агрессор. Мы маленькая демократическая страна. Пожалуйста, помогите нам!». И далее: «Грузинской контрпропаганде помогало то, что Грузия не препятствовала попаданию западных журналистов в зону конфликта. В то время как русские сделали практически невозможным доступ к Южной Осетии для нероссийских журналистов. Большая ошибка. Даже русские газеты брюзжали по этому поводу. Пока Россия снова и снова повторяла, что удары по гражданским объектам не наносились, Грузия утверждала, что русские истребители наносят бомбовые удары по финансируемому Западом нефтепроводу глубоко внутри Грузии. Это была абсолютная ложь, однако это не помешало этой новости провисеть в заголовках целых два дня».

      Грузия

         Грузия с первого же дня фактически объявила блокаду российским СМИ. С 9 августа на территории страны было прекращено вещание российских телеканалов, а зайти на грузинские сайты практически невозможно. Впрочем, порою это было связано и с многочисленными хакерскими атаками. Кроме того, в Грузии были заблокирован доступ к сайтам с расширением .ru.

         Грузинские  СМИ разнообразием не баловали: в  основном, поставлялись реляции руководства  страны. Заявления российской стороны, а также югоосетинской не транслировались.

         В такой же стилистике грузинские журналисты рассказывали о том, что страна находится в осадном положении и вот-вот российские войска дойдут до Тбилиси. Как писали русскоязычные блоггеры, в основном находящиеся за рубежом, грузинские телеканалы подробно живописали "зверства" российских военных. О том, что они бомбят детские сады, больницы, дома и убивают мирное население. Регулярно сообщалось об обстреле Россией все новых населенных пунктов в Грузии.

    Югоосетинские ополченцы назывались или "сепаратистами", или "бандформированиями", которые вместе с российскими миротворцами устраивали "этнические чистки" грузинского населения.

    Итоги информационной войны

         В том, что идет информационная война, мало кто сомневался. И то, что  почти все в ней выглядят не самым лицеприятным образом, соглашаются все опрошенные "Газетой.ru" журналисты и эксперты. Однако Грузия к ней подготовилась более тщательно, констатируют собеседники.

         Во-первых, журналисты с обеих сторон конфликта  столкнулись с трудностями при  доступе к непосредственной информации. "Западным журналистам не дают нормально работать в регионе - они не только не могут покинуть пределы Владикавказа, но даже передвигаться по лагерям для беженцев. Специальную аккредитацию сложно получить.

    Отсюда  выходит, что работают в основном с официальными пропагандистскими заявлениями", - рассказала представитель московского отделения Human Rights Watch Татьяна Локшина.

         У российских журналистов похожие  проблемы возникли в Грузии. Телевизионщик  рассказал, что российские тележурналисты сталкиваются с большими ограничениями в Грузии - их почти никуда не пускают.

         Российские  телеканалы не могут воспользоваться  кадрами с грузинской стороны, находящимися в базе крупнейшего европейского агентства Eurovision. В адрес агентства  поступило письмо, подписанное директором грузинского телеканала "Рустави-2" Ираклием Чиковани. "Мы информируем вас, что из-за нынешней ситуации, из-за обострившихся отношений между Грузией и Россией руководство "Рустави-2" решило ограничить допуск российских телеканалов к нашим трансляциям. Мы также просим ограничить техническую поддержку российских телеканалов на территории СНГ", - говорится в письме, копия которого есть в распоряжении "Газеты.ru". "Мы сожалеем, что это решение было принято, и надеемся на понимание этих ограничений", - заключает Чиковани. По данным "Газеты.ru", некоторых смягчений все же удалось добиться, но полностью это решение не отменено.

         Во-вторых, СМИ участников конфликта и их союзников естественно солидаризировались с властями. "СМИ с обеих  сторон тиражируют самые различные официальные заявления, действительно переполненные пропагандой. И российские, и западные СМИ приводят какие-то цифры о раненых, погибших, но нет никаких подтверждений этим данным", - говорит Локшина.

         Что касается российских телеканалов, то главное отличие их информационной политики - сообщения направлены внутрь страны, для манипулирования сознанием не мира, а собственного электората, считают собеседники. "Это пропаганда в традиции Советского Союза. Очень манипуляционный подход", - полагает Райтшустер. "Российские СМИ ориентированы больше на своих граждан и страны СНГ", - считает и Локшина.

         Грузия  в этом смысле выглядит более эффектно. "Грузины долгое время в отличие  от русских ухаживали и очаровывали  западных журналистов. Они были более  открытыми, с большим уважением относились, особенно к американским журналистам, тогда как с русскими порой очень сложно договориться об интервью, некоторые чиновники просто бросают трубку", - объясняет Эймс. К тому же, полагает он, все помнят о смерти журналистки Анны Политковской и высказываниях бывшего президента Владимира Путина на эту тему. "Это очень плохо, что западные СМИ заведомо приняли сторону Грузии, так как, на мой взгляд, грузины на все 100% виноваты в развязывании войны", - сожалеет Эймс. По мнению российского журналиста Евгения Киселева, Саакашвили помогло то, что он был более активен и выступал сразу на английском языке. "Как говорят на журналистском сленге, его синхроны охотно брали и на CNN, и на "Би-би-си", - пояснил он.16

 

    Заключение

    В ходе выполнения данной работы:

    1.Изучена научная, научно-методическая и специальная литература, ресурсы Интернет по интересующей тематике.

    2.Выявлены сущность и особенности информационной войны, методы и приемы ее ведения.

    3.Рассмотрена  технология дезинформации в условиях информационной войны

    4.Проанализированы наиболее масштабные информационные войны в современную эпоху.

    5.Рассмотрен Грузино-осетинский конфликт

    Цель по изучению особенностей и сущности «информационных войн»

Информация о работе Средство воздействия на сознание, подсознание