Промышленный переворот в Англии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

В Англии раньше чем в других странах произошел промышленный переворот: крупное машинное производство вытеснило мелкое, основанное на ручном труде, сложились основные классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат, победил капиталистический способ производства.
В середине XVII века в Англии произошла революция, которая устранила ряд феодальных пережитков и создала предпосылки для быстрого развития капитализма.

Файлы: 1 файл

2.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Промышленный переворот  в Англии  

В Англии раньше чем  в других странах произошел промышленный переворот: крупное машинное производство вытеснило мелкое, основанное на ручном труде, сложились основные классы капиталистического общества - буржуазия и пролетариат, победил капиталистический способ производства.

 В середине XVII века в Англии произошла революция,  которая устранила ряд феодальных  пережитков и создала предпосылки  для быстрого развития капитализма.  

Началом капиталистической  эры является XVII век - век открытия новых стран, что означало и открытие новых рынков. Меняется в Англии и структура производства - представители  крупных торговых кампаний скупают  шерсть и организуют мануфактурное  производство. Ремесленник-"цеховик", изготовлявший продукцию от начала и до конца, становится частью производственной цепочки, звенья которой (шерстобиты, чксальщики, прядильщики, ткачи) обеспечивают себя сырьем, материалами, станками и инструментами уже не самостоятельно. С ростом мануфактур в Англии развивается и собственная текстильная промышленность, экспорт шерсти, составлявший 9/10 всего экспорта в начале XVII века, заменяется вывозом сукна. Англия создает свой собственный торговый флот, образуются торговые компании, покупающие у правительства монопольное право на торговлю как внутри, так и вне страны. Московская компания - для торговли с Россией, Левантская компания - с Турцией, Грецией, Малой Азией, ост-Индская - с Индией. После успешной войны с Испанией Англия проникает в испанские колонии.

 В начале XVII века  Англия все же была по преимущественно аграрной страной - из 5,5 млн. чел населения 75% жило в деревнях. Однако 75% земель не принадлежало крестьянам. Еще Генрих XVIII начал конфискацию церковных земель и распродажу их. А потом начались захваты дворянами общинных земель, "огораживание" их под пастбища, следствием чего стало обезземеливание крестьян, их обнищание и, разумеется, многочисленные бунты и восстания "черни". 

Королевская власть была ликвидирована в результате гражданской войны начавшейся после  попытки короля ввести новые налоги и отказа парламента удовлетворить  королевские желания. 27 января 1649 года король Карл I был казнен. А в 1649 году парламент объявил Англию республикой. 

Правда, через несколько  десятилетий монархия была восстановлена. Но она была уже не "абсолютной", а "конституционной", то есть несколько  урезанной в правах.  

В результате ограничения  прав монарха в определении политики Англии начинают участвовать представители  торговой буржуазии, мануфактуристы, банкиры  и финансисты.  

 Новое дворянство  и финансовая аристократия заинтересованы не в сохранении старых феодальных отношений, а в развитии капитализма.  

 Подробнее обо  всех этих событиях XVII и предшествующх веков рассказывается в разделе "Английские бунтари". 
 

 ПРОЦЕСС ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО  НАКОПЛЕНИЯ  

Ограбление заморских  стран  

Выше уже говорилось, что «наживалы из землевладельцев и капиталистов», захватив государственную власть, использовали всю мощь государства для насилия, грабежа колонки и насильственной экспроприации широких масс крестьянства. После революций XVII в. господствующие классы еще более усиливают грабеж колоний и насильственно захватывают все новые и новые территории, извлекая из них «добавочные капиталы» для дальнейшего развитии капитализма. Захват и ограбление колоний представляли для Англии характерный путь накопления капиталов. «Англия, захватив колонии во всех частях света, выкачивала оттуда «добавочный капитал» Для усиления своей промышленности в продолжение двух веков в превратилась, в конце концов, в «фабрику мира».  

Маркс в следующих словах характеризует процесс колониального грабежа, сыгравшего исключительно большую роль в накоплении капиталов: «Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих, — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления. За ними следует торговая война европейских наций, ареной для которой служит земной шар» (Маркс, Капитал, т.1, стр. 603).  

Открытые новые  страны стали предметом грабежа  и варварской эксплоатации со стороны европейских государств: Испании, Португалки, Голландии, Франции, а затем и Англии, победившей эти страны.  

В конце XVIII в. Англия выдвигается в первые ряды хищников, эксплоатирующих колониальные страны. Даже один из виднейших буржуазных историков-экономистов Вернер Зомбарт вынужден был признать, что «богатство Португалии, Испании, Голландии, Франции и Англии немыслимо было без предварительного уничтожения рабской культуры, ограбления Африки, обеднения и запустения Южной Азии я ее островов, плодородной Ост-Индии и цветущих государств Средней Америки».  

«История голландского колониального хозяйства, — говорит  Маркс, — ... развертывает бесподобную  картину предательств, подкупов, убийств  и подлостей... Опустошение и обезлюдение следовало за ними везде, куда только ни ступала их нога. Банъюванги, провинция Явы, насчитывала в 1750 г . 80 тыс. жителей, в 1811 г . всего 8 тыс.» И англичане были достойными учениками своих предшественников голландцев. «В 1769 — 1770 гг. англичане (в Индии. — Ред.) искусственно устроили голод, закупив весь рис и отказываясь продавать его иначе, как по баснословно высоким ценам». Торговля с колониями представляла собою подлинный грабеж. У туземцев забирали ценнейшие предметы: золото, золотой песок, слоновую, кость, пряности, ценившиеся тогда на вес золота (корицу, гвоздику и перец), взамен навязывали им всякую заваль, совсем ненужные для туземцев предметы — стеклянные бусы, металлические пуговицы и т. п. Такая торговля приносила колоссальные барыши. Любая торговая экспедиция, — а все они были в сущности грабительскими набегами, — приносила от 100 до 2000% прибыли.

      Огромные богатства притекали в карманы английской буржуазии от торговли черными невольниками. В 1730 г. торговлей рабами занимались 15 кораблей, а в 1792 г. уже 132 корабля. Крупнейший город Ливерпуль вырос на основе торговли рабами. Организовывались специальные охоты на негров, которые переправлялись в тяжелых условиях в английские колонии. В 1793 г. Англия, торговавшая рабами между Африкой и английской Вест-Индией, добивается у Испании права торговли неграми в испанских владениях Америки. Прибыль, которую приносила торговля рабами, была настолько велика, что королева Анна для укрепления финансовой мощи монархии объявила с 1713 г. право торговли неграми своей монополией.  

Огромные капиталы наживали монопольные торговые компании благодаря грабительской торговле с колониями и другими странами. Из многочисленных компаний, созданных  в течение XVII в., следует указать  на образованную в 1606 г. «компанию купцов-авантюристов», монополизировавшую вывоз сукна  из Англии на Немецком море. Для вступления в компанию нужно было внести взнос  в размере 200 ф. ст., затем вносить  ежегодно значительные платежи. В состав компании входило 3 500 членов. Самой  крупной была организованная в 1599 г . Ост-Индская компания, капитал которой вырос с 63 тыс. ф. ст. в момент организации до 3163 тыс. ф. ст. в 1708 г . Эта компания, отличавшаяся особенно зверскими и варварскими приемами покорения Индии в конце XVII в., была не только торговой ассоциацией, но и была наделена большими политическими полномочиями. В 1686 г. ей было предоставлено право войны с индейскими князьями и право чеканки монеты.  

Монопольные торговые компании представляли собою, по выражению  Маркса, «мощные рычаги концентрации капитала».

Аграрная революция  
 

 Богатства, накопленные  благодаря ограблению колониальных  народов, могли однако превратиться в промышленный капитал лишь путем эксплуатации наемных рабочих, кадры которых создавались лишением мелких самостоятельных производителей их средств производства.  
 

Маркс пишет, что  «в истории первоначального накопления громадное значение имели все  перевороты, которые так или иначе  послужили рычагом для возвышения формирующегося класса капиталистов ; но особенно важную роль играли те моменты, когда значительные массы людей внезапно и насильственно отрывались от средств своего существования и выкидывались на рынок труда в виде поставленных вне закона пролетариев» (Маркс, Капитал, т. 1, стр. 574).  

Лишение мелкого  производителя средств производства — это закон развития капиталистического общества; но в различных странах этот процесс происходил различным путем. В Англии этот процесс, как указывает Маркс, происходил в классической форме; здесь путем прямого насилия земледелец лишался основного средства производства — земли и превращался в пролетария. Уже выше описывался процесс насильственного обезземеливания крестьянства, начавшийся в XVI в. и усилившийся в период буржуазной революции в Англии в XVII в. В XVIII в. процесс обезземеливания крестьян достигает своего наибольшего развития, а окончательно завершается в первой четверти XIX в.  

В XVIII в. грабеж крестьянства происходил уже под флагом законов: для каждого случая огораживания парламент издавал специальный  билль. По числу этих биллей можно  судить о том, как развивалось  огораживание. Между 1714 и 1720 гг. было издано всего три таких билля, между 1714 и 1727 гг. издается уже 16 биллей, а в  промежуток времени от 1760 до 1775 г . парламент утвердил 734 билля. Далее количество биллей возрастает все больше и больше, пока наконец в 1801 г . не издается один общий «закон об огораживании». Если в 1700 — 1760 гг. огораживанием было охвачено 312 тыс. акров земли, то в 1760 — 1801 гг. было ограблено у крестьян свыше 3 млн. акров.  

Недаром Маркс называет издававшиеся билли об огораживаниях  «парламентской формой грабежа».  

В первой четверти XIX столетия последний крупный процесс  экспроприации земель у мелких землевладельцев  известен под именем «очистки имений», представлявшей не что иное, как  очистку имений от людей.  

Описывая этот грабительский  процесс, Маркс приводит пример «очистки имений» герцогиней Сэттерленд, которая изгнала с занижаемой крестьянами земли 15 тыс. жителей. «Все их деревни были разрушены и сожжены, все поля обращены в пастбища. Британские солдаты были посланы для экзекуции, и дело доходило у них до настоящих битв с местными жителями. Одну старуху сожгли в ее собственной избе, так как она отказалась ее покинуть. Таким путем эта дама присвоила 794 тыс. акров земли, о незапамятных времен принадлежавших клану» (крестьянам). 15 тыс. ограбленных земледельцев были заменены 130 тыс. овец.  

Либо сами дворяне, либо круглые капиталисты, либо фермеры  организовывали крупное сельскохозяйственное производство, применяли улучшенные орудия, вводили сложный севооборот и разнообразные технические  усовершенствования.  

Капиталистическое развитие сельского хозяйства покупалось ценой тяжелых страданий широких  масс деревенского населения.  

180 тыс. йоменов,  многочисленный класс крестьян-собственников,  владевших землей в конце XVII в., почти совершенно исчезает  в XVIII в. «Сто лет спустя после  Кромвеля английские йомены почти,  что исчезли», — говорит Энгельс.  Йомены, которые доставили армии  для решительных битв с феодальным  режимом, после одержанных побед  неизбежно приходили к гибели  «вследствие экономических результатов  этой победы» (Энгельс, Анти-Дюринг, стр. 284).  

Разорившиеся крестьяне  обращались, по выражению Маркса, в  «поставленных вне закона пролетариев».  

Крупные землевладельцы-лорды  изгоняли мелких арендаторов, сидевших на их земле, и заменяли их немногими  крупными фермерами-арендаторами. «Во  многих приходах, — пишет один современник, — 24 фермы слились в три-четыре...»  Нередки случаи, когда 4 или 5 богатых  скотоводов узурпируют большие, недавно  огороженные лордства, которые находились в руках 10 — 30 фермеров и такого же количества мелких собственников и  бобылей.  

С исчезновением  крестьян-собственников (йоменов), батраков с карликовым наделом в первой четверти XIX века сельское население  распалось на следующие классы: 1) батраки без надела (сельскохозяйственные рабочие); 2) крупные землевладельцы, сдавшие свои имения в краткосрочную  аренду; 3) крупные капиталистические  фермеры-арендаторы.  

Процесс экспроприации  крестьянства помимо создания пролетариата способствовал созданию и расширению внутреннего рынка.

Информация о работе Промышленный переворот в Англии