Оффшорный бизнес: сущность и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2009 в 16:23, Не определен

Описание работы

Курсовая работа по дисциплине «Международный бизнес»

Файлы: 1 файл

курсовая работа по МБ.doc

— 418.50 Кб (Скачать файл)

3. Перспективы оффшорного бизнеса в условиях финансового кризиса

3.1. Текущее состояние оффшорного бизнеса

 

   В настоящее время оценка деятельности оффшорных центров, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна. С одной стороны, в их создании и функционировании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег, поводятся банковские аферы и т.д.

   В настоящее время оффшорный бизнес развивается динамично. Законы по соблюдению секретности ужесточаются с целью привлечения финансового бизнеса на свою территорию. Во многих странах, налоговых убежищах, финансовый бизнес является бизнесом, приносящим стабильный доход. Создание "налоговых гаваней" является приоритетным для островных государств, та как они не имеют конкретных преимуществ в рыночной среде. Создание и развитие оффшорных территорий в этих государствах служит привлечением ресурсов для экономического развития. Представители государств, имеющих на своей территории оффшорные зоны, регулярно проводят семинары, на которых обсуждают, предлагают и рекламируют все более жесткие условия соблюдения секретности и упрощения налогообложения своих стран. Характерным для оффшорных зон является их дифференциация по полям действия. Например, Барбадос совершенствует свое банковское законодательство для увеличения конкурентоспособности. Багамы активно проводят работы по привлечению банковского бизнеса, страховых компаний и судов на льготных условиях. Каймановы острова в данный момент представляют собой быстро растущую юрисдикцию с высокими требованиями к финансовой секретности. На сегодняшний момент там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов.16

   Поскольку международный финансовый кризис проявил  себя, так или иначе в каждой стране, то он вскрыл ненадежность некоторых  зарубежных финансовых и экономических  структур. Однако есть такие институты, на которых это меньше всего сказывается в виду определенного стечения обстоятельств. В частности к ним относятся оффшорные центры со всеми проводимыми их резидентами операциями. Так, например, все такими же надежным и удобным для хранения и спасения своих сбережений остались отделения многих крупных банков, расположенных в Швейцарии. Государство этой страны страхует 30,000 швейцарских франков, хранящихся на каждом счете клиентов в банках данной страны. Также в Швейцарии в банковской сфере существует такое понятие как "двойное дно". Вторым "дном" является гильдия швейцарских банков, которая по своей договоренности никогда не позволит обанкротиться ни одному швейцарскому банку таким образом, чтобы это сказалось на счетах клиентов этого банка. Данная гильдия восполняет все потери клиентов банка.17 Помимо этого существует третий вариант защиты вкладов в данной стране. Так как в самый разгар кризиса правительства большинства западных стран заявили о том, что покроют убытки крупнейших национальных банков, именно швейцарские отделения крупных международных банков находятся сейчас в преимущественном положении по сравнению с многими другими финансовыми институтами.

   Тем не менее, бесполезно отрицать тот факт, что в целом сегодняшние мировые экономики понесли колоссальный ущерб в связи с нестабильностью в банковском и финансовом секторах и в сфере недвижимости. В свете этих событий возникло мнение18, что экономический кризис нанес непоправимый урон мировому оффшорному бизнесу, чьи трансакции по слухам в ближайшем будущем если не сойдут на нет, то сильно сократятся. Однако сегодня пока наблюдается противоположная тенденция: стремясь оградить себя от финансовых рисков своей страны, многие компании переводят свой капитал в оффшорные зоны, в первую очередь это касается оффшорных банков и оффшорных взаимных фондов. В Европейском Союзе отмечается больший спрос на использование оффшорных услуг, чем в Соединенных Штатах. Тем не менее, имеется некоторое количество компаний, которые временно замораживают свои оффшорные планы и  замедляют свои операции ввиду неясных экономических условий. С большей долей вероятности это является следствием общего ажиотажа в мировой экономике, нежели из-за реальных экономических угроз. Оффшорный бизнес всегда являлся символом успешной экономии средств. Так как многие мировые компании начали ставить перед собой стратегические цели по снижению расходов на ближайшие годы, это неизбежно приведет их в оффшорные зоны.

   В связи с тем, что официального опубликования данных о реальном влиянии мирового финансового кризиса на развитие оффшорного бизнеса в скором времени ожидать не стоит, особое внимание следует уделить докризисному периоду (2007 г.). Большинство оффшорных юрисдикций является для иностранных компаний «налоговым раем», но в основном получение стабильного дохода не гарантируется. Предприниматели, ведущие бизнес через оффшорные фирмы увеличивают свой капитал за счет собственной деятельности, получая лишь налоговые преференции. Однако есть такие оффшорные компании, которые помимо налоговых послаблений предоставляют также возможность пассивного поддержания достигнутого или унаследованного уровня достатка. Одним из примеров могут служить оффшорные взаимные фонды. Именно на их примере будет рассмотрен успех ведения оффшорного бизнеса докризисного периода и проведены параллели с аналогичными компаниями на территории Российской Федерации. Ситуация на мировых рынках сложилась так, что вкладывать деньги в российские кредитные организации зачастую оказывалось гораздо выгоднее, чем во многие оффшорные банки. Так, номинальные ставки по рублевым и валютным депозитам Сбербанка (как известно, они у него не самые высокие) оказались за 12 месяцев (август 2006 – август 2007 гг.) на 0,5-3,0% выше, чем в популярном, в том числе и у россиян, британском оффшоре - на острове Мэн.

   Что же касается реальных ставок для резидентов РФ (11,5-процентной инфляции в 2007 г.), наиболее выгодными стали оффшорные депозиты, номинированные в фунтах стерлингов. Это обусловлено тем, что номинальная стоимость британской валюты на протяжении этого периода выросла на 4,8% по отношению к рублю. Стоит также отметить, что рублевые депозиты Сбербанка выгодны и для американских вкладчиков. Реальная ставка по ним приблизилась к 11%. Что касается европейских вкладчиков, то для них реальная доходность по рублевым вкладам не так велика.

   Аналогичная ситуация наблюдается и с доходностью инвестиционных фондов. Так, среднестатистический ПИФ из топ-10 обогнал аналогичный оффшорный взаимный фонд по трем номинациям: по номинальной доходности на 8,77 процентного пункта, по реальной доходности для резидента РФ и США соответственно на 14,51 и 16,03 пункта (см. таблицу 1). Самыми доходными показателями среди оффшорных взаимных фондов обладает «INVESCO PRC Equity», где номинальная ставка находится на уровне 77,46 %, реальная ставка для резидентов РФ 57,45, а для резидентов США 73,98. При этом средний показатель среди российских паевых инвестиционных фондов превышает лишь номинальная ставка, что является достаточно спорным достижением. Среди российских ПИФов лидирующее положение занимает «Интерфин Энергия», где  номинальная ставка приближается к 100%-му барьеру (98,57), реальная ставка для резидентов РФ чуть ниже – 83,87%, а для резидентов США и вовсе находится на позиции 103,17 %. Стоит также отметить, что как в оффшорных взаимных фондах, так и в российских ПИФах резиденты США имеют более высокие доходы, нежели российские компании. К особенностям российских паевых инвестфондов можно отнести также тот факт, что реальная ставка для резидентов США немногим превышает номинальную ставку. 

   Табл. 2.1. Номинальная и реальная ставка по 10 лучшим оффшорным фондам и российским ПИФам (за период с августа 2006-август 2007)

Оффшорные взаимные фонды    Номинальная ставка, в %    Реальная  ставка для резидента РФ, в %    Реальная  ставка для резидента  США, в %
INVESCO PRC Equity    77,46    57,45    73,98
Pervest China    69,55    50,43    66,23
Templeton Latin America    67,41    48,53    64,13
Skandia Greater China Equity    65,91    47,20    62,66
AllianceBernstein-India Growth    64,78    46,20    61,55
INVESCO Greater China Equity    64,09    45,58    60,87
Templeton Asian Growth    63,8    45,33    60,59
AllianceBernstein-Greater    62,11    43,83    58,93
INVESCO Asia Enterprise    59,32    41,35    56,20
Investec GSF Asian Equity    55,43    37,90    52,38
Итого в среднем 1 фонд    64,99    46,38    61,75
    
Топ-10 доходных ПИФов РФ    Номинальная ставка, в %    Реальная  ставка для резидента  РФ, в %    Реальная  ставка для резидента  США, в %
Интерфин  Энергия    98,57    83,86    103,17
Замоскворечье-Российская энергетика    91,36    77,19    95,79
Открытие-энергетика    84,69    71,01    88,97
Ренессанс-Перспектива    75,6    62,59    79,67
КИТ Фортис – Российский финансовый сектр    71,64    58,93    75,61
КИТ Фортис – Российская электроэнергетика    71,57    58,86    75,54
АВК – Фонд связи и  телекоммуникаций    64,93    52,71    68,75
КИТ Фортис – Российские телекоммуникации    62,56    50,52    66,32
СибиряК – Фонд акций    59,25    47,45    62,94
Останкино – Российская связь    57,4    45,74    61,04
Итого в среднем 1 ПИФ    73,76    60,89    77,78

   Источник: Национальный банковский журнал. 2007. № 8. (Wall Street Global и Национальная лига управляющих) 

   Как результат, приток иностранных капиталов существенно превышает отток отечественных. (См. рис. 1 Приложения 1)  Так, по состоянию на 1 января 2001 года, объем российских активов за рубежом на $53,5 млрд. превышал объем иностранных в России. А на 1 января 2007 года объем иностранных активов в РФ был на $63,2 млрд. выше российских за рубежом.19 .  Не смотря на то, что российский клиент может вполне выгодно разместить свои активы (нередко даже большей прибылью) в собственной стране. Тем не менее мода на оффшоры не проходит. Популярность ведения оффшорного бизнеса среди россиян объясняетcя двумя причинами. Во-первых, в России до сих пор не сформировалась система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения. Во-вторых, преимуществом оффшорных взаимных фондов является то, что они регистрируются в дружественной с точки зрения налогообложения юрисдикции. Соответственно, они не подпадают под регулятивное воздействие российских денежных властей. Частные лица и компании получают большую свободу действий, в том числе и с точки зрения налогового планирования. В последние годы параллельно с оффшорными услугами развиваются оншорные, т. е. предоставление индивидуальных банковских услуг с элементами налогового планирования на отечественном рынке. По некоторым оценкам конкурентоспособность российских банков в этом секторе пока довольно слаба, но рост идет в геометрической прогрессии. Вполне возможно, что в скором времени клиенты, жаждущие эксклюзивного банковского сервиса, с большей охотой будут обращаться в наши кредитные организации. Тем более что, как правило, они там же могут получить и услуги по размещению части активов за рубежом, а также получить рекомендации, как безопасной законно это сделать.

   Таким образом, сегодня, несмотря на развивающийся  финансовый кризис оффшорный бизнес продолжает развиваться. Происходит это  за счет того, что во многих странах  продолжается борьба за унификацию налогового обложения (Европейский союз), в других же до сих пор не сформирована система финансовых институтов, позволяющих сохранить накопленные сбережения (Россия). Те не менее, следуя общей тенденции, некоторые компании временно прекращают операции с помощью оффшорных юрисдикций или же изымают средства, ранее вложенные в зоны с налоговыми льготами.  На примере сравнения доходности оффшорных взаимных фондов и российских паевых инвестиционных фондов докризисного периода, был сделан вывод, что зачастую вложения в Российскую экономику куда более выгодны и безопасны, нежели отвлечение средств в оффшорные зоны.

3.2. Проблемы оффшорного бизнеса и возможные пути решения

   По мнению Форума финансовой стабильности, в целом оффшорная деятельность не оказывает неблагоприятное воздействие на мировую финансовую стабильность при условии, что за этой деятельностью осуществляется надлежащий надзор и органы надзора сотрудничают с соответствующими органами других стран. Вместе с тем, если оффшорные финансовые центры не способны или не желают соблюдать международные стандарты в области надзора, сотрудничества и обмена информацией, то создается системная угроза мировой финансовой стабильности.20

   По некоторым оценкам, грязные деньги сегодня составляет около 1 % мирового ВВП, иными словами, они настолько важны для глобальной экономической системы, что полный отказ от них может обернуться тяжелыми последствиями для всего мирового развития. Оффшорные финансовые центры стали мировой опорой для финансирования терроризма, отмывания денег от торговли оружием наркотиками, людьми. Ведущие из оффшоров финансовые цепочки оплели весь мир, теснейшим образом соединяя теневую экономику с легальным движением капитала. Деньги, замаскированные под исламскую благотворительность и предназначенные для поддержки «Аль-Каиды», приходят в Америку и саму Европу с Нормандских островов. На Кипре российские преступные организации контролируют львиную долю 48 000 зарегистрированных в этой стране компаний — «почтовых ящиков», 47 000 из которых физически не существуют: у них нет ни помещения, ни телефонного номера, ни почтового адреса. Из Дубая, оффшорной банковской столицы государств Персидского залива, через «хавалла», или подпольную систему, на Индийский субконтинент и обратно перемещается денег в пять раз больше, чем через законные банковские каналы. Банкиры «хавалла» в Дубае, а также в Афганистане и Пакистане, равно как и в этнических общинах, расположенных в Северной Америке и Европе, претендуют на признание их права вести дела таким традиционным способом, т.е. без каких-либо документов и возможности отслеживать финансовые потоки. В оффшорной юрисдикции Ниуэ примерно 2000 человек зарабатывают примерно 2 млн. долларов в год в виде сборов от лицензирования фальшивых банков и подставных компаний — «почтовых ящиков», что составляет от 7 до 10% национального дохода. Сравнительно недалеко такая же фальшивая оффшорная юрисдикция Науру с населением 10 000 человек лицензирует 400 оффшорных банков, которые одно время обеспечивали более 5% государственных доходов.21

   Уклонение от налогов имеет самые ярко выраженные макроэкономические последствия. Бюджетный дефицит правительств лежит в основе экономических трудностей многих стран, и преодоление дефицита является главной целью большинства экономических стабилизационных программ. Поэтому в подобных случаях проблема улучшения сбора налогов является приоритетной. Сектор мелкого бизнеса традиционно является важным узлом в системе уклонения от налогов. Вместе с тем мелкий бизнес является двигателем экономического роста. Поэтому вполне возможно, что многие страны на относительно ранней стадии экономического развития особенно подвержены уклонению от уплаты налогов и связанному с этим отмыванию денег.22 В последние годы многие страны при содействии международных организаций пересмотрели собственные законы о центральном и коммерческих банках, а также валютных операциях. Вместе с тем необходимо дополнить указанные законы положениями о возможности передачи банками необходимой информации компетентным органам в связи с мерами по борьбе с отмыванием денег. Опасения по поводу того, что законы, направленные на предотвращение отмывания денег, способны подорвать усилия по либерализации финансовых рынков или по поводу того, что открытие более широкого доступа на финансовые рынки может способствовать росту отмывания денег, безосновательны. Отмывание денег угрожает экономической и финансовой системе многих стран, и международное финансовое сообщество должно твердо поддерживать меры по борьбе с отмыванием денег. В качестве мер, для решения проблем современного оффшорного сектора следует указать укрепление роли международных финансовых организаций в международном мониторинге и регулировании оффшорной деятельности. Должны быть ужесточены меры наказания тех финансовых оффшорных зон, которые отказываются сотрудничать с уполномоченными организациями. Также следует указать на необходимость координации действий и обмена информации между специальными регулирующими органами. Еще одним решением стабилизации оффшорного рынка является ужесточение странами субъектов международной деятельности законодательства в области внутреннего валютного регулирования и контроля.

Информация о работе Оффшорный бизнес: сущность и перспективы развития