Мотивы и модели международной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2015 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить международную предпринимательскую деятельность.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
-определить сущность МПД
-выявить мотивы МПД
-рассмотреть модели МПД

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность, мотивы, виды международной предпринимательской деятельности 5
2. Модель последовательной интернационализации деятельности фирмы и характеристика ее этапов 12
3. Совместные предприятия как специфическая форма международной предпринимательской деятельности 25
4. Транснационализация как высшая форма международного бизнеса 29
Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

курсовая по мэоДокумент Microsoft Office Word (2).docx

— 95.95 Кб (Скачать файл)

 Структура управления совместным  предприятием укладывается в  рамки традиционных схем управления  компаниями (функциональная, продуктовая, дивизиональная, матричная, региональная и др.) и зависит от характера деятельности, числа сторон, принявших участие в создании компании, степени диверсификации производства и предоставляемых услуг.    

 Являясь достаточно гибкой  организационной формой управления, позволяющей использовать опыт, финансовые и прочие ресурсы  компаний различных стран, совместные  предприятия становятся своего  рода точками роста новых форм  хозяйствования. Использование ресурсов  различных стран позволяет минимизировать  расходы и максимизировать прибыль, тем самым способствуя повышению  отдачи на вложенный капитал  партнеров.   

 Создание совместных предприятий  за границей требует решения  многих проблем управления, учета  особенностей внешней среды, стимулирования  рабочей силы. Необходимо принимать  во внимание значительные различия  в культурной, коммерческой, экономической  и других сферах стран, участвующих в создании совместного предприятия. Кадровый состав материнских компаний обычно по-разному оценивает производительность труда, уровни вознаграждения, безопасности труда и вкладывает разные оценки в понятие субординации. Могут иметь место и большие различия в организационных культурах двух материнских компаний, в стратегии использования человеческих ресурсов. Культурные различия влияют на формирование совместного предприятия, поскольку они отражены в различиях подходов к целям, стратегиям, политике человеческих ресурсов, возможностям и трудностям развития, организационным взаимоотношениям, коммуникационным приоритетам.     

 Практика последних десятилетий  выработала много различных форм  организации международных совместных  предприятий. Основные из них: образование международных совместных предприятий; создание дочерней компании в другой стране; приобретение действующей компании и превращение ее в дочернюю фирму; подписание лицензионного контракта с местной фирмой; соглашение о размещении производства и реализации продукции; соглашение о технологиях; соглашение о научных исследованиях; соглашение по разработке продукции и услуг; соглашение об управлении; соглашение на сдачу объекта «под ключ» (т. е. подписание контракта о строительстве и (или) поставке «готовых к работе» производственных систем, завода и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Транснационализация как высшая форма международного бизнеса            

Развитие мировой экономики характеризуется рядом противоречивых тенденций, к которым относятся: с одной стороны, включение нематериальных факторов производства в процесс создания валового внутреннего продукта (ВВП), с другой - резкое увеличение социально-экономической дифференциации между странами и регионами19. Во многом данная ситуация обусловлена неоднозначным характером процессов транснационализации мировой экономики.

Транснационализация - это процесс перенесения части воспроизводственных процессов из одной страны в другую (другие) посредством прямых иностранных инвестиций, к которым, в отличие от портфельных, относят инвестиции, сделанные за рубеж с целью организации филиалов или установления контроля над иностранными компаниями, становящимися зависимыми. Эти инвестиции осуществляются в основном ТНК, которые являются основой транснационализации20.

Таким образом, ТНК играют исключительную роль в процессах транснационализации современной мировой экономики.

Понятие ТНК достаточно четко определено в официальных документах ООН, в частности, ЮНКТАД под ТНК понимает предприятие, образованное в любой организационно-правовой форме и состоящее из материнских и контролируемых зарубежных предприятий, размещенных, соответственно, в стране базирования и принимающих государствах и территориях. ТНК должна обладать не менее чем 10 % голосующих акций материнских предприятий или аналогичной долей в уставном капитале для некорпоративных форм собственности21.

Имеются и другие подходы к определению ТНК. Так, американские ученые Р. Уолтерс и Д. Блейк считают, что ТНК являются такие экономические предприятия - производящие, добывающие, обслуживающие или финансовые, - которые имеют штаб-квартиру в одной стране, а бизнес организуют в одной или нескольких зарубежных странах22.

В российской научной литературе встречается также определение ТНК как комплекса, использующего в своей деятельности международный подход и предполагающий формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым цент ром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах23.

Причины разнообразия определения ТНК связаны с тем, что последствия деятельности ТНК в глобальном и региональном масштабах неоднозначны, а причины их становления и развития весьма разнообразны.

Развитию процессов транснационализации мировой экономики и, соответственно, повышению роли ТНК во второй половине ХХ - начале ХХI в. способствовали такие факторы, как: сравнительно легкий доступ к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР); возможность оптимального распределения предприятий головной (материнской) компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов; возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах размещения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для корпорации обстоятельствах и местах; непосредственная близость к потребителям продукции зарубежного филиала ТНК и возможность получения достоверной информации о перспективах развития местных рынков и конкурентном потенциале аналогичных компаний принимающей страны; возможность воздействовать на политическую ситуацию в стране и ее государственные органы с целью лоббирования интересов ТНК; возможность сброса “грязных технологий” в развивающиеся страны и концентрации ресурсов на разработке новых технологий и изделий в материнской компании в стране базирования; возможность за счет прямых инвестиций преодолевать экспортные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны и ряд других.

По данным ЮНКТАД, в настоящее время ТНК контролируют более 50 % мирового промышленного производства, более 60 % мировой внешней торговли, а также около 80 % мировой базы патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. В условиях мирового финансово-экономического кризиса ТНК активно используют новые механизмы и формы деятельности на региональных и глобальных рынках. Как отмечено в Докладе ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2011 г., “транснациональные корпорации все активнее взаимодействуют с развивающимися странами и странами с переходной экономикой, используя все более широкий спектр моделей производства и инвестиций, таких, как подрядное промышленное и сельскохозяйственное производство, перевод на внешний подряд (аутсорсинг) услуг, франшизинг и лицензирование. Эти относительно новые явления открывают перед развивающимися странами и странами с переходной экономикой возможности для углубления их интеграции в стремительно эволюционирующую глобальную экономику, для укрепления их отечественного производственного потенциала и повышения их международной конкурентоспособности”24 .

Сосредоточение научно-технического и инновационного потенциала в основном в развитых странах привело к тому, что ТНК из небольших по размерам развитых стран (например, Нидерланды, Швеция, Финляндия, Швейцария) осуществляют свою деятельность больше за рубежом, чем в стране базирования материнской компании, так как ограниченные возможности национальных рынков заставляют их искать новые рынки, в отличие от ТНК крупных государств, таких как США, Япония, Германия, по которым индекс транснациональности ниже среднего. Особенностью современной мировой экономики является то обстоятельство, что в процессе усиления взаимозависимости национальных экономик возникает и усиливается асимметрия между развитыми и развивающимися странами по уровню их экономического развития и доступу к использованию инвестиционных ресурсов. И хотя в 2009 г. в мире, по данным ЮНКТАД, насчитывалось 83 240 ТНК и 846 тыс. их филиалов, главную роль в мировой экономике играют лишь 500 крупнейших ТНК, расположенных в основном в развитых странах. Капиталовложения в принимающие страны для ТНК, помимо других причин, это активное средство стимулирования спроса на их продукцию, что позволяет им сохранять свое ведущее положение в современной мировой экономике.

Так, в 2010 г., невзирая на мировой финансово-экономический кризис, по данным ЮНКТАД, ТНК значительно активизировали свою деятельность - увеличилось (на 36 % по сравнению с 2009 г.) количество трансграничных сделок, что можно объяснить тем, что корпорации продолжили приобретать другие компании, существенно сократили расходы и получили значительную государственную поддержку. Что касается правовых аспектов ТНК, то в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой ООН в 1974 г., определено: каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. На практике это означает, что многие слаборазвитые страны находятся под экономическим диктатом ТНК, избавиться от которого им будет достаточно проблематично.

При оценки зарубежной активности ТНК популярен индекс транснационализации. Он рассчитывается как среднее трех показателей — доли зарубежных активов в общем объеме активов ТНК, доли продаж за рубежом в общей выручке этой компании и доли зарубежного персонала в общей численности занятых этой ТНК. Однако необходимо учитывать, что   наибольшие индексы наблюдаются у ТНК малых стран, где успешные фирмы очень быстро перерастают границы внутреннего рынка (см. табл. 1).

 

Таблица 1 
Страны происхождения 100 ведущих нефинансовых ТНК мира в 2012 г.

 
Страна

Число ТНК

Их суммарные зарубежные активы, млрд. долл.

Средний индекс транснационализации

Крупнейшая национальная ТНК

США

22

1731,4

62,8

General Electric

Великобритания

14

1331,8

70,3

Royal Dutch Shell

Франция

14

1002,2

70,1

Total

Германия

10

871,8

70,4

Volkswagen

Япония

8

678,6

72,6

Toyota Motor

Швейцария

5

378,3

64,4

Nestle

Италия

3

349,4

64,7

Eni

Испания

3

221,9

62,2

Telefonica

Швеция

3

126,1

58,3

Vattenfall

Китай

2

111,9

56,7

CITIC

Мексика

2

63,4

71,8

America Movil

Бельгия

1

115,9

96,9

Anheuser-Busch InBev

Люксембург

1

112,2

61,8

ArcelorMittal

Гонконг

1

85,7

67,0

Hutchison Whampoa

Норвегия

1

71,1

60,9

Statoil

Тайвань

1

65,5

93,9

Hon Hai Precision Industries

Австралия

1

62,3

36,9

BHP Billiton Group

Дания

1

48,3

70,7

AP Moller Maersk

Бразилия

1

45,7

47,1

Vale

Канада

1

45,3

87,7

Barrick Gold

Малайзия

1

38,9

85,5

Petronas Petroliam Nasional

Израиль

1

37,4

28,5

Teva Pharmaceutical Industries

Нидерланды

1

35,9

79,5

Koninklijke Philips Electronics

Россия

1

33,4

57,0

VimpelCom

Австрия

1

33,4

74,4

OMV


 

Источник: UNCTAD. World Investment Report.  New York and Geneva. 2012.

 

Россия, как и многие другие европейские страны, начала активно вовлекаться в потоки трансграничного движения прямых инвестиций еще в конце XIX века, однако большевистская революция 1917 г. прервала этот процесс. Нельзя сказать, что господство плановой административно-командной экономики с отсутствием крупных частных предприятий и монополизированными государством внешнеэкономическими связями полностью исключило СССР из международной миграции капиталов, однако страна значительно отстала по степени транснационализации экономики от многих государств.

На протяжении почти всего советского периода доступ иностранных ТНК для работы на российском рынке был сильно ограничен (например, сферой концессий во времена НЭП или созданием совместных предприятий в 1989—1991 гг.) либо вовсе закрыт. Значительным шагом для либерализации деятельности ТНК в России стало принятие в 1991 г. закона «Об иностранных инвестициях в РСФСР», а затем федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», соответствующего современным представлениям о ПИИ. В частности, он предоставляет иностранным инвесторам национальный правовой режим (то есть равный тому, что действует для российских компаний). Однако, как и в остальных странах мира, для иностранных инвесторов есть исключения из национального режима- в основном в сферах обороны, безопасности и добычи полезных ископаемых, что закреплено в федеральном законе от 29.04.2008 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. в нашей стране с иностранными ТНК связывались большие ожидания по трансферту знаний и модернизации отечественной экономики, но вместе с тем участие зарубежных инвесторов в приватизации было сильно ограничено. В результате в 1990-е гг. масштабы ПИИ в России были сравнительно невелики на фоне стран Центрально-Восточной Европы, но в прошлом десятилетии ситуация радикально изменилась и Россия стала и до сих порт остается одним из мировых лидеров по притоку ПИИ. Если, по данным Банка России, в 2000 г. накопленные ПИИ в стране составляли лишь 32 млрд. долл., то к концу 2012 г. они выросли до 498 млрд. долл., уступая по объему только ПИИ, накопленным в США, ведущих странах ЕС, Китае и Бразилии.

У более чем 30 компаний из самых разных стран объем реализации продукции в России превысил 50 млрд. руб. (см. табл. 2). Зарубежный бизнес внес значительный вклад в развитие российских телекоммуникаций и сетевой торговли, а в последние годы сборочные заводы западноевропейских, американских и восточноазиатских концернов сильно трансформировали отечественное автомобилестроение. Ключевая роль принадлежит иностранным ТНК в российской табачной промышленности, велико их значение в некоторых отраслях пищевой и химической индустрии. Постепенно растет значение зарубежных дочерних структур в российском банковском бизнесе и электроэнергетике.

Информация о работе Мотивы и модели международной предпринимательской деятельности