Международные отношения в 60-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 22:13, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.

Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.

Файлы: 1 файл

реферат по ИМО.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

    Советское предложение было проигнорировано  Вашингтоном. 22 октября президент  Кеннеди официально объявил об установлении морской блокады  Кубы, или, как он предпочел уклончиво выразиться, «карантина». 24 октября по просьбе СССР срочно собрался Совет Безопасности ООН. Советский Союз продолжал упорно отрицать наличие на Кубе ядерных ракет. Обстановка в Карибском море все более накалялась. К Кубе двигалось 2 десятка советских кораблей. Американские суда получили приказ остановить их, если потребуется – огнем. Правда, до морских сражений дело не дошло. Хрущев приказал нескольким советским кораблям остановиться на линии блокады.

    С 23 октября между Москвой и Вашингтоном  начался обмен официальными письмами. В первых посланиях Хрущев Н. с  негодованием называл действия США  «чистейшим бандитизмом» и «безумием  выродившегося империализма».

    Через несколько дней стало ясно, что США полны решимости любой ценой убрать ракеты. 26 октября Хрущев направил Кеннеди более примирительное послание. Он признавал, что на Кубе имеется мощное советское оружие. В то же время Никита Сергеевич убеждал президента, что СССР не собирается нападать на Америку. По его выражению, «только сумасшедшие могут так поступать или самоубийцы, желающие и сами погибнуть и весь мир перед тем уничтожить». Хрущев предлагал Кеннеди дать обязательство не нападать на Кубу, тогда СССР сможет вывезти с острова свое оружие. Президент США ответил, что США готовы принять на себя джентльменское обязательство не вторгаться на Кубу, если СССР заберет свое наступательное оружие. Т.о. первые шаги к миру были сделаны.

    Но 27 октября наступила «черная суббота» Кубинского кризиса, когда чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов – разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров.

    Однако  в воскресенье, 28 октября, Советское руководство решило принять американские условия. Решение убрать с Кубы ракеты было принято без согласования с кубинским руководством. Возможно, так поступили намеренно, поскольку Фидель Кастро категорически возражал против удаления ракет.

    Международная напряженность стала быстро спадать  после 28 октября. СССР вывез с Кубы свои ракеты и бомбардировщики. 20 ноября США сняли морскую блокаду острова. Кубинский кризис мирно завершился.

    В те тревожные дни, когда казалось, что вот-вот грянет военный конфликт, у обеих сторон хватило мудрости и мужества пойти на взаимные уступки. Начались интенсивные дипломатические контакты. Обмен посланиями между советским и американским руководствами, а также переговоры в рамках ООН дали возможность выйти из смертельно опасного кризиса.

    Таким образом, уже тогда, в начале 60-х, стало ясно, что только компромисс, понимание интересов друг друга  и глобальных интересов всего  человечества, дипломатические переговоры, обмен правдивой информацией, любые  спасательные меры против возникновения  непосредственной угрозы ядерной войны являются действенными средствами регулирования конфликта в наше время. Таков главный урок Карибского кризиса. Он наглядно показал необходимость отбросить старое мышление и встать на путь мышления адекватного угрозам ядерного века, интересами выживания и всеобщей безопасности.

    Карибский кризис привел к осознанию ответственности, которую несут лидеры великих держав за международную безопасность. В результате переговоры продолжались и, с точки зрения сторон, постепенно сближались. Было решено отказаться от всех испытаний ядерного оружия, кроме подземных. В июле 1963 года был парафирован, а 5 августа подписан в Москве «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». От СССР договор подписал А.А. Громыко – член ЦК КПСС, депутат верховного совета СССР 2-го, 5-го, 8-го созывов, от США – Дин Раск – государственный секретарь США, от Великобритании – лорд Хьюм – английский государственный деятель, консерватор, министр иностранных дел с 1960 по 1963 гг., член палаты лордов и палаты общин. При его подписании присутствовали Генсек ООН У.Тан, Н.С. Хрущев и послы многих стран, аккредитованные в Москву. В тот же день Договор подписали от имени своих стран 10 послов. Через неделю под его текстом появилось еще 27 подписей. К 14 сентября стало уже 77 подписей. В октябре Договор ратифицировали СССР, США, Великобритании, и он вступил в законную силу 10 октября.

    Договор являлся первым международным соглашением, которое поставило определенные барьеры на пути военного использования космоса. «Договор состоит из преамбулы и 6 статей.

    В соответствии со статьей 1 каждый участник Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем .

    Договором предусмотрено запрещение испытания  ядерного оружия в атмосфере, за ее пределами, включая космическое  пространство, под водой, включая  подводные воды и закрытое море.

    Договор запрещает ядерные взрывы также  в любой другой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого он проводится. Участники договора не должны побуждать, поощрять кого-либо в проведении указанных взрывов или принимать в них какое-либо участие.

    Договор является бессрочным. Однако в статье IV отмечается, что каждый его участник «имеет право выйти из Договора, если он решит, что связанные с  содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. О таком выходе он должен уведомить за три месяца всех других участников Договора».

    Однако  Московский Договор не исключил возможности  размещения в космосе ядерного оружия. Учитывая это обстоятельство, советское правительство в тот же 1963 год предложило правительству США договориться о запрещении вывода на орбиту объектов с оружием массового поражения на борту.

    В ходе последующих переговоров был  выработан проект резолюции, одобренной 17 октября 1963 года XVIII сессией Генеральной Ассамблеи ООН. Важное значение имело закрепление положений этой резолюции в Договоре 1967 года о космосе. Договор 1967 года придал положениям резолюции Генеральной Ассамблеи ООН юридически обязательную силу и распространил ее положения на всех участников договора.

    До  середины 60-х годов в условиях значительного американского военного превосходства преобладание стратегического  нападения над обороной было, видимо, весьма велико. Это обуславливало  значительную неустойчивость военного баланса, а значит, высокую политическую напряженность тех лет и большую вероятность развития ядерной войны. При этом нестабильность ставила под угрозу и собственные интересы США, несмотря на их военное превосходство. Наиболее дальновидные американские политики и специалисты уже тогда начали понимать, что американский потенциал обезоруживающего первого удара создавал для другой стороны сильный стимул к упреждающему шагу, который стал бы для США катастрофой, несмотря на их стратегическое превосходство.

    Перед ратификацией Московского Договора 1963 года, президент Кеннеди заверил сенаторов, а в их лице деятелей ВПК, что американское правительство и впредь будет поддерживать проведение лабораторных исследований и их экспериментальных взрывов. Как показало будущее, не только он, но и все последующие президенты США крепко держали слово своего предшественника.

    После заключения Московского Договора увеличилась  интенсивность подземных ядерных  взрывов. В среднем она составила  около 30 испытаний в год. Стоимость  таких испытаний еще более возросла. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                1.2. Договор о нераспространении ядерного оружия.

    1 июля 1968 года одновременно в Москве, в Вашингтоне и Лондоне началось  подписание Договора о нераспространении  ядерного оружия.

    Проект  Договора был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН  12 июня 1968 г. и вступил в силу 5 марта 1970 г. К настоящему времени его участниками являются 135 государств, еще 2 страны подписали, но пока не ратифицировали Договор. Из ядерных держав в Договоре не участвовали Франция и Китай.

    Договор состоит их преамбулы и 11 статей. Статья I содержит обязательство ядерных  государств: не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно; не помогать неядерным государствам в  производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и не побуждать их к этому, а также к контролю над ними. В соответствии со статьей II Договора, государства, не обладающие ядерным оружием, обязуются не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, а также не производить и не приобретать его каким-либо иным способом; не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия. Эти положения распространяются и на ядерные взрывные устройства, предназначенные для мирных взрывов, поскольку любое такое устройство может быть использовано в качестве ядерного оружия.

    Договором устанавливается международный  контроль за выполнением обязательств, принятых государствами – участниками данного соглашения. Для этих целей предусматривается использование уже имеющегося контрольного механизма – международное агентство по атомной энергии.

    Договор обязал неядерные государства принять гарантии МАГАТЭ, которые представляют собой совокупность средств наблюдения за тем, чтобы расщепляющиеся материалы и специальное оборудование использовались исключительно в мирных целях.

    Каждый  из участвующих в Договоре государств, не обладающих ядерным оружием, должно заключить с агентством, в соответствии с уставом МАГАТЭ, соглашение относительно проверки выполнения данным государством своих договорных обязательств (статья III).

    В Договоре закрепляется право любого государства – его участника  развивать исследования производства и использования ядерной энергии  в мирных целях, участвовать в  широком международном обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией в мирном использовании ядерной энергии. Предусматривается, что государство, достигшее высокого уровня развития в области мирного применения ядерной энергии, будет сотрудничать с неядерными государствами в деле содействия дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях с должным учетом нужд развивающихся районов мира (статья IV).

    Согласно  статье V Договора, неядерным государствам – его участникам предусматривается  оказание помощи со стороны ядерных держав в проведении мирных ядерных взрывов.

    Статья VI Договора обязывает его участников «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению  гонки ядерного вооружения в ближайшем  будущем и ядерного разоружения, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем».

    Договор является бессрочным. В нем предусматривается  право любого государства – участника  на выход из договора.

    Неядерные государства – участники Договора получили гарантии безопасности на случай возможного применения против них ядерного оружия или возможной угрозы применения такового оружия. В резолюции Совета Безопасности ООН от 19 июня 1968 года предусматривается принятие эффективных мер в случае агрессии с применением ядерного оружия против неядерного государства со стороны государства, располагающего ядерным оружием, или в случае угрозы такой агрессии.

    В ходе рассмотрения вопроса о гарантиях  безопасности СССР, США и Великобритания сделали в ООН заявление о намерении обеспечить поддержку в соответствии с уставом ООН неядерному государству – участнику Договора, которое станет жертвой акта агрессии с применением ядерного оружия или объектом угрозы такой агрессии.

    Реальная  угроза распространения ядерного оружия создала принципиально новую проблему в международных отношениях - проблему добровольного ограничения числа государств, располагающих таким оружием. Концепция нераспространения определенного вида оружия, согласно которой государства, обладающие им, обязуются не передавать его кому бы то ни было, а государства, не имеющие такого оружия, не приобретать его, явилась беспрецедентным явлением в практике международных отношений, поскольку такая идея в прошлом никогда не выдвигалась. Появление и внедрение концепции нераспространения применительно к ядерному оружию связаны с двумя крупнейшими процессами мирового значения, характерными для современной эпохи, НТР и перестройкой международных отношений на принципах мирного сосуществования, эффективной безопасности и равноправного сотрудничества. По мере усиления угрозы широкого распространения ядерного оружия, среди реалистически мыслящих деятелей западного мира росло понимание того, что увеличение числа стран, обладающих ядерным оружием, внесло бы новые дестабилизирующие элементы в систему международных отношений, увеличило бы вероятность возникновения ядерной войны. Поэтому понадобились согласованные действия государств для предупреждения столь опасного хода событий.

Информация о работе Международные отношения в 60-е годы