Международное усыновление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2015 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

В силу падения престижа семьи, роста внебрачной рождаемости и увеличения количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни и иных причин, на сегодняшний день всё больше обостряется проблема социального сиротства. Одним из наилучших методов решения данной проблемы является усыновление. Усыновление – это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, либо значительно лучшие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ………………………………………………………………........6
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..13
ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ……….......18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

Файлы: 1 файл

курсовая межд усыновление.docx

— 67.21 Кб (Скачать файл)

                                   ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ………………………………………………………………........6

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ…………………………………………………………………..13

ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРА МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ……….......18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   ВВЕДЕНИЕ

 

В силу падения престижа семьи, роста внебрачной рождаемости и увеличения количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни и иных причин, на сегодняшний день всё больше обостряется проблема социального сиротства. Одним из наилучших методов решения данной проблемы является усыновление. Усыновление – это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, либо значительно лучшие. Это происходит вследствие того, что усыновление – поступок не случайный, это хорошо продуманное, подготовленное решение, свидетельствующее о готовности нести ответственность за ребёнка. Институт усыновления прочно вошел в жизнь нашего общества и является, в определенном смысле, мерилом гуманности любого общества и государства. Этот институт имеет свою богатую и интересную историю, с древних времен и до наших дней. Особый интерес вызывает усыновление детей иностранцами. Если в середине 40-х гг. XX столетия имели место лишь единичные случаи такого усыновления, то к концу 1980-х гг. подобное усыновление стало в большинстве стран мира обычной практикой. Однако, что касается Республики Беларусь, несмотря на очевидный рост числа случаев усыновлений, количество детей-сирот, передаваемых на воспитание в семью иностранных усыновителей, всё ещё остаётся невысоким [13, с. 125].

Для международного усыновления характерно то, что оно дает шанс обрести семью детям, причём иностранцы готовы взять не только здоровых, но и больных детей, чего наши граждане   не делают почти никогда – в первую очередь из-за не достаточно высокого уровня жизни. Многие дети, усыновленные иностранцами, имели хронические заболевания или инвалидность, особенности психофизического развития.

Решение современных задач охраны прав детей, лишившихся попечения родителей, связано с созданием правовых основ для устройства осиротевшего ребенка в семью, через усыновление, в том числе иностранными гражданами. При этом права и интересы ребенка должны быть соблюдены, причем в силу того, что несовершеннолетний сам не в состоянии понять свой интерес, это должны сделать за него законные представители и суд.

Институт усыновления в семейном законодательстве  Республики Беларусь нуждается в совершенствовании. Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих порядок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, не всегда дают ответы на возникающие вопросы практики, что не способствует эффективности их применения и решению стоящих перед государством и обществом задач. Этим и объясняется актуальность изучения и анализа сущности международного усыновления, а также его регулирования в законодательстве Республики Беларусь.

Целью курсовой работы является изучение института международного усыновления и его особенностей в Республике Беларусь.

Для достижения данной цели следует определить следующие задачи:

рассмотреть правовую природу института международного усыновления;

изучить нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру международного усыновления; проанализировать доктринальные источники;

изучить особенности процедуры международного усыновления в Республике Беларусь на основе действующего законодательства.

Объектом исследования является правовое регулирование международного усыновления, предметом – нормативно-правовые акты Республики Беларусь, международные договоры, конвенции, действие которых распространяется на территорию нашего государства, взгляды учёных, касающиеся темы исследования.

При написании курсовой работы использовались методы формально-юридического анализа, системно-структурный, сравнительно-правовой методы.

В ходе написания курсовой работы была использована нормативная, учебная и специальная юридическая литература.

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников. Введение определяет актуальность, предмет, объект, цель, задачи исследования. В первой главе рассматривается сущность и правовая природа международного усыновления. Вторая глава посвящена вопросам правового регулирования в Республике Беларусь данного института. В третьей главе раскрываются особенности процедуры международного усыновления. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  МЕЖДУНАРОДНОГО УСЫНОВЛЕНИЯ

 

Государственная политика в отношении детей в Республике Беларусь является важнейшей политической и социально-экономической задачей и предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства, отцовства, что закреплено в ст. 32 Конституции Республики Беларусь [8]. Поэтому усыновление можно рассматривать как способ реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семью. 

В соответствии со статьей 119 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье [6] под усыновлением (удочерением) признается основанный на судебном решении юридический акт, в силу которого между усыновителем и усыновленным возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми.

Необходимым дополнением для определения «международное усыновление» должно стать включение в рассматриваемое понятие основного фактора – юридической связи данного отношения с несколькими правопорядками [1, с. 593]. Следует остановиться на самом термине «международное усыновление». Применение указанного термина представляется спорным и вызывает некоторые сомнения у многих учёных. Во-первых, термин «международный» в большинстве случаев отождествляется со словами «межгосударственный», «межвластный». В международном частном праве термин употребляется в том смысле, что отношения возникают в условиях трансграничного общения, т. е. выходят за рамки правовой системы какого-либо одного государства. Предметом международного частного права являются гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые отношения, как бы «пересаженные» на международную «почву». При таком механическом подходе не учитываются сложность и своеобразие рассматриваемых явлений. В то же время гражданско-правовые корни отношений, регулируемых международным частным правом, очевидны, как очевидна и принадлежность этих отношений к международной среде [23, с. 37].

Во-вторых, слово «международный» на английском языке звучит как «international» и переводится как «международный», а в некоторых случаях как «межгосударственный», а термин «межгосударственное усыновление» вообще противоречит смыслу указанных отношений, так как из смысла данного словосочетания выходит, что ребенка усыновляет государство, а не физическое лицо, проживающее на территории иностранного государства. Нельзя, конечно, утверждать, что страна, в которую ребенок переезжает жить, не имеет никакого отношения к данному процессу. Она предоставляет возможность своим гражданам ввезти ребенка и принимает его в свое гражданство, если усыновители этого желают, а ребенок, достигший определенного возраста, не возражает. Но в любом случае ребенок будет воспитываться и жить в первую очередь в семье, а уж потом в том или ином государстве. Поэтому термин «иностранное усыновление» наиболее полно отвечает смыслу указанных отношений [22, с. 24].

Одним из условий установления усыновления является то, что усыновление возможно только в интересах ребенка, причем особенно надо учитывать этот интерес, если ребенок усыновляется иностранными гражданами [7].

Говоря об интересе детей, практически все ученые указывают, что вследствие несовершеннолетия ребенка этот интерес за него определяют родители. В случае, если  ребенок  находится под опекой государства, именно государство в лице своих уполномоченных органов должно определить этот интерес. А так как интересом является надлежащее семейное воспитание, государство должно стремиться устроить судьбу ребенка, пусть даже в иностранной семье.

Поскольку вопрос, связанный с иностранным усыновлением, входит в предмет международного частного права, то необходимым компонентом такого рода отношений является наличие иностранного элемента.

Как известно, существует три вида иностранного элемента: субъект отношений, объект отношений, юридический факт [22, с. 25]. В данном случае иностранным элементом выступает субъект (иностранец усыновляет ребенка – белорусского гражданина, например) и юридический факт (например, акт об усыновлении исходит с территории иностранного государства, где был усыновлен ребенок-белорус). Иными словами, возникает два аспекта: «усыновление детей-иностранцев» и «усыновление детей иностранцами», причем очень важно, где именно юридический факт – усыновление – устанавливается: на территории Республики Беларусь или на территории иностранного государства. Надо отметить, что в настоящее время в Республики Беларусь наиболее распространено усыновление белорусских детей иностранцами.

При усыновлении детей – граждан одной страны гражданами другой затрагиваются интересы нескольких лиц, являющихся гражданами различных государств, или лиц, проживающих на территории разных стран. В этих странах могут быть иные и даже совершенно противоположные взгляды на усыновление. Эти различия обусловливаются, прежде всего, различиями в целях, которые ставятся перед институтом усыновления в этих государствах.

На данный момент в мире существует 3 основных подхода относительно того, законодательством какой страны следует руководствоваться при осуществлении международного усыновления:

1) усыновление с участием  иностранного элемента регулируется  личным законом усыновителя (например, в Австрии, Германии, Швейцарии);

2) усыновление регулируется  законом усыновляемого (например, в Республике Беларусь).

3) третья группа государств  регулирует данные отношения  личным законом усыновителя в  сочетании с органичным применением  личного закона усыновляемого, причем личным законом может выступать как закон постоянного местожительства, так и закон гражданства (Российская Федерация, Франция, Норвегия, Швеция, Финляндия) [22, с. 25].

Таким образом, до сих пор единого подхода к решению данного вопроса нет. Решение коллизионных вопросов усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином которого на момент подачи заявления об усыновлении является усыновитель, соответствует международной практике. Ведь ребенку, усыновленному иностранцем, предстоит покинуть свою страну и жить в государстве усыновителя, где он в правовом отношении должен быть надежно защищен [4, с. 404.].

И. М. Кузнецова полагает, что применение при усыновлении права соответствующего иностранного государства обеспечивает в дальнейшем стабильность усыновления в иностранном государстве, и тем самым интересы ребенка будут соблюдены уже в стадии производства усыновления [10, с. 113].

Использование привязки «личный закон усыновителя» в чистом виде не всегда будет соответствовать интересам ребенка, поскольку в иностранном законодательстве может быть указан другой возраст, при наступлении которого необходимо получить согласие ребенка на усыновление, устанавливаться другая разница в возрасте между усыновителем и усыновленным ребенком, позволяться усыновление совершеннолетних, могут быть иные последствия усыновления и требования, предъявляемые к лицам, имеющим право быть усыновителями.

Другой способ при определении права, подлежащего применению к иностранному усыновлению, это установление, что определяющим законом будет личный закон ребенка, которого хотят усыновить. В настоящее время этот подход практически не используется, хотя в законодательстве Республики Беларусь закреплен именно этот подход. Так, положение части 2 статьи 233 КоБС [6] регламентирует, что усыновление на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства, постоянно проживающими на территории иностранного государства, а также гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 13 Кодекса. Подобный подход продиктован тем, что законодательство считает данный вид правоотношений настолько важным, а институт настолько значимым, что эти отношения должны регулироваться только законодательством Республики Беларусь. Из этого можно сделать вывод, что применение иностранного права может повлечь противоречие основам правопорядка Республики Беларусь. Однако на практике речь может идти не о противоречии между законодательствами, а о тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло породить результат, не допустимый с точки зрения нашего правосознания.

Третий подход к решению данного вопроса – совокупное применение права усыновителя и права усыновляемого. То есть, при иностранном усыновлении применяется личный закон усыновителя, но с обязательным учетом отдельных положений того государства, гражданином которого является усыновляемый ребенок. Решение данного вопроса подобным образом наиболее полно отвечает интересам детей, поскольку дети получают как бы двойную защиту – и по правилам иностранного законодательства, и по правилам законодательства гражданства ребенка. Если требования того или иного из этих законов не соблюдены –  усыновление недопустимо [14, с. 317.].

Информация о работе Международное усыновление