Судебная медицина в России и зарубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

В 1800 году Фихте писал: "Мы не можем отречься от законов действия разумных существ, чтобы мир для нас и мы вместе с ним не потонули в абсолютном ничто; но мы поднимаемся над этим ничто и держимся над ним лишь благодаря нашей моральности". Несмотря на почти двухсотлетнюю давность, это суждение и сегодня не только не теряет своего значения, но и задает смысл человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение

1.Зарождение и развитие судебной медицины…………………………………………….…4

2.Развитие судебной медицины в США…………………………………………………………….9

3.Развитие судебной медицины в России……………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Суд мед экспертиза.docx

— 39.83 Кб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение

1.Зарождение и развитие судебной медицины…………………………………………….…4

2.Развитие судебной медицины в США…………………………………………………………….9

3.Развитие судебной медицины в России……………………………………………………….19

Заключение……………………………………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы……………………………………………………………….26

 

      Введение 

     Ценности  человеческой жизни  и права человека

     В 1800 году Фихте писал: "Мы не можем  отречься от законов действия разумных существ, чтобы мир для нас  и мы вместе с ним не потонули в абсолютном ничто; но мы поднимаемся  над этим ничто и держимся над  ним лишь благодаря нашей моральности". Несмотря на почти двухсотлетнюю  давность, это суждение и сегодня  не только не теряет своего значения, но и задает смысл человеческой деятельности.

 

      1.Зарождение и развитие судебной медицины 

     Возникновение и становление судебной медицины связано с зарождением и оформлением  государственности. Уже в законоположениях древних государств встречаются указания на применение антропологических и медицинских знаний, при решении вопросов гражданского и уголовного права, а в письменных памятниках Древнего Рима, Древней Греции, Индии, Китая и др.— сведения об эпизодическом привлечении лиц, сведущих в медицине, для решения некоторых специальных вопросов, связанных с причинением вреда здоровью или со смертью человека.

     Одним из наиболее ранних письменных источников, в котором упоминается применение медицинских знаний для решения  юридических вопросов, является биографическая книга Гая Светония Транквила  «Жизнь двенадцати Цезарей». Это событие произошло в 44 году до нашей эры в Древнем Риме, когда на 56 году жизни во время дворцового переворота был убит римский император Юлий Цезарь. Придворный врач Антистий проводил исследование трупа убитого императора и установил, что Юлию Цезарю было нанесено 23 раны, из которых вторая рана, нанесенная в область груди (quod secundo loko in pectore acceperat), явилась, по мнению врача, смертельной. Гай Светоний Транквил не сообщает в своей книге - почему врач посчитал, что смертельная рана была нанесена второй по порядку, а не третьей или двадцать третьей. Не объясняется также и вопрос - почему врач Антистий вообще проводил исследование трупа убитого императора. Среди историков Древнего Рима до сих пор существуют разногласия по этому вопросу. Некоторые считают, что это исследование проводилось по поручению друзей и сподвижников Юлия Цезаря, чтобы доказать факт убийства императора и таким образом обосновать незаконность прихода к власти следующего императора - Божественного Августа. Другие полагают, что инициатором был сам Божественный Август и целью исследования являлось доказательство законности прихода его к власти. Сейчас для нас эти исторические нюансы не существенны. Самое главное, что уже в 44 году до нашей эры медицинские данные использовались, может быть не систематически, для решения юридических и даже политических проблем.

     В дальнейшем большой промежуток времени  из письменных источников выпал. Следующее  известное нам упоминание о враче, участвующем в уголовном процессе, связано со временами Византийской Империи. В 529 - 534 годах нашей эры  был создан кодекс Византийского  императора Юстиниана. В этом кодексе  было записано следующее: Medici non sunt propria testes, sed est magis justicium quam testimonium, то есть - Врач собственно не свидетель, он в большей  степени судья, чем свидетель. Это  очень полярная, крайняя точка  зрения на процессуальное положение  врача, выступающего в качестве эксперта в судебном заседании.

     Наиболее  ранним из дошедших до наших дней научных  трудов по судебной медицине принято  считать созданный в 1247 г. Сун-Цы компендиум «Си Юань-лу», обобщивший знания и представления древних  китайцев в области судебной медицины и права, ставший, по существу, первым в мировой литературе руководством по Судебной медицине.

     Первым  уголовным кодексом средневековой  Европы, в котором вопросы судебной медицины экспертизы приобрели законодательное  оформление, стал составленный Шварценбергом (J. Schwarzenberg) в 1507 г. Бамбергский кодекс. Впоследствии он был положен в основу Уголовного кодекса (уложения) Карла V, известного под названием «Каролина» (1532 г.) и имевшего исключительное значение для укрепления и развития судебной медицины в Европе. В нем были точно обозначены случаи судопроизводства, при которых необходимо участие врача: осмотр трупа, дела о детоубийстве, телесных повреждениях, отравлениях, ошибках врачей и др. 1532 год можно считать годом официального рождения судебной медицины.

     В середине XVI в. Выходит трактат Виера  «О престиже демона», в котором он призывает прекратить массовые сжигания на кострах инквизиции «колдунов», «ведьм», и «чародеев», которые являются лишь душевнобольными людьми: припадочными, кликушками и т.п. Автор доказывал, что указанные заболевания связаны  с функциональными нарушениями  центральной нервной системы. Этот трактат произвел большое впечатление  на общество, однако не привел к приостановлению  казней.

     Дальнейшее  развитие судебной медицины тесно связано  с развитием правовых отношений, а также успехами естествознания — физики, химии, биологии и медицины, и прежде всего гистологии и патологической анатомии. В 1575 г. выходят в свет сочинения  А. Паре «О повреждениях», «О девственности», «О различных видах насильственной смерти», «Наставления к сочинению  судебно-медицинских мнений», а в  конце 16 в.— работа Кондронхи «Правила составления актов и заключений». В 1602 г. Фиделис (F. Fidelis) впервые в Европе предпринял попытку систематически изложить судебную медицину, опубликовав сочинение «о 3 донесениях врачей», а в 1621 — 1661 гг. было издано многотомное руководство римского врача Закхиуса (P. Zacchius). Впервые систематизировал и выделил судебную медицины как самостоятельный раздел медицинской науки Бонн (J. Bonn) в изданном им в 1690 г. в Лейпциге сочинении, озаглавленном «Судебная медицина». Это название окончательно и закрепилось за судебной медициной как за наукой и специальностью. Большое влияние на развитие судебной медицины оказало введение гласного судопроизводства, которое обязывало врача-эксперта публично обосновывать и защищать свои заключения, а также узаконение полного вскрытия трупа. Впервые такой закон был принят в герцогстве Вюртемберг (1686), а впоследствии и в других государствах Европы. В 18 в. вышли в свет сочинения, ставшие основой лекционных курсов по судебной медицине в университетах и академиях. Это прежде всего «Установления судебной медицины» Тейхмайера (Н. F. Teichmayer, 1722), «Система медицинской юриспруденции» Альберти (М. Alberti, 1748), «Чтения о судебном врачебноведении» Халлера (A. Haller, 1784), «Судебная антропология» Хебенштрейта (Hebenst-reit, 1753) и «Материалы по государственному врачебноведению» Мецгера (Metzger, 1792). В 19 в. во Франции, а затем и в Германии начинает издаваться периодическая судебно-медицинская литература. В это время вышли фундаментальные работы по токсикологии: Орфила (М. J. В. Orfila, 1818) и руководства по судебной медицине Орфила (1823) и Девержи (G.A. Devergie, 1836). Значительный вклад в развитие судебной медицины внесли в этот период в Германии Каспер (A. Casper) Лиман (Liman), Скржечка (Skrzeczka), в Австрии — Машка (J. Maschka) и Э. Гофманн, создавший учебник, переведенный на многие языке и выдержавший большое число переизданий, во Франции — Турд (То urdes), Тардье (A. A. Tardieu), Бруардель (P. Brouardel), в Англии — Тейлор (A. Taylor).

     В конце 18 — начале 19 вв. в университетах  Европы преподавали судебную медицину совместно с анатомией; в конце 19 в. в Вене, Берлине и других крупных  городах создаются институты  судебной медицины, а при университетах  во Франции, Австро-Венгрии, Бельгии, Швейцарии, Румынии — самостоятельные кафедры  полицейской и судебной медицины.

     Основные  современные направления судебной медицине формируются в конце 19 — начале 20 вв. благодаря успехам в развитии физики, химии, микробиологии, гематологии, иммунологии и серологии. Открытие групп крови положило начало развитию такого раздела, как исследование вещественных доказательств, в частности судебно-медицинской гематологии. Окончательно оформились такие разделы судебной медицины, как судебно-медицинская травматология, танатология, акушерство и гинекология. Наметилось и постепенно осуществилось выделение в особые специальности судебной психиатрии, судебной химии и токсикологии, зародились основы криминалистической экспертизы. В развитие Судебная медицина в 19 — 20 вв. значительный вклад внесли Балтазар (V. Balthazard) во Франции; Штрассман (F. Strassmann) в Германии; Габерда (A. Haberda) в Австрии; Смит (S. Smith), Литл-джон (Littlejohn) в Англии; Тамассия (Tamassia), Латтес (Lattes) в Италии; Миновичи (М. Minovici) в Румынии; Вахгольц (L. Wachholz), В. Г живо-Домбр веский, Ольбрихт (Y. S. Olbrycht), Попельский (В. Ро-pielski) в Польше; Кноблох (Е. Кпо-1 bloch), Славек (Slavek) в Чехословакии и др.

     Среди совр. ученых следует отметить авторов  руководств и учебников — Мюллера (В. Muller), Пон-сольда (A. Ponsold) в ФРГ; Хансена (G. Hansen), О. Прокопа, Дюрвальда (W. Durwald) в ГДР; Симонена (С. Simonin) во Франции; Кернбаи (М. Kern bach) в Румынии; И. Г. Поп-Василева в Болгарии; Симпсона (К. Simpson) в Англии; Гонсалеса (Gonzales) в США и др. 
 
 
 
 

     2.Развитие судебной медицины в США

     В Соединенных Штатах Америки и  поныне существуют две системы судебно-медицинской  экспертизы: так называемых коронеров  и медицинских экспертов.

     Остановимся на анализе работы этих систем более  подробно, так как в такой экономически развитой стране как США, накопилось достаточно проблем, которые решаются и поныне, а часть из них перекликается  с российскими.

     В 2000 г. в 12 штатах оперировала система  коронеров; 19 штатов имели судебно-медицинскую  службу, 3 штата располагали окружной или местной судебно-медицинской  службой и не имели коронеров  и 16 штатов - объединенную службу коронеров  и судебных медиков (Hanzlick R., Combs D., 1998). С годами постепенно уменьшалась  доля коро-нерной службы, которая заменялась судебно-медицинской системой. В  последние годы этот процесс идет медленнее. Служба коронеров все  еще играет важную роль в судебно-медицинском  обслуживании населения Америки.

     Коронеры - это следователи, которые избираются на 3-4 года. В обязанности их входит не только проведение дознаний в случаях  смерти, подозрительной на применение насилия, но и исследование трупов (осмотр и иногда вскрытие). Экспертизу живых  лиц производят лечащие врачи. В  большинстве штатов коронерами могут  быть лица, не имеющие медицинского образования (священнослужители, владельцы  похоронных бюро, торговцы, аптекари и  др.).

     Служба  коронеров, оставшаяся в наследство от феодальной Англии, является старейшей  из этих двух систем (Mant А.К., 1971). Первые упоминания о ней относятся к 1194 г. В чистом виде эта система  работает следующим образом. Человек, не имеющий медицинского образования, избирается коронером (следователем). Он принимает решения относительно причины и способа смерти в случаях, подпадающих под закон. Как правило, это насильственная смерть, неожиданная или внезапная смерть, подозрительная смерть и случаи, когда смерть наступила в отсутствии врача. Для принятия решения коронер не обязан консультироваться с врачом, может направить тело на аутопсию, может не направлять, может согласиться с данными аутопсии, если она проводилась, а может не согласиться. Средняя продолжительность обучения, после которого коронер получает свое место, колеблется от вовсе никакого до нескольких часов или 1-2 недель. На основе этой подготовки - или ее отсутствия - коронер принимает решения о причине и способе смерти, и выводы эти могут иметь серьезные последствия в уголовных и в гражданских делах.

     В некоторых штатах эта система  модифицирована таким образом, что  коронером должен быть врач, хотя и  необязательно патологоанатом. Это  придает системе налет научности. Как указывает источник: «у нас  сейчас есть врачи, принимающие решения  в области, обычно не имеющей ничего общего с их специализацией. Так, у  нас коронером может быть гинеколог, терапевт и т.д. Иногда, случайно, коронером  становится патологоанатом, и практически  никогда судебный медик».

     Первая  настоящая судебно-медицинская служба в городе Нью-Йорке начала работать в 1918 г. (Bull NY Acad. Med., 1999). В этой службе тот, кто становился старшим судебным медиком, обязан был иметь медицинское образование и опыт работы в области патологии (судебно-медицинской патологии как специализации не существовало до 1959 г.). Служба занималась случаями, подпадающими под Судебно-Медицинский Закон; закон гласил, что судебно-медицинский эксперт может выполнять аутопсии в случаях, когда он считает это нужным, и этим же законом учреждалась необходимость лабораторий судебно-медицинской экспертизы. Случаи, которыми занималась эта служба, представляли собой насильственную смерть (катастрофы, убийства, самоубийства), подозрительную смерть, внезапную, неожиданную смерть и смерть в отсутствии врачебного контроля. Большая часть судебно-медицинских служб страны были вариациями службы Нью-Йорка. В некоторых новейших службах подчеркивалось, что главный судебно-медицинский эксперт должен быть судебным патологом.

     По  мнению опытных американских судебных медиков, создание судебно-медицинской  службы еще не обязательно означает, что общество имеет функциональную или эффективную судебно-медицинскую  службу, тем более никто не может  гарантировать, что и дальше она  будет работать эффективно. Так, в  середине 90-х годов изменение  в законодательстве США, которое  позволяло семье помешать аутопсии в случаях, где способ смерти не выглядел как явное убийство, отрицательно сказалось на функционировании судебно-медицинской  службы города Нью-Йорка. Судебный медик  мог проводить вскрытие только в  случаях очевидного убийства.

     К несчастью, не всегда возможно распознать убийство без аутопсии. В 10% случаев  у погибших детей отсутствуют  внешние признаки травмы. Кроме того, без аутопсии о точной причине  смерти, наличии и отсутствии заболевания  или травмы, инвалидности, ими вызванной, о выявлении какой-либо боли или  страдании, связанными с травмой (что  очень важно для гражданских  дел), остается только гадать.

     В некоторых местах законодательные  органы, создав судебно-медицинской  службу, не финансируют ее должным  образом. В других местах судебные медики приданы государственным правительственным органам, которые не должны курировать работу судебных медиков. Не должна судебно-медицинская служба работать под началом полиции. Между ними существует прямой конфликт - в ценностях, целях и философии. Полиции нужно арестовать виновника и закрыть дело. Судебный медик хочет выяснить причину и способ смерти, кто бы ни был пострадавший и возможный преступник. Хотя их функции обычно совпадают, во многих случаях этого не происходит. Один из самых противоречивых случаев смерти - это когда штатский убивает полицейского. В силу того, что судебно-медицинская служба является одним из подразделений полиции, беспристрастность ее в таком случае очень сомнительна.

     Иногда  судебно-медицинская служба действует  в рамках организации здравоохранения. Это может быть эффективно, но может  и не работать. Департаменты здравоохранения  зачастую имеют весьма смутное представление  об обязанностях и функциях судебно-медицинской  службы. Вклад судебно-медицинской  службы в здравоохранение незначителен. Придать департаменту здравоохранения  судебно-медицинскую службу значит создать почву для цветения бюрократизма между службой и теми, кому она  подчиняется. Кроме того, здравоохранение - бюджетная организация, а в природе  человека заложено брать в одном  подразделении организации, чтобы  добавить в другом. Так же как  следует разделять функции полиции  и судебно-медицинской службы. В  идеале, судебно-медицинская служба должна подчинять только высшим инстанциям, например мэру, правлению округа или  губернатору.

Информация о работе Судебная медицина в России и зарубежом