Шизофрения у известных людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 13:22, реферат

Описание работы

Шизофрения – крайне сложное заболевание, вызывающее мании и фобии, галлюцинации и нарушения мышления. Природа ее до сих пор остается загадкой для науки – ученые и сегодня дискутируют о роли органических нарушений и генетики в развитии шизофрении. Между тем, этой болезнью страдают не менее 1% взрослого населения Земли. В 1860-х годах профессор криминальной антропологии из Турина Ломброзо объяснил происхождение гениальности и шизофрении одинаковыми причинами. Составленный им список больных гениев включал Сократа, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, Гоголя. В «пограничном состоянии» находились почти все известные люди. К мысли о том, что гениальность - разновидность шизофрении, Ломброзо привели странности гениев. У многих были отклонения в половой сфере.

Файлы: 1 файл

Шизофрения.docx

— 27.26 Кб (Скачать файл)

Шизофрения  – крайне сложное заболевание, вызывающее мании и фобии, галлюцинации и  нарушения мышления. Природа ее до сих пор остается загадкой для  науки – ученые и сегодня дискутируют  о роли органических нарушений и  генетики в развитии шизофрении. Между  тем, этой болезнью страдают не менее 1% взрослого населения Земли. В 1860-х годах профессор криминальной антропологии из Турина Ломброзо объяснил происхождение гениальности и шизофрении одинаковыми причинами. Составленный им список больных гениев включал Сократа, Савонаролу, Руссо, Наполеона, Шумана, Гоголя. В «пограничном состоянии» находились почти все известные люди. К мысли о том, что гениальность - разновидность шизофрении, Ломброзо привели странности гениев. У многих были отклонения в половой сфере. Микеланджело был холостым, и твердил, что искусство заменяет ему жену. Леонардо да Винчи любил мужчин. Ньютон умер девственником. Безумный Руссо страдал недержанием спермы, был крайне развратен, страдал манией величия, считая себя равным Богу, о чем свидетельствует такой факт. Он писал письма … лично Богу, и вместо того, чтобы отправить их по почте, что уже было бы нелепо, шел в церковь, клал их под алтарь собора. Неделями он вполне серьезно ждал ответа, считая себя равным Богу! Поскольку ответных писем он не получал, он заключил, что Бога нет. Холостыми были Шопенгауэр, Спиноза, Декарт, Лейбниц, Микеланжело, Гоголь, Лермонтов, Тургенев. Композитор Шуман к 46 годам потерял рассудок, выгнал из дому жену, его одолевали кошмары: ему казалось, что его преследуют говорящие столы и табуретки, превращавшиеся в чудовищ. В попытке покончить с собой он бросился в реку, но его спасли. После его смерти у него обнаружили атрофию мозга. Джонатан Свифт в порыве безумия призывал простолюдинов отдавать своих детей на мясо аристократам. Когда Архимед кричал знаменитое «Эврика!», он не только выскочил из ванны, но и выбежал голым на улицу. Кстати, самого Ломброзо «благодарные» ученики также приписали к списку «психов».

Некоторые специалисты считали, что генетические исследования помогут  выделить ген или набор генов, мутации в которых и приводят к развитию болезни. Но вышедшие в 2008 году результаты работы сразу двух групп ученых показывают, что «генетическая подпись» шизофрении намного сложнее. Зафиксированные изменения затрагивают десятки, а то и сотни генов, работа которых нарушается вставками или делециями (выпадениями) фрагментов ДНК. Такие мутации можно найти и у обычных людей – но у шизофреников они встречаются намного чаще. Проведя анализ ДНК 150 больных и 268 здоровых, ученые обнаружили их у 15% шизофреников и лишь у 5% здоровых людей. А если речь идет о больных с детства, то вставки и делеции обнаруживаются уже у 20%. При этом каждая такая мутация уникальна, так что весь их набор у каждого больного неповторим. Но точно можно сказать, что большинство мутировавших генов так или иначе связаны с развитием и жизнедеятельностью мозговой ткани. В исследовании было охвачено 24 генов, но ученые уверены, что речь стоит вести о намного большем количестве, что должны подтвердить дальнейшие исследования

Одним из самых ярких  больных шизофренией был американский математик, работающий в области теории игр и дифференциальной геометрии. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1994 года Джон Нэш. Родился он 13 июня 1928 года. В школе учился средне, а математику вообще не любил — в школе её преподавали скучно. Когда Нэшу было 14 лет, к нему в руки попала книга Эрика Т. Белла «Творцы математики». «Прочитав эту книгу, я сумел сам, без посторонней помощи, доказать малую теорему Ферма» — пишет Нэш в автобиографии. Так его математический гений заявил о себе. Но это было только начало.

В середине 50х годов Джон Нэш встретил студентку, колумбийскую красавицу Алисию Лард, и в 1957 году они поженились. В июле 1958 года журнал Fortune назвал Нэша восходящей звездой Америки в «новой математике». Вскоре жена Нэша забеременела, но это совпало с болезнью Нэша — у него появились симптомы шизофрении. В это время Джону было 30 лет, а Алисии — 26. Алисия пыталась скрыть всё происходящее от друзей и коллег, желая спасти карьеру Нэша. Ухудшение состояния мужа все сильнее угнетало Алисию. В 1959 году он лишился работы. Через некоторое время Нэш был принудительно помещён в частную психиатрическую клинику в пригороде Бостона, где ему поставили диагноз «параноидная шизофрения» и подвергли психофармакологическому лечению. Адвокату Нэша удалось добиться его освобождения из госпиталя через 50 дней. После выписки Нэш решил уехать в Европу. Алисия оставила новорождённого сына у своей матери и последовала за мужем. Нэш пытался получить статус политического беженца во Франции,Швейцарии и ГДР и отказаться от американского гражданства. Однако под давлением со стороны Государственного департамента США эти страны отказали Нэшу в убежище. Кроме того, за действиями Нэша следил американский военно-морской атташе, который блокировал его обращения в посольства разных стран. Наконец властям США удалось добиться возвращения Нэша — он был арестован французской полицией и депортирован в США. По возвращении они обосновались в Принстоне, где Алисия нашла работу. Но болезнь Нэша прогрессировала: он постоянно чего-то боялся, говорил о себе в третьем лице, писал бессмысленные почтовые карточки, звонил бывшим коллегам. Они терпеливо выслушивали его бесконечные рассуждения о нумерологии и состоянии политических дел в мире.

В январе 1961 года полностью подавленная Алисия, мать Джона и его сестра Марта приняли трудное решение: поместить Джона в Trenton State Hospital в Нью-Джерси, где Джон прошёл курс инсулиновой терапии — жёсткое и рискованное лечение, 5 дней в неделю в течение двух с половиной месяцев. После выписки коллеги Нэша из Принстона решили ему помочь, предложив ему работу в качестве исследователя, однако Джон опять отправился в Европу, но на этот раз один. Домой он отправлял только загадочные письма. В 1962 году, после трёх лет смятения, Алисия развелась с Джоном. При поддержке матери она вырастила сына сама. Впоследствии у него также развилась шизофрения.

Несмотря на развод Нэша с Алисией, коллеги-математики продолжали помогать Нэшу — они дали ему работу в университете и устроили встречу с психиатром, который выписал антипсихотические лекарства. Состояние Нэша улучшилось, и он стал проводить время с Алисией и своим первым сыном Джоном Дэвидом. «Это было очень обнадёживающее время, — вспоминает сестра Джона Марта. — Это был достаточно долгий период. Но затем все стало меняться». Джон перестал принимать лекарства, опасаясь, что они могут вредить мыслительной активности и симптомы шизофрении опять проявились.

В 1970 году Алисия Нэш, будучи уверенной, что, предав мужа, совершила ошибку, приняла его вновь, теперь уже как пенсионера, и это, возможно, спасло учёного от состояния бездомности. В последующие годы Нэш продолжал ходить в Принстон, записывая на досках странные формулы. Студенты Принстона прозвали его «Фантомом». Затем в 1980-х годах Нэшу стало заметно лучше — симптомы отступили и он стал более вовлечённым в окружающую жизнь. Болезнь, к удивлению врачей, стала отступать. На самом деле, Нэш стал учиться не обращать на неё внимания и вновь занялся математикой. «Сейчас я мыслю вполне рационально, как всякий учёный, — пишет Нэш в автобиографии. — Не скажу, что это вызывает у меня радость, какую испытывает всякий выздоравливающий от физического недуга. Рациональное мышление ограничивает представления человека о его связи с космосом»

Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). Немецкий философ обладал  пугающим диагнозом "ядерная мозаичная  шизофрения". В его биографии  принято называть это явление  проще - одержимость, которая протекала, возможно, на фоне сифилиса. Самым ярким  симптомом стала мания величия. Философ рассылал записки, в которых  объявлял о своем скором господстве на Земле, он требовал снять со стен квартиры картины, так как это его храм

О помрачнении рассудка свидетельствовали  случаи, наподобие объятий с лошадью  на городской площади. У философа были частые головные боли, его поведение  не отличалось адекватностью. Медицинская  карта писателя свидетельствует, что  он порой пил свою мочу из сапога, мог нечленораздельно кричать, больничного  сторожа принимать за Бисмарка. Ницше  как-то пытался забаррикадировать  свою дверь осколками стакана, он спал на полу рядом с расстеленной постелью, прыгал, как животное, делал  гримасы и выпячивал левое плечо.

Причиной заболевания  стали несколько апоплексических  ударов, в результате последние 20 лет  своей жизни философ страдал  психическими расстройствами. Но именно в этот период и увидели свет его  самые значимые произведения, к примеру "Так говорил Заратустра". Половину этого периода Ницше провел в  специализированных клиниках, доме же не мог обойтись без ухода матери. Состояние писателя постоянно ухудшалось, в результате под конец своей  жизни он обходился лишь простейшими  фразами: "Я мертвый, потому что  я глупый" или "Я глупый, потому что я мертвый".

Общество получило от Ницше  идею сверхчеловека. Пусть и покажется  парадоксом, что этот больной человек, прыгавший по-козлиному, ассоциируется ныне со свободной личностью, стоящей превыше морали и существующей над понятиями добра и зла. Ницше дал новую мораль, "мораль господ" должна была прийти на смену "морали рабов". Он считал, что здоровая мораль должна прославлять естественное устремление любого человека к власти, а всякая иная мораль является по своей сути болезненной и упадочной. В итоге идеи Ницше легли в основу идеологии фашизма: "Больные и слабые должны погибнуть, сильнейшие - победить", "Падающего толкни!". Философ прославился и своим допущением "Бог мертв".

 

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Знаменитый русский писатель страдал  шизофренией, вперемешку с периодическими приступами психоза. Гоголя посещали звуковые и зрительные галлюцинации, периоды  апатии и крайней заторможенности (вплоть до отсутствия реакции на внешние  раздражители) сменялись приступами крайней активности и возбуждения. Писатель часто погружался в депрессивные состояния, испытывал острую ипохондрию. Известно, что Гоголя считал, что  органы в его теле несколько смещены, а желудок так и вовсе располагаются "вверх дном", преследовала его  и клаустрофобия.

 

Различные проявления шизофрении сопровождали Гоголя на протяжении всей его жизни, но наибольший прогресс наступил в последний год его жизни. В январе 1852 года от тифа умерла сестра близкого друга писателя, Екатерина  Хомякова, что вызвала у Гоголя сильнейший приступ ипохондрии. Он жаловался на страх смерти, погрузившись в постоянные молитвы. Писатель отказался  от еды, жалуясь на недомогания и  слабость, считая, что смертельно болен. Врачи, конечно же, никакой болезни  у него не нашли, кроме небольшого кишечного расстройства.

 

В ночь с 11 на 12 февраля Гоголь сжег свои рукописи, объяснив это затем  происками нечистой силы, состояние  автора стало резко ухудшаться. Да и лечение велось отнюдь не профессионально - ставили пиявки в ноздри, обертывали холодными простынями и окунали  голову в ледяную воду. В итоге 21 февраля 1852 года Гоголь умер. Истинные причины его смерти так и остались неясными. Выдвигаются разные гипотезы - от отравления ртутью, до самоубийства и выполнения контракта перед  дьяволом. Но скорее всего писатель попросту довел себя до полного нервного и физического истощения. Возможно, сегодняшние психиатры смогли бы решить его проблемы и спасти жизнь.

Винсент Виллем ван Гог (1853-1890). Знаменитый голландский живописец страдал шизофренией. Его посещали звуковые и слуховые галлюцинации, приступы бреда. Агрессия и мрачность могли быстро смениться радостным возбуждением. Посещали Ван Гога и суицидальные мысли.

 

Болезнь заметно прогрессировала  в последние 3 года жизни художника, приступы участились. Во время одного из них и состоялась знаменитая хирургическая  операция. Ван Гог отрезал себе мочку и нижнюю часть левого уха. Этот фрагмент он отослал в конверте своей возлюбленной как сувенир  на память. Неудивительно, что Ван  Гог был помещен в больницу в Арле для душевнобольных. Затем были госпитали в Сан-Реми и в Овер-сюр-Уаз. Сам художник осознавал, что он глубоко болен. В одном из своих писем он писал: "Я должен без уверток приспособиться к роли помешанного".

 

До самой своей смерти Ван Гог продолжал творить, хотя со стороны покупателей к его  картинам интереса ни у кого не возникало. Художник вел буквально нищенский  образ жизни, часто голодая. Современники вспоминают, что в такие периоды  он даже иногда ел свои краски. Но именно в периоды помутнения сознания и  родились шедевры мировой живописи: "Ночное кафе", "Пейзаж в Овере  после дождя", "Красные виноградники в Арле", "Дорога с кипарисами и звездами". Однако находиться в затуманенном состоянии Ван Гог больше не мог - 27 июля 1890 года он смертельно ранил себя пистолетным выстрелом.

 

Благодаря Ван Гогу в наш  мир пришла анимация. Ведь его творческая манера, в которой динамичные сюжеты реализовывались яркими красками, реальность гротескно искажалась и создавалась  атмосфера сна (ужасного или, наоборот, счастливого детского) послужила  основой для многих работ нынешних художников-мультипликаторов. Сегодня  благодаря безумному нищему художнику  мы стали понимать, что художественная ценность любого произведения - вещь относительная. Ведь Ван Гог, рисовавший незатейливые подсолнухи, попивая абсент, уже  посмертно стал рекордсменом аукционных продаж.

Ход мысли больного шизофренией  отличается нестандартностью, а порой  и оригинальностью. Однако, далеко не все люди, страдающие шизофренией, гениальны.

 

Информация к размышлению:

1. Психически больными  были 9 процентов современных лидеров,  деятелей науки и искусства

2. 2 процента из них покончили  жизнь самоубийством, 3 процента  делали попытки

3. 25 процентов выдающихся  поэтов имели психические отклонения

 

Психически больные:

1. Литераторы: Эдгар По, Бодлер, Верлен, Флобер, Достоевский, Гоголь, Хедерлин, Стринберг

2. Философы: Сократ, Декарт, Платон, Кант, Шопенгауэр, Спенсер, Ницше

3. Ученые: Паскаль, Ньютон, Фарадей, Эйнштейн, Дарвин, Циолковский

4. Композиторы: Глюк, Гендель,  Моцарт, Шуман, Бетховен, Доницетти, Перголези

5. Политики: Наполеон, Гитлер, Сталин, Муссолини

 

Нормальными были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Маккиавелли, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспир, Шиллер, Моцарт, Пушкин, Кант, Гете

Информация о работе Шизофрения у известных людей