Н.И.Пирогов - великий русский хирург и ученый

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Когда Николаю исполнилось четырнадцать лет, он поступил на медицинский факультет Московского университета. Для этого ему пришлось прибавить себе два года. Пирогов учился легко. Кроме того, ему приходилось постоянно подрабатывать, чтобы помочь семье. Наконец Пирогову удалось устроиться на должность прозектора в анатомическом театре. Эта работа дала ему бесценный опыт и убедила его в том, что он должен стать хирургом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.Диссертация Пирогова
2.Пирогов – основоположник хирургической (топографической) анатомии
3.Усовершенствование хирургических инструментов
4.Эфирный наркоз
5.Гипс Пирогова
6.Пирогов – основоположник военно-полевой хирургии в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Николай Иванович Пирогов.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

 

С именем Пирогова связана  первая в мире государственная организация  женского ухода за ранеными на театре военных действий (сестры милосердия).

Всего на театре военных действий под руководством Пирогова было более 160 сестер милосердия.

С участием Пирогова была создана  Крестовоздвиженская община сестер милосердия. До этого считалось, что  на войне женщины могут быть только обузой. Но прибывшие в Севастополь  сестры с крестами на одеждах исполнили даже больше, чем ожидалось. Пирогов был главным организатором и вдохновителем их деятельности. Один вид спокойных, опрятно одетых женщин посреди ужаса и грязи войны был утешителен для гибнущих солдат и матросов. Сестры перевязывали раненых на голых высотах, стоя на коленях в лужах. В дни штурмов сутками помогали хирургам в операционных, где полы были «на полвершка пропитаны кровью», а после сопровождали транспорты с ранеными. По словам Пирогова, они «перевернули госпитали вверх дном» (до этого больше похожие на огромные морги), поили, кормили раненых и больных, мыли полы, резали, катали бинты, переменяли постели.

 

Под руководством Н.И.Пирогова сестры милосердия работали в перевязочных и операционных, ухаживали за ранеными в палатах, приготовляли лекарства в аптеках, следили за выдачей пищи, помогали готовить её, наблюдали за тем, чтобы интересы раненых не страдали из-за воровства интендантских чиновников. При исполнении своих обязанностей они не боялись ни неприятельских пуль и снарядов, ни "ужасающего зрелища самых страшных разрушений человеческого тела". Условия работы были очень тяжёлыми. В армии свирепствовали смертельные осложнения огнестрельных ран, эпидемии заразных болезней, уносящих тысячами защитников Севастополя. Сами сестры становились жертвами этих болезней, и многие из них погибли в Крыму. Поэтому Николай Иванович написал для них обращение "для прочтения и исполнения", в котором требовал, чтобы они следили за своим здоровьем, вовремя питались, учил, как уберечься от заразных болезней. И сестры платили ему искренней любовью за его постоянную заботу. В своих воспоминаниях старшая сестра Е.М.Бакунина писала, что Николай Иванович всегда там, где более всего нужен "неутомимо работавший, живой, одушевлённый и возбуждающий в других одушевление и ревность к труду" [1898].

 

Пирогов дал классическое определение  шока, которое до сих пор цитируется во всех руководствах и почти в  каждой статье, посвященной учению о шоке. Он дал описание, не превзойденное  еще и сейчас, клинической картины травматического шока или, как Пирогов называл: "Общее окоченение тела - травматический торпор или ступор"

"С оторванною рукою или  ногою лежит такой окоченелый  на перевязочном пункте неподвижно; он не кричит, не вопит, не  жалуется, не принимает ни в чем участия и ничего не требует; тело его холодно, лицо бледно, как у трупа; взгляд неподвижен и обращен вдаль; пульс - как нитка, едва заметен под пальцем и с частыми перемежками. На вопросы окоченелый или вовсе не отвечает, или только про себя, чуть слышным шепотом; дыхание также едва приметно. Рана и кожа почти вовсе нечувствительны; но если большой нерв, висящий из раны, будет чем-нибудь раздражен, то больной одним легким сокращением личных мускулов обнаруживает признак чувства. Иногда это состояние проходит через несколько часов от употребления возбуждающих средств; иногда же оно продолжается без перемены до самой смерти. Окоченения нельзя объяснить большою потерею крови и слабостью от анемии; нередко окоченелый раненый не имел вовсе кровотечения, да и те раненые, которые приносятся на перевязочный пункт с сильным кровотечением, вовсе не таковы: они лежат или в глубоком обмороке или в судорогах. При окоченении нет ни судорог, ни обморока. Его нельзя считать и за сотрясение мозга. Окоченелый не потерял совершенно сознания; он не то, что вовсе не сознает своего страдания, он как будто бы весь в него погрузился, как будто затих и окоченел в нем".

 

Разработанная Пироговым операция резекции локтевого сустава способствовала в известной мере ограничению ампутаций. В «Началах общей военно-полевой хирургии…» (в 1864 г. опубл. на нем. яз.; в 1865–1866, в двух частях — на русск. Яз. (2-е изд), в двух частях в 1941–1944), которые являются обобщением военно-хирургической практики Пирогова, он изложил и принципиально разрешил основные вопросы военно-полевой хирургии (вопросы организации, учение о шоке, ранах, пиэмии и др.). Как клиницист Пирогов отличался исключительной наблюдательностью; его высказывания, касающиеся заражения раны, значения миазм, применения различных антисептических веществ при лечении ран (йодной настойки, раствора хлорной извести, азотнокислого серебра), являются по существу предвосхищением работ английского хирурга Дж. Листера.

 

После падения Севастополя Пирогов  вернулся в Петербург, где на приеме у Александра II доложил о бездарном руководстве армией князем Меньшиковым. Царь не захотел прислушаться к советам Пирогова, и с этого момента Николай Иванович впал в немилость.

 

Он ушел из Медико-хирургической  академии. Назначенный попечителем  Одесского и Киевского учебных округов, Пирогов пытается изменить существовавшую в них систему школьного образования. Естественно, его действия привели к конфликту с властями, и ученому пришлось оставить свой пост.

 

На некоторое время Пирогов  поселился в своем имении "Вишня" неподалеку от Винницы, где организовал бесплатную больницу. Он выезжал оттуда только за границу, а также по приглашению Петербургского университета для чтения лекций. К этому времени Пирогов уже был членом нескольких иностранных академий.

 

В мае 1881 года в Москве и Петербурге торжественно отмечали пятидесятилетие научной деятельности Пирогова. С приветствием к нему обратился великий русский физиолог Сеченов. Однако в это время ученый уже был неизлечимо болен, и летом 1881 года он умер в своем имении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Значение деятельности Пирогова состоит  в том, что своим самоотверженным  и часто бескорыстным трудом он превратил  хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.

 

Незадолго до смерти ученый сделал еще одно открытие - предложил совершенно новый способ бальзамирования умерших. До наших дней в церкви села Вишни хранится набальзамированное этим способом тело самого Пирогова.

 

Память о великом хирурге  сохраняется и сейчас. Ежегодно в день его рождения присуждаются премия и медаль его имени за достижения в области анатомии и хирургии. В доме, где жил Пирогов, открыт музей истории медицины, кроме того, его именем названы некоторые медицинские учреждения и городские улицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

   

1.   Н.Н. Бурденко, Н.И. Пирогов  –основоположник военно-полевой  хирургии.

Начала общей военно-полевой хирургии, ч.1, 1941 год.

    

2.   Н.И. Пирогов, Начала  общей военно-полевой хирургии, часть 2, 1944 год.

Стр. 456-457

 

3. Пирогов Н. И. Избранные педагогические  сочинения. - М.: Педагогика,

1985.

 

4.   Пирогов Н.И. Севастопольские  письма и вспоминания, М. Изд.  Академии наук

СССР, 1950.

 

5.   Е.И. Смирнов, Идеи Н.И. Пирогова в дни Великой Отечественной войны,

"Хирургия", 1943г., №2-3

    

6.   С.Д. Штрайх, Комментарии к "Севастопольским письмам и воспоминаниями

Н.И. Пирогова", Издательство Академии наук СССР, 1950 год, стр. 551

    

7.   И.С. Коган "Н.И. Пирогов", 1946 год.

    

8.   Островерхов Г.Е., Д.Н. Лубоцкий, Ю.М. Бомаш. Оперативная хирургия и

топографическая анатомия, Медицина, Москва, 1972г.

    

9.   Г. Гезер, Основы истории медицины, Казань, 1890г.

   

10.   История медицины, под редакцией Б.Д. Петрова, М., Медицина, 1954г.

   

11.  М.Д. Злотников. Великий русский хирург Николай

Иванович Пирогов. Облгиз, Иваново, 1950 год.

 

12. Красновский А. А. Педагогические  идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз,

1949.

 

13. Константинов Н. А., Медынский  Е. Н., Шабаева М. Ф. История  педагогики. -М.: Просвещение, 1982.

 

14. Егоров С. Ф. Хрестоматия  по истории школы и педагогики  в России. -

М.: Просвещение, 1986.  

 

 

 

 

 

 

 

 

Н.И.ПИРОГОВ -

ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ХИРУРГ И УЧЕНЫЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица из атласа Н.И.Пирогова

 

 

 

 

Таблица из атласа Н.И.Пирогова


Информация о работе Н.И.Пирогов - великий русский хирург и ученый