Медицина Месопотамии в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:09, доклад

Описание работы

В 1902 году была найдена каменная плита времен царя Хаммурапи (2000 г. до н.э.), на которой были высечены “справедливые законы, которые могучий и справедливый царь Хаммурапи создал ради пользы и добра для слабых, угнетенных, вдов и сирот”, всего на плите высечено 282 закона.

Файлы: 1 файл

Доклад о медицине Месопотамии в древности.doc

— 45.50 Кб (Скачать файл)

Доклад о медицине Месопотамии в древности  

В 1902 году была найдена каменная плита времен царя Хаммурапи (2000 г. до н.э.), на которой  были высечены “справедливые законы, которые могучий и справедливый царь Хаммурапи создал ради пользы и добра для слабых, угнетенных, вдов и сирот”, всего на плите высечено 282 закона.

В эти  же годы в Ниневии (столица Ассирийского царства) найдена библиотека царя Ашшурбанипала (VII в до н.э.), состоящая из глиняных табличек, на которых клинописью воспроизведены рассказы об ассирийском царстве. Среди табличек - около тысячи с медицинским содержанием. Это - основные источники изучения медицины Вавилона и Ассирии. 
Медицинскую помощь оказывали жрецы и врачи, закончившие государственные медицинские школы.
 

Сравнительно  большого развития достигла медицина в Междуречье, несмотря на то, что согласно вавилонской религии нельзя было анатомировать трупы (т.е. заниматься вскрытием трупов). Они изучали животных и переносили их свойства организма на организм человека.  

В Месопотамии  врачи делились на терапевтов и хирургов. Терапевтами обычно были жрецы. Наряду с рациональными методами лечения, они широко применяли магию, всякого рода заговоры, колдовство и т.д.     

Теоретические представления медицины Вавилона и  Ассирии были такие: человек создан из земли, Бог вдохнул в нее душу - пневмо. Недуг - наказание за грехи. То есть считалось, что причиной болезни является вселение в организм человека злого духа, демона болезни.

Врач  начинал осмотр больного со слов: "не посягнул ты на дом ближнего своего, не проливал кровь ближнего своего, не приближался к жене ближнего своего, не присваивал одежду ближнего своего". Болезнь обусловливалась проникновением в тело злых духов. 
«Если человек соблюдает чистоту и свет, он может оказаться среди злых или больных людей и не пострадать». (Из ассирийских легенд).

Поэтому врачи должны были изгонять их оттуда. В качестве лекарств применялись главным образом растения. Из них изготовлялись настойки, мази, притирания, порошки т.д. Большое значение придавалось перевязкам.   

Большую роль в  вавилонской медицине играла диагностика.  Нельзя было приступить к лечению болезни, прежде чем врач не определит её. При неизлечимых болезнях лекарь не имел права прикасаться к больному и оказывать больному медицинскую помощь.  

Хирурги считались лекарями второго сорта, и их деятельность регламентировалась законом. Вероятно, между терапевтами-жрецами и хирургами существовал антагонизм, в результате которого в законах Хаммурапи появились статьи, карающие хирургов за неудачные операции отсечением рук, в то время как о неудачных терапевтов мы не найдем ни одной статьи. В то же время можно сделать безошибочный вывод, что вавилонские хирурги были смелыми экспериментаторами и не боялись и не боялись хирургического вмешательства даже в такую тонкую область человеческого организм, как глаз. 

Вообще отношение  к врачебному искусству было весьма серьезным, о чем можно судить по некоторым статьям законов  царя Хаммурапи, например: «Если лекарь сделал человеку операцию бронзовым  ножом и спас ему жизнь или снял бронзовым ножом бельмо у человека и вылечил глаз, то он может взять в качестве вознаграждения 10 сиклей (84,16 г) серебра… Если врач сделал бронзовым ножом операцию человеку и причинил ему смерть или, снимая бронзовым ножом бельмо у человека, ослепил его, то врачу следует отрубить кисть руки». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

На 282 статьи текст  разбил первый переводчик и издатель законов, французский ассиролог  В. Шейль. В начале каждой статьи стоит  союз «шумма» (если). Условно выделяют несколько разделов этих законов9:

1) основные принципы  правосудия, п. 1-5;

2) охрана собственности  царя, храмов, людей, п. 6-25;

3) об охране  служебного имущества, п. 26-41;

4) операции с недвижимостью, п. 42-88;

5) торговые и  коммерческие операции, п. 92-126;

6) семейное право,  п. 127-195;

7) телесные повреждения,  п. 196-214;

8) операции с  движимым имуществом и личный  наем, п. 215-282.

В эпилоге снова  воспевается справедливость, мудрость и сила Хаммурапи и излагаются пространные угрозы нарушителям законов.

Законы устанавливают  одновременно и правила, и ответственность  за их нарушение.

Законы предусматривают  различные виды наказания: смерть (смертной казнью карается около сорока видов преступлений), наказание по принципу талиона, денежная компенсация. Основным доказательством считаются показания свидетелей, но иногда используется водная ордалия и клятва во имя богов.

Общество по Законам Хаммурапи состоит из общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум).

Законы Хаммурапи  близки к законам Пятикнижия по содержанию и фразеологии. В п. 195-197, 200 этих Законов  говорится: «Если сын ударил своего отца, ему должны отрубить руку. Если человек выколол глаз сыну человека, должны выколоть ему глаз. Если он переломил кость человеку, должны переломить ему кость… Если человек выбил кость человеку равному ему, должны выбить ему зуб». В ветхозаветном законодательстве также используется принцип равного возмездия—принцип талиона: «А если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21, 23-25).

Законы Хаммурапи  имеют ярко выраженный классовый характер, вследствие чего и принцип талиона в них используется не всегда последовательно. Если увечье, нанесенное свободному человеку, каралось нанесением равного увечья виновнику, то увечье, нанесенное мушкенуму, наказывалось лишь денежным штрафом. В Законах Моисея также можно усмотреть подобные черты. Например, убийство в пылу гнева нерадивого раба не предполагает вынесение убийце смертного приговора (Исх. 21, 18-21), повреждение глаза раба или служанки имеет следствием только их освобождение (Исх. 21, 26), а смерть раба или рабы от бодливого вола обходится хозяину вола только выплатой денежной компенсацией (Исх. 21, 32). Вместе с тем, в постановлениях о беглых рабах Закон Моисеев имеет большую социальную значимость. Сокрытие беглого раба Хаммурапи карал смертью (п. 16). Второзаконие же, живя воспоминанием о египетском плене, говорит более человечно: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего. Пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 32, 15-16). Кроме того, постановления о рабах находятся в библейском Свитке завета в самом начале, а не в конце, как в месопотамских сводах.

Законы Хаммурампи были образцом законодательства в Месопотамии вплоть до эллинистического периода. До нас дошло около сорока их списков, сохранившихся в том числе в знаменитой библиотеке Ашшурбанипала. Законов Хаммурапи. Известный чешский ассиролог Й. Клима считает, что они не были превзойдены даже римскими законами XII таблиц, и только кодификация права при императоре Юстиниане I превзошла Законы Хаммурапи по формальному совершенству, богатству содержания и жизнестойкости10.

Рассмотренные нами клинописные законодательные  памятники не являются кодексами  в современном смысле, а отражают дотеоретическую стадию развития права, когда еще не было принципа «Nullum crimen sine lege» («Нет преступления без его  указания в законе»). Существует мнение, что все эти шумерские и аккадские памятники, включая и Законы Хаммурапи, не имели практического применения. Так считал профессор Чикагского университета А. Лео Оппенхейм, который писал о законодательстве Хаммурапи: «Следует помнить, что этот кодекс … не был непосредственно связан с юридической практикой того времени. Его содержание во многих аспектах следует рассматривать как традиционное выражение социальных обязательств царя, который понимал разницу между существующими и желательными условиями. В конце концов такие кодексы представляли собой любопытные формы социальной критики и не должны считаться нормативными предписаниями, подобно послебиблейскому или римскому законодательству»11.

Впрочем, даже если это и было так, все равно невозможно отрицать тот факт, что Законы Хаммурапи  отражают реально существовавшие традиции и правовую практику Древней Месопотамии. Об этом в числе прочего свидетельствуют  и библейские тексты.

Сравнивая Законы Хаммурапи и Библию, Б. А. Тураев писал: «Некоторые совпадения Библии и вавилонского законодательства можно объяснить  своего рода рецепцией вавилонского права еще в глубокой древности  в Палестине, в то время, когда  она входила в зону влияния империи Хаммурапи. Семейные отношения еврейских патриархов—наилучший комментарий к законам Хаммурапи. Можно сказать, что и Авраам, и Иаков, и Лаван жили по вавилонскому праву»12.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Медицина Месопотамии в древности