Бронхиальная астма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2009 в 18:44, Не определен

Описание работы

дипломная работа

Файлы: 1 файл

ref-21797.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

  Учитывая  широкий набор адреномиметиков, используемых в клинической практике, приводим их основные характеристики.

  ПЕРВАЯ  ВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

  Для оказания эффективной помощи врач должен на основании клинико-анамнестических данных составить представление об этиологии заболевания и данного приступа. Эта информация необходима для обеспечения мер по ограничению контакта больного ребенка с «виновными» аллергенами. При бытовой этиологии приступа проветривается помещение, из постели больного удаляются перовые и пуховые принадлежности. Если приступ является следствием пыльцевой аллергии, целесообразно закрыть окна, ограничив, таким образом, поступление пыльцевых аллергенов извне, увлажнить воздух помещения, в котором находится больной, способствуя этим осаждению пыльцевых зерен. Если приступ спровоцирован приемом непереносимого пищевого продукта, для уменьшения всасывания его из кишечника ставится очистительная клизма, внутрь даются обволакивающие и адсорбирующие средства (альмагель, холестирамин). Тактика медикаментозной терапии приступа определяется его патогенетической характеристикой.

  При приступе, протекающем с преобладанием  вазосекреторных нарушений, в связи с минимальной выраженностью бронхоспастического компонента использование β-адреномиметиков нецелесообразно. Препаратом выбора при оказании первой помощи является — эуфиллин (теофиллин), который, не уступая β-адреномиметикам по противоаллергической активности, имеет перед ними в данной ситуации ряд преимуществ. Он снижает давление в малом круге кровообращения, вызывает умеренный противоотечный эффект. 2,4% раствор эуфиллина разводится в 20—100 мл 5% глюкозы или физиологического раствора и вводится медленно струйно или капельно внутривенно. Разовая доза для детей до 4 лет — 6 мг/кг массы (0,25 мл 2,4% раствора), после 4 лет — 4—5 мг/кг массы (0,16—0,2 мл 2,4% раствора). Учитывая значительную вариабельность степени чувствительности к эуфиллину, приведенные дозы являются ориентировочными, на их основе под контролем лечебного и нежелательных эффектов подбирается индивидуальная доза препарата. Наиболее ранние из нежелательных эффектов эуфиллина — тахикардия и рвота. Если в течение 4 часов до обращения к врачу ребенок получал эуфиллин внутрь, доза вводимого внутривенно препарата уменьшается на 20%. В случае возобновления приступа менее чем через 4 часа после введения внутривенно терапевтической дозы эуфиллина, препарат повторно не вводится. Детям раннего возраста, у которых вазосекреторный вариант приступа протекает с выраженной дыхательной недостаточностью и, нередко, с тяжелым общим состоянием, показано введение преднизолона в дозе 2—3 мг/кг массы (1/2 дозы внутривенно струйно, 1/2 — внутримышечно), после чего ребенок госпитализируется.

  При выраженном отечном синдроме, проявляющемся  обилием мелких влажных хрипов, можно сочетать эуфиллинотерапию с однократным внутримышечным введением лазикса в дозе 2 мг/кг массы. Применение антигистаминов и препаратов кальция как средств неотложной помощи хотя и традиционно, но мало оправдано с позиций патогенеза приступа бронхиальной астмы и обычно малоэффективно. Антигистаминные препараты эффективны у больных с высокой чувствительностью H1-рецепторов. После ликвидации приступа показана бронхосанационная терапия (мокроторазжижающие препараты, теплые аэрозоли с солесодовым раствором, каш левая гимнастика). Для профилактики рецидива удушья эуфиллин в виде порошков или микстуры назначается внутрь на несколько суток постприступного периода в дозе 12—15 мг/ юг массы, разделенной на 4 приема в сутки. Отмена препарата проводится постепенно, путем уменьшения количества приемов. Такая лечебная тактика правомочна как для амбулаторного, так и стационарного ведения больного.

  Недостаточная эффективность эуфиллинотерапии на догоспитальном этапе обычно связана с наличием сопутствующего приступу острого вирусного или вирусно-бактериального бронхита. В этом случае ребенок госпитализируется в боксовое инфекционное отделение.

  ОСТРЫЙ  ТИПИЧНЫЙ ПРИСТУП

  Поскольку ведущим в его патогенезе является бронхоспастический компонент, наиболее эффективны в этом случае β-адреномиметики. Нетяжелые приступы нередко удается купировать у старших детей введением 2 ингаляционных доз патентованных селективных β-адреномиметиков (алупент, астмопент, сальбутамол и др.), а у детей раннего возраста — принудительной ингаляцией тех же препаратов через маску с помощью аэрозольного ингалятора АИ-1 или ПАИ-1. При отсутствии эффекта вводится 0,1% раствор адреналина в дозе, не превышающей 0,05 мл на год жизни. Использование малых доз адреналина обосновано избирательной чувствительностью к нему β-2-адренорецеп-торов бронхов и позволяет рассчитывать на лечебный эффект с минимальным риском осложнений со стороны β сердечно-сосудистой системы (α- и β-эффекты). Если после введения адреналина приступ купировался, для получения пролонгированного эффекта внутримышечно вводится 5% раствор эфедрина в дозе 0,05—0,1 мл на год жизни или проводится ингалирование селективного β-адреномиметика. Помимо адреналина для купирования острого приступа бронхиальной астмы может применяться 0,05% раствор алупента (β-2-адреномиметик), вводимый внутримышечно в дозе 0,1 мл на год жизни. Бронхоспазмолитическая активность у него несколько слабее, чем у адреналина, но он имеет и ряд преимуществ, в частности: меньшую выраженность нежелательных реакций со стороны сердца, отсутствие сосудистых побочных эффектов, существенно более стойкий, чем у адреналина эффект (4—6 час). При введении алупента или других селективных β-2-адреномиметиков в течение минимум 4 часов нет необходимости в использовании каких-либо бронхоспазмолитических средств, пролонгирующих полученный лечебный эффект.

  Описанная тактика купирования острого  приступа адреномиметиками не может  использоваться у детей со сниженной  чувствительностью β-адренорецепторов бронхов. В такой ситуации даже ингаляционное введение препаратов этой группы, не говоря уже о внутримышечном, может усугубить рефрактерность β-адренорецепторов и привести к формированию астматического статуса. Кроме того, при частичной блокаде этих рецепторов существенно возрастает вероятность нежелательных эффектов адреномиметиков, опосредованных их α- и β-адренергической активностью (повышение артериального давления, тахикардия, сердечная аритмия и др.). Клинико-анамнестические критерии несостоятельности β-адренорецепторов бронхиального дерева:

  • сведения о неэффективности адреналина или о побочных реакциях на него в недавнем прошлом;
  • сведения о бесконтрольном ингалировании селективных адреномиметиков непосредственно во время данного обострения или в недавнем прошлом;
  • наличие кортикостероидной зависимости, длительное применение кортикостероидов в виде ингаляций или внутрь.

  Косвенным, но существенным признаком рефрактерности β-адренорецепторов является ведущая  роль неантигенных раздражителей и вирусно-бактериальной инфекции как в структуре факторов, провоцирующих обострения заболевания в прошлом, так и в развитии данного приступа.

  Наличие перечисленных признаков дисфункции адренергического звена («адренергического  дисбаланса») служит основанием для использования в качестве препарата первого ряда эуфиллина, который вводится внутривенно капельно или медленно струйно в дозах и режимах, указанных выше. При отсутствии эффекта возможна попытка внутримышечного введения терапевтических доз адреналина или алупента в период максимальной концентрации эуфиллина в крови, т. е. через 30 — 60 мин после окончания инфузии. Обосновывают правомерность такого варианта тактики сведения о синергичном действии адреномиметиков и метилксантинов на тонус бронхиальных мышц и о способности последних восстанавливать чувствительность β-адренорецепторов. Такое взаимоотношение препаратов объясняется высокой активностью фермента фосфодиэстеразы, обнаруживаемой у большинства больных в остром приступе бронхиальной астмы. Инактивируя внутриклеточный посредник адренергической стимуляции — циклический АМФ, ФДЭ делает неэффективными любые активирующие влияния, идущие через рецептор. Ингибирование ФДЭ приводит к восстановлению функционирования β-адренергической системы в целом. От потенцирования эффекта эуфиллина адреномиметиками следует воздержаться при наличии их непереносимости в прошлом и в том случае, когда они уже вводились до начала эуфиллинотерапии и время их действия еще не истекло.

  Если  приступ удается купировать в домашних условиях, больному на 1—2 суток назначается ингаляционная или энтеральная бронхорасширяющая терапия: эуфиллин в суточной дозе 12—15 мг/кг массы, комбинированные бронхорасширяющие средства — солутан, антастман, теофедрин, дозированные ингаляции селективных адреномиметиков. Одновременно проводится активная бронхосанационная терапия.

  ЗАТЯЖНОЙ  ПРИСТУП

    Особенности тактики купирования  определяются, с одной стороны, наличием предшествующей доврачебной терапии (ингаляции адреномиметиков, энтеральные формы эуфиллина, комбинированные бронхоспазмолитические средства), с другой — усугублением рефрактерности β-адренорецепторов по мере удлинения приступа. С учетом сказанного нецелесообразно и опасно начинать лечение с введения адреномиметиков. Препаратом выбора в этой ситуации остается эуфиллин, вводимый в описанных дозах и режимах. С осторожностью, под постоянным контролем состояния и самочувствия следует использовать эуфиллин у больных, которые непосредственно до обращения к врачу получали препарат внутрь. В этом случае допустимо только капельное внутривенное введение, а доза препарата уменьшается на 20% по сравнению со среднетерапевтической. Продолжительность инфузии составляет 30 мин. При отсутствии нежелательных эффектов к концу введения можно в случае необходимости, дополнительно медленно струйно ввести 1—2 мг эуфиллина на 1 кг массы. Больным, в анамнезе которых нет сведений о побочных реакциях на адреномиметики, для усиления эффекта эуфиллина допустимо введение алупента, но не ранее, чем через 30 мин после окончания инфузии. После купирования приступа Бронхоспазмолитическая и мокроторазжижающая терапия продолжается минимум в течение 3 дней. Если затяжной приступ удушья возник на фоне упорно рецидивирующего течения бронхиальной астмы, в постприступном периоде возобновляется противорецидивная терапия, назначенная аллергологом или пульмонологом (ингалирование интала, бекотида, эуфиллинотерапия и т. д.).

  Показания к назначению кортикостероидной  терапии на догоспитальном этапе при приступе бронхиальной астмы:

  • неэффективность проведенной в полном объеме бронхоспазмолитической терапии,
  • анамнестические сведения о неоднократном применении кортикостероидных препаратов в приступном периоде заболевания и в качестве противорецидивного средства.

  При наличии показаний оптимальным  кортикостероидом является преднизолон, который вводится в дозе 2—3 мг на 1 кг массы. Для получения быстрого и продолжительного эффекта половина дозы вводится внутривенно струйно, половина — внутримышечно. Все больные, которым на догоспитальном этапе пришлось использовать кортикостероидную терапию, подлежат обязательной госпитализации, даже в том случае, когда приступ удалось частично или полностью купировать.

  Показания к госпитализации в остром периоде:

  • затяжной приступ бронхиальной астмы, не копирующийся адреномиметическими веществами, астматический статус (соматический, реанимационный стационары);
  • приступ БА, развившийся на фоне острой или хронической передозировки ингаляционных адреномиметических средств (соматический стационар);
  • аллергический бронхит у детей до 3 лет, не поддающийся лечению в домашних условиях (соматический стационар);
  • острый аллергический ларингит со стенозом гортани (бокс инфекционного стационара).

  На  стационарном этапе выбор основных направлений в лечении в зависимости от клинико-патофизиологических особенностей приступа, а также комбинации основных препаратов, принципиально не отличаются от разобранных выше. В стационаре появляются лишь некоторые технические возможности по способу введения препарата, длительности курсов, большему арсеналу вспомогательных средств, их комбинаций и т.д. Следует подчеркнуть, что нередко даже в неаллергологических отделениях проявляет себя отчетливый эффект разобщения больного с его причинно-значимыми аллергенами (как правило, «бытовой» группы) — эффект элиминации. На этом фоне становится эффективным даже минимальный лечебный комплекс, который в домашней обстановке не оказывал своего действия.

  Одной из принципиальных возможностей, появляющейся у врача стационара, является возможность индивидуального подбора и дозирования бронхоспазмолитических препаратов. Для этого проводятся фармакологические пробы с бронхоспазмолитиками под контролем показателей спирографии или пневмотахометрии (ПТМ). Метод пневмотахометрии — определение объемной скорости вдоха и выдоха (л/сек), является общедоступным в любом соматическом стационаре для детей в возрасте старше 6 лет (возраст ограничен тем, что в процедуре необходимо активное участие ребенка).

  Для изучения эффекта бронхоспазмолитического препарата наиболее демонстративным является увеличение (восстановление) изначально сниженного показателя ПТМ-выдоха. Методику проведения пробы приводим на примере пробы с ингаляционным селективным β2-адреномиметиком: после определения исходного показателя ПТМ-выдоха и аускультации легких ребенка, производится 1-2 ингаляции (вдоха) препарата и контролируется изменение показателя ПТМ и Аускультативная картина в сроки начала действия препарата (5—10 мин), сохранения его максимального действия (1—3 часа), снижения действия (4—6 час). Таким же образом может контролироваться индивидуальная эффективность любого препарата с учетом его фармакокинетических характеристик. В случае рефрактерности β-адренорецепторов повышение показателя ПТМ-выдоха будет минимальным или может полностью отсутствовать; низкая чувствительность может проявиться в быстром истощении эффекта (возврат показателя на исходно низкие величины в сроки 1—3 часа после ингаляции). У больного с выраженным проявлением адренергического дисбаланса возможен парадоксальный ответ: усиление бронхоспазма после ингаляции β-адреномиметика за счет активации α-адренорецепторов. Состояние рефрактерности, тем более в варианте извращенной реакции на β-адреномиметик, является патогенетической сущностью астматического статуса.

Информация о работе Бронхиальная астма