Жуковский Василий Андреевич

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2009 в 16:36, Не определен

Описание работы

Биографические данные

Файлы: 1 файл

Жуковский Василий Андреевич.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)

      Жуковский готовится к возвращению в Россию. 1 февраля 1851 сообщает Гоголю: «Я надеюсь, верно, возвратиться нынешнею весною или в начале лета в Россию. Прежде всего поеду в Дерпт и там на первый случай оставлю жену и детей; сам же в августе месяце отправлюсь в Москву и там отпраздную коронацию и царские юбилеи; туда, надеюсь, на это время съедутся все мои родные; туда, равно надеюсь, приедешь и ты». В дневнике записывает: «Каждый день утром и вечером между прочими молитвами говорю перед Богом: возврати меня в Отечество!»

     Но за 2 дня до отъезда из Баден-Бадена у Жуковского обострилось воспаление глаз. Доктора запрещают ему выходить из темной комнаты. Жуковский оказывается в заточении в своем собственном кабинете. «И странное дело! — пишет он уже с закрытыми глазами, — почти через два дня после начала моей болезни загомозилась во мне поэзия… Леплю поэтическую мозаику и сам еще не знаю, каково то, что до сих пор слеплено ощупью». В авг. записывает: «Во время моего затворничества нашло на меня поэтическое наитие и я начал нечто, давно у меня гнездившееся в голове, и что должно быть моею лебединою песнью».

     В декабре посылает Плетневу новые стихи, среди которых сборничек стихов для детей и «Царскосельский лебедь». В февр. 1852 получает весточку от Гоголя. Последнее гоголевское письмо датировано 2 февр. Гоголь отправил его из Москвы в праздник Сретения Господня. А в н. марта пришло письмо от Плетнева с известием о смерти Гоголя. Это был последний удар в его жизни. Силы — духовные и физические — покинули Жуковского. 9 апр., как свидетельствует о. Иоанн Базаров, Жуковский вместе с детьми «прочитал Молитву Господню и исповедание пред причащением. Причастились дети, принял и он причащение». 12 апр. в Светлое Христово Воскресение он скончался. Его прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

Жуковский Василий  Андреевич 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

В. Калугин

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783, с. Мишенское  Тульской губ. - 1852, Баден-Баден, Германия) - поэт. Внебрачный сын помещика А.И. Бунина и пленной турчанки, получивший фамилию крестного и потому избежавший участи незаконнорожденного. Получил домашнее образование и рано стал писать стихи. Отданный в 1792 в Главное народное училище, Жуковский был исключен "за неспособность". В 1797 - 1800 учился в Благородном пансионе при Московском университете и окончил его с серебряной медалью. Недолгая и неприятная служба в Московской главной соляной конторе завершилась отставкой. В 1802 - 1807 Жуковский жил в селе Мишенском, занимался самообразованием, писал стихи, много переводил. Жуковский писал о себе: "Мой ум, как огниво, которым надо ударить о камень, чтобы из него выскочила искра: у меня почти все чужое или по поводу чужого - и все, однако, мое". По политическим и литературным воззрениям Жуковский был последователем Н. М. Карамзина. Получив известность как сентименталист, Жуковский перешел к романтизму, создав ряд баллад, романтических песен и др. В 1812 Жуковский находился в ополчении и написал патриотическое стихотворение "Певец во стане русских воинов", сделавшее его знаменитым. Был одним из руководителей литературного кружка "Арзамас", боровшегося против архаичных последователей классицизма. В 1815 Жуковский стал придворным чтецом императрицы. В 1826 - 1841 он был воспитателем великого князя, будущего Александра II. Будучи человеком глубоко нравственным и влиятельным, он смог оказать поддержку А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, А.И. Герцену, декабристам. Этот "гений перевода" (А.С. Пушкин) прославился переводами Гёте, Шиллера, Байрона, "Одиссеи" Гомера и др. В 1841 Жуковский получил почетную отставку и уехал с женой за границу, где и умер. Был похоронен в Петербурге рядом с Н.М. Карамзиным. В.Г. Белинский так охарактеризовал значение поэта: "Жуковский - этот литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии". Подтвердилось пророчество Пушкина:

Его стихов пленительная сладость  
Пройдет веков завистливую даль.
 

В 1841 году отношения с царским двором ухудшились настолько, что, получив почетную отставку, Жуковский принял решение переселиться в Германию, где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери своего старого друга художника Рейтерна. Он делает несколько попыток вернуться в Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволяют осуществить этого намерения.

Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний  период жизни: закончил начатый еще  в России перевод индийской народной повести "Наль и Дамаянти", перевел поэму "Рустем и Зораб" и "Одиссею" Гомера. В 1845 пишет "Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке". Смерть прервала его работу над переводом "Илиады".

Умер Жуковский  в Баден-Бадене 12 апреля (24 н.с.) 1852. Его  прах был перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.

Использованы  материалы кн.: Русские  писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.  

Жуковский Василий Андреевич.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (29.01.1783-12.04.1852), русский поэт, переводчик, критик, почетный член (с 1827), академик (с 1841) Петербургской АН. Тайный советник (с 1841). Внебрачный сын тульского помещика А. И. Бунина и пленной турчанки Сальхи.

В н. 1801 Жуковский  вместе с А. И. Тургеневым, А. Ф. Мерзляковым  и др. основывает Дружеское литературное общество (просуществовало до ноября 1801). В 1802, после кратковременной службы в Главной соляной конторе, Жуковский вышел в отставку и до 1807 пребывал в родных краях, изредка наезжая в Москву.

С публикации элегии “Сельское кладбище” (1802, перевод  из Т. Грея) к Жуковскому пришла литературная слава. Н. И. Карамзин предложил ему сотрудничество в “Вестнике Европы” и получил согласие Жуковского.

Жуковский —  один из создателей романтизма в русской  литературе (баллады “Людмила”, “Светлана”, “Леонора”, “Кассандра”, 1808—12, и др.). Он ставил задачу “умственного и нравственного просвещения публики”, глубоко верил в великую нравственно-просветительскую силу литературы. В августе 1812 Жуковский вступил в Московское ополчение в чине поручика, участвовал в Бородинской битве, затем был прикомандирован к штабу М. И. Кутузова, где в походной типографии составлял листовки и военные бюллетени. В ноябре 1812 опубликовал свое знаменитое патриотическое стихотворение “Певец в стане русских воинов”. С 1815 Жуковский один из деятельных членов и постоянный секретарь литературного кружка “Арзамас”. В сентябре 1815 Жуковский встретился с лицеистом А. С. Пушкиным. Жуковский был близок к декабристской среде, но на предложение вступить в Союз благоденствия ответил отказом.

В 1815 Жуковский  был приглашен в качестве “чтеца”  к вдовствующей императрице Марии Федоровне, а в 1817 — учителем русского языка к великой княгине Александре Федоровне (жене будущего императора Николая I). В 1825-41 Жуковский — наставник великого князя Александра Николаевича (будущего императора Александра II). Поэт стремился привить своему ученику уважение к закону как надежной гарантии против деспотии. Большое внимание Жуковский уделял нравственному воспитанию, главной наукой для наследника престола считал историю.

Квартира Жуковского в к. 1820-30-х была важным культурным центром Петербурга. Постоянными посетителями Жуковского были А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, И. А. Крылов. В апреле — мае 1833 Жуковский проживал в Риме, где часто встречался с художниками К. П. Брюлловым и А. А. Ивановым, с французским писателем Стендалем. С 1836 Жуковский — активный сотрудник пушкинского “Современника”.

В 1837-38 Жуковский  вместе с наследником престола Александром  Николаевичем путешествовал по России и Европе.

В последние  годы Жуковский занимался преимущественно  переводами восточной и классической литературы: восточного эпоса “Наль и Дамаянти” (1837-41), древнеиндийской поэмы “Махабхарата” (1846), поэмы “Шахнаме” Фирдоуси (отд. части), но главный труд Жуковского — перевод “Одиссеи” Гомера (1842-49).

В.А. Федоров

 
 

Портрет В.А.Жуковского работы Ф.Т.Гильдебранта. 1840 г.

Жуковский Василий  Андреевич (29.01[9.02].1783—12[24].04.1852), поэт и  переводчик, критик, один из основоположников романтизма в России. Образование  получил в Благородном университетском  пансионе (Москва). С ранней юности занялся  литературной деятельностью. Был редактором (1808—09) журнала «Вестник Европы», ранее издававшегося Карамзиным. С 1815 — бессменный секретарь литературного общества «Арзамас», членами которого были Уваров, Пушкин, П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков и др. В 1815 был приближен ко двору, стал учителем русского языка вел. кн. Александры Федоровны. В 1826—41 — наставник будущего царя Александра II. Жуковский содействовал освобождению от крепостной зависимости Т. Г. Шевченко. Перу Жуковского принадлежат переводы «Одиссеи», сочинений И. В. Гете, Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Собственно философские произведения Жуковского относятся гл. обр. к позднему периоду творчества (1840—50-е) — «Отрывки», «О происшествиях 1848 г.», письмо к Гоголю «О поэте и современном его значении», «О молитве», «О внутренней христианской жизни» и др. В качестве исходной Жуковский выдвигал принципиальную теистическую установку: «Бог существует, есть основная аксиома, главное передовое положение, первая точка отбытия, с которой должен начинаться всякий путь наших умствований». В его представлении существует «Бог живой», «тройственный», «самобытный». Концепция тройственной сущности человека (соединение духа, души и тела) положена Жуковским в основу объяснения деятельности ума, воления и творческого акта. Ум относится им к низшим способностям души, действующим в пределах материального мира. Воля, по Жуковскому, стоит ступенью выше ума, ибо она свободна и выражается в наших действиях. Творчество же выше ума и воли, т. к. его действие не следует никакому внешнему побуждению. И наконец, вера занимает высшую ступень в иерархической системе духовных способностей человека. Сфера эстетического представляется Жуковскому в виде «романтического томления», как некая целостность различных душевных сил человека, в которой преобладает эмоциональное начало. Это мир чудесного, с его сверхъестественными силами, сильфами, гномами, духами и пр. В трактовке прекрасного для Жуковского характерно сближение этой категории с эстетическим идеалом. Жуковский повторяет вслед за Ж. Ж. Руссо, что прекрасно только то, чего нет. Это не значит, что прекрасное не существует. Оно дано единственно для того, чтобы оживить нашу душу и исчезнуть. Удержать или постичь его невозможно. Письмо Жуковского к Гоголю «О поэте и современном его значении» (1848) выступает эстетическим манифестом русского романтизма, своеобразным итогом его разработки в трудах Одоевского, Вяземского, Галича, Надеждина, И. Я. Кронберга и др. Эти идеи получили дальнейшую разработку в «Отрывках» 1845—50, где Жуковский подчеркивает, что искусство различными средствами воспроизводит «творения Божии». Идеалом красоты является Бог, явно и тайно присутствующий в его творениях. Хотя искусство принадлежит «земле», чувственно воспринимаемому миру, оно вместе с тем напоминает нам о том, что лежит за границами земного. В произведениях искусства раскрывается целостность мира, его совершенство со стороны формы, гармония. Одной из важных проблем отечественного просвещения Жуковский считал выработку русской философской терминологии. Он отмечал, что наш «философический язык» беден и «неопределенен», выступал против необдуманного заимствования иноязычных философских терминов. Слово не есть, по Жуковскому, наша произвольная выдумка. Появление новой терминологии он считал процессом, подготовленным длительным ходом развития мысли. Жуковский разработал своеобразную педагогическую систему, которая связана с его мировоззрением, толкованием таких понятий, как «бытие», «познание», «человек», «общество». Содержание воспитательного процесса мыслилось им как развитие личности в духе высоких нравственных идеалов, практическая задача воспитания — выработка привычки к деятельности во имя высших духовных ценностей.

Религиозная настроенность  не покидает Жуковского никогда, но с  особенной силой она проявляется  в период его жизни за границей (с 1841). Поэзия его все более и более проникается религиозными мотивами. В этот период он пишет богословские рассуждения «О внутренней христианской жизни», «О промысле», «О вере» и пр. Он даже мечтает о переводе Нового Завета на русский язык. Последние дни его жизни подробно описаны в воспоминаниях священника Базарова, его духовника. Когда о. Базаров приобщил Жуковского, то тот обратился к своим детям: «Дети мои, дети! Вот Бог был с нами! Он сам пришел к нам! Он в нас теперь»! Но перед своей смертью он позвал к себе младшую дочь и велел ей сказать матери: «пойди, скажи матери, я теперь нахожусь в ковчеге и выпускаю первого голубя — это моя вера; другой мой голубь — терпение». Последние слова Жуковского были обращены к жене: «теперь остается только материальная борьба, душа уже готова».

Иванова А.

+ + + 

Жуковский Василий  Андреевич (29.01[9.02].1783—12[24]. 04.1852), поэт, прозаик, переводчик. Автор гимна «Боже, Царя храни!», воспитатель наследника Российского престола вел. кн. Александра Николаевича. Родился в с. Мишенское Тульской губ. Побочный сын знатного тульского и калужского помещика А. И. Бунина от пленной турчанки Сальхи.

Обучался в  тульском пансионе Христофора Роде и  Главном народном училище (1790—94). По совету знаменитого тульского ученого и мемуариста А. Т. Болотова в 1797 определен в Московский университетский благородный пансион, где сближается с братьями Тургеневыми, братьями Кайсаровыми, А. Воейковым, Д. Блудовым, Д. Дашковым. Верность пансионному товариществу они сохранят на всю жизнь. Одно из самых ярких впечатлений юности — коронация имп. Александра I в Московском Кремле 15 сент. 1801. 18-летний Жуковский был дежурным — проверял пригласительные билеты на Кремлевскую площадь. Летом 1802, после неудачного дебюта на служебном поприще в Соляной конторе, в Мишенском переводит элегию «Сельское кладбище» Т. Грея, которую назовет впоследствии своим первым стихотворением. Дебют в литературе оказался более удачным: «Сельскую элегию» публикует карамзинский «Вестник Европы». Там же, в Мишенском, пробует свои силы на педагогическом поприще — в качестве домашнего учителя дочерей своей старшей сводной сестры Е. А. Протасовой — Маши и Саши. Так обозначатся 3 основные линии жизни и творчества Жуковского — государственная служба, поэзия и педагогика. И драма всей жизни тоже определится в Мишенском. Жуковский сам поражен зародившемуся чувству любви к ребенку, объясняя в дневниках, что видит Машу Протасову «не таковою, какова она есть, а таковою, какова она будет». Выпускает 6 томов перевода «Дон Кихота», пишет элегию «Вечер», множество др. стихов, принесших ему известность в литературных кругах.  

Но после публикации в 1805 оды «Песнь барда над гробом славян-победителей» он заставил говорить о себе всех. Жуковский затронул патриотические чувства. «Песнь барда» появилась после Аустерлица, как «Певец во стане русских воинов» — после Бородино.

В 1808 один из ведущих  российских журналов, основанный Н. М. Карамзиным, вышел под новой редакцией. На титульном листе значилось: «Вестник Европы, издаваемый Василием Жуковским». Жуковский заявлял в программной статье: «Ожидаю великую пользу от хорошего журнала в России! Хороший журнал действует вдруг и на многих; одним ударом приводит тысячи голов в движение». Жуковский — не только редактор, но, по сути, основной автор журнала. Среди десятков его переводов, критических заметок, стихов — повесть «Марьина роща», баллада «Людмила». В основе баллады не перевод, а, как скажет позднее А. С. Пушкин, перевыражение баллады «Ленора» немецкого поэта-романтика Бюргера («поэзии ужасов» своего времени). Свое переводческое кредо Жуковский выразил в словах: «Излишнюю верность почитаю излишнею неверностью».

Перед Отечественной  войной Жуковский работает над переводом  «Слова о полку Игореве», разрабатывает план исторической поэмы о временах кн. Владимира. Он всецело поглощен идеей труда как исцеления от всех недугов. Записывает: «Работа — средство к счастию, она же и счастие». В эти же предвоенные годы его посетил гений стихотворства. В первые дни войны Жуковский заканчивает балладу «Светлана» и «Послание к Плещееву».

29-летний Жуковский  одним из первых вступил в  московское ополчение. 7 авг. Маша  Протасова запишет в дневнике: «Получено письмо от Жуковского, он прошел пешком 28 верст, идет к Можайску. Сохрани его Господь». В эти же дни Карамзин сообщал поэту И. И. Дмитриеву: «Я благословил Жуковского на брань: он вчера выступил отсюда навстречу неприятелю». Жуковский оставил одно из самых ярких описаний ночи перед Бородинским сражением: «…Наконец, армия заснула вся с мыслью, что на другой день быть великому бою. И тишина, которая тогда воцарилась повсюду, неизобразима; в этом всеобщем молчании и в этом глубоком темном небе, полном звезд и мирно распростертом над двумя армиями, где столь многие обречены были на другой день погибнуть, было что-то роковое и несказанное. И с первым просветом дня грянула русская пушка, которая вдруг пробудила повсеместное сражение». Во время войны Жуковский работал в походной газете А. Кайсарова, писал воззвания. Участвовал в сражениях под с. Красным, откликом на которое стало стихотворение «Вождю победителей», посвященное М. И. Кутузову. В к. 1812 Жуковский получает чин штабс-капитана и награду за Бородино и Красное — боевой орден св. Анны 2-й степени. Все это же время пишет поэму «Певец во стане русских воинов», которая вышла в к. 1812 — н. 1813 сразу тремя изданиями, прославив имя Жуковского по всей России. И. Лажечников записывает в «Походных записках»: «Часто в обществе военном читаем и разбираем “Певца во стане русских”, новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. Какая поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собой душу воинов!.. Довольно сказать, что “Певец во стане русских” сделал эпоху в русской словесности и — в сердцах воинов!» В том же 1812 Д. Бортнянский создал на основе «Певца…» патриотическую песнь для хора, ее исполняли в виде застольной песни с хоровым припевом.

Информация о работе Жуковский Василий Андреевич