Значение живописи в творчестве Леонардо Да Винчи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2010 в 15:46, Не определен

Описание работы

Введение
I. Творчество Леонардо да Винчи
II. Рукописные сокровища Леонардо да Винчи
III. Леонардо да Винчи о живописи
Заключение
Список используемой литературы
Иллюстрации

Файлы: 1 файл

Значение живописи в творчестве Леонардо да Винчи.DOC

— 596.50 Кб (Скачать файл)

  «И  если найдутся среди людей такие, которые обладают добрыми качествами и достоинствами, не гоните их от себя, воздайте им честь, чтобы не нужно  им было бежать в пустынные пещеры и другие уединенные места, спасаясь от ваших козней!»

  Все его рукописи достались по завещанию  Мельци. Тот мало понимал в науках и не привел их в порядок. Рукописи перешли затем к его наследникам  и были разрознены. Как уже сказано, научное их изучение началось более  трех столетий спустя после смерти Леонардо. Многое из того, что они заключали, не могло быть понято современниками, и потому мы имеем более ясное, чем они, представление о всеобъемлющем гении этого человека. 
 
 
 
 
 
 

  III. Леонардо да Винчи о живописи 

  Также как и все художники Возрождения Леонардо да Винчи утверждает общечеловеческое значение живописи, не нуждающейся, подобно литературе, в переводе на другой язык. Он писал: «…если поэт служит разуму путем уха, то живописец – путем глаза, более достойного чувства… Картина, как много более полезная и прекрасная, понравится больше… Выбери поэта, который описал бы красоту женщины ее возлюбленному, и выбери живописца, который изобразил бы ее, и ты увидишь, куда природа склонит влюбленного судью».

  Среди всех искусств да, пожалуй, среди всех дел человеческих Леонардо ставит на первое место живопись. Ибо, указывает он, живописец является «властелином всякого рода людей и всех вещей». Это – неотразимое свидетельство глубокой убежденности одного из величайших живописцев, когда-либо живших на свете, в величии и всепокоряющей мощи своего искусства.

  В особенности живопись дает возможность «созерцать божественную красоту». Изображения совершенного искусства «доставляют мне такое удовольствие своей божественной пропорцией, что, думаю, никакая другая вещь на земле, сделанная человеком, не может дать большего». Живопись не только «истинная дочь природы», но и «истинная дочь неба». Перед живописью поставлена задача возвышать человека над «мучением человеческих тюрем», чтобы «ум... преображался в подобие божественного ума», поднимаясь в «сферы, где обитают чистые формы».

  Мир познается через чувства, а глаз – повелитель чувств.

  «Глаз, – пишет он, – есть око человеческого тела, через которое человек глядит на свой путь и наслаждается красотой мира. Благодаря ему душа радуется в своей человеческой темнице, без него эта человеческая темница – пытка».

  В день рождения короля пришел поэт и  преподнес ему поэму, восхваляющую его доблести. Пришел также и живописец  с портретом возлюбленной короля. Король тотчас же обратился от книги к картине. Поэт оскорбился: «О, король! Читай, читай! Ты узнаешь нечто куда более важное, чем может дать тебе эта немая картина!» Но король ответил ему: «Молчи, поэт! Ты не знаешь, что говоришь! Живопись служит более высокому чувству, чем твое искусство, предназначенное для слепых. Дай мне вещь, которую я мог бы видеть, а не только слышать».

  Понятно, почему Леонардо да Винчи уделяет  большое внимание теории зрения. Условием видения является свет. Свет бывает двух родов: оригинальный свет, сущностное свойство светящихся тел, и воспринятый свет, который представляет случайное свойство темных в себе тел. Противоположность свету — темнота. Она представляет полное отсутствие света и есть сущностное свойство темных тел. Между светом и мраком лежит тень, которую надо рассматривать как уменьшение освещающего света. Чем более ослабляется свет, тем полнее становится тень, которая в конце концов переходит в полный мрак. Для зрения необходимо наличие как света, так и тени; лишь благодаря их противоположности возможно видение тел.

  Между живописцем и поэтом, пишет еще  Леонардо, такая же разница, как между  телами, разделенными на части, и телами цельными, ибо поэт показывает тебе тело часть за частью в различное время, а живописец – целиком в одно время.

  А музыка? Опять категорический ответ  Леонардо:

  «Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой  живописи, ибо она есть предмет  слуха, второго чувства после  зрения... Но живопись превосходит музыку и повелевает ею, потому что не умирает  сразу же после своего возникновения, как несчастная музыка».

  Но  всего этого мало. Живопись, величайшее из искусств, дает в руки того, кто  подлинное ею владеет, царственную  власть над природой.

  Итак, для Леонардо живопись – высшее деяние человеческого гения, высшее из искусств. Это деяние требует и высшего познания. А познание дается и проверяется опытом.

  И вот опыт открывает Леонардо новые  просторы, дали, до него не изведанные в живописи. Он считает, что математика – основа знания. И каждая его  живописная композиция плавно вписывается в геометрическую фигуру. Но зрительное восприятие мира не исчерпывается геометрией, выходит за ее рамки.

  Заглянув  в бездну времени, которое есть «истребитель вещей», он увидел, что все изменяется, преображается, что глаз воспринимает лишь то, что рождается перед ним в данный миг, ибо в следующий время уже совершит свое неизбежное и необратимое дело.

  И ему открылась неустойчивость, текучесть  видимого мира. Это открытие Леонардо имело для всей последующей живописи огромное значение. До Леонардо очертания предметов приобретали в картине решающее значение. Линия царила в ней, и потому даже у величайших его предшественников картина кажется подчас раскрашенным рисунком. Леонардо первый покончил с незыблемостью, самодовлеющей властью линии. И назвал этот переворот в живописи «пропаданием очертаний». Свет и тени, пишет он, должны быть резко разграничены, ибо границы их в большинстве случаев смутны. Иначе образы получатся неуклюжими, лишенными прелести, деревянными.

  «Дымчатая светотень» Леонардо, его знаменитое «сфумато» – это нежный полусвет с мягкой гаммой тонов молочно-серебристых, голубоватых, иногда с зеленоватыми переливами, в которых линия сама становится как бы воздушной.

  Масляные  краски были изобретены в Нидерландах, но таящиеся в них новые возможности  в передаче света и тени, живописных нюансов, почти незаметных переходов из тона в тон были впервые изучены и до конца исследованы Леонардо.

  Исчезли линеарность, графическая жесткость, характерные для флорентийской  живописи кватроченто. Светотень и  «пропадающие очертания» составляют, по Леонардо, самое превосходное в живописной науке. Но образы его не мимолетны. Крепок их остов, и крепко стоят они на земле. Они бесконечно пленительны, поэтичны, но и не менее полновесны, конкретны. 
 

  Заключение 

  Леонардо  да Винчи рисовал с натуры или  создавал образы, рожденные его воображением: вздыбленных коней, яростные схватки  и лик Христа, исполненный кротости и печали; дивные женские головы и жуткие карикатуры людей с выпученными  губами или чудовищно разросшимся носом; черты и жесты приговоренных перед казнью или трупы на виселице; фантастических кровожадных зверей и человеческие тела самых прекрасных пропорций; этюды рук, в его передаче столь же выразительных, как лица; деревья вблизи, у которых тщательно выписан каждый лепесток, и деревья вдали, где сквозь дымку видны только их общие очертания. И он рисовал самого себя.

  Леонардо  да Винчи был живописцем, ваятелем и зодчим, певцом и музыкантом, стихотворцем-импровизатором, теоретиком искусства, театральным  постановщиком и баснописцем, философом и математиком, инженером, механиком-изобретателем, предвестником воздухоплавания, гидротехником и фортификатором, физиком и астрономом, анатомом и оптиком, биологом, геологом, зоологом и ботаником. Но и этот перечень не исчерпывает его занятий.

  В истории человечества нелегко найти  другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452–1519). Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и учёного  стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И тем не менее многое в его творчестве остаётся загадочным и продолжает будоражить умы людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  используемой литературы 

  1. Ю.Б.Борев, Эстетика – 4 издание, доп. – М.: Политиздат, 1988. – 496с.: илл.
  2. Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика: Кн. Для учителя. В 3-х ч. Ч.1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения/Сост. М.В.Алпатов и др. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1987. – 288с., илл.
  3. Эстетика: Словарь/Под общ. Ред. А.А.Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989 – 447с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Иллюстрации 
 

  Иллюстрация №1  Иллюстрация №2

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Иллюстрация №3 Иллюстрация №4 

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Значение живописи в творчестве Леонардо Да Винчи