Жизнь и творчество Марка Порция Катона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2011 в 15:56, реферат

Описание работы

Катон Старший, Марк Порций, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. В 20 лет он был военным трибуном. В 198 г. — претором в Сардинии.

Содержание работы

Введение
Политическая арена

Речи

«О земледелии»

«Начала»

Культурное наследие. Заключение

Библиография

Файлы: 1 файл

латынь реферат.docx

— 62.88 Кб (Скачать файл)

Омский  Государственный

педагогический  университет 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Жизнь и творчество Марка Порция Катона» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Десятниченко Анастасия,

студентка 109 группы

факультета иностранных  языков

Проверила: Малиновская  Елена Васильевна,

доцент кафедры  французского языка 
 
 
 
 
 
 

Омск 2010

Введение

Политическая  арена

Речи

«О земледелии»

«Начала»

Культурное наследие. Заключение

Библиография

3

4

7

8

17

19

20

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Марк  Порций Катон Старший или, как называли его по высшей должности Римской республики, – Цензор является одной из самых интересных фигур в Римской истории.

Катон Старший, Марк Порций, писатель, основоположник римской литературной прозы и видный государственный деятель древнего Рима, родился в 234 г. до н. э.. Относился к крупным землевладельцам и, являясь римским сенатором, отстаивал интересы своего сословия, а также интересы крупных торговцев и аристократов, занимавшихся предпринимательской деятельностью. В 20 лет он был военным трибуном. В 198 г. — претором в Сардинии. В 150 г.— консулом. Был участником 2-й Пунической войны. В 195 г. до н. э., будучи консулом, покорил большую часть Испании; в 191 г., как легат, одержал победу над Антиохом Сирийским при Фермопилах; как цензор (184г.) ревниво оберегал древнеримскую строгость нравов; был непримиримым врагом карфагенян и заключал каждую свою речь словами: «Ceterum censeo Carthaginem esse delendam» («И все же, я полагаю, Карфаген должен быть разрушен»).

  В  конце жизни был цензором, что  по функциям соответствовало  статусу современного министра  финансов. Катон являлся убежденным сторонником новых территориальных присоединений к Римской республике, прежде всего за счет земель соседнего Карфагена.

  Катон был первым римским историком, писавшим на латинском языке. Автор «Начал» (труда, освещавшего историю Рима от основания города до 2-й Пунической войны), множества речей и писем, собрания изречений знаменитых людей и др. сочинений, дошедших лишь в отрывках. Он составил подобие энциклопедии, написанной в форме наставлений сыну Марку (не сохранилась). Полностью сохранился его трактат «О земледелии» (160г.), содержащий сведения об организации рабовладельческого поместья, о развитии виноделия, садоводства, оливководства в Италии, а также о древних обычаях и суевериях.

Умер  в 148 г. до н. э. 
 
 
 

Политическая  арена

К сожалению, до нас дошло немного сведений античных авторов, которые бы сообщали о жизни и деятельности Катона Цензора. Из сообщений современников Катона имеются лишь отрывки из «Всемирной истории» Полибия, который находился в Риме во время политической деятельности Катона Старшего. Лишь в сокращенном варианте до нас дошла биография Катона, составленная Корнелием Непотом. К этим сведениям о Катоне и его политической деятельности вносит добавление диалог Цицерона «О старости», в котором главным героем выступает Катон. Но надо учитывать то обстоятельство, что во времена Цицерона Катон является идеализированной фигурой.

Тит Ливии  о Катоне Цензоре1:

"Он  принадлежал к числу тех людей,  которые силой ума и энергией  пробивают себе дорогу в жизни,  даже не имея знатных предков.  Он умел одинаково безупречно  вести и свои личные, и государственные  дела, зная толк и в политике, и в сельском хозяйстве. Вершины  почестей одни достигают знанием  права, другие - красноречием, третьи - славой военных подвигов; Катон же с равным успехом подвизался на каждом из перечисленных поприщ. Что бы он ни делал, можно было подумать, что именно для этого он и рожден. Как рядовой солдат, он во многих боях проявил выдающуюся храбрость, а позднее, уже в качестве командующего, обнаружил незаурядный талант полководца. Он был известен как крупный законовед, искушенный в любых юридических тонкостях, и как блестящий оратор, чье красноречие живет, увековеченное в произведениях самых разных жанров. Сохранилось много его речей, как обвинительных, так и защитительных: он умел своих противников доводить до изнеможения, не только обвиняя, но и защищаясь. Многочисленные враги преследовали его, но и он неутомимо отвечал им тем же, так что знать причиняла ему много неприятностей, но и он ей доставил хлопот не меньше. Надо признать, он отличался тяжелым нравом, был слишком откровенен и резок в речах, но зато недоступен для подкупа и лести, нелицеприятен и исключительно честен. Закаленный в постоянных трудах и опасностях, он обладал поистине железным здоровьем, сломить которое не смогла даже старость". 
 
 

Корнелий  Непот о Катоне Цензоре2:

"Во  всяком деле он проявлял исключительное  рвение, так что был и умелым  земледельцем, и опытным правоведом, и великим полководцем, и отменным  оратором, и усерднейшим писателем.  Страсть к чтению проявилась  у него в позднем возрасте, однако он настолько преуспел  в занятиях, что трудно было  сыскать какие-нибудь события из греческой или италийской истории, которые бы он не знал. С молодых лет он сочинял речи, в старости начал писать исторический труд, насчитывающий семь книг". 

Катон Старший был незаурядным политиком и полководцем, оратором и писателем. Одним из первых Катон переносит политическую борьбу на арену судебного поединка, что в дальнейшем стало обычным явлением в римской политической практике. В деле судебного поединка и ораторского искусства Катон достиг совершенства, – он не проиграл не одного своего дела. Однако в отношении политической деятельности и политической идеологии Катона Старшего среди многих исследователей и интересующихся политической историей Рима сложилось давнее предубеждение, что Катон был самым злостным римским «пуританином», гонителем всего нового, лицемером и невеждой. Однако этот взгляд односторонен и несет в себе следы предвзятости. Другие исследователи видят в Катоне и приверженца «старой сенатской республики» , и «идола италийских пахарей» . Часть историков вообще отвергает существование какой-либо программы в политике Катона и его противников. Другие усматривают в политической борьбе первой половины II в. до н.э. только борьбу «эллинофобов» и «эллинофилов». Все эти мнения и выводы, иногда противоречащие показаниям античных историков, настраивают на критический лад, и требует более тщательного изучения политической жизни Рима того времени и политической биографии самого Катона Цензора. Именно через призму жизни и политической деятельности Катона Старшего можно изучить особенности политической жизни Рима и становления политической идеологии в Риме.

Во внутренней политике у Катона было три направления: политико-административное, культурное и экономическое. Первое включало в себя борьбу со злоупотреблениями магистратов, особенно в недавно созданных провинциях, что приводило к восстаниям и недовольствам провинциалов. Катон, осознавая превосходство эллинской культуры и искусства над римско-латинским, старался создать оригинальные научные и художественные произведения на латинском языке, покровительствовал талантливому латинскому поэту Эннию. В связи с экономической политикой Катона необходимо, подробно остановиться на мероприятиях проведенных Катоном совместно с Валерием Флакком во время их цензуры в 184 г. до Р.Х. и их последователями. С самого начала своего цензорства Катон проводит проверку сенатского и всаднического сословия. Борясь с все разрастающимся своеволием высших должностных лиц в. Многие представители римского нобилитета, захватывая земли на ager publicus и наживая богатства в провинциях, стремились к бесконтрольной власти в сенате. В связи с этим он предпринимал и следующие меры. Он ограничивал потребление предметов роскоши, причем те, которые поступали в Рим из других стран, куда утекало римское золото. Он боролся с незаконной оккупацией ager publicus, разрушая здания, выходившие за пределы частных земель. Интересна и другая мера Катона, направленная против наживы на откупах - он поднял до предела цену откупов государственных налогов. Эти меры были предприняты не только для борьбы с нобилитетом, но и для развития средних поместий. По этому поводу надо заметить, что сам Катон в своем «Земледелии» часто упоминает сдачу в подряд части сельскохозяйственных и строительных работ. Поэтому именно таким хозяевам было выгодно сокращение платы за подряды. Авторы законов о роскоши могли, помимо прочих соображений, помогать обеспечивать сбыт более дешевым местным продуктам. Таким образом, цензорство Катона и последующие законодательные акты должны были послужить развитию местного италийского земледелия, которое было разрушено за годы войны с Ганнибалом. Причем больше всего пострадали мелкие и средние землевладельцы.

Во внешней политики Катон имел свою определенную программу, которая была им сформулирована в его речах. Основными пунктами этой программы являлось поддержание правовых норм в отношении союзников, замена клиентелы на провинциальное управление и уничтожение Карфагенской державы.

Мысли Катона Старшего и основы его политики были поддержаны последующими поколениями римских политиков. Позже Катон сближается с частью римского нобилитета, которая так же стремилась сохранить свободное италийское крестьянство, как опору римского государства и армии. А так же, сохраняя среднее поместное хозяйство, противодействовать росту крупных земельных владений. Так Катон связывает семейными узами себя с домом Сципиона Эмилиана и другими знатными родами. Именно из этой прореформаторской среды вышли братья Гракхи. Последователем политической идеологии Катона Старшего являлся и Цицерон, который следовал Катоновским заповедям и даже пытался идеализировать образ сурового Цензора. Многие идеи Катона нашли свое воплощение и в императорскую эпоху3.

Речи 

Красноречие было теснейшим образом связано  с политическою и вообще гражданскою  жизнью в Риме и потому существовало в Риме с древнейших времен государства; но только с Катоном оно становится искусством, для которого требуется правильная подготовка. Несмотря на свою нелюбовь к грекам, Катон изучил по их книгам теорию красноречия и составил первую римскую риторику. Как этим руководством, так в особенности своими речами, где теория ораторского искусства прилагалась к делу, Катон обнаружил огромное влияние на красноречие своего времени, равно как и на последующих ораторов. После него осталось множество речей, сказанных в сенате, в народных собраниях и в судах. Во времена Цицерона их обращалось в публике более 150, и знаменитый оратор, изучивший их внимательно, говорит, что в них находятся все достоинства, какие требуются от оратора. Если этих речей в классический век красноречия уже не читали, то только потому, что этому мешал их устаревший язык. Цицерон сравнивает Катона как оратора с греческим оратором Лисием, находя между ними особенное сходство в остроте, изяществе и краткости. По силе и язвительности, какая иногда проявлялась в речах Катона, Плутарх сравнивает этого патриарха римского красноречия даже с Демосфеном. В пример этой силы и язвительности можно привести сохранившейся у Геллия отрывок, где, нападая на присвоивших себе общественные деньги полководцев, Катон говорит: «Воры, обокравшие частных лиц, проводят жизнь в острогах и цепях, а общественные воры — в золоте и пурпуре»4. 

Как образец  искусной постройки речей Катона могут быть указаны сохраненные тем же Геллием отрывки из речи его в защиту родосцев, которым жадные до наживы сенаторы хотели было под пустым предлогом объявить войну, тогда как здравые политические соображения требовали поддержания мирных отношений с дружественным Риму богатым островом.. Вообще речи Катона до нас не дошли, а сохранившиеся в виде цитат у древних писателей отрывки относятся приблизительно к 93 речам и собраны у Мейера, в его «Oratorum Romanorum fragmenta»5.

Катон стал автором прозаического сочинения «Об обычаях» (Carmen de moribus). Он также создавал пособия по различным вопросам, важным для помещика и гражданина – Медицинские записки (Commentarius de medicina), Заметки о гражданском праве (Commentarii iuris civilis), О военном деле (De re militari). Однако ничего из этих сочинений не сохранилось. История оставила нам только сочинение «О земледелии». 

 «О  земледелии»6 

Дошло до нас — хотя, как все заставляет думать, далеко не в подлинном виде — лишь сочинение «О земледелии» («De agri cultura»). В этом сочинении даны первые в собственной римской историографии попытки систематизировать правила регламентирующие проведение земледельческих работ, садоводству, огородничеству, скотоводству, виноделию и проч., причём сообщаются и практические наставления, до медицинских рецептов и слов для заговоров включительно. В нём полностью разбирается феномен товарной рабовладельческой виллы.

Произведение  «De agricultura», является самым ранним из дошедших до нас прозаических произведений на латинском языке. Для современных исследователей этот трактат один из важнейших источников по истории сельского хозяйства и рабства в Италии в конце III – первой половине II вв. до н.э. Именно поэтому не прекращается полемика споры по поводу времени создания, авторства и направленности данного произведения. На сегодняшний момент не на все эти вопросы дан окончательный ответ.

Прежде  чем разбирать трактат самого Катона рассмотрим, что говорили о его «Земледелии» античные авторы. Все сообщения античных авторов о трактате Катона можно разделить на две части. Первая – это литературно-исторические труды, которые в той или иной мере рассказывали о биографии Катона. В данной связи можно говорить в основном о произведениях Цицерона, Корнелия Непота, Плутарха. Ко второй группе относятся авторы сельскохозяйственных трактатов, и авторы, затрагивавшие в своих трудах вопросы земледелия и сельского хозяйства. К этой группе относятся Варрон, Колумелла и Плиний Старший. Цицерон и Корнелий Непот почти ничего не говорят о единственном сохранившемся трактате Катона. Больше таких сведений в катоновской биографии Плутарха. Он указывает на одну очень интересную деталь, что для Катона земледелие было отдыхом и развлечением. Правда не указывает, к какому периоду жизни Катона относится это высказывание. Скорее всего, эти слова можно отнести к последним периодам жизни сурового цензора, так как Плутарх говорит о том, что в молодости Катон сам возделывал свое поле. Больше информации можно получить из источников второй группы. Первым по времени из дошедших до нас является произведение Марка Теренция Варрона (116-27 гг. до н.э.), который был крупнейшим и наиболее плодовитым римским ученым-энциклопедистом. Одним из его произведений является трактат «О сельском хозяйстве» («De re rustica»), в котором он использовал многие советы Катона. Варрон, стремившийся к созданию научного агрономического трактата, распределил советы Катона в соответствии со своим планом между несколькими главами и снабдил рядом справок ученого характера (лингвистическими, естественнонаучными, этнографическими). Сам он критиковал труд Катона вместе с трактатом Сазерны за то, что они в своих трактатах давали «домоводческие» советы, которыми явно пренебрегал. Плиний Старший подчеркнуто восхищавшийся стариной, видел в Катоне учителя сельскохозяйственной мудрости. Колумелла римский писатель и агроном, живший в I в., написавший 12 книг о сельском хозяйстве, также широко использовал советы Катона. Античные авторы, таим образом, предают свое мнение о хозяйстве Катона (в том числе и о самом «Земледелии»), дают его описание, что позволяет проводить параллели между сообщениями авторов и самим «Земледелием» и определять целостность самого произведения Катона. Надо отметить, что среди историков в отношении авторства рассматриваемого трактата не было единого мнения. Существовало мнение, что «Земледелие» не что иное как компиляция из неоднородных и часто видоизмененных фрагментов сочинения Катона. Однако против такой трактовки говорит то, что античные авторы после Катона не упоминают ни о каких обработках и компиляциях. Тексты цитат у античных писателей вполне совпадают с соответствующими местами книги.

Информация о работе Жизнь и творчество Марка Порция Катона