Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

Исследование процесса этногенеза – происхождения и развития этносов – учёные-этнологи относят к одному из самых сложных разделов своей науки. Это обусловлено тем, что этническая история разных народов детерминирована противоречивым взаимодействием антропологических, лингвистических, исторических, хозяйственных, культурных, демографических, политических и других факторов.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

      Важной  причиной кризиса обычно бывает резко  возросшее воздействие цивилизации  на природу, которая, в конце концов, не выдерживает новой нагрузки. Наступает фаза обскурации – старости этноса. Это происходит, когда возраст этноса составляет 1100 лет. В это время пассионарное напряжение падает до отрицательных величин за счёт появления значительного числа субпассионариев, что делает невозможной никакую конструктивную деятельность, и этнос существует за счёт прежних запасов. В результате общественный организм начинает разлагаться: фактически узаконивается коррупция, распространяется преступность, армия теряет боеспособность, к власти приходят типичные авантюристы, играющие на настроениях толпы. Численность этноса и его территория значительно сокращаются, он может легко стать добычей более пассионарных соседей [4:150].

      Фаза  обскурации предшествует гибели этнической системы или переходу её к состоянию гомеостаза, которого может достичь лишь незначительная здоровая часть этноса.

      Иногда  бывает возможна фаза регенерации – временное восстановление этнической системы после обскурации за счёт сохранившейся на окраинах ареала пассионарности.

      В любом случае это короткий всплеск  активности накануне завершения процесса этногенеза, которым является мемориальная фаза. В этой фазе этническая система уже утратила пассионарность, и лишь отдельные её члены продолжают сохранять культурную традицию прошлого. Память о героических деяниях предков живёт в фольклоре, легендах[4:151].

      После конца динамических фаз этногенеза уцелевшие люди не становятся хуже, слабее или глупее прежних. Изменяются не люди, а этническая системная  ценность. Раньше рядом с обычным  большинством были пассионарии, многим мешавшие, но придававшие этносу сопротивляемость и вызывавшие стремление к переменам. Агрессивность этнической системы исчезает, но снижается и её резистентность (сопротивляемость). А это значит, что взамен приобретений идут утраты.

      Дальше  всё зависит от соседей. Если они  не будут нападать, то остатки этноса будут меняться, превращаться в милых, безобидных людей, гостепреимных и доброжелательных. Они продолжают терять память о прошлом, а вместе с ней и ощущение времени. На конечном этапе они просто ограничиваются констатацией смены времен года и даже просто дня и ночи. Но эти этносы живут в контакте с более пассионарными соседями, которые держат их в форме. Если же этого не будет, то остатки этноса могут просто вымереть из-за отсутствия желания жить. Такие этносы сегодня живут в некоторых заповедниках.

      Переход от мемориальной фазы к законченной  форме этнического гомеостаза имеет  очень плавный характер и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей – достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и своё потомство, но лишённых потребности и способности что-либо менять в жизни.

      В таком состоянии этнос может  существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет  ассимилирован.

      Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не  реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза – процессу, благодаря которому человечество не исчезает с лица Земли. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, этногенез – это природный  процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов  этнической истории наряду с тремя  постоянно действующими факторами:

  1. социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определённый порядок взаимоотношений в своём коллективе;
  2. техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда;
  3. географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей.

     Этих  трёх параметров достаточно, чтобы  охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идёт за счёт четвёртого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определённых участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами [2:307].

     Этногенез – инерционный процесс, где первоначальный заряд энергии расходуется вследствие сопротивления среды, что ведёт  к гомеостазу – равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к превращению его  в реликт, когда он находится в  пережиточном (персистентном) состоянии, лишённом творческих сил. Именно благодаря  высокому накалу пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными формами движения материи, подобно тому, как некоторые химические реакции идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов. Импульсы пассионарности как биохимической энергии живого вещества, преломляясь в психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только слабеет пассионарное напряжение.

     В заключение необходимо уточнить, в  какой степени предложенная Гумилёвым  концепция этногенеза соответствует  теории диалектического и исторического  материализма. Она соответствует  ей полностью. Развитие общественных форм – спонтанно; смена общественно-экономических  формаций – явление глобальное, несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение общественной формы материи – поступательно  и прогрессивно; направление его  – спираль. Следовательно, это –  философская теория об общих законах  развития, и, значит, она на целый  порядок выше, нежели антропосфера, взятая как целое, и на два порядка выше, чем этносфера – мозаика этносов во времени и пространстве [2:336]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 

  1. Алексеев  В.П. Историческая антропология и этногенез. – М.: Академия, 1989. – 223 с.
  2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. -456 с.
  3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. – М.: «ДИ-КАРТ», 1992. – 387 с.
  4. Садохин А.П. Этнология: Учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 256 с.
  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 304 с.

Информация о работе Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва