Специфические и «серединные» культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Пермский  государственный технический университет

Лысьвенский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине «Культурология»

на  тему: «Специфические и «серединные» культуры»  
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр. Э - 08

А.Г. Берестов

Шифр 08-03 

Проверил:

Преподаватель

П.Н. Малафеев

М.В. Саламатова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лысьва, 2009

    Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

    Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности.

    Перефразируя  Гегеля, писавшего об искусстве, можно  сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Слово «культура» Н.К. Рерих расшифровал как «почитание света» («культ» - почитание, «ур» - свет).

    В традиционном понимании слово «культура» (от лат. «Culture») первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. «возделывание человека». Уже у Цицерона появляется термин «культура» в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.

    Слово «культура» употребляется по самым  различным причинам и поводам. Восхищённые  талантом артиста, мы говорим о высокой  культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура – настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.

    Культуру  можно представить себе как огромную лабораторию, в которой создаётся  масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.

    Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего человечества. Где как не в культуре живёт и проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как, как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что «культура связана с культурой предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями».

    Культура  представляет собой постоянно эволюционирующий социальный организм, который живёт и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне динамична и развивается в соответствии с собственной логикой, по своим внутренним законам.

    Общество  проявляет и осознаёт себя в культуре. Она – его прозрение, непременное условие и результат существования. Только тогда общество становится цивилизованным, когда ставит культуру на почётный пьедестал и реально представляет человеку свободное право на культуру, возможность владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином, самоутверждая и раскрывая себя.

СЕРЕДИННАЯ КУЛЬТУРА - (срединная культура) - понятие, введенное

Н.Бердяевым. С. к.- культурная инновация, полученная в  результате медиации,

в результате преодоления  дуальной оппозиции посредством  поиска новой меры

снятия ее полюсов  в осмысленном предмете посредством поиска новой меры

снятия ее полюсов  в осмысленном предмете посредством  творческого

наращивания нового содержания культуры. 
 
 

1. КЛАССИЧЕСКАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

       Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии (ислама) распространил свою власть на обширном пространстве от Среднего Поволжья на севере — до Мадагаскара на юге, от атлантического побережья Африки на западе — до тихоокеанского побережья Азии на востоке. Халифат, впервые после эпохи Александра Македонского объединивший эллинистическое Средиземноморье с индоиранским миром, стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. «Золотой век» развившейся на этой почве цивилизации пришелся на IX—XII столетия, когда именно она стала определять уровень мировой культуры, как материальной, так и научно-философской.

Религиозный контекст

Унитарианизм и профетоцентризм

       Наряду с христианством и иудаизмом ислам представляет семейство «авраамических религий», характеризующееся прежде всего монотеизмом — верой в единого Бога, обладающего жизнью и волей, всезнающего и всемогущего создателя мира. Одновременно мусульманский унитарианизм претендует на большую по сравнению с христианством и иудаизмом строгость и последовательность. В таких догматах, как Троица и Боговоплощение, ислам видит отступление от истинного монизма, затемнение его исконной чистоты.

       Мусульманская религия разделяет положения библейской традиции о сотворении мира в течение шести дней, о создании человека по образу Божию (и, как подчеркивается в Священном Писании мусульман — Коране, одушевлении человека от Духа Божиего), о прародителях Адаме и Еве, их грехопадении и удалении из первобытного Рая, а также и о других основных событиях священной истории, связанных с именами как ветхозаветных лиц (в частности, Ноя, Авраама, Иакова и Иосифа, Моисея, Давида и Соломона), так и новозаветных (Захарии и Иоанна Крестителя, Девы Марии и Иисуса Христа). Правда, ислам не признает распятия Христа. По Корану, вместо Иисуса был распят другой человек, а сам Иисус был взят живым на Небо. Отрицание мученической смерти Христа отчасти обусловливается тем, что Бог, согласно Корану, простил Прародителям их проступок — а значит, и первородный грех, лишенный таким образом наследственного характера, не нуждается больше в искупительном божественном самопожертвовании.

       Как и Библия, Коран учит о конце света, Суде Божием, Рае и Аде. Но в отличие от средневекового христианства ислам не формировал у своих последователей обостренных апокалиптических чувств, не держал их в постоянном ожидании близкого Суда. По словам Мухаммада, верующему следует готовиться для жизни будущей, словно он умрет на следующий день, но должен он трудиться для жизни настоящей, будто бы живет вечно. Для коранической эсхатологии (учения о конечных судьбах мира и человека) характерно представление в конкретной, чувственной форме не только адских мук, но и райского наслаждения. Однако для обитателей мусульманского Рая (так же, как и в христианском Раю) наивысшим счастьем является духовное блаженство лицезрения Бога.

Подобно христианству и иудаизму ислам является ревелятивной (богооткровенной) религией: Бог сам «открывает» людям свою сущность и волю, даруя им Писания и посланников-пророков. Но пророчество (профетизм) в мусульманском вероучении занимает настолько важное место, что теоцентризм в мусульманской священной истории принимает форму профетоцентризма. Согласно мусульманской профетологии, каждому народу 1 осподь даровал хотя бы одного пророка. Общее число посланников Божиих достигает 124 тысяч. Первым из них был Адам, а последним — Му-хаммад. В Коране упоминается около тридцати пророков, среди которых фигурируют и перечисленные выше библейские лица.

       Ислам учит не только универсальности пророчества, но и его единству: все пророки проповедуют одну и ту же веру (догматику); варьироваться могут только законы, упорядочивающие нравственно-правовые и культово-обрядовые стороны жизни верующих. Таким образом, не только Мухаммад, но и все предшествующие ему посланники Божий были мусульманами, приверженцами ислама, ибо ислам в широком смысле слова и означает «единобожие». Божие откровение, как правило, передается пророкам через архангела Джибрила (библ. «Гавриил») в виде «Свитков» или «Книг». Господом было ниспослано 100 Свитков: Адаму — 21, Сифу — 29,

Еноху — 30, Аврааму — 10, Моисею — 10. Книг же было даровано — четыре: Моисею — Тора, Давиду — Псалтырь, Иисусу — Евангелие, Мухаммаду — Коран. Прообразы всех священных Свитков и Книг извечно хранятся в небесной «Сокровенной Скрижали». Книги и Свитки представляют собой «богоизреченное», или «продиктованное», откровение, всецело исходящее от Бога как по своему содержанию, так и по словесному оформлению. Другая разновидность Откровения — «боговдохновенное» Откровение, при котором пророк причастен к его словесному выражению. К этому второму типу относятся, в частности, собственные изречения Мухаммада (так называемые «хадисы», или «сунна»), составляющие ядро мусульманского Священного Предания. Па основе хадисов и свидетельств Сподвижников Мухаммада были составлены различные варианты его «Сиры» («Жизнеописания»). Последние для мусульман аналогичны Евангелиям в их христианском понимании, тогда как Коран, будучи воплощением извечного Слова Божия, сопоставим с самим христианским Иисусом.

Идеологическое многообразие

       Отсутствие церкви в исламе породило другую особенность мусульманской духовной жизни: в ней не утвердилось единой, общезначимой и институциализированной ортодоксии. На протяжении всего классического Средневековья в мусульманской империи сосуществовали соперничающие между собой три халифата — со столицами в Багдаде, Каире и Кордове. Внутри каждого из них также конкурировали многочисленные религиозно-политические школы, число которых ооксографам (историкам) X в. с трудом удавалось втиснуть в рамки, предсказанные Мухаммадом: «Моя община разделится на 73 толка». В таких условиях, естественно, появление общепризнанной «ортодоксии» было невозможно, хотя это и не мешало каждому халифату или каждой школе считать свою доктрину единственно правильной. Постепенно разнонаправленные религиозные движения приходили к осознанию необходимости мирового сосуществования, что перекликалось с изречением основателя ислама: «Разнообразие во мнениях общины моей есть знамение Божественной милости». Примером тому послужило соседство четырех толков мусульманского (суннитского) права (фикх) — ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского. Приверженец каждого из них мог свободно переходить из одного в другой; в свою очередь, в одной и той же семье можно было встретить представителей разных школ. Характерно, что по четырем углам главной мусульманской святыни — Каабы (в Мекке) с давних пор располагались помещения школ всех четырех толков; а в старейшем мусульманском университете аль-Азхар (Каир) преподавание распределено между четырьмя соответствующими кафедрами.

       Идеологическое многообразие арабо-мусульманского общества подкреплялось еще и тем, что наряду с исламом богооткровенными религиями были признаны также христианство, иудаизм и зороастризм. Такое сосуществование множества вероисповедных групп, с одной стороны, служило важным фактором воспитания духа веротерпимости и универсализма, а с другой — определяло характер культуры классического ислама как не только многонациональной, но и поликонфессиональной.

Городская доминанта

       Еще одной отличительной чертой арабо-мусульманской культуры классического Средневековья является ее городской характер. В мусульманском обществе культура не сосредоточивалась в замкнутых, внегородских центрах образованности, каковыми в Европе являлись монастыри, а была исключительно продуктом деятельности горожан. О высокой степени урбанизации этого мира можно судить по следующим цифрам: в трех крупнейших городах Южной Месопотамии (Багдаде, Басре, Куфе) проживало около 20 % населения, и по наличию городов с населением свыше ста тысяч Ирак и Египет в VIII — X вв. превосходили наиболее урбанизированные западноевропейские страны XIX в., такие, как Нидерланды, Англия и Франция. Представление о характере ценностных ориентации средневекового мусульманского бюргерства дает референтная группа, на которую он равнялся как на воплощение черт, обязательных для просвещенной и воспитанной личности. Такую группу образовывали адибы, носители адаба (мусульманский синоним гр. paideia и лат. humanitas), сочетавшие в себе широту гуманитарных интересов, разносторонность светских знаний с высокой нравственностью, утонченной воспитанностью, изысканными манерами и куртуазным поведением.

       Из среды адибов вышло немало видных представителей средневекового свободомыслия, которое получило относительно широкое распространение на мусульманском Востоке. Оно принимало разнообразные формы — от трактатов на тему «о трех обманщиках» (Моисее, Иисусе и Мухаммаде) до «модников» (зурафа,), щеголявншх своим религиозным нонконформизмом и скептицизмом. Длинный список мыслителей-вольнодумцев классической эпохи обычно открывают имена адибов Ибн-аль-Мукаффы и ат-Таухиди, философов Ибн-ар-Раванди и Абу-Бакра ар-Рази, поэтов Омара Хайяма и аль-Маарри.

       Действие этих  и  других  факторов  социально-политического  и  идеологического  порядка определило облик классической арабо-мусульманской культуры как религиозно-светской. Более того, как увидим ниже, во многих сферах духовного творчества светское не подчинялось религиозному, а порой и выходило на первый план.

Информация о работе Специфические и «серединные» культуры