Письменность Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 23:15, Не определен

Описание работы

Доклад

Файлы: 1 файл

Письменность Древней Руси.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

      Однако… После смерти Мефодия 6 апреля 885 года его противники добились у папы Римского Стефана V запрещения славянского языка в богослужении. И вот уже летит послание-приказание великоморавскому князю Святополку: «Пусть отселе никто не смеет дерзать совершать божественные отправления, святую мессу и таинства на славянском языке, как дерзнул этот Мефодий… Пусть извращения, которые высказывал из презрения к вселенской вере, падут на его [Мефодия. – В. К.] голову».

      В отличие  от своего дяди Ростислава, независимого политика, Святополк не был сторонником  славянского богослужения и поддерживал латинское духовенство. Он повелел изгнать учеников Кирилла и Мефодия из Великой Моравии. И уже в XII веке на территории своего первоначального распространения старославянская письменность была окончательно вытеснена латынью.

      Но… «что написано пером – не вырубишь топором»! Дело «братьев солунских» не умерло вместе с ними: старославянская книжность  продолжала развиваться в других славянских землях. Ученики Кирилла  и Мефодия, изгнанные из Моравии, направились на юг, к хорватам, и на юго-восток, к болгарам. Болгарский князь Борис, незадолго до этого крестивший страну по византийскому обряду, создал все необходимые условия для развития старославянской книжности. При его преемнике царе Симеоне (893–927) наступил Золотой век болгарской литературы. Далеко за пределами Болгарии получили известность такие писатели, как Климент Охридский, Константин Преславский, Иоанн экзарх Болгарский, черноризец Храбр. Их творчество продолжало и развивало литературные традиции солунских братьев.  

     
    Наступил 988 год. Древняя Русь приняла крещение.

      И перекочевало на эту благодатную землю (через  посредство южных и, в меньшей  степени, западных славян) огромное книжное  наследие, созданное Кириллом, Мефодием и их учениками в IX–X веках. Старославянское  книжное богатство заложило основы нашей национальной культуры и духовности.

      И сами братья, и  их преемники твердо верили, что  трудятся во имя всех славян, просвещенных единой верой и объединенных одним, понятным всем, литературным языком. В  «Прогласе» (предисловии) к Евангелию, древнейшем славянском стихотворном произведении, ученик Мефодия, епископ Константин Преславский, обратился ко всему славянскому миру:

    Услышьте, славяне все,

    Дар этот от Бога дан  нам…

    Слушай, славянский народ!

    Слушайте  Слово, ибо оно  – от Бога.

    Слово, что питает души человеческие,

    Слово, что укрепляет  сердца и умы,

    Слово, что готовит всех к познанию Бога.

    Как без света не будет  радости оку,

    Глядящему на Божьи творенья,

    Но  не видящему красоты  их,

    Так и всякая душа без  грамоты 

    Закона Божьего ясно не видит,

    Закона  писаного, духовного,

    Закона, рай Божий открывающего… 

    Еще более того душа бескнижная

    В мертвеца его превращает.

    Торжественный гимн Константина Преславского воспевает  идею славянского просвещения и  единства. И та же идея звучит уже в самых ранних древнерусских произведениях. «А словеньскый язык [народ. – В. К.] и рускый одно есть…» – читаем в «Повести временных лет», летописном своде начала XII века.

    Этой великой  идее – идее просвещения и единства славян – были посвящены жизнь и труды святых и равноапостольных Кирилла и Мефодия. Свет ее не меркнет и в наши дни.

Информация о работе Письменность Древней Руси