Основные методы научного познания естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 14:55, реферат

Описание работы

Швейцер и в самом деле наш современник. Но современник скорее по духу, чем по линейному движению времени. «Хронотоп духовности» — так можно назвать его размышления. Эти размышления — удивительное совмещение всего пространственно-временного континуума развития современной культуры и цивилизации в одной критической точке — точке духовности.
Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана она совершенно недавно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…3
1. Основные моменты биографии А. Швейцера…………………….…….5
2. Этика благоговения перед жизнью — этика любви и исцеления .….10
Заключение…….…………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

Профессиональная Этика.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

Факультет экономики и управления

 

 

 

Реферат

 

Студентки ЭТ-331 учеб. гр. 3 курса заочного факультета

Прохоровой Кристины Николаевны

по учебной дисциплине: «Концепция современного естествознания»

 

 

 

Тема:

 «Основные методы научного познания естествознания»

 

 

 

Руководитель:

Бутузов  А.А.

 

                                                                                          Оценка: ____________

 

 Тверь

2014г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

          Введение………………………………………………………………..…3

 1. Основные моменты биографии А. Швейцера…………………….…….5

  2. Этика благоговения перед жизнью — этика любви и исцеления .….10                                 

    Заключение…….…………………………………………………………16

   Список литературы………………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Швейцер и в самом деле  наш современник. Но современник  скорее по духу, чем по линейному  движению времени. «Хронотоп духовности»  — так можно назвать его  размышления. Эти размышления —  удивительное совмещение всего пространственно-временного континуума развития современной культуры и цивилизации в одной критической точке — точке духовности.

 Самая известная работа Швейцера  «Культура и этика» вышла в  свет в 1923 г. Но когда листаешь  её страницы, невольно возникает ощущение, что написана она совершенно недавно.

  Величайшим злом современности  Швейцер считал угрозу мировой  термоядерной войны. И в этом  он, несомненно, прав. Такая война  означала бы катастрофу для  всего человечества, гибель культуры, возврат к дикости, а вовсе не путь к якобы коммунистическому прогрессу, как полагают ныне некоторые авантюристически мыслящие политики в Китае.

  Свою книгу, да фактически  и жизнь Швейцер посвятил Служению  человечеству, его нравственному  прогрессу, возрождению культуры, защите гуманизма. Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед жизнью, - писал он, - отбрасывает чисто индивидуалистическое и духовное понимание культуры". И далее: "Благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира". Как бы мы ни относились к самому этическому принципу благоговения перед жизнью, следствия, которые выводит из него Швейцер, - справедливы и благородны. Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями прогресса культуры, защита принципа равенства всех людей на земле без различия цвета их кожи, непреклонный антимилитаризм и антифашизм в убеждениях и практической деятельности - все это черты его облика, которые дают нам основание характеризовать Швейцера как выдающееся нравственное явление в жизни буржуазного общества в эпоху глубокого кризиса его культуры.

 

 В марксистской литературе  при оценке места и роли  Швейцера в культуре современного  буржуазного общества принято  сравнивать его с Дон-Кихотом. Это сравнение не лишено основания: Швейцер действительно старомоден, одинок, героичен, благороден, он - маяк, по которому многие в современном буржуазном обществе выравнивают курс в своем нравственном развитии. И вместе с тем он - горький упрек бездушности, бесчеловечности буржуазного общества, обрекающего культуру на распад и уничтожение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные моменты биографии  А. Швейцера

 

 Альберт Швейцер (1875–1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора.

 Детство провел в деревушке  Гюнсбах в долине Мюнстера (близ  Кольмара), с раннего возраста  учился игре на органе, посещал  реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900).

 

 Дающую право на преподавание работу по теологии, защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах.

 В 1902 был назначен помощником  приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других  мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach).

 Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.

 В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям» [1;145-150с.].

 

 Швейцер никогда не участвовал  в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения.

 Тем не менее он оставил  свои любимые занятия и приступил  к изучению медицины. На долгие  годы его лозунгом стало: «Сначала  я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку.

 В 1913 ему удалось создать  больницу в селении Ламбарене  на реке Огове во французской  колонии Французская Экваториальная  Африка (в провинции Габон, в ту  пору Французское Конго, впоследствии  – Республика Габон).

 Во время Первой мировой  войны как эльзасец, а следовательно  германский подданный, был интернирован  и отправлен в лагерь во  Францию. В 1918 – после перехода  Эльзаса – Лотарингии в состав  французского государства – Швейцер  принял французское гражданство.

 Некоторое время выступал  с органными концертами и лекциями  в Европе, собрал средства, позволившие  ему расплатиться с долгами, поправил  пошатнувшееся во французских  лагерях здоровье, возобновил работу  над философскими трудами. Особенно  популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны.

 С этого времени начался  своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении  многих лет удавалось поддерживать  деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею [1;171-180с.].

 

 Анализирую современное состояние  европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли.

 Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».

 Идеей, объемлющей и жизнеутверждение  и этику, стало швейцеровская  концепция «благоговения перед  жизнью», памятником которой стала  выстроенная в Ламбарене фактически  собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». [2;147-151с.].

 Следующее из этого «жизнеутверждение  его духовный акт… в ходе  которого человек перестает жить  как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной.

 Он ощущает другую жизнь  как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».

 Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистикаиэтика(Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935). [;210-212с.].

 Швейцер по-своему прагматично  замечал, что «личный пример –  не просто лучший метод убеждения, а единственный».

 Нередко его способность  убеждать, заставлявшая людей жертвовать  порой значительные суммы на  поддержку больницы, вызывала раздражение  и обвинения в саморекламе, желании  сотворить из себя символ милосердия.

 В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».

 В июле 1927 Швейцер вернулся  в Европу, где продолжил чтение  лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя.

 В течение 1930-х годов он  неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных.

 В 1957 выступил с «Обращением  к человечеству», призвав правительства  прекратить испытания ядерного  оружия, и в дальнейшем не прекращал  напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира. [2;301-304с.].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Этика благоговения перед жизнью — этика любви и исцеления

 

Благоговение перед жизнью (нем. Ehrfurcht vor dem Leben) — принцип этического учения Альберта Швейцера, немецкого философа-гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира.

Суть данного принципа — «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического точнее, чем сострадание или даже любовь, так как соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает беспокойство постоянной ответственности.

Добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Альберт Швейцер


Этот принцип был сформулирован Швейцером во время его путешествия по африканской реке Огове и впервые изложен в 1915 году в книге «Культура и этика», а впоследствии постоянно упоминался и в других работах философа: «Проблема этического в развитии человеческого мышления», «Гуманность», «Учение о Благоговении перед жизнью». Благоговение перед жизнью — больше, чем основной принцип нравственности, он по сути дела является её единственным принципом, так как задаёт программу жизни индивидов в форме прямых действий, не требующих никаких конкретизирующих норм и промежуточных этических инстанций.

«Этика благоговения перед жизнью» разработана и подтверждена практической деятельностью Альберта Швейцера.

 В начале XXI века стало очевидным, что существование цивилизации  невозможно без пересмотра взглядов  на взаимоотношение человека  и природы.

 Согласно этике благоговения, главной ценностью является жизнь во всех ее проявлениях, и если человек способствует сохранению и процветанию жизни, он поступает естественно и правдиво - творит добро, если уничтожает любую жизнь и препятствует ей — совершает зло. Уничтожение без нужды, походя, любого придорожного цветка есть зло; спасение раненого животного вне зависимости от его пользы — добро.

 Швейцер говорит о сострадании  и сочувствии ко всем живым  существам, независимо от их положения  и иерархии в природе, как о  норме сосуществования в мире. Благоговение перед Жизнью требует сочувствия, любви в самом высоком смысле, т.е. любви как служения всем творениям, независимо от их близости к человеческой природе. Учение Швейцера расширяет христианскую этику любви до вселенских масштабов.

Информация о работе Основные методы научного познания естествознания