Основные культурологические школы ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 18:34, реферат

Описание работы

Иногда представление о культуре ассоциируется с городским стилем жизни, регулярным посещением кино, театров, библиотек, с «культурным» человеческим окружением и красивыми вещами. Достаточно распространено мнение, что к культуре следует относить лишь классические и выдающиеся произведения искусства, идеальные и возвышенные стремления, исключая из нее все будничное, рядовое. Обыденное сознание, опирающееся на житейский опыт, недостаточно для выражения сущностных характеристик такого многосложного явления как культура.

Файлы: 1 файл

реферат культурология.docx

— 60.36 Кб (Скачать файл)

Лотман Юрий Михайлович – русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии. Важным моментом в творческой биографии Лотмана было знакомство в начале 1960-х годов с кругом московских семиотиков (В.Н.Топоров, Вяч.Вс.Иванов, И.И.Ревзин и др.), организовавших в 1962 Симпозиум по структурному изучению знаковых систем в Институте славяноведения АН СССР. Комплекс новых идей начала 1960-х годов – кибернетика, структурализм, машинный перевод, искусственный интеллект, бинаризм в культурологическом описании – привлек Лотмана и заставил его во многом пересмотреть первоначальную марксистскую литературоведческую ориентацию. В 1964 в Кяэрику (Эстония) под руководством Лотмана была организована первая летняя школа по изучению знаковых систем, где собрались представители новых направлений науки. Эти школы затем собирались каждые два года до 1970. На одну из школ смог приехать и Р.Якобсон с К.Поморской.

Увлечение семиотическими идеями привело Лотмана к углубленным занятиям семиотикой кино, искусственным интеллектом, функционированием полушарий головного мозга. Центральным трудом этого периода явилась обобщающая книга – Внутри мыслящих миров. Рассматривая символ как наиболее значимый для культурологии тип знака, Лотман в основном занимается именно символами (меньше – индексами и иконическими знаками) и показывает сохранность символов при смене культурологических парадигм. Лотману принадлежит определение семиосферы – семиотического пространства, которое принципиально гетерогенно и которое он сравнивает с музеем, где функционирует ряд упорядоченных семиотических пространств: экспонаты, картотеки, служащие, экспозиция. «Сюжет» начинается при выходе за семиосферу. Выходом из семиосферы Лотман считает чудо, сочетание скандала и чуда – это азартная игра у того же Достоевского и Пушкина. Территориальный выход за границу семиосферы характеризует особый пласт личностей: колдун, разбойник, палач. Они живут, как правило, в лесу, и с ними общаются ночью. Центр и периферия в семиосфере могут меняться местами: Петербург становится столицей,бхиппи – добропорядочными гражданами, римские генералы оказываются родом из варварских провинций. Обращаясь к географическому пространству как части семиосферы. В постсоветский период популярность Лотмана способствовала новой волне публикации тартуских изданий и книг самого Лотмана, а также его контактам с рядом западноевропейских университетов и академий. В 1992 в Тартуском университете под руководством Лотмана была создана кафедра семиотики11. 

 

 

Заключение

Важным критерием для выделения направлений культурологии выступает уровень обобщения, который достигается, используется в той или иной части исследования. По уровню обобщения можно выделить прежде всего общефилософский уровень исследования, при котором достигается наивысший уровень обобщения. В таком случае речь идёт о конструировании "философии культуры", призванной решить вопрос о наиболее общих закономерностях развития и функционирования культуры, о первичных - вторичных, определяющих – определяемых её связях и отношениях, о возможности познания и понимания культурных явлений. Более низкий уровень обобщения и более высокий уровень конкретизации достигается в «социологии культуры» или «социальной культурологи», поскольку здесь речь идёт о специфических формах культуры, характерных для того или иного общества и для общества в целом. Ещё более низкий уровень обобщения присутствует на микроуровне, при котором происходит изучение отдельных культурных явлений. То или иное направление исследуется сообществом учёных, объединённых общностью научного интереса, методик, подходов, концепций. Такое сообщество учёных получило название культурологическая школа12.

В культурологии к концу ХХ века сложилось множество направлений, подходов исследования. Имеются достаточно сложившиеся школы и влиятельные концепции. В то же время, это многообразие культурологического знания не привело к созданию общепризнанной теории культуры. Это свидетельствует о том, что культурология, несмотря на свою востребованность практикой, ещё не завершила переход от эмпирической стадии исследования. Культурологическое знание носит ещё переходный характер. В конце этого перехода культурология должна превратиться в теоретическую науку, в полной мере исполняющую роль непосредственной производительной силы, выполняющую прогностическую и преобразующую функции в обществе13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Григорьев А., Данилевский Н.,

Страхов Н. М., 1992.–312 с.

    1. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.–126 с.
    2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.–Гл. 5
    3. Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Лотмана Ю.М. М., 1999.–143 с.
    4. Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1997.–354 с.
    5. Культурология . М., 1998.–216 с.
    6. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.–78 с.
    7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.–260 с.
    8. Тойнби А.Д. Постижение истории. Сборник. М., 1991.–183 с.
    9. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.–158 с.
    10. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992.–193 с.
    11. Шпенглер О. Закат Европы, т. 2. М., 1998.–Гл. 1
    12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.–224 с.

 

 

        1 Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.–126 с.

2 Тойнби А.Д. Постижение истории. Сборник. М., 1991.–183 с.

3 Шпенглер О. Закат Европы, т. 2. М., 1998.–Гл. 1

 

 

 

4 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.–Гл. 5

 

 

5 Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.–158 с.

 

 

6 Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.–224 с.

 

 

7 Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. М., 1992.–193 с.

 

 

8 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.–260 с.

 

9 Авдеева Л.Р. Русские мыслители: Григорьев А., Данилевский Н., Страхов Н. М., 1992.–312 с.

 

10 Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.–78 с.

 

11 Егоров Б.Ф. Жизнь и творчество Лотмана Ю.М. М., 1999.–143 с.

12 Культурология . М., 1998.–216 с.

 

13 Иконникова С.Н. История культурологии. Идеи и судьбы. СПб., 1997.–354 с.

 

 

 

 


Информация о работе Основные культурологические школы ХХ века