Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:43, реферат

Описание работы

Целью данной работы является обзор деятельности людей с ограниченными возможностями, внесших огромный вклад в развитие культуры и искусства.

Содержание работы

1. Введение.
2. Понятие нормы аномалии.
3. Искусство для «медленных» детей.
4. Слепые люди.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки РФ

ГОУ ВПО «Череповецкий  государственный  университет»

Институт  Педагогики и Психологии. 
 
 
 
 
 
 

Реферат:

Лица  с ограниченными  возможностями жизнедеятельности  в мире искусства.  
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Сальникова А.С.

      Студентка группы:

      4СОП-31

      Проверила:

      Боярчук В. Ф. 
 
 
 
 
 
 

Череповец 2010. 

Содержание. 
 

  1. Введение.
  2. Понятие нормы аномалии.
  3. Искусство для «медленных» детей.
  4. Слепые люди.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Норма – это установленная мера, средняя величина чего-нибудь. В обществе норма существует как форма требований и правил, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. Позволяет соотнести поведение каждого члена общества выработанным эталоном и на этом основании выбрать наиболее эффективное средство воздействия на данную личность.

     Норма создает возможность ее нарушения (т.к. не будь поведение нормированным, нечего было бы собственно, и нарушать). В понятие нормы органически  входит и сама возможность отступления  от нее.

     Интеграция  в общество человека основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны бать как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: Декларацией прав ребенка, Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декларацией о правах инвалидов. [1]

     Целью данной работы является обзор деятельности людей с ограниченными возможностями, внесших огромный вклад в развитие культуры и искусства.

     Согласно  данным ООН, каждый десятый из живущих  на Земле людей - инвалид. Кроме того, по данным Всемирной организации  здоровья (ВОЗ), почти 20% детей имеют  непатологические, пограничные отклонения от психической нормы. Поэтому, на мой взгляд, проблема отношения к лицам с ограниченными возможностями со стороны здоровых людей на сегодняшний день очень актуальна.

     Кроме того, зачастую к людям с ограниченными  возможностями относятся предвзято и негативно. В данной работе рассматриваются проблемы интеграции и возможности реабилитации лиц с ограниченными возможностями, рассматривается отношение здоровых людей к понятию норма и аномалия, сущность этих понятий, вклад лиц с ограниченными возможностями в мировую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Понятия нормы и аномалии 

     В человека от природы заложено желание  все конкретизировать, но дать определение  понятия «норма» довольно сложно, так как признаки, которые должны его формировать, оценочны, трудноуловимы и порой изменчивы. Аристотель в «Нокомаховой этике» характеризовал норму как среднюю величину между избытком и недостатком: «Ясно, по крайней мере, то, что похвалы заслуживает срединный душевный склад, при котором мы испытываем гнев против того, против кого следует, по должному поводу, должным образом и так далее, если отклонения незначительны – мягкого, и если они достаточно велики – сурового. Ясно, разумеется, что следует держаться срединного душевного склада». А в «Большой этике» он писал: «Равное между большим и меньшим справедливо».

     Разрабатывая  понятия нормы и аномалии, исследователи  основное внимание уделяли аномалии, через которую и определяли норму. Такой подход часто встречается  и в настоящее время в социально-философских  и психологических исследованиях. Для понимания нормы уместно вспомнить, что «понять природу социальных норм можно лишь на основе общего философского учения о мере вообще и социальной мере в частности». Опираясь на это определение, современные исследователи пришли к мнению, что данная интерпретация нормы-меры наилучшим образом отвечает современным философским требованиям.

     Сравнивая норму и отклонение от нее, мы сталкиваемся с большим диапазоном разбросанности от очень маленького отклонения до очень большого, и эти крайние значения в литературе принято называть патологией с отрицательным (негативным) значением. «Социальная патология представляет собой такое отклонение от социальной нормы, которое имеет отрицательное значение с точки зрения общественных интересов» [2]. Оценивая вышеизложенный материал, необходимо обратить внимание, на то, кто определяет норму и относительность и расплывчивость этих границ. Почему необходимо рассматривать все именно в двух гранях, в двух полюсах? Разделяя все на черное и белое, мы упускаем множество различных оттенков. Это все равно, что говорить, что бардовый – это плохой цвет, потому что он темный.

     У многих людей сложилось представление, что все должно быть либо хорошо, либо плохо. Нет в природе ничего, что сконцентрировало бы в себе все хорошее или плохое, к тому же, ни один, даже самый великий и мудрейший философ, не знает, что такое на самом деле «объективная норма», человек может дать свое, субъективное мнение, общество, дать определение своей социальной нормы, и каждый будет думать, что он прав.

     Многие  философы, говорили, что норма –  это гармония, но разве все люди, причисленные к «нормальным» могут  достигнуть полную гармонию в своей  жизни и в своем сознании?

     Рудольф Штайнер (1861-1925) – философ, создатель  антропософии (учения о человеке), замечательно сказал: «В людях с синдромом Дауна, завершено построение морального тела. В этом смысле они люди будущего. Буддисты сажают их в храм для того, чтобы они вычищали пространство вокруг себя. Язык этих детей, в каком-то смысле, оказывается праязыком, то есть если внимательно вслушиваться в то, как они говорят, можно обнаружить такового типа лингвистические конструкции, которые свойственны скорее не человеку, а священной книге». [3]

     В рассказе А.Б. Юркина «Слепой художник»  рассказывается про молодого человека, у которого был слепой наставник, который «рисовал» прекрасные поэмы о тех местах, где он побывал и слепой друг, который рисовал прекрасные картины камнями. «Был безграничный интерес у слепого Фаддия к устному слову. Слепого Нейло звуки внешнего мира в соединении с душевными порывами и отголосками потаенных желаний преображались в новый осязаемый мир образов. Каждый, от мала до велика, был близок к исполнению заветного желания; один Лориан — неприкаянный. В чем призвание юного путешественника? Какими талантами он сможет гордиться завтра? Чем веселее становился Нейло, тем грустнее было на душе у Лориана».[4] Аномалия в развитии еще не говорит о том, что этот человек не имеет право или не может быть счастливым, зачастую, именно такие люди больше понимают и больше чувствуют в этом мире, нежели нормально развивающиеся люди. 

     2. Искусство для «медленных» детей 

     В Москве существует уникальный «Театр Простодушных», в котором заняты больные синдромом Дауна. У «солнечных актеров» линии ума и сердца сливаются в одну.

     Этот  театр работает в столице уже  восьмой год. Врачи говорят, что  постановки благотворно влияют на детей  – они начинают лучше говорить, двигаться, легче адаптируются психологически. В Москве о «Простодушных» знают  немногие, потому что актерам негде показывать свои работы.

     Еще в прошлом веке врачи заговорили об арт-терапии – методе лечения  искусством. Однако «спецтеатры» в  нашей стране не прижились, ведь они  не приносят прибыли, скорее наоборот. Поэтому «Театр Простодушных» –  это благотворительная инициатива Игоря Неупокоева и нескольких его друзей. В репертуаре театра пока один-единственный спектакль-балаган «Приходите завтра» (по мотивам повести Н. В. Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»). Благо для него артистам не нужны декорации. Требуется лишь небольшой реквизит (веера, подносы, стулья) и несколько костюмов. Перевозить с места на место весь этот скарб также нетрудно.

     Сегодня необычную постановку можно увидеть  в подвальном помещении «Тетра Док». Туда «Простодушных» пустили из дружеских побуждений. «В любой момент нас могут выгнать, и это будет справедливо. Ведь в «Театре Док» полно своих проектов…», – с горечью говорит создатель и режиссер «Театра Простодушных» Игорь Неупокоев. Не один год он ходил по многочисленным инстанциям, просил, дарил чиновникам билеты на постановку, умолял хотя бы выслушать. В один прекрасный момент решил: «Хватит!». Проще договориться с друзьями, которые могут приютить на пару спектаклей, чем выпросить у столичной власти хотя бы один квадратный метр. «Я разослал кучу пригласительных, но ни один чиновник ни разу не пришел на спектакль! О чем можно просить этих людей?»

     Всего в театре 9 актеров, 6 из них – люди с синдромом Дауна. Нас встретил у входа красивый худенький мальчик, с грустными голубыми глазами. 21-летний Антон несколько отличается от своих коллег, хотя считается, что синдром Дауна делает людей неуловимо похожими друг на друга. У них у всех «марсианские» глаза, маленькие уши, вдавленные переносицы… Но самое интересное – у всех похожие линии на руках: линии ума и сердца как бы сливаются в одну.

     Ощущение  «одинаковости» пропадает, когда только они начинают играть. Тогда сразу  понимаешь – у каждого свой характер, каждый по-своему талантлив. Именно по этому признаку распределяет режиссер среди них реплики. «У нас все, как в настоящем театре, – говорит Неупокоев, – закулисные интриги даже есть! Вот папа одной актрисы недавно возмущался, дескать, я специально даю роли тем, кто хуже говорит, чтобы показать, какой я «выдающийся режиссер»! На самом деле больше текста получают те, кто говорит с большим чувством!»

     Кстати, в политкорректных странах не услышишь слово «даун», там их давно  называют «альтернативно-одаренными»  или «медленными детьми». Специалисты  признают, что у детей замедлено  развитие, но все уверены – их можно научить всему, просто надо заниматься.

     По  словам Неупокоева, актеров он искал  очень просто – пришел в ассоциацию Даун Синдром, попросил списки. И дома методично обзвонил всех. Большинство  от предложений режиссера отказались по телефону. Мотивировка, как правило, такая – некому возить. «Если бы я знал, насколько будет тяжело, может, и не взялся бы за это. Весь первый год просто возвращался с репетиции, ложился и больше ничего не мог делать. Ведь у многих была нарушена речь, они с трудом учили тексты, быстро уставали, им сложно было объяснить замысел. Представьте, я прыгал вокруг них, кричал, хохотал, орал, а они были безучастны, они ничего не понимали. Я объяснял им, куда вставать, они вставали, но тут же забывали все мои указания».

     Но  теперь, по признанию режиссера, это  идеальные артисты – никогда  не настаивают, что сцену надо сыграть так или иначе, а выполняют все по первому требованию, хорошо знают тексты...

     Пока  не начался прогон, все актеры, как  и полагается, находились в гримерке. Дверь открыта – артистам нравится махать рукой и улыбаться всем, кто проходит мимо. При любой возможности жмут руку и даже обнимают вас. Доброта и отзывчивость таких людей известны. Недаром психиатры часто называют их «солнечными натурами». Наконец, актеры выстраиваются на сцене – Антон, Маша, Леночка, Лена, Руслан, Сергей и Дима.

     Начинается  репетиция. Капитана Копейкина –  безногого и безрукого, никому не нужного инвалида играет Сережа Макаров. Он прославился ролью в картине  Геннадия Сидорова «Старухи». Сергей знает  много стихов, поет, всего за полгода  научился играть на фортепьяно. Дима Поляков сочиняет стихи про любовь и одиночество, он – сама доброта, а в спектакле ему досталась роль строгого генерала. На сцене драматический момент – возвращение капитана Копейкина домой. Вот мама капитана, которую играет Лена Чумакова, обнимает своего сына и плачет от радости, что он вернулся живым. Лена плачет, причитает и молится. В зале – тишина, кто-то тоже беззвучно плачет, кто-то сидит с каменным лицом. А актриса продолжает причитать и гладить «сына» по спине.

     Актриса играет так, что, кажется, слышишь, как на самом деле мать встречает сына-инвалида с войны. Текст у актеров очень сложный, ведь это Гоголь, тут и «ваше высокопревосходительство», и такие сложные фразы, как: «Без сомнения, вы будете вознаграждены, как следует: ибо не было еще примера, чтобы в России человек, приносивший, относительно так сказать, заслуги отечеству, был оставлен без призрения». Некоторые говорят с трудом, но все понятно.

Информация о работе Лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире искусства