Культура Казанского ханства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 15:30, Не определен

Описание работы

1. Образование Казанского ханства.
2. Культура Казанского ханства.
3. Территория и население. Первый период существования ханства.

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ1.docx

— 52.39 Кб (Скачать файл)

ПЛАН:

  1. Образование Казанского ханства.
  2. Культура Казанского ханства.
  3. Территория и население. Первый период существования ханства.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Под культурой следует понимать все  то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для  людей способами (методами) деятельности. Эти средства позволяют создать  как материальные, так и нематериальные, духовные ценности. В этом смысле к  культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком  орудие, примитивнейший инвентарь, любая  мысль, идея, зародившаяся в уме человека. С помощью культуры люди удовлетворяют  свои потребности (материальные и духовные) и строят отношения между собой.

     Культура  как система искусственных средств  отличает человека от животных, которые  в своей жизнедеятельности опираются  на естественные средства. Культура возникает  не на пустом месте. Ей предшествует и  орудийная деятельность животных, обладающих высокоразвитой психикой, и наблюдаемые  в их среде элементы обучения подрастающего  поколения, и высокие образцы  «строительного искусства» (гнезда, норы, соты и др.) и инстинктивное разделение труда. Но все это отличается принципиально  от культуры, поскольку она вырабатывается людьми в процессе сознательной постановки цели. Человек сам создает новые  цели, выходящие за рамки своих  биологических потребностей, и сам  не только создает, но постоянно совершенствует средства деятельности.

     В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств  деятельности в ее цели, а целей  – в средства. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование  культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию  практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием  общества она превращается в самостоятельную  область деятельности, порождая такие  сферы культуры, как искусство, религия, наука.

     Культурология - это наука о культуре. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Культурология изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.  
         Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно- исторических типов.  
Знакомство с мировой культурой - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на социально- экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру. Важнейшая задача культурологов - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки- вопросы теории и истории мировой культуры.  
        Курс культурологии дает понимание того, что любая материально- практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна так же, как невозможна без культуры и сама жизнь человека.  
        Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.  
Это гуманитарная дисциплина изучает общие аспекты возникновения и развития культуры, а также возникновение культур между собой.

     Предмет культурологи:

  • объективные закономерности культурного процесса, как мирового, так и национального;
  • памятники и явления материальной и духовной культуры;
  • факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей.

     Объектом  культурологии являются:

  • культурные аспекты различных областей общественной жизни;
  • выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов;
  • анализ тенденций и процессов в современной социокультурной среде.

     Задача культурологии — построить «генетику» культуры, которая не только объясняла бы историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы проигнорировать этот процесс, в перспективе — управлять им.

     В эти периоды происходило накопление знаний, формирование представлений  о предмете, выделение исходных оснований  и ключевых категорий. Исследования носили в основном академический  характер. Со второй половины XX в. ситуация изменилась. Стала очевидной прагматическая ценность знаний об истоках общего и особенного, устойчивого и меняющегося в культуре. Эти знания начали востребоваться и применяться в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии, военном деле. 
 
 
 
 
 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАНСКОГО ХАНСТВА.

       Вопрос о том, когда и кем основано Казанское ханство, долгие годы вызывал споры среди ранней истории Казани пользовался лишь устными, не очень достоверными сведениями, писал следующее: Улу-Мухаммед, выгнанный из Орды своим братом Кичи-Мухаммедом в 1437 году, направился в ученых. Русские историки еще прошлых столетий, среди них такие известные, как А.Лызлов, П.И.Рынков, Н.М.Карамзин, писали, что Казанское ханство было образовано в 1437 году изгнанным из Золотой Орды ее ханом Улу-Мухаммедом. При этом они основывались на сообщениях «Казанской истории» – сочинения XVI столетия, написанного одним русским священником, жившим 20 лет в плену в Казани и освобожденным в 1552 году после завоевания города войсками Ивана Грозного. Так вот, этот автор, который при освещении Казань, но застал ее пустой после взятия ее русскими войсками еще в 1392 году и построил город на новом месте и тем самым положил начало образованию новой Орды – Казанской.

     Даже  в таком небольшом сообщении  явно несколько досадных ошибок: Кичи-Мухаммед никогда не был братом Улу-Мухаммеда, они являлись выходцами из двух ветвей династии джучидров. Улу-Мухаммед никак не мог направиться в Казань в 1437 году, ибо он еще в 1438 году являлся ханом Золотой Орды, что мы видели выше из сообщений Иосифата Барбаро, посетившего татарские земли именно в те времена; по сообщениям летописей, Казань не прекратила своего существования после событий 1390-х годов (тогда русские войска взяли Булгар, Жукотин, Керменчук и Казань и, получив там большой трофей и множество пленников, вернулись обратно домой). Археологические исследования также свидетельствуют о том, что Казань после названных событий продолжала существовать на прежнем месте. К сожалению, ошибки автора «Казанской истории» повторяли, помимо перечисленных выше историков, и другие ученые. Эта точка зрения в какой-то мере существует и в настоящее время.

     Однако  еще в середине прошлого столетия крупнейший исследователь-востоковед, академик В.В.Вельяминов-Зернов, тщательно проанализировав всю имевшуюся совокупность исторических источников, в которых сообщалось об исторических событиях 30 – 40-х годов XV века, пришел к другому выводу. Он доказал, что Улу-Мухаммед после ухода со своим войском из центра Золотой Орды на север остановился и жил не в Казани, а в старой части Нижнего Новгорода; Казанское же ханство было основано его старшим сыном Махмутеком в 1445 году.

     Впрочем, все по порядку. Последний золотоордынский  хан Улу-Мухаммед со своей семьей и оставшейся армией в 1438 году пришел к Белеву, небольшому русскому городку  на Оке – эти земли были в  составе Золотой Орды. Здесь он думал перезимовать, но великий князь  московский Василий II захотел выжить хана оттуда и послал против него многочисленное войско, которое, однако, было разбито татарами. Через год Улу-Мухаммед появился под стенами Москвы и, простояв там 10 дней, отступил. Зимой 1445 года он ходил на Муром, но взять его не смог и ушел. Весной того же года хан отправил против великого князя свою армию под руководством двух сыновей – Махмутека и Якуба. Василий II пошел к ним навстречу снова с большим войском, но попал в плен в сражении под Суздалем, и царевичи отвезли его к своему отцу в Нижний.

     Следует сказать, что еще после Белевской битвы Улу-Мухаммед пришел в Нижний Новгород и там обосновался. Об этом ясно свидетельствуют русские летописи: «Из Белева поиде царь к Новугороду к Нижнему и засяде Новгород Нижней Старой»; «из Новагорода из Нижнего из Старого поиде к Мурому»; «возвратися бегом к Нижнему Старому, в нем же живяше». Как видно из этих сообщений, Улу-Мухаммед жил не в самом Нижнем Новгороде, а в старом городе. Есть мнение о том, что до основания русского города в 1221 году раньше там существовал булгарский городок. Вполне вероятно, бывший золотоордынский хан в качестве временной резиденции использовал это бывшее мусульманское поселение.

     В конце августа 1445 года Улу-Мухаммед со своими сыновьями двинулся из Нижнего  Новгорода к Курмышу – небольшому городку в современной западной Чувашии («курмыш» в переводе с татарского означает укрепление). Там Василий II получил от хана и его старшего сына Махмутека свободу. Так сообщается в источниках. Однако в этом политическом акте могли сыграть свою роль и другие царевичи, ибо Василий Темный потом оценил их участие в его освобождении из плена и отблагодарил их.

     Имя Улу-Мухаммеда после октября того же года больше не упоминается в  источниках. Его внезапное исчезновение в какой-то степени находит отражение  в сообщении «Казанской истории» о том, что Махмутек убил своего отца и младшего брата Якуба (вернее будет сказать, Юсуфа). Был ли хан убит или он умер своей смертью, – остается загадкой, ибо сообщений об этом в других источниках нет. Но ясно одно, что он сошел с исторической арены, уступив свое место старшему сыну.

     Имеется серия исторических источников, коротко  и ясно свидетельствующих о том, что Махмутек в действительности убил казанского князя, овладел городом и стал первым ханом (по русским летописям «царем») в Казани. Предоставим слово самим источникам. Воскресенская летопись: «Toe же осени (1445 года. – Р.Ф.) царь Мамотяк, Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчича казанского князя Либея убил, а сам сел в Казани царствовати»; Никоновская летопись: «А царь Мамутяк пришед из Курмыша Казань взял, а казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле начал царство бытии казанское»; Родословная книга (русский источник, куда включена также «Родословная царей татарских»): «У Улу-Махметя сын Мамотяк, то первый царь на Казани». С этими источниками в значительной степени созвучен и Сборник летописей, составленный на татарском языке в городе Касимове в 1602 – 1605 годах: «У Улуг-Мухамед хана же сын Махмутек, пришел в страну казанскую».

     Вот таковы источники, которые четко  свидетельствуют о том, что первым ханом, начальным правителем Казанского ханства был Махмутек, и никто другой. Бесспорно, и до него в Казани был свой правитель, но он был не ханом, а лишь князем, т. е. главой Казанского княжества с центром вначале в Старой, а позднее в Новой Казани.

     После захвата власти Махмутеком, т. е. джучидом, практически новым ордынским ханом, изменился и статус Казанского княжества. Оно перестало быть только княжеством с местным управлением, а стало отдельным государством во главе с ханом. Именно в этот период, т.е. в 30 – 40-х годах XV века, возникли и другие татарские ханства, образованные после окончательного распада Золотой Орды.

     Вполне  естественно возникновение и  следующего вопроса: как же быть с  Улу-Мухаммедом, которого целый ряд  историков считал первым ханом Казани? Как уже отметили, это недоразумение  связано главным образом с  ошибками составителя «Казанской истории», которое постепенно стало просто-напросто традицией. Однако перечеркнуть имя  Улу-Мухаммеда из истории Казанского ханства, конечно же, невозможно: именно с его приходом в Среднее Поволжье связаны те исторические события, которые предопределили образование нового татарского государства – Казанского ханства. К тому же он является родоначальником династии казанских ханов, которая оказалась наиболее стабильной, и именно она правила государством в период его могущества.

     Наконец, в связи с описанными выше событиями  необходимо обратить внимание учащихся на один существенный и принципиальный вопрос. В той же «Казанской истории» сообщается, что вместе с Улу-Мухаммедом пришли тогда 3000 воинов. Это – явно приуменьшенное число. Армия золотоордынского хана даже в период распада государства, когда от него ушли многие военачальники  и часть войска, никак не могла  составлять такое мизерное количество. Да и происходившие затем известные  нам события говорят о том, что Улу-Мухаммед располагал еще  немалыми силами. Его армия разгромила 40-тысячное войско Василия II, а с отрядом в 3000 воинов сделать это было просто невозможно; также невозможно было осаждать с этим войском Москву в течение 10 дней всего год спустя, а в 1445 году еще раз разгромить московское войско и взять в плен самого великого князя. Учитывая все это, есть основание говорить о том, что армия Улу-Мухаммеда состояла из несравнимо большего числа воинов, чем указано в «Казанской истории». Если он победил русскую армию в 40 000 воинов, то можно предположить, что ханское войско было едва ли меньше. Таким образом, общую численность татарского населения улу-мухаммедовской орды можно было бы назвать в пределах не менее 200 тысяч. Чтобы вычислить состав населения какого-нибудь государства или города, если известно количество их воинов, умножают это число на пять, ибо семья каждого воина (старики, женщины, дети и др.) состояла в среднем из пяти человек. Так принято в историко-этнографической науке.

     Следовательно, вместе с Улу-Мухаммедом в Среднее  Поволжье пришло солидное количество татарского населения, сыгравшее большую  роль в окончательном формировании народности казанских татар.

     Вывод: Вопрос о том, когда и кем основано Казанское ханство, долгие годы вызывал споры среди ученых. Русские историки еще прошлых столетий, среди них такие известные, как А.Лызлов, П.И.Рынков, Н.М.Карамзин, писали, что Казанское ханство было образовано в 1437 году. Так вот, этот автор, который при освещении ранней истории Казани пользовался лишь устными, не очень достоверными сведениями, писал следующее: Улу-Мухаммед, выгнанный из Орды своим братом Кичи-Мухаммедом в 1437 году, направился в Казань, но застал ее пустой после взятия ее русскими войсками еще в 1392 году и построил город на новом месте и тем самым положил начало образованию новой Орды – Казанской. Следовательно, у каждого автора  своя достоверная информация.  

Информация о работе Культура Казанского ханства