Культура Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2016 в 14:17, контрольная работа

Описание работы

Одной из основных черт Древнего Египта является его относительная замкнутость. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое назначение. Возникшее в древнейший период египетское искусство продолжало сохранять свои характерные особенности в течение многих веков. Но, несмотря на это, на протяжении истории Древнего Египта египетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периоды разнообразные художественные формы

Содержание работы

Основные исторические этапы развития художественной культуры Древнего Египта 3
Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни 11
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

контрольная работа культура древнего египта.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Создаются портретные статуи знатных лиц с глубокой передачей индивидуальных психологических черт. Прекрасным примером является гранитная портретная статуя Монтуэмхета (Каирский музей), градоначальника Фив при эфиопском фараоне Тахарке, портрет наделен чертами большого сходства и этнической достоверности. Аналогичными чертами отличается и бронзовая статуэтка ливийской царицы Каромамы (Париж, Лувр).

Второй краткий расцвет искусства падает на время правления саисской династии. Снова развертывается строительство, на этот раз в городе Саисе.

Вывод: Мы проследили ход развития искусства Древнего Египта на протяжении его длительного существования. Его значение для истории искусств других народов очень велико, как вообще велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом.

 

Архитектура как феномен древнеегипетской культуры и отражение духовной жизни

 

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtоn — строитель), (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Ее художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества.

Концепция космоса нашла самое непосредственное отражение в памятниках архитектуры Древнего Египта. Подобно тому, как замыкался круг представлений египтян о земном и небесном, составлявший единую космическую орбиту, храмы и гробницы не только системой ритуальных росписей, но и формой архитектуры связывались с осмыслением неба и земли, представляя собой некую модель той и другой сфер.

Именно религия занимала огромное место в жизни египетского государства. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ.

Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу, в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск, иногда солнечный бог представлялся в виде сокола или человека с соколиной головой. Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца Ра.

Главной доктриной египетской религии была вера в бессмертие души. Египтяне исходили из того, что смерть не означает конца человеческого существования, а, напротив, открывает собой его новый этап, который мог быть более счастливым, чем земной — а главное, он мог быть вечным. Поэтому краткую земную жизнь они рассматривали лишь как прелюдию к истинному существованию.

Вера в загробное существование требовала сохранить нетленным тело покойного, превратив его в мумию. В течение столетий складывалось в Египте сложное искусство мумификации, которое в древнеегипетских папирусах упоминается как тайное искусство бальзамировщиков.

Бессмертие, однако, было обещано не всем душам, а только тем, которые заслужили это праведной жизнью. Душа умершего должна была предстать перед Осирисом и другими богами — его помощниками.

Но мало было сохранить тело — нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия не требовала человеческих жертв, как это было в некоторых древних странах, бессмертие обеспечивалось средствами искусства. Множество небольших статуэток так называемых ушебти - заменяли покойному слуг. На стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота, отдых властелина в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных мастерских. В утаенных, замурованных погребальных камерах искусство развертывало длинную и подробную повесть о земной жизни. И всех этих рельефов, статуй и росписей никто не видел, никто ими не любовался, - и не увидел бы, если бы не пытливость археологов, начавших в XIX веке исследование египетских захоронений.

Искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было, ни много, ни мало, дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому казалось неважным, видит ли кто-нибудь художественное произведение. Оно не предназначалось для осмотра, а представлялось чем-то само в себе сущим, само и себе заключающим жизненное начало.

Подлинной доминантой древнеегипетской культуры является архитектура, оставившая миру величественные храмы и колоссальные пирамиды. Уже в ранних постройках обнаруживаются техническое и эстетическое совершенство, а каждое монументальное сооружение (пирамида или храм) представляет собой органичный синтез всех изобразительных средств – архитектуры, скульптуры, живописи, малой пластики.

Сооружение в эпоху Древнего царства усыпальниц пирамид было ярким свидетельством того, сколь велика была в Египте вера в божественную силу фараона, распространявшаяся на подданных и после его смерти. Пирамиды воплотили в себе дух египетской культуры, они мнились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.

Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была так называемая ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккари (XXVIII в до н.э.). Она подобно гигантской лестнице устремляется в небо. Гробница Джосера примечательна не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях впервые был широко применен в качестве основного строительного материала камень. С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента. Первый — создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60-метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной, отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса.

Второй момент — воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть сына бога.

Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески – Хеопса, Хефрена и Микерина), расположенные в Гизе, неподалеку от нынешнего Каира (XXVII в. до н.э.). Этот комплекс пирамид является ансамблем, в котором продумано все до мельчайших деталей — от выбора места (на границе пустыни и орошаемых Нилом земель) до астральной символики, согласно которой гробница вписывалась в орбиту космоса. Все три пирамиды довольно точно ориентированы по странам света — их юго-восточные углы практически лежат на одной прямой. Вход помещался с северной стороны, откуда можно было спуститься в подземную камеру, расположенную так, что в нее проникал световой луч, направленный на альфу созвездия Дракона, являвшуюся во времена строительства пирамид полюсом мира.

Самая грандиозная – пирамида Хеопса: ее высота — 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. До сих пор остается не вполне ясным, каким образом многотонные камни поднимались строителями на столь значительную высоту. Осталась также нераскрытой еще одна загадка пирамид: отдельные каменные блоки были столь плотно пригнаны друг к другу, что между ними и сейчас нельзя просунуть даже лезвие ножа. Отточенная форма пирамид, основанная на пропорциях золотого сечения, была предельно лаконична и бесконечно выразительна.

Характерной особенностью пирамиды как архитектурного сооружения было соотношений массы и пространства: погребальная камера, в которой находился саркофаг с мумией, была очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Вход в пирамиду находился на северной ее грани, причем угол наклона пола коридора равен тому углу, под которым можно было видеть Полярную звезду, куда, по представлениям древних египтян, направлялась душа умершего. Пирамида была не просто надгробным памятником, а настоящим домом, в котором поселялся умерший фараон.

Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского Сфинкса, которого египтяне называли отцом страха. Каменный лев с головой человека высечен из целой скалы, его длина — 57 м, а высота — 20 м. Лицо Сфинкса имеет портретное сходство с фараоном. Огромный Сфинкс Гизе охранял покой мира мертвых, он воплощал божественность царской власти. Все сфинксы, изваянные в разные эпохи существования Древнего Египта, считались воплощением бога солнца Ра, они имели одну и ту же позу и один и тот же головной убор: царский платок — клафт с уреем — символом царской власти в виде изображения приподнявшейся кобры. Однако Сфинкс из Гизе остался единственным в своем роде, ни одного подобного гиганта больше создано не было.

Неподалеку от трех великих пирамид расположились маленькие пирамиды царских родственников и приближенных и заупокойные храмы. Египтяне считали, что создание любого храма на земле является воплощением формы некого идеального храма, существовавшего в их представлении так же реально ощутимо, как и его конкретное воспроизведение.

В V династию эпохи Древнего царства появляются так называемые солнечные храмы. К числу самых замечательных из них принадлежал храм Ниуссирра в Абидосе. Центральное место в этом ансамбле отводилось каменному обелиску, служившему главным объектом солярного культа. Его завершение в виде маленькой пирамидки покрыто золоченой медью, отражавшей лучи солнца. Обелиск символизировал священный камень Бенбен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. И хотя древнеегипетская символика обелиска со временем утратилась, сама форма сооружения в дальнейшем стала классической для европейского искусства.

В эпоху Среднего царства появляется новый тип заупокойного храма. Первое новшество — изменение местности: храмы сооружаются не в пустыне, а у скал Ливийского нагорья. Второе — усложнение композиции заупокойного храма, состоявшего из двух террас, расположенных одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой.

За основным ядром комплекса шел небольшой открытый двор, окруженный колоннадой. Он вел во второй гипостильный (колонный) зал (первый находился на нижней террасе) и помещения, вырубленные в скале. Дополнительными элементами этого архитектурною комплекса были каменные раскрашенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами. В целом ансамбль приобретал более живописный характер. Яркий пример такого зодчества — храм Ментухотепа I в долине Деир-эль-Бахри на западном берегу Нила, остатки его сохранились до наших дней.

От заупокойного комплекса Ментухотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре Нового царства, одним из наиболее ранних образцов, которой был заупокойный храм единственной в истории Египта женщины-фараона Хатшепсут (нач. XV в. до н.э.). Он возведен в той же долине рядом с храмом Ментухотепа. Хатшепсут воздавались все подобавшие фараонам мужские почести, ее изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой.

Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам разноцветными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трем постепенно повышающимся большим террасам, окруженным колоннадами.

Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище было вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей — все продуманно, на всем лежит печать мысли гениального зодчего Сенмута.

Храм Хатшепсут был богато и разнообразно украшен рельефами и скульптурами (свыше 250 статуй), обширные дворы-террасы оживлялись деревьями и искусственными прудами. Но самое главное новшество — захоронение фараона отдельно от храма. Царская мумия запрятана где-то в тайнике, в горах (и так теперь будут поступать со всеми фараонами).

Идея пространственно развитого храмового комплекса, подчиненного принципу центральной оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора в Фивах, посвященных богу Амону – Ра (XVI – XV вв. до н.э.). От Луксора к Карнаку вела длинная, почти в два километра, прямая магистраль — аллея сфинксов. У входа во двор храма высились обелиски — иглы фараона (один из обелисков Луксора стоит ныне в Париже на площади Согласия), мощные пилоны образовывали портал, возле пилонов стояли скульптурные колоссы.

Из открытого солнцу двора, обнесенного колоннадой, путь вел в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутемное святилище. Здесь-то и был настоящий лес: чаща колонн (в одном только гипостильном зале Карнака их было 144), папирусо-образных, лотосовидных, пальмовидных, иные из них таковы, что их не смогли бы обхватить пять человек. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звездами на темно-синем фоне, видимо храм, символически изображал нильские заросли звездной ночью. В храме помещалось множество статуй: стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами.

Колонны первого открытого двора имели капители в виде бутона, в центральном гипостильном зале — в виде раскрытых цветов папируса, что соответствовало представлению о смене дня и ночи.

Все эти архитектурные формы в отдельности, в том числе колонны, изображающие нильские растения и деревья, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно-сложном ансамбле.

Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские заросли каменного папируса имело и световую драматургию: от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта так называемый Рамезсеум: комплекс, состоящий из Дворца и заупокойного храма Рамзеса II в Фивах. Там до сих пор стоят десятки колоссальных колонн, а посреди образуемого ими двора лежит огромная разбитая статуя Рамзеса, достигавшая 17 м в высоту и весившая более 110 тонн. Рамзес II был одним из самых знаменитых фараонов Древнего Египта, он провел на троне 66 лет и построил больше храмов и городов, чем кто-либо из правителей до него.

Информация о работе Культура Древнего Египта