Этика и эстетика средневековой Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2010 в 15:11, Не определен

Описание работы

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей.

Файлы: 1 файл

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

      В период позднего Ренессанса многие его нормы изменились; обнаружились черты кризиса, связанного с осознанием сути складывающихся противоречий в обществе. Это  способствовало появлению скептицизма в философии и литературе. Обозначился определенный разрыв между искусством и наукой, красотой и пользой, между духовностью и физической жизнью личности. В то же время гуманизм позднего Возрождения в творчестве его крупнейших представителей, например Шекспира, обогатился сознанием противоречивости жизни, трагическим мироощущением.

      Эпоха Возрождения имела огромное  положительное значение в истории мировой культуры. Она неотделима от идеала гармоничного и свободного человеческого бытия, который питал культуру Ренессанса и так мощно воплотился в её искусстве.

    В истории эстетической мысли особое место занимает классицизм как направление  в литературе и искусстве конца XVII — начала XIX вв. Классицизм возник и сложился как художественный стиль и направление во Франции в XVII веке, отразив форму и содержание культуры французского абсолютизма. Эстетическая теория классицизма нашла наиболее полное выражение в таких произведениях, как «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674 г.), «Начальные правила словесного искусства» Ш. Баттё (1747), в доктринах французской Академии.

    Характерными  чертами эстетики классицизма являются её нормативность,  т.е. стремление к установлению строгих правил художественного творчества, а также регламентация эстетических критериев оценок художественного произведения.

    Художественно-эстетические каноны классицизма четко ориентированы  на образцы античного искусства: перенесение тематики сюжетов, характеров, ситуаций из античной классики в эпоху Нового времени и наполнение их новым содержанием. Философской основой эстетики классицизма явился рационализм (одним из основоположников которого является Рене Декарт), идеи о закономерности и разумности мира. Отсюда вытекают и идейно-эстетические принципы классицизма:     1. логичность формы, 2. гармоническое единство созданных в искусстве образов, 3. идеал прекрасной, облагороженной природы, 4.  утверждение идеи государственности, идеального героя, 5. решение конфликта между личным чувством и общественным долгом в пользу последнего. Свойственны также иерархия жанров, деление их на высшие (трагедия, эпос) и низшие (комедия, басня, сатира).

    Ориентация  искусства классицизма на ясность  содержания, четкую постановку социальных проблем, эстетический пафос, высоту гражданского идеала делала его социально значимым, имеющим большое воспитательное значение. Классицизм как художественное направление не умирает вместе с кризисом абсолютной монархии во Франции, а преобразуется в просветительский классицизм Вольтера, а затем в республиканский классицизм эпохи Французской революции (Ж. Давид и др.). Классицизм нашел отражение во всех видах и жанрах искусства: в трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), комедии (Мольер), басне (Ж. Лафонтен), сатире (Н. Буало), прозе (Ж.Лабрюйер), театре (Ф.Тальма).

 

     2. Эстетическая мысль Просвещения. Основные тенденции развития эстетической мысли в западноевропейских странах. 

    Просвещение (18 в.) было важным этапом становления  эстетики как науки, поскольку проблемы эстетического отношения к действительности, сущности искусства и его роли в обществе получили в этот период более глубокое развитие, чем в предшествовавшей эстетике классицизма XVII в.

    Деятели Просвещения нередко придерживались разных философских и социально-политических ориентации. Так, первый английский просветитель А. Шефтсбери был идеалистом, а деятели французского Просвещения Д. Дидро, К. Гельвеций - известные материалисты.

    Английские  просветители стремились к постепенному морально-эстетическому исправлению общественных антагонизмов (противоречий). Об этом же мечтал Ф. Шиллер в феодальной Германии конца XVII века. Во Франции, наоборот, Просвещение активно готовило революционное преобразование существующих порядков. Но при всей сложности и противоречивости Просвещения, как идейно-культурного движения, его эстетика имела ряд характерных черт: уверенность просветителей в способности человеческого разума  проникнуть в тайны бытия, добиться гармонизации личности, а затем и преобразования общества на новых справедливых началах при помощи искусства. Отсюда характерное для эстетики Просвещения понимание эстетического отношения к миру в качестве одного из способов его познания и стремление к изменению общественных отношений на основе нравственных идеалов «естественного человека».

    Художник  для просветителей - это, прежде всего, борец за торжество добра и  справедливости. Нормативность эстетики Просвещения была следствием наступательного  характера его идеологии и  орудием борьбы с разного рода элитарными  тенденциями и течениями в искусстве феодального общества. Значительное место в эстетике Просвещения занимало учение о красоте, гармонии, и поиск их объективных основ (А. Шефтсбери, Д. Аддисон, Д. Дидро, И. Винкельман), а также разработка категории возвышенного (Ф. Хатчерсон).

    Особое  внимание просветители обращали на специфику  художественного отражения как  диалектики идеального представления  о добром, прекрасном и реальном опыте художника.

    Многие  просветители, например Лессинг, Дидро, уделяли внимание проблеме жизненной правды, естественности в искусстве. Следует отметить сложность отношения просветителей к классицизму. Так, они выступали страстными критиками академизма как консервативной тенденции в классицизме (Вольтер, Дидро, Лессинг), поддерживали реализм и сентиментализм (например, живопись У. Хогарта, Ж. Грёза, «мещанскую» трагедию в Германии и «слезливую» комедию во Франции, просветительский роман и т.д.). Но одновременно им был созвучен рационализм в искусстве, они разделяли интерес классицизма к гражданственности, его требование четкости и завершенности формы, что дает основание для термина «просветительский классицизм».

      Большинство просветителей рассматривали  искусство целостно, что позволило  впервые в истории эстетической  мысли поставить вопрос о его развитии,  росте, расцвете и увядании (искусства Древней Греции). Лессинг начал разработку проблемы разграничения видов искусства. Большое внимание он уделял специфике пластических искусств и поэзии.

    Просвещение внесло новое и свежее  в пропаганду и популяризацию всех видов и форм искусства, сделало его доступным для широких слоев населения. Особый вклад внесли французские просветители, которые главное внимание уделяли выяснению социальной функции искусства.  Например, Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеции, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой - указывали на то, что искусство может выполнить свою роль лишь в том случае, если оно будет давать правдивое отражение реальности. Немецкие просветители Лессинг, Гердер, Гёте, Шиллер рассматривали социальную обусловленность искусства.

    Высокого  расцвета на Западе достигла эстетическая мысль в исследованиях видных представителей немецкой классической философии - Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.

    Несмотря на внутреннюю противоречивость, философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетических принципов. Вместе с тем Кант отрицает объективный характер эстетических законов, несколько преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает его от морали, науки, политики, социальной практики.

    Гегель  создаёт объективно-идеалистическую  эстетическую систему. Эстетическое искусство  он понимает как первую и низшую форму самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем самораскрывается в религии, а затем в философии. В этой идеалистической конструкции содержатся, тем не менее, гениальные догадки мыслителя о сущности, закономерностях развития и роли искусства в общественной жизни.

    Обосновывая свои идеи, Гегель приходит к мысли, что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек, по Гегелю, «удваивает» себя, «очеловечивает» природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Мыслитель впервые в систематической форме применяет в анализе искусства диалектический метод. Он также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного.

    Гегель  подробно рассматривает категорию прекрасного, как наиболее существенную и широкую по объёму эстетическую категорию. Он определяет прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея прекрасного раскрывается в правильности, гармонии, симметрии, чистоте материала, цвете, звуке и т.д. Так как природа лишена духовного начала, то природная красота является второстепенным, низшим видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее прекрасного, как идеала.

    Шиллер  создал свою эстетическую теорию, в  которой своеобразно толковал многие понятия эстетики. Так, например, он подверг критике субъективное толкование прекрасного Кантом. Шиллер признает наличие объективной основы красоты: пропорциональность, правильность, формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются её необходимыми условиями. Он определяет красоту как «свободу в явлении». Таким образом, соразмерность, пропорциональность, совершенство, упорядоченность, гармоничность явлений действительности есть объективная основа прекрасного. Они могут быть восприняты человеком, оценены им, и человек не только познает законы, меру, существенные связи и отношения, но и делает эти познания принципами своей деятельности в соответствии с законами красоты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Костюм Западной  Европы в период  средневековья. 

    В течение V в. по западной территории павшей Римской империи    расселялись различные племена варваров-германцев. Они заняли территорию современных Италии, Франции, Испании, Германии, Англии, Нидерландов.

    Варварские  государства, возникшие на развалинах Римской империи, характеризовались христианской религией, сменившей древние языческие верования варваров, и новой европейской культурой, сформировавшейся в сфере религии.

    Характер  всего средневекового искусства  крайне противоречив. С одной стороны, это пропаганда религиозных идей и аскетизма, с другой — отражение огромного богатства внутренней жизни человека, его душевного состояния, красоты труда. И именно эта вторая сторона средневековой культуры подготовила ее необыкновенный взлет в эпоху Возрождения.

    Эстетический идеал красоты. Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека — аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины.

    Однако  религиозное воздействие было не единственным в формировании эстетических представлений средневековья. Не менее важными были идеалы рыцарства и идеалы народа, нашедшие отражение в таких эпических произведениях, как «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах», в поэзии трубадуров. Сила, храбрость, воинская доблесть рыцаря, защитника своей страны, своего короля, определили мужественность его внешнего облика. Это сильный, ловкий, физически выносливый воин с подчеркнуто широкими плечами, сильными стройными ногами, волевым решительным лицом. Впервые в эстетических взглядах европейского общества мужественность как основная черта мужской красоты начинает противопоставляться женственности, воплощающей идеал женской красоты.

    По  описаниям поэтов XI-ХII вв. у женщины  должны быть длинные золотистые вьющиеся волосы, зеленые или голубые глаза, веселые и улыбающиеся, губы, подобные свежему персику. Ее красота, доброта, верность воспеваются на рыцарских турнирах. Мотивы розы — цветка, символизирующего нежность, хрупкость, изящество, широко распространяются в искусстве и в быту. Розами украшают обеденный стол, лепестки роз плавают в чашах с вином, юноши и девушки носят венки из роз. Именно в жестокую и мрачную эпоху средневековья возникает культ «прекрасной дамы», оказавший огромное влияние на отношение к женщине всех последующих поколений.

    Основными источниками отражения внешнего облика человека и его костюма в изобразительном искусстве являются витражи и скульптура средневековых соборов, книжная миниатюра.

    В литературе описание быта и костюма  средневековых варваров имеется  ещё у римских историков, в  летописях и хрониках более позднего периода и поэтических художественных произведениях.

    Развитие  конструирования  и моделирования  костюма. Примитивный крой, появившийся в глубокой древности на Востоке, давший основные типы накладной и распашной одежды, бытовал в европейской одежде вплоть до Х-XI вв. Возникшее затем различное понимание мужской и женской красоты потребовало разделения форм мужской и женской одежды, создания облегающих скульптурных ее форм.

    Эта большая и важная реформа европейского костюма осуществляется в средние века не сразу, а на протяжении почти 400 лет (ХII-ХV вв.). В ее осуществлении можно выделить такие наиболее характерные этапы:

    XII — 1-я половина XIV в. Мужская  и женская одежда длинная, облегающая. Облегание достигается с помощью  кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой. Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные;

Информация о работе Этика и эстетика средневековой Западной Европы