Исламский традиции в современном искусстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 22:50, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я бы хотела раскрыть понятие и содержание Исламской традиции, на примере культуры Арабского Востока. Данная тема является актуальной по ряду причин, во-первых, она не была достаточно глубоко исследована учеными и искусствоведами как культура отдельно взятой страны. Во-вторых, в настоящее время средства массовой информации заваливают прямой эфир нецензурной лексикой и человечеству сложно совершенствоваться.

Содержание работы

Введение
Исламские традиции в культуре Арабского Востока……………….
традиции, обычаи, нормы, законы……………………………………
Коран……………………………………………………………………
2.1. как духовный проводник……………………………………………..
2.2. в культуре………………………………………………………………
2.3. как святое писание…………………………………………………….
3.Исламские традиции….…………………………………………………..
3.1. искусство……………………………………………………………….
3.2. орнамент и каллиграфия………………..……………………………..
3.3. архитектура……………………………………………………………..
3.4. декор…………………………………………………………………….
4. Исламский традиции в современном искусстве………………………..
4.1. как старые традиции сейчас…………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

История искусств.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

3. Исламские традиции

    3.1. искусство 

   Исламское искусство — охватывает искусство, произведенное с VII-го столетия, людьми (не обязательно мусульманами), которые жили в пределах территории, которая населялась культурно исламскими поселениями. Это включает в себя области столь же различные, как архитектуракаллиграфияживопись и керамика. Как правило, хотя не полностью, исламское искусство сосредоточилось на описании образцов арабской каллиграфии, потому что, что художественное описание человеческой формы не что иное, как одна из форм идолопоклонства и, таким образом, трактуется как грех против Аллаха, запрещенного Кораном.

   Мусульманская религия запрещала изображение человека и животных в искусстве. Поэтому в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, отдававшим предпочтение абстрактным, геометрическим и стилизованным формам.

   VIII век - период стремительного распространения ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы и принципы, регламентирующие искусство, в частности проблему изобразительности. В одном из таких изречений говорилось: "ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения", что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ, как отвлекающих внимание верующего. Это требование касается только предметов исламского религиозного культа. Оно значительно строже воспрещения Кораном поклонения "идолам" других религий (изображениям Бога, которым поклонялись как самому Богу). 
Это предписание не касалось светского искусства: резиденции мусульманских властителей богато украшались живописью, мозаиками, тканями и предметами гончарного искусства с изображениями людей и животных. Тем не менее художники старались по возможности приуменьшить схожесть с реальностью и предпочитали стилизованные формы.18
 
 

   3.2. Орнамент и каллиграфия 

   Арабская вязь, используемая для оформления архитектуры мечетей, получила название "куфическое письмо". Термин происходит от имени города Куфа в Ираке, где, как долго ошибочно считалось, возникла эта письменность. Она использовалась для переписывания священных текстов, но ее можно увидеть и на простой посуде, например на фаянсовых тарелках, украшенных изречениями из Корана. Это письмо, которое поначалу было очень элегантным, прямым и четким, с веками становилось все более схематичным, так как его использовали неграмотные ремесленники, упрощавшие его при копировании.

   Каллиграфия - искусство изображения слова, доведенное в арабских странах до высшей степени совершенства. 

   В арабских странах степень владения каллиграфией была показателем образованности и духовного совершенства человека. Это неудивительно, потому что любой образец средневековой арабской каллиграфии - произведение художника, математика и тонкого стилиста в одном лице.  
Основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе). Однако подлинными виртуозами были лишь немногие избранные каллиграфы ("хаттаты"), искушенные во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. "Красота человека - в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого" (известный восточный афоризм).  
Нет также ничего удивительного в том, что стили письма были канонизированы. В основе канонизации лежала строгая система "уставного письма" ("хатт мансуб"), разработанная багдадским каллиграфом Ибн-Муклой (886-940). Это система пропорций, определяющих соотношение горизонтальных и вертикальных элементов букв, а также букв в строке. Канонические виды арабской каллиграфии (почерки):  
Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII века. Канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана . "Шесть стилей" классического арабского письма: 
Насх - "переписка" - горизонтальный, строгий почерк. 
Мухаккак - "правильный".  
Сульс - "одна треть" - криволинейные и прямолинейные элементы соотносятся в пропорции 1/3. Очень "гибкий" почерк . 
Тауки - "указ" - самый убористый почерк.  
Рика - "скорописный".  
Райхани - "базиликовый" - очень изысканный почерк, его сравнивали с ароматом цветущего базилика. 
Позже в отдельных регионах исламского мира выработались другие разновидности почерков. Так, персидскими каллиграфами были введены еще два стиля:  
Талик (таалик) - быстрый в исполнении (скорописный).  
Насталик - скорописный, наиболее распространенный почерк. Выработался при слиянии "насха" и "талика". 
В мавританской Испании был разработан "Андалузский Магрибский почерк", типичные примеры которого вы видите на нижних рисунках.  
От избранного стиля зависел способ очинки тростникового пера (калама): "Калам очиняется косо, и знай - кончик калама должен соответствовать длине фаланги большого пальца, но багдадские писцы очиняют его по длине ногтя..." (из трактата 14 века).  
В 15 - 17 в.в. в мусульманском мире распространился особый вид искусства - кита - миниатюрная картина, представляющая собой в то же время образец одного или нескольких почерков. Не пожалейте времени, разверните и посмотрите образцы на рисунках. Потрясающе, не находите?  
Тугра - каллиграфически написанный личный знак монарха (халифа, султана), содержащий его имя и титулы, который ставился в начале каждого монаршьего указа.  
Искусство каллиграфии нашло самобытное воплощение в таком жанре народного творчества, как шамаили - настенные панно, которые по сей день можно встретить в интерьерах сельских и городских мусульманских домах. Шамаиль - в переводе с арабского языка - "оберег", а с персидского - "портрет", "изображение".  
Написанные на стекле масляными красками, своеобразные картины-изречения охранно-ритуального значения, сочетающиеся с орнаментально- живописным фоном, наряду с сурами Корана содержат философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока.  
Шамаили с текстами фольклорного характера включают в себя строки из народных песен, пословицы, поговорки, иногда целые притчи - о смысле жизни, о красоте и светозарности знаний, учения.  
Основной элемент композиций шамаилей - это укрупненная вязь арабского письма "сульс", воссоздающая абстрактно-символическое содержание престольного стиха Корана.  
Тексты на шамаиль наносили с помощью трафарета или кальки, или непосредственно "живописали" их на обратной стороне стеклянной поверхности. Тонко раскатанная подцвеченная краской смятая фольга, иногда станиоль, подкладываемые под изображение, создавали в контрасте с фоном мерцающую, фантастически переливающуюся поверхность. 19
 
 

   3.3. Архитектура 

   Исламская архитектура является разнообразием архитектур, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в ране-исламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную АфрикуИспаниюМалую АзиюИндию и ИранСреднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соотв. с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

   Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе.

Исламскую архитектуру  можно определить по следующим компонентам:

  • Большие купола
  • Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно четное число минаретов
  • Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется четкой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру
  • Использование геометрических форм и рептативной архитектуры — арабеск
  • Использование симметрии
  • Раковины и фонтаны для ритуального умывания
  • Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке
  • Использование ярких цветов
  • Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя
  • Отточенные арки и арки в виде подковы
  • Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.
  • Машрабия — балкон из кирпичей, или из выгрированный из дерева, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.20
 

    3.4. Декор 

   В исламской архитектуре наблюдаются единство и гармония не только в сооружениях религиозного и светского характера и их декоре. между различными видами украшений и ремесел тоже существует полнейшая гармония. в частности, в декоре зданий проявляются единство и гармония зеркальных украшений, лепнины и изразцовые кладки, и это достигается благодаря искусству и мастерству исполнителей, умело сочетающих в своем творчестве точность моделей и геометрических форм, единство и гармония блестяще воплощены в облике мечетей, гробниц имамов и их потомков, такие сооружения, украшенные разнообразным декором, поражают воображение и настраивают человека на размышления.

декор таких  сооружений - не только элемент украшательства, но несет и функциональную нагрузку, все его элементы как бы дополняют друг друга. мусульманский художник или зодчий ничего не делает ради чистого украшательства, он стремится решить поставленную перед ним задачу, и делает это красиво, со вкусом. зодчий или художник руководствуется в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести то, что мы наблюдаем в природе.

например, употребление изразцовых плиток, помимо декоративного, носят еще и утилитарный характер, в частности, для обеспечения  прочности здания, сохранения кирпича-сырца  от дождя, ветра и солнца, защиты самой плитки от воздействия температуры, осадков и звуковых волн.21 
 
 
 
 

    
 

4. Исламский  традиции в современном искусстве

   На  протяжении столетий, год за годом  Исламский традиции не менялись. Они с течением времени лишь подвергались некоторой эволюции со стороны законодателей.

   В настоящую эпоху ислам и мусульманская община переживают расцвет. Свою сегодняшнюю мощь они обрели не сразу, и не огромные запасы нефти в отдельных мусульманских странах стали главной причиной ее обретения, хотя нефтяное богатство имело важные последствия в таких сферах деятельности, способствующей возрождению ислама, как миссионерство и образование. Ваххабитское реформационное движение, по-прежнему сильное у себя на родине, явилось совершенно самобытным исламским феноменом, никак не связанным с западными и немусульманскими влияниями. Мусульманские движения XIX—XX вв. действительно иногда провозглашали отрицание и неприятие чужого, однако весь центр тяжести переносился ими на внутренние потенции коранических убеждений и горячей приверженности своей религии, а также на готовность защищать ее от внутренних и внешних врагов. 
Усилению тенденций возрождения ислама способствовал также процесс становления новых национальных государств, особенно ускорившийся после второй мировой войны. Наряду с осознанием национальной идентичности — в таких странах, как Иордания, Марокко, Ливия, Алжир, Пакистан, Индонезия, Малайзия и другие, — принадлежность к мусульманской общности также приобретает решающее значение, причем в разных странах такая двойная самоидентификация выражается и осуществляется по-разному. Так, Пакистан был основан в 1947 г. как исламское государство, и ислам по-прежнему является здесь ведущим принципом в развитии государственных институтов. Индонезия, страна на 90% мусульманская, напротив, освободилась от власти Нидерландов после второй мировой войны в результате борьбы за независимость, в которой щепетильно соблюдалось беспристрастие в религиозных, национальных и этнических вопросах, разрешавшихся в духе плюрализма. В результате было решено, что Республика Индонезия будет состоять из граждан, верующих в единого истинного Бога; несмотря на то что мусульмане и являются подавляющим большинством населения страны, монотеистические традиции буддизма (в интерпретации индонезийцев), индуизма и христианства также должны быть полностью представлены в национальной идее. И все же среди многих индонезийцев распространены сильные мусульманские настроения, согласно которым мусульмане должны управляться на основании норм Шариата. 
Исламская революция в Иране, одной из движущих сил которой были глубокие шиитские убеждения, рассматривалась ее участниками как возвращение страны к основанному на божественной воле правлению религиозных ученых, которые известны в Иране как муллы и улама (улемы). Хотя шииты и сунниты издавна были не в ладах друг с другом, они тем не менее сознавали, что имеют общие исламские корни и общий фонд верований и ритуалов. В действительности в этом и других отношениях они гораздо более близки друг другу, чем такие христианские вероисповедания, как протестантизм и католицизм. Иранские руководители, особенно покойный Айатолла Хомейни. проповедовали и проповедуют исламское единство и осуждают сектантские разногласия и расхождения как ослабляющие защитный потенциал ислама в борьбе с неверным Западом и препятствующие расширению границ исламской общины путем миссионерской деятельности. 
Исламское возрождение отнюдь не везде черпает свою силу из координированной монолитной организации и структуры. Тенденция мусульман духовно укрепляться благодаря общению друг с другом и сплачивать свои ряды ради достижения общего блага столь же стара, как и сама религия ислама. Высокий уровень единообразия культа и социального регулирования при отсутствии клира или иерархической формы правления является результатом глубокой убежденности и прочно укоренившихся духовных, социальных, политических и культурных обычаев. Влияние Корана и Сунны и их должная интерпретация и применение правовыми школами как суннитского, так и шиитского толка являются той основой, которая обеспечивает прочность мусульманского единства и групповой лояльности. Большое разнообразие и широкое географическое распространение мусульманских народов являются доказательством привлекательности данной религии и се умения подчинить множество различных культур своему видению веры и порядка. Монолитная система никогда не добилась бы таких успехов и не приобрела бы такое число преданных сторонников в лице различных народов, большинство из которых не имело прежде тесных взаимосвязей или причин развивать общую идентичность на религиозном уровне.22

   Американский антрополог Клиффорд Гиртц изучал ислам и мусульман в двух весьма далеких друг от друга географически и культурно регионах — в Марокко и Индонезии. Название его книги «Ислам глазами наблюдателя»11 имеет глубокий смысл. Гиртц понимает, что дать определение исламу как социальной и религиозной реальности очень трудно, так как в различных регионах наблюдаются большие расхождения на уровне символики, народного поведения, исторических традиций  и общего  религиозного темперамента.   Марокканцы, живущие в стране, покрытой горами и пустынями. Они обладают довольно узким кругозором, будучи привержены традиции, в которой исламская вера и обрядность образуют прочное единство с исконными марокканскими социальными отношениями — в частности с племенной структурой власти и престижа — и тем самым оказывают решающее, регулирующее влияние на жизнь этого народа. Индонезия, напротив, отличается весьма широким культурным кругозором, обусловливающим терпимость и синкретизм и тем самым ослабляющим значение чисто исламских идеалов. Древнеяванские, индуистские и буддистские символы и обычаи по-прежнему — ненавязчиво, но глубоко — воздействуют на народы архипелага, так что более строгие мусульмане из-за рубежа — особенно активисты ваххабистского типа — нередко резко критикуют индонезийских мусульман за усвоение ими таких обычаев, которые считаются неисламскими с точки зрения строгого Шариата. Но индонезийские мусульмане защищают собственный образ жизни и настаивают на том, что местные обычаи (адат) являются совершенно приемлемыми при условии, что они сочетаются с основанными на Писании исламскими ценностями, воззрениями и обрядами. 
Яркий сравнительный анализ, произведенный Гиртцем, является предостережением против попыток понять столь древнюю и широкую религиозную традицию, как ислам, исходя из книжных определений и категорий. Именно эта точка зрения послужила причиной выбора такого заглавия — «Ислам глазами наблюдателя». Автор не пытается дать определение исламу, прежде чем рассмотрит его как всеохватывающую культурную систему в двух странах. Он предпочитает тщательно отобрать данные и изучить их в должном контексте и только затем поднимать вопрос о конститутивных элементах ислама и о том, что лежит за пределами этой категории. В общем, Гиртц придерживается мнения, что если народ называет себя мусульманским, задачей исследователя является выявление и изучение того, что подразумевается под исламом в данной конкретной ситуации. Иногда эта задача весьма сложна, особенно если сами мусульмане расходятся во мнениях по тому или иному вопросу, например, когда речь заходит о теологических определениях, опирающихся на Писание и авторитетные традиции.23
 
 

Информация о работе Исламский традиции в современном искусстве