Христианство в России: национально-культурное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:39, реферат

Описание работы

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. «несть власти не от Бога», воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Содержание работы

Введение 3
1. Русь до христианства. 4
2. Крещение Русь князем Владимиром. 7
3. Культурно-историческое значение. 9
Заключение 13
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 39.03 Кб (Скачать файл)

АНОВПОА «МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В МОСКВЕ»

УПРАВЛЕНИЕ  КРУПНЫМИ ГОРОДАМИ

Дисциплина: Культурология

 

Реферат на тему:

Христианство  в России: национально-культурное значение.

 

 

 

Выполнил  студент первого курса

Факультета  управления крупными городами

ГМУ-11

Шабага Михаил

Проверил 

Асоян Юлий Арамович

 

 

 

 

Москва 2011

Содержание

 

Введение 3

1. Русь до христианства. 4

2. Крещение Русь князем Владимиром. 7

3. Культурно-историческое значение. 9

Заключение 13

Список литературы 14

 

Введение

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества. 
Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), все более осознавая себя русским православным.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т.к. «несть власти не от Бога», воспитывала терпимость к ближнему. Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.

 

  1. Русь до христианства.

Составитель Повести о начале Русской земли писал, что восточные славяне до принятия христианства жили «зверинским образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами: «живяху кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим».

О быте восточных славянских племен летописец оставил нам следующее известие: «Каждый жил своим родом, отдельно, на своих местах, каждый владел родом своим». И ещё: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, озерах, болота; в домах своих они устраивают многие выходы, на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего снаружи, но живя, как разбойники». Славяне жили в деревянных избах,  находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто переменяли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствиями беспрерывной опасности, которая грозила славянам и от своих родовых усобиц, и от нашествия чуждых народов.

Племенные, языческие верования были, как  правило, основаны на непонимании воздействия  на человека каких-то малоприятных, неведомых  сил. Представления об этих силах  соотносились с родоплеменным бытом, с особенностями местности, со специфическими занятиями населения. Поэтому серьезные  изменения в быте ставили под  сомнение различные элементы верования, порождали религиозный кризис (так, поклонявшиеся духам гор племена  не могли сохранить своих представлений  о них, переселившись на равнину). Не удивительно, что наибольшую восприимчивость  к перемене религии показывала самая  активная часть общества: воины и  купцы.

Крещение  отдельных влиятельных людей  способствовало знакомству всего населения  с христианством. Часто побуждением  перехода в другую религию была победа христианского народа над язычниками. Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней крепости языческое миросозерцание наших предков должно было легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и подпадали влиянию финских шаманов - "волхвов" и «кудесников», - то тем более должна была влиять христианская вера на тех славян, которые могли ее познать.

Язычники  смотрели на жизнь человека с чисто  материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен: она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших,  родовым домашним гениям.

К концу IX века область России вследствие природного влияния разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе,  должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец, племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море. Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце I тыс. стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, т. е. религиозно.

Медленное распространение христианства среде  варяжских и славянских дружинников  началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие  в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии  воина и купца в то время  очень часто совпадали). Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени  проводили в походах, в чужеземных краях и в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой. В Х в. продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей "внутри" Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны перманентная внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства. В этой связи вся стремительная деятельность Великого Князя Святослава (отца Владимира) по отношению к Руси не была невниманием к ее интересам, или неосознанным стремлением пренебречь ею (как об этом говорится в некоторых местах летописи). Наоборот - все было рассчитано на решение больших государственных задач.

В первые годы своего правления князь  Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. «И стал Владимир княжить в Киеве  один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебренной  головой и золотыми усами, затем  Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и  Мокоша. И приносили им жертвы, называя  их богами… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 г.).

В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его  отец обличил ничтожество языческих  богов, и разъяренная толпа язычников  убила их обоих. Но верно сказано: кровь мучеников - семя христиан. Погибли  на Руси двое христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем Владимиром тысячи.

Понять  превосходство христианства над  язычеством, и стать христианином князю Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Иллариона, обладал «добрым смыслом и  острым умом» и имел возможность  ознакомиться с христианством у  себя в Киеве, где давно уже  существовали христианские храмы и совершались богослужения на славянском языке.

  1. Крещение  Русь князем Владимиром.

Относительно  вопроса о времени и месте  Крещения князя Владимира есть несколько  версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму). Цепь событий, непосредственно  предшествовавших принятию христианства на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные легенды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный  анализ предлагавшихся вариантов. «Первые  послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий  пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему  ненавистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. «Вино - сказал он - есть веселие для русских, не можем быть без него». Послы  немецких католиков говорили ему  о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил  им: «Идите обратно, отцы наши не принимали  веры от Папы». Выслушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме –  ответствовали проповедники, - но бог  во гневе своем расточил нас по землям чужим». «И вы, наказываемые богом, дерзаете учить других?», - сказал Владимир: «Мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества». Наконец безымянный греческий Философ, опровергнув  в немногих словах другие веры, рассказал  Владимиру все содержание библии…  и в заключение показал ему  картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «Благо добродетельным и горе злым!» «Крестись, - ответствовал Философ - и будешь в  раю с первыми».

Решив крестится, Владимир спрашивал лишь у бояр, где принять крещение, на что получил ответ: ”Где тебе любо”. Тогда князь, собрав войско, пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город. Заняв его, Владимир послал послов к Василию и Константину с предложением отдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить к Константинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за него отдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послали ее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию, Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, то вылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и дал ему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился от слепоты.

Киевскому князю было лестно породниться с  могущественным императорским домом, но Владимир понимал и государственное  значение этого брака. Если бы он рассматривал его просто как династический  союз, вряд ли он затеял бы такое сложное  дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Во всяком случае, Владимир выполнил свои обязательства  и помог Василию II сохранить трон, однако император не торопился отдавать сестру замуж за северного варвара. Владимир решил принудить к выполнению соглашения и, захватив в Крыму греческий  город Херсонес, совершил бракосочетание с Анной, многие знатные воины, подражая своему князю, перешли в христианство.

Спустя  два года после собственного крещения, Владимир (в крещении Василий) решился приступить к крещению народа, «обратить всю Землю в христианство». По возвращении в Киев Владимир приступил к крещению столичных жителей, а затем и других своих подданных. Киевляне, среди которых было много христиан, воспринимали обращение в христианство без явного сопротивления. Владимир рассматривал христианство как государственную религию; отказ от крещения в таких условиях был равнозначен проявлению нелояльности, к чему у киевлян не было серьезных оснований. Столь же спокойно отнеслись к крещению обитатели южных и западных городов Руси, часто общавшиеся с иноверцами и жившие в многоязычной, многоплеменной среде.

Куда  большее сопротивление оказали  жители севера и востока Руси. Новгородцы взбунтовались против присланного  в город епископа Иоакима (991). Для  покорения новгородцев потребовалась  военная экспедиция киевлян, возглавленная  Добрыней и Путятой. Жители Мурома отказались впускать в город сына Владимира, князя Глеба, и заявили о своем  желании сохранить религию предков. Сходные конфликты возникали  и в других городах Новгородской и Ростовской земель. Владимир, нарушивший эти традиции, хотя и выросший в  Новгороде, но поддавшийся чуждым греческим  влияниям, считался в глазах насильно обращенных в христианство горожан  Севера и Востока отступником, поправшим  исконные вольности.

В сельской местности сопротивление  христианству было не столь активным. Земледельцы, охотники, поклонявшиеся  духам рек, лесов, полей, огня, чаще всего  совмещали веру в этих духов с  элементами христианства. Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало  на Русь восточное Православие.

  1. Культурно-историческое значение.

Принятие  христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то самой обоснованной 988 год.

В первое время христианская письменность на Руси не была обширна. Книги, принесенные  на Русь вместе с крещением, представляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг, поучений, исторических книг, Кормчей книги и т. п. Под влиянием этой болгарской письменности создалась и собственная русская письменность, в которой главное место занимали летописи и жития святых, поучения и молитвы.

Информация о работе Христианство в России: национально-культурное значение