Глобальные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 08:15, курсовая работа

Описание работы

Глобальные проблемы, глобализация, глобальные системы мониторинга и безопасности, глобальные информационные сети, глобальная мировая экономика, глобальные финансовые рынки – термины и проблемы, возникшие в XX веке. Они стали стержнем мировой политики, вокруг них концентрируется деятельность Организации Объединенных Наций, многих других международных организаций и объединений (Европейского Союза, «большой восьмерки», Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и др.).

Содержание работы

Ведение …………………………………………………………………………. 3
Что такое глобальные проблемы ………………………………………….. 4
Экологические проблемы …………………………………….……………. 5
Научно-технический прогресс и его воздействие на природу ………… 12
Проблема войны и мира в современных условиях ………………..……. 18
Проблема «Север – Юг» …………………………………………….……. 20
Заключение ………………………………………………………...…………. 22
Список литературы ……………………………………………..……………. 23

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

Ведение …………………………………………………………………………. 3

    1. Что такое глобальные проблемы ………………………………………….. 4
    2. Экологические проблемы …………………………………….……………. 5
    3. Научно-технический прогресс и его воздействие на природу ………… 12
    4. Проблема войны и мира в современных условиях ………………..……. 18
    5. Проблема «Север – Юг» …………………………………………….……. 20

Заключение ………………………………………………………...…………. 22

Список литературы ……………………………………………..……………. 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Глобальные проблемы, глобализация, глобальные системы мониторинга  и безопасности, глобальные информационные сети, глобальная мировая экономика, глобальные финансовые рынки – термины и проблемы, возникшие в XX веке. Они стали стержнем мировой политики, вокруг них концентрируется деятельность Организации Объединенных Наций, многих других международных организаций и объединений (Европейского Союза, «большой восьмерки», Организации по экономическому сотрудничеству и развитию и др.).

Не все признают явление глобальности. Оно отвергается патриотами и  националистами, отдельными политиками и учеными в разных странах мира. Одни полагают, что глобальность – это нечто абстрактно-теоретическое, находящееся за горизонтом и не влияющее на реальную жизнь общества. Другие видят в глобальных проблемах политико-стратегическую уловку так называемых империалистических стран, стремящихся оторвать народы от насущных вопросов их национальной политики и экономики, подорвать национальный суверенитет и раздавить национальную культуру. Ряд политиков, особенно из развивающихся стран, считают, что глобализм, является головной болью лишь промышленно развитых стран, которые приписывают ее всему человечеству, и извлекают соответствующие дивиденды. Эти позиции не отражают действительного положения дел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЧТО ТАКОЕ ГЛОБАЛЬНЫЕ  ПРОБЛЕМЫ

 

Вопрос о причинах глобализации, весьма важный и сложный, имеет довольно четкие ответы. Глобальные перемены являются результатом и компонентом сложного взаимодействия человека и общества, мировой цивилизации с окружающей средой, с биосферой. Вместе с тем это результат и воплощение антропогенных факторов деятельности человека, создавшего искусственные сферы – социосферу и техносферу. Био-, социо-, техносферы представляют собой сложные, большие системы, которые находятся в постоянном функционально-противоречивом взаимодействии друг с другом.

Существует расхожая истина, что  глобальные проблемы – это негативный результат прогресса научно-технологической  и промышленной цивилизации. Это  действительно так. Но у глобальной есть и другой параметр. Она является объективным и необходимым условием существования человечества как единого целого, которому присущи и общие проблемы. В глобальных проблемах воплощается общность человечества. Они объединяют и одновременно разъединяют людей. Они стимулируют единение людей и наций, но в то же время лежат в основе общепланетарных политических и экономических конфликтов. Глобальные проблемы различного масштаба и значимости приближаются к своей критической массе, и в этом состоит тот самый вызов, который брошен человечеству в XX веке, и который предопределит его судьбу в наступающем столетии.

Человек на пороге третьего тысячелетия  создал множество «вавилонских башен» глобальных финансовой, информационной и других систем. В глобальной финансовой системе сегодня находится около 32 трлн. долларов (наличные, векселя прямые инвестиции и др.).

Фактически формируется глобальная система, объединяющая науку, технологии и промышленность процесс, невозможный  в период «холодной войны», когда наука была слишком чувствительным фактором военного противостояния и национальной безопасности.

Каждой глобальной системе присущи  свои техногенные, политические, экономические  или моральные «вирусы». Количество, «высотность», мозаичность «вавилонских башен» глобальности увеличиваются. XXI столетие станет веком глобализации цивилизации с ее противоречиями, парадоксами, кризисами и феноменальным прогрессом науки и технологий, с новыми «вавилонскими башнями». Ветхозаветная история строительства Вавилонской башни известна. Сыны человеческие, единый народ, говоривший на одном наречии, решили построить в Вавилоне город и башню до небес, дабы «сделать себе имя». Но Бог разрушил Вавилонскую башню, смешал языки и рассеял людей по земле. Они перестали понимать друг друга. Вавилонская башня стала «универсальной метафорой прогресса: чем она выше, тем она опаснее».

 

2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Озабоченность глобальными экологическими проблемами примечательная черта нашего времени. Люди все более ощущают  себя обитателями одной планеты, обязанными во имя будущего объединить усилия для решения стоящих перед ними насущных проблем. К сожалению, понимание этих проблем неадекватно желанию разрешить их самым простым и быстрым способом – разрыв, который может привести к нежелательным последствиям.

 

Проблема  глобальных климатических изменений

 

Проблема глобальных климатических изменений оказалась в центре внимания в связи с ожидаемым потеплением, вызванным техногенными выбросами парниковых газов.

Парниковый эффект – разогревание нижних слоев атмосферы – возникает  в результате поглощения отраженного  теплового излучения поверхности Земли молекулами углекислого газа, водяного пара, метана, хлорфторуглеродов и некоторых других газов. Хотя метан дает гораздо больший парниковый эффект, чем углекислый газ, последний более устойчив в атмосфере и выбрасывается в огромных количествах – в объеме около 8×1012 кг ежегодно при сжигании угля, нефти и (в меньшей степени) природного газа. Предполагается, что накопление СО2 в атмосфере приведет к потеплению, которому будут сопутствовать таяние полярных льдов, подъем уровня Мирового океана, затопление густонаселенных приморских низменностей и целых островных государств, опустынивание, сокращение летних осадков на 15-20% в основных сельскохозяйственных районах от американского среднего запада до Средиземноморья и Западной Австралии.

Такого рода опасения были существенно  подкреплены обнародованным в 1990 г. докладом первой рабочей группы Международного пленума по климатическим изменениям, составленным 170 авторитетными специалистами  из 25 стран. По их единодушному мнению, парниковый эффект уже дал потепление на 0,3-0,6°С с конца XIX в. Удвоение содержания CO2 в атмосфере произойдет к 2035 г. Соответствующее глобальное потепление составит от 1,5° до 4,5°С, скорее всего около 2,5°С. К этому времени ожидается подъем уровня моря от 8 до 29 см (около 20 см) и до 65 см к 2100 г. На обширных пространствах Евразии и Северной Америки, включая основные житницы, установится летнесухой климат.

Для предотвращения пагубных последствий  климатических изменений предполагается снизить выбросы двуокиси углерода, окислов азота и хлорфторуглеродов на 60%, метана на 20%, Эти рекомендации, по существу, означают крутой поворот в адаптивной стратегии человека. Раньше человек боролся с холодом, теперь начинает бороться с теплом. Раньше он перестраивал свою деятельность, приспосабливаясь к изменениям среды, теперь перестраивает для сохранения статус-кво.

На национальном уровне 15 стран  ответственны за 77% выбросов парниковых газов. Среди них на первом месте  США (17%) и СНГ (около 13%). Суммарный  вклад развивающихся стран – около 46%.

В то же время роль парникового  эффекта в климатических процессах  последних десятилетий далеко не бесспорна. Так, 40-е – 60-е годы, первый этап массивных выбросов СО2, ознаменовались заметным похолоданием. Резко возросшие техногенные выбросы 80-х, по сверхточным спутниковым измерениям за десятилетие (1979-1988 гг.) не дали парникового эффекта.

Глобальный климат зависит в  первую очередь от общего количества тепла, получаемого атмосферой и  его распределения по поверхности  планеты. Первое в свою очередь связано со светимостью Солнца, эксцентриситетом земной орбиты, выделением тепла недр, альбедо земной поверхности и атмосферы, парниковым эффектом. Ни один из этих факторов не остается постоянным. На фоне общей тенденции к увеличению светимости Солнца проявляются ротационные и магнитные 22-летние и более продолжительные циклы в 100, 200 и 400 лет. Достоверно установлена связь между пиками солнечной активности (включая последний, 1989 г.) и глобальными потеплениями, тогда как ее минимуму в 1640-1720 гг. соответствует «Малый ледниковый период» – общее похолодание на 1°С.

Альбедо земной поверхности и атмосферы  – наиболее мощный регулятор теплового  режима, зависит от распределения  суши и моря, гор, характера горных пород и растительности, величины полярных ледниковых шапок, вулканической пыли, аэрозолей и облачности (альбедо 0,6-0,9). Поднятие хребтов Альпийско-Гималайского пояса и обширных плато (Тибет, Колорадо) с их вечными снегами, скудной растительностью, известняковыми утесами (альбедо 0,56) в сочетании с регрессией, распространением травянистой растительности (альбедо почти вдвое выше, чем у древесной), могло дать похолодание, достаточное для начала оледенения. В дальнейшем постоянный ледяной покров превращается в доминирующий фактор, усиливаемый оскудением растительности и развитием низкоширотных пустынь.

Пока не ясно, в какой мере облачность может компенсировать другие факторы  альбедо, но описанная выше схема  в принципе объясняет как направленное изменение, так и колебания температуры  земной поверхности.

Вулканизм также может рассматриваться  как фактор альбедо, однако его действие оказывается неоднозначным, так  как вулканическая пыль уменьшает  альбедо ледников, но изменение прозрачности атмосферы стратосферными аэрозолями дает обратный эффект. Поэтому результат зависит от географического положения и характера вулканизма. Один из самых сильных в истории взрыв вулкана Тамбора в Индонезии (фонолитовые игнимбриты) дал температурную аномалию -0,7°С в северном полушарии в 1815-1816 гг. Кракатау (дацитовая лава) вызвал понижение температуры на 0,25-0,4°С в течение двух лет. Сравнительно небольшое извержение вулкана Агунг (андезито-базальтовая лава) сопровождалось в 1963-1964 гг. температурными аномалиями около 0,28°С в тропиках и 1,3°С в высоких широтах, в то время как недавняя активность вулкана Св. Елены (дацитовые игнимбриты), расположенного на 46° с.ш., не имела глобальных климатических последствий.

 

Сокращение  озонового слоя

 

Систематическое слежение за состоянием озонового слоя проводится с 1978 г. с помощью спутниковой аппаратуры. Основные выводы заключаются в том, что за 12 лет наблюдений общие потери стратосферного озона между 65° с.ш. и 65° ю.ш. составили около 3%. В то время как в экваториальной зоне сокращение озонового слоя несущественно, к полюсам оно возрастает, достигая 3% в год над Антарктидой.

Наиболее значительное сокращение озонового слоя до 50% на высоте 20-50 км наблюдается в районе Антарктики в весеннее время. Это явление  было описано Дж. Фарманом в 1985 г. и  получило широкую известность под названием «озоновой дыры». Наиболее глубокие «дыры» возникли в нечетные годы 1987 и 1989 гг., однако в 1990 г. весеннее сокращение озонового слоя над Антарктикой также было весьма значительным.

Резкое сокращение озонового слоя в районе Южного полюса происходит в течение трех-четырех недель с сентября по октябрь, в период вихревой циркуляции атмосферы, которая распадается в ноябре, распространяя истощенный озоновый слой к северу. В то же время озон восстанавливается за счет притока из низких широт.

В Арктике события носят менее  драматический характер и отчетливо  выраженной «озоновой дыры» не возникает, хотя убыль озона в течение зимы достигает 12% на высоте 17-20 км, а может быть и значительно более, поскольку она постоянно компенсируется притоком извне.

Еще в 1974 г. Шервуд Роланд выдвинул гипотезу о разрушении озонового слоя хлорфторуглеродами (ХФУ). Не вызвавшая вначале большого интереса, эта гипотеза оказалась  в центре внимания после обнаружения, антарктической «озоновой дыры». ХФУ широко используются как фризы, растворители, стерилизаторы и моющие средства. Они накапливаются в тропосфере и, проникая в стратосферу, подвергаются фотолизу с выделением атомарного хлора, который, наряду с бромом, содержащимся в галонах, и их окисями катализирует реакции разложения озона.

Поскольку соединение окиси хлора (брома) с атомарным кислородом не может дать более чем 3% убыли озона, то основная роль отводится гетерогенным реакциям на частицах льда в полярных стратосферных облаках, которые  таким образом выступают в качестве основного фактора разрушения озонового слоя.

Зимне-летнему сокращению озона  в Арктике и Антарктике сопутствуют  высокие концентрации окиси хлора, что рассматривается как прямое подтверждение участия ХФУ в  разрушении озонового слоя.

Данные о последствиях сокращения озонового слоя для человека и биоты весьма противоречивы. Некоторое увеличение заболеваемости раком кожи может быть связано с возросшей солнечной активностью. В отдельные годы наблюдалось также сокращение продуктивности микропланктона в Антарктике. Дозы УФ здесь остаются существенно ниже обычных в низких широтах, но можно предположить, что полярная биота к ним более чувствительна. Требование принять превентивные меры против прогрессирующей утраты стратосферного озона прозвучали на ряде международных встреч и привели к подписанию в 1987 г. Монреальского протокола и осуществлению обширной программы по перестройке соответствующих видов химического производства.

Информация о работе Глобальные проблемы