Галилей – ученый и философ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 15:02, Не определен

Описание работы

Имя Галилея переносит нас за три с половиной века назад, к той великой эпохе, когда над полуварварскою Европой вновь стала заниматься заря разума, когда начала возрождаться научная мысль, в течение многих веков спавшая непробудным сном среди беспросветного мрака, царившего над христианским миром, и когда укоренившийся порядок вещей, несмотря на то, что он вооружился всеми средствами, чтобы отстоять себя во чтобы то ни стало, должен был всё-таки проиграть битву. Священные имена Коперника, Галилея и Кеплера- это имена отцов науки новой Европы, её первозванные апостолы и мученики, насаждавшие её среди тягостных условий, в которые поставлена была тогда всякая свободная и самостоятельная мысль. Своим самоотвержением, беззаветною преданностью идее, лишениями и страданиями они отделили живое дело познания природы от теологической, школьной учёности и сделали невозможным их мирное совместное существование. Отныне областям науки и веры предстояло надолго оставаться чуждыми друг другу, даже враждебными.

Файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии Галилей.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Что мы видим  в реальном мире? Мы видим, что предмет  может быть приведен в движение лишь тогда, когда на него действует какая-то сила. Это и было одним из основных принципов аристотелевской и средневековой физики. Галилей формулирует принцип противоположный, известный как принцип инертности: любо тело, приведенное в движение, будет находиться в состоянии движении или покоя до тех пор, пока какая-нибудь сила не выведет его из этого состояния. То есть наоборот: толкни тело — и оно будет вечно двигаться.

 

    Какое из этих положений основано на здравом смысле, а какое является идеалистическим вымыслом? Мы никогда не видим, чтобы тело двигалось бесконечно по прямой линии. Поэтому Галилей отходит от принципа чувственного познания и восходит к принципу познания идей. Если Галилей своим умом приходит к выводу, что движение должно быть бесконечно, значит, так оно и должно быть. Галилей в данном случае является последователем парменидовско-зеноновской традиции: если разум противоречит чувствам, то нужно отдавать приоритет разуму. Если вниз тело движется ускоряясь, а вверх — замедляясь, то пустив его по плоскости, мы приходим к выводу, что оно будет двигаться без ускорения, т.е. с одной и той же скоростью. Природа этому противоречит — Галилей настаивает, что это так. Поэтому Галилей формулирует принцип инерции наперекор чувственным данным. Как скажет впоследствии Гегель: «Если факты противоречат моей теории, то тем хуже для фактов».  

     Достаточно было только возрождения платонизма, чтобы идеи числа, лежащего в основе мироздания, и управляющей, законосозидающей силы привели Галилея к созданию математической науки, ориентированной на познание законов. Ибо что такое наука, как не уверенность в том, что миром правит некий закон? Античное миросозерцание знало лишь хаос. В мире нет никакого закона, есть хаотичное собрание материи. Если некоторые философы и утверждали, что миром правит некая судьба, фортуна, фатум, то эта судьба чужда человеческому разуму. Человек может лишь подчиниться ей. В христианстве же не так: во-первых, миром правит Бог, а во-вторых, Он правит миром через разум, а человеческий разум имеет ту же самую природу и потому может познавать эти законы. К тому же если законы выразить на языке математики, то их можно сформулировать в виде формул. Поэтому современная наука является одним из небольших частных следствий христианства.  

    В поддержку этого положения вспомним, где зародилась наука. Могла ли она зародиться в Индии, в Китае, мусульманских странах, в Америке? Наука зарождается именно в Европе. И не случайно именно такое соединение во времени и пространстве, как Флоренция. Конечно, идеи витали в воздухе — это были идеи Джордано Бруно, Николая Кузанского, но лишь гений Галилео Галилея позволил соединить в себе принципы равномерности пространства всего мира, управления миром Бога через творимые Им законы и математики, посредством которой написана книга природы. 

Заключение. 

Надпись на могиле Галилея гласит: «Потерял зрение, поскольку  уже ничего в природе не оставалось, чего бы он не видел». В этой надписи отражение взгляда на науку, возможности научного познания, который разделял Галилей и его единомышленники. Даже зрение не нужно тому, кто с помощью науки оказался способным постичь тайны природы. Наука вооружает человека силой. Он – сам себе бог. Но это становится возможным благодаря развитию науки. Вера во всемогущество науки была столь непоколебимой,  что она не позволила Галилею реально оценить силу извечного врага науки – религию. Расплатой за этот просчет был 1633 г. тогда близорукие ретрограды могли торжествовать. Еще бы! Им удалось сломить одного из величайших служителей науки. Казалось религия убедительно доказала не только современникам Галилея, но и грядущим поколениям свое превосходство над наукой. Но время шло, и все более несомненной оказывалась позиция не церкви, а Галилея. Наука действительно демонстрировала свое нарастающее могущество, превращаясь в силу, с которой уже не могла совладать религия. 
 

ЛИТЕРАТУРА:

- Азархин В. А., Горский В. С. Научная истина и судьба учёного.- Киев

  Наукова думка, 1984.

- Коперник. Галилей. Кеплер. Лаплас и Эйлер. Кетле: Биогр. Повествования/

  под ред. Болдырева Н. Ф.- Челябинск: Урал, 1997.

- Кузнецов Б. Г. Галилео Галилей. М., 1964

- Сайт «Вокруг Света» www.vokrugsveta.ru

- Сайт «ВикипедиЯ» свободная энциклопедия www.wikipedia.org

Информация о работе Галилей – ученый и философ