Тактика следственного осмотра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2016 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в изучении следственного осмотра и его виды.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть следственный осмотр его цели и задачи;
- изучить виды и тактику производства следственного осмотра;
- проанализировать фиксацию хода и результата следственного осмотра.
Объектом настоящего исследования является практика производства следственного осмотра.

Файлы: 1 файл

Тактика следственного осмотра и его виды 2.docx

— 58.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в качестве целей следственного осмотра допустимо закрепить получение и проверку доказательств (условно-процессуальная цель), а также получение сведений для выдвижения и проверки криминалистических версий (условно-тактическая цель). По своим целям осмотр схож с другими следственными действиями, что обусловлено их отнесением к классу «следственные действия».

Но каковы же тогда задачи, стоящие перед осмотром? Напомним, что постановка задач представляет собой формулировку промежуточных целей. Решение задач должно в итоге привести к достижению цели. Кроме этого, содержание задачи дает возможность отграничить направленность различных следственных действий (например, осмотра и обыска).

Ранее нами был избран второй вариант решения главного вопроса, поэтому выделение задач будет проводиться через анализ положений ч. 1 ст. 176 УПК РФ с учетом сущности осмотра как следственного действия.

Безусловно, задачей следственного осмотра является обнаружение следов преступления. Точнее - обнаружение, фиксация, изъятие, исследование и оценка следов преступления (в силу системного толкования статей 176, 177 и 166 УПК РФ). Решение этой задачи позволит следователю получить новое доказательство (например, орудие совершения преступления), проверить имеющееся доказательство (показания подозреваемого о прибытии на место преступления по определенному пути). Полученные следы, отраженные в сознании следователя, становятся информацией - ее наличие позволяет в совокупности с результатами других следственных действий выдвинуть или проверить криминалистические версии.

Однако этой задачей не исчерпывается назначение следственного осмотра, хотя бы в силу положений ч. 1 ст. 176 УПК РФ, в которой упоминается о выяснении других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В качестве иной не менее важной задачи можно выделить фиксацию материальных признаков обследуемого объекта (применительно к осмотру места происшествия, жилища и иного помещения - фиксация обстановки обследуемого места; применительно к осмотру предмета и документа - характеристики предмета или носителя и реквизитов документа). Решение этой задачи позволит следователю получить новое доказательство (например, характеристику места совершения преступления), проверить имеющееся доказательство (показания подозреваемого о способе проникновения на место совершения преступления). Отмеченные материальные признаки, отраженные в сознании следователя, становятся информацией, наличие которой дает возможность вместе с результатами других следственных действий выдвинуть или проверить криминалистические версии.

Сформулированные задачи, на наш взгляд, позволяют отграничить осмотр от других следственных действий. Например, в качестве задач обыска можно назвать «отыскание, обнаружение, фиксацию, исследование и оценку объектов, имеющих значение для уголовного дела» (ч. 1 ст. 182 УПК РФ). Как видно из приведенной формулировки, дополнительной существенной задачей является отыскание определенных объектов. Наш вывод основывается на результатах анализа смысловой составляющей обнаружения и отыскания. Обнаружить означает «показать, сделать явным, видимым что-либо неизвестное». Искать (в системе с «найти») означает «приложить поисковые усилия для обнаружения чего-либо известного». Толковый словарь допускает синонимичное употребление обнаружения и искания, однако в нашем случае это нецелесообразно вследствие того, что УПК РФ разграничивает осмотр и обыск как самостоятельные следственные действия. Уже только это позволяет отграничить осмотр от обыска.

В завершении рассмотрения проблемы, вынесенной в заглавие настоящей статьи, отметим, что целями осмотра как элемента системы следственных действий являются:

1) получение и проверка  доказательств (процессуальная цель);

2) получение сведений  для выдвижения и проверки  криминалистических версий (тактическая  цель).

Задачами осмотра выступают:

1) обнаружение, фиксация, изъятие, исследование и оценка материальных  следов преступления (и получение  тактической информации как результат  отражения указанных следов в  сознании следователя);

2) фиксация материальных  признаков обследуемого объекта (и получение тактической информации  как результат отражения указанных  признаков в сознании следователя).

Полагаем, предложенная система целей и задач осмотра позволит избежать неконкретности в вопросах целеполагания следственного осмотра, неполноты обследования объекта и затруднительности реагирования следователя на изменения ситуации в ходе производства осмотра.

 

 

2. Виды и тактика производства следственного осмотра

 

Нет нужды говорить, насколько важны для предварительного расследования такие следственные действия, как осмотр. В то же время нельзя не отметить, что нормы гл. 24 УПК РФ, касающиеся данного действия, страдают неполнотой и невнятностью и нуждаются в уточнении.

Статья 176 УПК РФ («Основания производства осмотра»), как легко убедиться, говорит не об основаниях, а о целях производства осмотра, основаниями же являются разумные предположения о возможности обнаружения при осмотре следов преступления и пр.

Среди целей производства осмотра, на наш взгляд, следует упомянуть и изъятие обнаруженных предметов, документов, образцов.

Непонятно, почему осмотр трупа не упомянут в общей ст. 176 УПК РФ. Здесь же можно и указать, что осмотр трупа может быть произведен до возбуждения уголовного дела. С учетом сказанного выше, переформулируем ст. 176 УПК РФ следующим образом:

«Статья 176. Цели производства осмотра

1. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, трупов, предметов и документов  производится в целях обнаружения  следов преступления, изъятия обнаруженных  предметов, документов, образцов, выяснения  других обстоятельств, имеющих значение  для уголовного дела.

2. Осмотр места происшествия, трупа, документов и предметов  может быть произведен до возбуждения  уголовного дела».

Ранее мы не раз отмечали, что законодатель, достаточно широко оперируя термином «изъятие», определения ему не дает и такого самостоятельного действия не предусматривает: изъятие может быть составной частью самых различных следственных действий, причем общего списка таких действий в УПК РФ также нет. В свете этого для уточнения понятия предлагается дополнить УПК РФ новой статьей, поместив ее в главу 22 Кодекса:

«Ст. 164.1. Изъятие предметов, документов, образцов

1. Изъятие представляет  собой действие, производимое в  ходе следственных действий в  целях последующего осмотра и  исследования изымаемых предметов, документов, образцов, а также для  обеспечения их сохранности.

2. Изъятие может быть  произведено в ходе таких следственных  действий, как:

1) осмотр места происшествия, местности, жилища (в том числе  повторный осмотр в ходе проверки  показаний на месте);

2) эксгумация, осмотр трупа;

3) освидетельствование;

4) обыск, личный обыск;

5) выемка (в том числе  выемка почтово-телеграфной корреспонденции, фонограмм телефонных переговоров, информации об абонентских и  иных соединениях).

3. Изъятие также может  быть произведено при наложении  ареста на имущество.

4. Факт изъятия должен  быть отражен в протоколе соответствующего  процессуального действия. Изымаемые  предметы, документы, образцы предъявляются  всем участникам процессуального  действия, упаковываются и опечатываются  установленным образом».

Переходя к следующей ст. 177 УПК РФ, регулирующей порядок производства осмотра, отметим, что ч. 1 ее, указывавшая на необходимость участия понятых, утратила силу после принятия известного ФЗ от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ. Однако не раз отмечалось, что именно осмотр оставляет широкие возможности для злоупотреблений, в свете чего мы предлагали значительные поправки в ст. 170, регламентирующую участие понятых в следственных действиях4. В свете этого ч. 1 ст. 177 УПК РФ предлагается восстановить с учетом этих поправок.

Говоря ранее о неприкосновенности жилища, мы предложили новую формулировку ст. 12 УПК РФ и соответствующие изменения в ч. 5 ст. 177 УПК РФ5. Наконец, разумно предположить, что осмотр жилища должен по возможности производиться с участием проживающих в нем лиц - аналогия с ч. 11 ст. 182 УПК РФ вполне уместна.

С учетом сказанного выше, предложим следующие поправки к ст. 177 УПК РФ:

«Статья 177. Порядок производства осмотра

1. Осмотр производится  с участием понятых, за исключением  случаев, предусмотренных частью  третьей статьи 170 настоящего Кодекса.

<...>

3. Если для производства  осмотра требуется продолжительное  время или осмотр на месте  затруднен, то предметы, документы  должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписями следователя (дознавателя) и понятых на месте  осмотра. Изъятию подлежат только  те предметы, документы, которые  могут иметь отношение к уголовному  делу. При этом в протоколе  осмотра по возможности указываются  индивидуальные признаки и особенности  изымаемых предметов, документов.

4. Все обнаруженное и  изъятое при осмотре должно  быть предъявлено понятым и  другим участникам осмотра.

5. Осмотр жилища производится  в соответствии со статьей 12 настоящего  Кодекса с согласия проживающих  в нем лиц или на основании  судебного решения. Если проживающие  в жилище лица возражают против  осмотра, то следователь (дознаватель) возбуждает перед судом ходатайство  о производстве осмотра в соответствии  со статьей 165 настоящего Кодекса. В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр жилища может быть произведен  без согласия проживающих в нем лиц в соответствии с частью пятой статьи 165 настоящего Кодекса.

6. Осмотр жилища производится  в присутствии лиц, в нем проживающих, а помещения организации - в присутствии  представителя администрации соответствующей  организации. В случае невозможности  обеспечить участие указанных  лиц в осмотре об этом делается  запись в протоколе».

Восстановить участие понятых, на наш взгляд, необходимо и в ст. 178 УПК РФ. Кроме того, ч. 1 данной статьи почему-то говорит об участии судебно-медицинского эксперта, хотя о назначении экспертизы не упоминает. Вполне вероятно, что именно этот судебный медик и будет впоследствии привлечен в качестве эксперта и что по должности он называется экспертом; но в процессуальном смысле пока что он - специалист.

Отметим, что ст. 180 УПК РСФСР придерживалась именно такой формулировки: «Наружный осмотр трупа на месте его обнаружения производит следователь в присутствии понятых и с участием врача - специалиста в области судебной медицины, а при невозможности его участия - иного врача».

Упоминание о возможности осмотра трупа до возбуждения дела уже излишне в свете внесенных выше в ст. 176 УПК РФ поправок. Зато целесообразно добавить указание на то, куда направлен труп после осмотра.

Несомненным недочетом представляется отсутствие строгого определения, что есть эксгумация. Обычные словари понимают под эксгумацией любое извлечение тела или останков из могилы, но в уголовно-процессуальном контексте речь может идти об извлечении именно из места постоянного (официального) захоронения6. Подтверждением этой мысли может служить положение ч. 3 ст. 178 УПК РФ о том, что постановление следователя об эксгумации обязательно для администрации соответствующего места захоронения. Такая администрация может быть лишь в местах.

Тем не менее в литературе встречается и другая точка зрения, согласно которой эксгумация может осуществляться из любых мест захоронения, в том числе из мест тайного захоронения трупа преступником или преступниками, что нам представляется очевидной ошибкой. Понятно, что извлечение тела жертвы, закопанного убийцей в лесу или на огороде, не требует ни согласия родственников, ни судебной санкции и может быть произведено в ходе осмотра или обыска соответствующего места.

Часть 3 ст. 178 УПК РФ никак не конкретизирует порядок уведомления близких родственников или родственников о предстоящей эксгумации и получения их согласия. А.В. Смирнов и К.Б. Калиновский ранее предлагали направлять близким родственникам покойного письменное уведомление и копию постановления об эксгумации и, при отсутствии их возражений в течение определенного времени, приобщить к делу расписку в получении ими заказного письма и произвести эксгумацию без судебного решения (однако в позднейших изданиях их Комментария такое предложение уже не встречается). Сходной позиции придерживается и С.Ф. Шумилин7. По мнению И.А. Попова, направления письменного уведомления недостаточно - следователю необходимо лично поставить близких родственников или родственников в известность о предстоящем извлечении трупа из места захоронения и получить их письменное согласие. Вторая позиция нам представляется менее соответствующей духу и букве закона: ч. 3 ст. 178 УПК РФ упоминает не согласие близких родственников, но отсутствие их возражений (т.е. говорит не об активном действии - даче согласия, но о бездействии).

При этом, как легко видеть, снимается еще одна недосказанность: следует ли получать согласие всех близких родственников или достаточно согласия кого-то одного из них. Сходная проблема возникала и анализировалась нами при исследовании вопроса о согласии на проникновение в жилище; однако здесь ситуация иная: коль скоро речь в тексте закона идет о возражении, то ясно, что имеется в виду возражение любого из близких родственников. Нам кажется очевидным, что мнения «просто» родственников в данном случае менее существенны, тем более что степень родства УПК РФ не определяет.

Вопрос о том, вправе ли близкие родственники присутствовать при эксгумации, законодателем никак не разрешен. На наш взгляд, такое право им может быть предоставлено. Кроме того, ч. 5 ст. 178 УПК РФ говорит только о расходах родственников, хотя расходы могут нести и иные лица (например администрация места захоронения).

С учетом отмеченного, сформулируем дополнение к базисной ст. 5 УПК РФ и новую редакцию ст. 178:

«Статья 5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

<...>

59.1) эксгумация - извлечение  трупа, частей трупа либо останков  из места постоянного захоронения»

<...>

«Статья 178. Осмотр трупа. Эксгумация

1. Следователь (дознаватель) производит осмотр трупа на  месте его нахождения или обнаружения  с участием понятых и специалиста - судебного медика, а при невозможности  его участия - врача. При необходимости  для осмотра трупа могут привлекаться  другие специалисты.

2. Протокол осмотра трупа  должен содержать информацию  о том, куда направлен труп  после осмотра. Неопознанные трупы  подлежат обязательному фотографированию, дактилоскопированию и государственной геномной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Кремирование неопознанных трупов не допускается.

Информация о работе Тактика следственного осмотра