Международные усилия по укреплению режима нераспространения оружия массового поражения, сотрудничество в этой области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 17:18, доклад

Описание работы

В последние годы проблемы ядерного нераспространения серьезно обострились, что связано в первую очередь с новыми вызовами и угрозами в данной области. Этой теме уделили внимание многие известные российские ученые. Цель же автора данной монографии — проанализировать, как проблемы ядерного нераспространения влияют на контроль над ядерными вооружениями, на перспективы их дальнейших сокращений и ограничений. Разумеется, без истории вопроса, состояния, актуальных проблем и перспектив международно-правового режима ядерного нераспространения данная работа была бы неполной.

Файлы: 1 файл

ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ.docx

— 84.68 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Национальный исследовательский ядерный университет  
«МИФИ»

 

 

 

 

Доклад на тему :


Международные усилия по укреплению режима нераспространения оружия массового поражения, сотрудничество в этой области. Резолюция СБ ООН 1540.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовили студенты                  группы : У06-07 , У04-07С

Подругина А.М.

Желтов А.Н

Королев С.А

ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОГО НЕРАСПРОСТРАНЕНИЯ

В последние годы проблемы ядерного нераспространения серьезно обострились, что связано в первую очередь с новыми вызовами и угрозами в данной области. Этой теме уделили внимание многие известные российские ученые. Цель же автора данной монографии — проанализировать, как проблемы ядерного нераспространения влияют на контроль над ядерными вооружениями, на перспективы их дальнейших сокращений и ограничений. Разумеется, без истории вопроса, состояния, актуальных проблем и перспектив международно-правового режима ядерного нераспространения данная работа была бы неполной.

   Состояние и тенденции распространения ядерного оружия в мире Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки в настоящее время стало одной из главных угроз стратегической стабильности и глобальной международной безопасности. Задача предотвращения угроз распространения выдвинулась для многих государств мира на приоритетное место в обеспечении национальной безопасности. При этом наибольшую опасность представляет распространение ядерного оружия в силу его большого поражающего и глобального дестабилизирующего действия. С момента подписания ДНЯО и до настоящего времени положение дел с ядерным распространением неизменно остается сложным, несмотря на кардинальные геополитические изменения, произошедшие в мире за последние два десятилетия, а также на существенные положительные сдвиги в области сокращения стратегических ядерных вооружений ведущих ядерных держав — России и США. Более того, парадоксальным образом окончание холодной войны и разрушение биполярной структуры мира увеличили число вызовов стабильности режима. Однако принципиально важно, что современные вызовы в сфере ядерного нераспространения могут и должны решаться на основе ДНЯО, полностью опираясь на незыблемость 169 его положений, в строгом соответствии с нормами международного права и с учетом законных интересов безопасности и развития всех государств132. На смену глобальному блоковому противостоянию прошлого пришли многочисленные кризисы и конфликты, вызванные в том числе и стремлением отдельных стран действовать без оглядки на мировое сообщество и его общепризнанные институты. Одновременно резко возросла угроза международного терроризма. На глобальном уровне отчетливо прослеживаются тенденции ослабления гарантий государственного суверенитета, вмешательства, в том числе силового, во внутренние дела других стран, иногда и под предлогом решения задач нераспространения133. В этих условиях некоторые страны начинают раздумывать о ядер- ном выборе как о средстве сдерживания агрессии, а также факторе повышения своего международного статуса, инструменте достижения превосходства над соседями и получения экономических выгод. Данное обстоятельство в условиях обострения территориальных споров, политических, экономических, этнических и религиозных проблем в некоторых государствах приобретает особое значение134. По данным МАГАТЭ, более двух десятков стран располагают потенциалом для военных ядерных возможностей, однако по раз- личным причинам проявляют сдержанность в обретении ядерного статуса. Для некоторых из них «ядерный выбор» — лишь вопрос политической воли в условиях ослабления режима ДНЯО. В технологическом плане они обладают всеми необходимыми средствами и компонентами для создания ядерного взрывного устройства. При возникновении угроз национальной безопасности и суверенитету эти страны могут создать ядерное оружие достаточно быстро.

На сегодняшний день сохраняется несколько основных путей распространения ядерного оружия: – несанкционированная передача технологий и знаний в области ядерного оружия неядерным государствам (что подтверждается «сетью» А. К. Хана); – самостоятельная разработка посредством развития необходимой научно-технической базы с использованием открытой информации; – утечки технологий производства ядерного оружия и другой «чувствительной» информации по причине слабости или отсутствия достаточного национального контроля135. На рубеже третьего тысячелетия обозначились новые вызовы и угрозы в сфере ядерного распространения.

 Среди них следует  выделить следующие.

•Ядерные испытания в Индии и Пакистане в 1998 году. Между- народное сообщество расценило их как «всплеск ядерных амбиций» этих стран и серьезный удар по режиму ядерного нераспространения, создавший нежелательный прецедент для других стран, имеющих намерения по обладанию ядерным оружием. Появилась проблема, связанная с неопределенностью ядерного статуса Индии и Пакистана по ДНЯО, в котором четко определен круг ядерных государств.

•Вне рамок ДНЯО продолжает оставаться Израиль, не подтверждающий и не отрицающий наличие у него ядерного оружия и блокирующий создание зоны, свободной от ОМУ и средств его доставки на Ближнем Востоке. Вместе с тем официальными лицами ряда государств мира, включая США и Израиль, подтверждено, прямо или косвенно, наличие ядерного оружия у Израиля.

•Ядерные амбиции Северной Кореи. В 2003 году КНДР заявила о выходе из ДНЯО, а впоследствии — о якобы наработанном ею «оружейном» расщепляющемся материале и наличии у нее ядерных взрывных устройств. В 2006 году КНДР провела подземное испытание ядерного взрывного устройства. Обладание Северной Кореей ядерным оружием может как подтолкнуть другие страны региона к «ядерному выбору», так и создать возможность продажи Северной Кореей ядерных материалов и технологий136.

•Ядерная деятельность Ирана. Взятый руководством этой страны курс на промышленное освоение технологий обогащения урана и создание ядерного топливного цикла, безусловно, содержит в себе опасность перехода к «оружейной» ядерной программе. Разумеется, каждая страна имеет право на обогащение урана. Но в иранском случае международные опасения обоснованны. Страна 18 лет занималась деятельностью, в отношении которой существуют объективные озабоченности. Тегеран демонстрирует твердое намерение обладать научно-техническими возможностями создания ядерного оружия, хотя утверждать, что в Иране принято политическое решение о достижении ядерного статуса, преждевременно137. Неурегулированность целого ряда вопросов между этой страной и МАГАТЭ, а также ряд воинственных заявлений иранского руководства способствуют сохранению сомнений относительно мирного характера ядерной про- граммы Ирана.

•«Черный рынок» ядерных товаров и технологий. Особенно это проявилось в ядерной оружейной программе Пакистана, реализация которой во многом стала возможной благодаря специально создан- ной для этих целей сети незаконных поставок продукции ядерного профиля («сеть» А. К. Хана).

•Растущая угроза ядерного терроризма. Несмотря на то что вероятность самостоятельного создания террористами ядерного взрывного устройства ввиду технической сложности решения этой задачи оценивается как незначительная, возможна разработка ими кустарных средств поражения с применением радиоактивных материалов (так называемая «грязная бомба»)138. •Форсированное развитие в ряде стран (Индия, Израиль, Пакистан, Иран и КНДР) наряду с ядерными программами потенциалов в области баллистических ракет, способных нести большие полезные нагрузки на значительные расстояния и по своим параметрам далеко выходящих за ограничения Режима контроля за ракетной технологией.

Перечень вызовов можно продолжить, но главное ясно — возник целый ряд дестабилизирующих факторов, бороться с которыми оказалось достаточно непросто. Новые вызовы и угрозы ядерного распространения обусловлены комплексом обстоятельств и причин, среди которых можно выделить следующие:

– отсутствие прогресса, как его понимают в первую очередь радикалы ДН, в достижении ядерного разоружения и реальных перспектив в обеспечении универсальности ДНЯО;

– практика некоторых стран и военных блоков (США, НАТО) по применению силы для урегулирования международных проблем, в том числе и планы по использованию в этих целях ядерного оружия или стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении;

 – опасность выхода  гонки вооружений в мире на новый технологический уровень, появления так называемых дестабилизирующих видов оружия, потенциальная угроза снижения «порога» применения ядерного оружия за счет создания ядерного оружия малой мощности; – наличие ядерного оружия на территориях других неядерных государств, в частности размещение ядерного оружия США в Европе;

– возрастание опасности использования ядерного оружия или его компонентов террористами, качественное изменение характера террористических угроз (глобальность, элементы национализма и сепаратизма, религиозная подпитка);

 – сохранение объективных  угроз безопасности, вызывающих  у государств стремление к  обладанию ядерным оружием в  интересах защиты от давления  внешних сил;

 – наличие «двойных  стандартов» в оценке ядерных программ различных государств, не способствующее успеху в противодействии ядерному распространению;

– сложности с перекрытием каналов незаконного оборота ядерных материалов и технологий, применение мер противодействия которым неэффективно вне сотрудничества с другими странами;

– отсутствие многостороннего международного договора (по типу ДНЯО) в ракетной области, который ограничивал бы развитие программ создания и развертывания баллистических ракет;

– недостаточность или отсутствие у многих государств национальных мер экспортного контроля (в международных режимах экспортного контроля участвует не более 20–25 % государств), а также недостаточно эффективное состояние учета, контроля и физической защиты ядерных материалов и технологий;

173 – возможность получения  информации о «чувствительных» технологиях по сети Интернет и иным электронным каналам связи, опасность «неосязаемых» передач такой информации, а также трудности контроля за такими передачами. Изложенное выше свидетельствует о недостаточной эффективности существующих механизмов противодействия распространению ядерного оружия и необходимости принятия мер по повышению их действенности.

 Международно-правовая  база в сфере ядерного нераспространения  Международно-правовой режим нераспространения  ядерного оружия, согласно определению  Н. Н. Сокова, представляет собой совокупность международных договоренностей и организаций, а также внутреннего законодательства стран, целью которых является предотвращение приобретения ядерного статуса государствами, которые его не имели к 1967 году. Предметом режима ядерного нераспространения являются все ядерные взрывные устройства (поскольку было признано принципиально невозможным различить ядерные взрывные устройства, используемые в военных и в мирных целях), а также материалы, оборудование и технологии, предназначенные для их изготовления. Режим нераспространения ядерного оружия имеет ряд специфических особенностей. Во-первых, этот режим закреплен в обширном ряде имеющих различный статус взаимосвязанных международных соглашений. Во-вторых, режим ядерного нераспространения включает в себя значительное число международных организаций и других форм регулярного взаимодействия участников. Плотная сеть разнообразных институтов, связывающих участников режима, укрепляет его стабильность и способность своевременно реагировать на изменения ситуации, вырабатывая меры по повышению эффективности. Так, например, частью режима является МАГАТЭ, созданное еще в 1950-е годы, т. е. значительно раньше подписания фундаментально- го для всего режима соглашения — ДНЯО. Наряду с универсальной организацией МАГАТЭ и такими глобальными международными механизмами, как ГЯП и Комитет Цангера, существуют и региональные организации в этой сфере (например, Европейское сообщество по атомной энергии — Евратом).

В-третьих, режим ядерного нераспространения является весьма разветвленным. Наряду с собственно нераспространением (в традиционном смысле, в котором оно используется в ДНЯО) режим ядерного нераспространения касается в той или иной степени вопросов экспортного контроля, ядерной энергетики, ядерных испытаний, сокращения ядерного оружия и т. д. С ядерным нераспространением тесно связаны также вопросы нераспространения ракет и ракетных технологий как основных средств доставки ядерного оружия, а также проблематика других видов ОМУ — химического и биологического. В-четвертых, частью режима является связанное с ним внутреннее законодательство стран-участниц.

В частности, речь идет о законодательстве, касающемся учета и контроля над ядерным материалом, национального экспортного контроля. Национальное законодательство основано на международных документах режима нераспространения. Вместе с тем каждая страна по-своему применяет их в своей юридической практике, иногда устанавливая даже более жесткие ограничения, чем того требуют международные документы140. Фундаментом глобального международно-правового режима ядерного нераспространения является Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Наряду с ДНЯО другими важными элементами ядерного нераспространения являются режимы безъядерных зон, режимы запрещения ядерных испытаний, режимы экспортного контроля в ядерной сфере, а также другие договоренности и институты.

Договор о нераспространении ядерного оружия

был одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 12 июня 1968 года, открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. На Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО 1995 года этот Договор был продлен бессрочно. Заключение ДНЯО стало возможным благодаря тому, что государства, обладающие ядерным оружием, пришли к пониманию того, что ядерная война может привести к катастрофическим последствиям для всего человечества и необходимо поставить заслон на пути дальнейшего распространения ядерного оружия. Участниками ДНЯО являются подавляющее большинство стран мира — 190 государств. Договор не подписали три страны — Индия, Пакистан, Израиль. В 2003 году о выходе из ДНЯО объявила Северная Корея. Механизм действия ДНЯО состоит в регулировании поведения его участников. Среди государств – участников ДНЯО выделяют ядерные государства (страны, которые произвели и испытали ядерные взрывные устройства до 1 января 1967 г.) и неядерные. Ядерные государства (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай) обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним ни прямо, ни косвенно, не помогать неядерным государствам в производстве или приобретении ядерного оружия, не поощрять и не побуждать их к этому, а также к контролю над ним. Государства, не обладающие ядерным оружием, в свою очередь обязуются не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие или контроль над ним, не производить и не приобретать его каким-либо иным способом, не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия. В ДНЯО закрепляется право любого государства развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях, участвовать в международном обмене оборудованием, материалами и научно-технической информацией о мирном использовании ядерной энергии. Предусматривается, что государства, достигшие высокого уровня развития в области мирного применения ядерной энергии, будут сотрудничать с неядерными государствами в деле содействия дальнейшему развитию применения ядерной энергии в мирных целях с должным учетом нужд развивающихся районов мира. Контроль за выполнением обязательств по ДНЯО в части использования атомной энергии в мирных целях возлагается на МАГАТЭ. Договор обязывает неядерные государства принять так называемые гарантии МАГАТЭ, которые представляют собой совокупность средств наблюдения за тем, чтобы расщепляющиеся материалы и специальное оборудование использовались исключительно в мирных целях. Система гарантий МАГАТЭ, получившая название всеобъемлющей (comprehensive), была разработана в 1970–1971 годах и утверждена в виде типового проекта соглашения о гарантиях между МАГАТЭ и государством – участником ДНЯО (INFCIRC/153)144. Каждое из участвующих в Договоре государств, не обладающих ядерным оружием, должно заключить с Агентством в соответствии с Уставом МАГАТЭ соглашение относительно проверки выполнения данным государством своих договорных обязательств. По соглашению государство обязуется информировать МАГАТЭ о ядерном материале, который оно производит или импортирует, сообщать обо всех местах нахождения ядерного материала, а инспекторы МАГАТЭ проводят независимую проверку и дают оценку полноты и точности заявлений государства относительно ядерного материала и мест его нахождения. Основным способом обеспечения гарантий является учет ядерного материала, для чего государство создает и ведет национальную систему учета и контроля. Меры МАГАТЭ по контролю доступа к ядер- ному материалу, например использование печатей на контейнерах и дверях и наблюдение с помощью видеокамер и других устройств за ядерным материалом и за маршрутами, по которым он проходит, при- меняются для пополнения информации, полученной на основе практики учета, а также подтверждения ее неизменности. Целью практики учета является установление количества ядерного материала, присутствующего в ядерной установке, и изменений, которые могут иметь место. Инспекторы МАГАТЭ, обладающие необходимыми привилегия- ми и иммунитетами, периодически посещают ядерную установку с целью проверки инвентарного количества ядерного материала и его изменений и для определения правильности отчетов. Проверка включает измерения ядерного материала на месте и отбор проб для последующего анализа в МАГАТЭ. Вскрытие незаявленной ядерной деятельности в начале 1990-х годов в Ираке продемонстрировало определенные недостатки действовавшей системы гарантий МАГАТЭ. В результате были приняты меры по укреплению отдельных элементов системы гарантий 145.

Информация о работе Международные усилия по укреплению режима нераспространения оружия массового поражения, сотрудничество в этой области