Д.Риккардо о свободе торговле и принципах налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Тема, выбранная мной для курсовой работы, является актуальной в наши дни.
Цель данной работы – выявить и проанализировать мысли Давида Риккардо о свободе торговли и принципах налогообложения.
Структурно работа состоит из 7 пунктов, 2 из которых детализированы.

Содержание работы

Введение3
Классическая политэкономия в системе экономической теории4
Особенности методологии и предмета классической политэкономии4
Ключевые идеи Д. Риккардо6
Аналитические аспекты15
Заключение

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 41.98 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение3

  1. Классическая политэкономия в системе экономической теории4

    1. Особенности методологии и предмета классической политэкономии4

    1. Ключевые идеи Д. Риккардо6

  1. Аналитические аспекты15

Заключение

 

 

 

 

 

        

 

 

 Введение

Тема, выбранная мной для курсовой работы, является актуальной в наши дни.

Цель данной работы – выявить и проанализировать мысли Давида Риккардо о свободе торговли и принципах налогообложения.

Структурно работа состоит из 7 пунктов, 2 из которых детализированы.

 

Политическая экономия как наука уходит своими корнями в далекое прошлое. Основы экономики были заложены еще в трудах ученых Древней Индии, Китая, Греции. Еще Аристотель в IV в. до н.э разделял понятия «экономия» (наука о хозяйствовании ради удовлетворения потребностей) и «хремастика» (искусство получать прибыль)

 

 

 

 

  1. Классическая политэкономия в системе экономической теории

 

      1.  Особенности методологии и предмета классической политэкономии

 
По мере дальнейшего формирования в развитых странах мира основ рыночных экономических отношений становилось все более очевидным то обстоятельство, что государственное вмешательство в экономическую деятельность не является панацеей в деле преодоления преград в приумножении национального богатства и достижения согласованности во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов как на внутреннем, так и на внешних рынках. Поэтому, как отметил П. Самуэльсон, вытеснение «доиндустриальных условий» системой «свободного частного предпринимательства», способствуя разложению меркантилизма, стало одновременно исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire». 
Последнее словосочетание означает требование полного невмешательства государства в экономику, деловую жизнь или, говоря по-другому, — экономический либерализм. Причем с конца XVII — начала XVIII в. эта идея превратилась в своеобразный девиз рыночной либеральной экономической политики. И именно с этого времени зарождается новая теоретическая школа экономической мысли, которую позднее назовут классической политической экономией. 
«Классическая школа» повела решительную борьбу с протекционистской идеологией меркантилистов, обратившись к самым новым методологическим достижениям науки той эпохи и развернув поистине фундаментальные теоретические исследования. Ее представители противопоставили эмпиризму меркантилистской системы профессионализм, который, по словам того же П. Самуэльсона, не позволял впредь «советникам при короле» убеждать своих монархов в том, что увеличение богатства страны сопряжено с установлением государственного контроля над экономикой, в том числе со сдерживанием импорта и поощрением экспорта и тысячей других «детальных распоряжений». 
«Классики» в отличие от меркантилистов, по существу, заново сформулировали и предмет, и метод изучения экономической теории. Так, возросшая степень мануфактуризации экономики (затем и ее индустриализации) обусловила выдвижение на первый план предпринимателей, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. По этой причине в качестве предмета изучения «классики» предпочитали главным образом сферу производства. 
Что же касается метода изучения и экономического анализа, то его новизна в «классической школе» связана, как уже упоминалось, с внедрением новейших методологических приемов, которые обеспечивали достаточно глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности и описательного, т.е. поверхностного, осмысления хозяйственной (деловой) жизни. Об этом свидетельствуют также высказывания Л. Мизеса и М. Блауга — крупнейших авторитетов современности в области методологии экономической науки. 
Первый из них, в частности, полагает, что «многие эпигоны экономистов-классиков видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений»1. По убеждению второго, «экономисты-классики подчеркивали, что выводы экономической науки в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции (самонаблюдения. — Я.Я.)»2. 
Таким образом, можно утверждать, что смена меркантилизма классической политической экономией стала свершением еще одной исторической метаморфозы в отношении наименования и назначения экономической науки. Как известно, в бытность древнегреческих философов термин «экономия» или «экономика» воспринимался почти в буквальном переводе слов «ойкос» (домохозяйство) и «номос» (правило, закон) и имел смысловую нагрузку процессов домоводства, управления семьей или личным хозяйством. В период меркантилистской системы экономическая наука, получившая благодаря А. Монкретьену наименование «политическая экономия», воспринималась уже как наука о государственном хозяйстве или экономике национальных государств, управляемых монархами. Наконец, в период «классической школы» политическая экономия обрела черты подлинно научной дисциплины, изучающей проблемы экономики свободной конкуренции. 
Кстати, К. Маркс, с чьим именем связано введение в научный оборот термина «классическая политическая экономия», исходил прежде всего из того, что «классики» в творчестве своих лучших, как он полагал, авторов А. Смита и Д. Рикардо совершенно не допускали ни апологетики, ни скольжения по поверхности экономических явлений. Но, по его мысли, «классическая школа» со свойственной ей классовой направленностью «исследовала производственные отношения буржуазного общества». Данное положение, похоже, не оспаривал и Н. Кондратьев, считавший, что в учении «классиков» речь шла об анализе условий свободной хозяйственной деятельности «только капиталистического строя»

 

      1. Ключевые идеи Д. Риккардо

 

Д. Риккардо о свободе торговли. Теория сравнительных преимуществ.

Давид Риккардо разработал теорию сравнительных преимуществ, которая доказывала выгоду внешней торговли и специализации для любой страны, даже если эта страна не имеет преимуществ, или наоборот имеет преимущества перед остальными в производстве всех товаров. Он выявил, что важен не сам товар, сколько соотношение издержек при его производстве.

Сформулировав данную теорию, Риккардо ввел понятие альтернативной цены.

Альтернативная цена  - это отношение рабочего времени, нужного для производства товарной единицы, к рабочему времени, нужному для производства другого вида товара.

Данный фрагмент пункта рассмотрим на примере вьетнамского шелка и французского вина.

Допустим, что для производства 35 м шелка во Вьетнаме требуется труд 80 рабочих в течение года. На данное количество шелка Вьетнам потратит 60 л французского вина, на производство которого потребовалось бы труда 105 рабочих. На производство того же количества шелка Франция тратит труд 70 и 75 работников в течение года.

На таблице №1 указаны затраты труда на производство товарной единицы ( кол-во человек)

 


Товар

Вьетнам

Франция

Шелк, 35 м

80 человек

70 человек

Вино, 60 л

105 человек

75 человек





 


 


 

Сравнительные издержки Франции по шелку больше, чем во Вьетнаме. Они устанавливаются отношением абсолютных издержек на производство шелка к абсолютным единицам производства вина. Во Франции они составляют:

(70/35)/(75/60)=2/1,25=1,6

Во Вьетнаме сравнительные издержки по шелку меньше и составляют:

(80/35)/(105/60)=2,3/1,75=1,314

Из этого следует, что Вьетнаму выгодно заниматься экспортом шелка во Францию, приобретая там вино.

Следуя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что необходимое условие существования международной торговли – это производство в разных странах одни и те же товарные единицы с разницей в издержках. Согласно взглядам  Давида Риккардо, каждой стране выгодно развиваться в производстве тех товарных единиц, по которым она имеет наиболее низкие затраты труда и капитала.

Теория сравнительных преимуществ поясняет, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут воспроизводить с относительно низкими издержками в сравнении с другими странами, то закупка будет иметь взаимовыгоду в обеих странах, независимо от того, будет ли производство одной из них наиболее эффективным, чем другой.

Недостатки теории Риккардо:

  1. Она не может пояснить процессы современности, которые происходят в международном разделении труда.
  2. Она не реагирует на колебание цен и заработную плату, платежные балансы
  3. Исходит из того, что работники покидают одну отрасль, попадая в другую,  без потери работы,
  4. Не обращает внимание на миграцию работников и капитала.
  5. Теория исходит из наличия 2 стран и 2 товаров
  6. Предположено отсутствие затрат на транспорт, исходя из постоянных затрат производства
  7. Не учитывает воздействие научно-технической революции, технических изменений
  8. Исходит из наличия полной взаимной замены ресурсов при их альтернативном использовании.

Значение теории сравнительных преимуществ:

  • Впервые был описан баланс совокупного спроса и предложения
  • Было доказано, что страна получит выигрыш от торговли, не нанося ущерб другим странам
  • Поиск возможностей развития торговли внутри страны, отказываясь от торговых барьеров
  • Легла в основу дальнейшего развития теорий.

 

 

Внезапные перемены в ходе торговли

Большие страны в особенности подвергаются временным затруднениям, которые вызывают передвижения капитала с одной точки на другую. Дело обстоит с обрабатывающей промышленностью: спрос на товарную единицу зависит не только от потребностей, но и от вкуса потребителей. Кроме этого, новый налог может уничтожить сравнительное преимущество, которое страна использовала в производстве определенного товара.

Не только эта страна будет испытывать определенный дискомфорт, но и страны, в которые импортировался данный продукт. Если страна долгое время не может ввозить иностранные товары, то она должна снизить производство своих товаров, которые вывозились за рубеж. Общая стоимость всех продуктов страны может незначительно уменьшиться, так как капитал будет применяться тот же, но цены возрастут.

В богатых  странах, в которых большой капитал затрачен на производство машин, непредусмотренное изменение в ходе рыночных отношений приносит больше бед, чем в более бедных странах, где пропорционально меньше свободного капитала и больше оборотного и где большая часть работы производится людским трудом.

Как и все другие занятия, земледелие переживает реакции, которые следую в противоположность интенсивной деятельности. То есть, когда во время войны задерживается ввоз пшеницы, повышение цены последнего привлечет к земле капитал, дающий при таком раскладе немаленькую прибыль. Вероятнее всего, это приведет к неизбежному увеличению капитала, занятого в земледелии, следовательно, на рынок будет заброшено больше количество сырых материалов, в которых нуждается страна. Следуя из этого, мы можем заметить, что цена пшеницы упадет из-за переполнения рынка и, как уже стало ясно, земледелие будет терпеть большой дискомфорт до того момента, пока среднее предложение не будет на одном уровне со средним спросом.

 

Д.Риккардо о налогах

 

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц в пользу государства.

Если потребление правительства увеличится за счет следствия добавочных налогов и покрывается увеличением производства или снижением народного потребления, то налоги затрагивают доход, следовательно, национальный капитал не затрагивают. Однако если производство не увеличивается, народное потребление не уменьшается, то налоги упадут на капитал, то есть будет задет фонд, предназначенный для производительного потребления.

Налоги без необходимости падают на капитал, когда он обложен. Когда обложен доход, налоги падают  на доход.

Например, если из дохода в 10 000 рублей в год мне необходимо выплачивать 1000 рублей, то действительно это и будет налог на доход, если оставшиеся 9000 рублей будут удовлетворять мои потребности, но если я буду расходовать все те же 10 000 рублей, то это будет налог на капитал.

Пусть капитал, приносящий мне доход в 10 000 рублей равен 100 000 рублей, а налог в 1% будет равен 100 рублей., но если я уплачу этот налог и буду тратить на себя только 9000 рублей, следовательно, мой капитал не будет затронут им.

Каждому человеку присуще желание сохранить свое общественное положение и удерживать свое состояние на высокой планке, ведущее к тому, что многие налоги ( не важно на капитал они или на доход ) уплачиваются из налогов.  Поэтому с ростом обложения и увеличением расходов  правительства количество комфорта, которые использует народ, должно уменьшаться, если этот народ не сможет увеличить свой доход или капитал соответственно. Задача правительства  состоит в том, чтобы поощрять стремление к накоплению. Оно не должно вводить те налоги, которые при любом раскладе падут на капитал. Поступив же таким образом, правительство затронет фонд, направленный на содержание труда, и уменьшит производство в стране в будущем.

Налоги на ренту

 

Налог на ренту влияет только на ренту. Он падает только на землевладельцев без возможности переклада на какой-либо класс потребителей. Повысить ренту землевладелец не в состоянии, так как разница между продуктом, получаемым с наименее производительной земли, которая находится в обработке, и продуктом, который получают с земли любого другого разряда, остается неизменной.

Налог на ренту, как она обычно устанавливается, уменьшил бы предрасположенность к обработке земли, так как был бы налогом на прибыль землевладельца.

Земельная рента – это вся сумма, которая  выплачивается фермером землевладельцу, в то время, как только часть является непосредственно рентой. Рента есть сумма, выплачиваемая землевладельцу за использование самой земли. Остальная сумма в качестве ренты, платится за пользование постройками, то есть в действительности является прибылью на капитал землевладельца. Если бы при обложении ренты не делали различия между этими частями, то часть налога упала бы на прибыль землевладельца, и ,в последствии, уничтожила бы стимул к обработке земли, при условии, что цены на сырые материалы не повысятся.

 

Так же часть налога падает на потребителя сырых материалов. Есть сомнения, что при введении налога, землевладельцы не скоро бы ощутили ту грань, между выплатой за пользование землей и выплатой за пользование всякого рода постройками.

Налоги на сырые материалы

Опираясь на вышеизложенный материал, мы можем сказать, что цена пшеницы регулируется издержками ее производства конкретно на той земле, которая не приносит никакой ренты. Из этого следует, что все то, что может увеличить издержки производства, будет увеличивать цену, а все то, что понижает издержки, следовательно, понизит цену. Каждый налог (или земельный, или десятина, или уже на конечный продукт) будет повышать издержки производства, следовательно, увеличивать цену сырых материалов.  Если цена сырых материалов не поднимется на ту отметку, которая поможет владельцу возместить уплаченный налог, то он, соответственно, покинет тот род занятий, по которому упала прибыль. Единственное средство – это повышение цены, с помощью которого земледелец сможет заплатить налог и продолжит получать среднюю прибыль от употребления своего капитала. Налог на сырые материалы будет выплачивать ни землевладелец, ни фермер. Его выплатит в повышенной цене потребитель. Налог на сырые материалы, земельный налог и десятина не влияют на денежную ренту.

Таким образом, налог на пшеницу падет на потребителей, повысит стоимость и в сравнении с другими товарами будет прямо пропорционален налогу. Так как сырые материалы являются составляющей других товаров, следовательно, стоимость последних так же повысится, если действие налога не будет уравновешено другими причинами. По факту, они будут обложены косвенно, и стоимость повысится в соответствии с налогом.

Однако налог на сырые материалы и на предметы первой необходимости для работника будут иметь иное действие. Этот налог повысит заработную плану. С учетом влияния закона населения на размножение человечества, зарплата самого нижнего разряда не может долго держаться выше нормы, которая требуется для содержания работника.

Так как налог касается потребителей, он является равномерным. В то же время он касается прибыли, значит, будет односторонним, так как он не затронет ни   землевладельца, ни капиталиста, которые будут получать, в первом случае, прежнюю денежную ренту, во втором случае, прежние денежные дивиденды.

В итоге, мы понимаем, что налог на продукты земли действует таким образом:

  1. Повышает цену сырых материалов на равную сумму, следовательно, падает на потребителя пропорционального его потреблению
  2. Понижает прибыли и повышает зарплату

Информация о работе Д.Риккардо о свободе торговле и принципах налогообложения