Рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования – определение роли рынка труда в жизни современного общества.
Задачи этой работы состоят в следующем:
 показать сущность рынка труда, условия его функционирования;
 описать необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономике в России;
 выяснить проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.РЫНОК ТРУДА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5
1.1.Понятие рынка труда 5
1.2.Условия функционирования рынка труда 9
1.3.Регулирование рынка труда 12
1.4.Понятия занятости и безработицы населения 15
2.РЫНОК ТРУДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ 23
2.1.Особенности эволюции российского рынка труда 23
2.2.Проблемы регулирования рынка труда в России 30
2.3.Занятость: поиск решения новых проблем 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Файлы: 1 файл

КурсоваяЭкТтруд.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

     В какой-то мере все эти эффекты  наблюдались и на российском рынке  труда. Однако их значение было меньшим, чем можно было ожидать исходя из того объема обязательств, которые  российское законодательство возлагало  на работодателей. Нестандартное поведение российского рынка труда невозможно объяснить без учета той специфической институциональной модели, которая во многом спонтанно сформировалась за время реформ. Английский экономист Р. Лэйард еще в первой половине 1990-х годов назвал ее «российским путем адаптации рынка труда». С тех пор многое изменилось, но российский рынок труда с этого «пути» так и не сошел.

     Институциональная суть российской модели заключается  в тесном переплетении крайне жестких  правил, зафиксированных в трудовом законодательстве, и массовой практики неформальных договоренностей, позволяющих смягчать эти правила или вовсе их обходить. Подобное устройство рынка демпфирует внешние шоки посредством снижения продолжительности рабочего времени, а также экономии издержек на рабочую силу (включая заработную плату), но при этом сглаживает колебания в уровнях занятости и безработицы. Оно обеспечивает необходимую гибкость, но не при помощи законов и правил, а благодаря возможностям их несоблюдения.

     Таким образом, реальное функционирование рынка  труда зависит не только от жесткости законодательства, задающего формальные "правила игры", но и от степени их инфорсмента и охвата ими агентов рынка. При бурном развитии нестандартных трудовых отношений и обширном неформальном секторе значительная гибкость может достигаться даже при наличии сверхжестких ограничений, закрепленных в трудовом праве.

     Слабость  механизмов инфорсмента частично нейтрализовала жесткость действующего трудового  законодательства, смягчая эффекты, связанные с избыточной защитой  стандартной занятости (хотя, конечно, не отменяла их полностью). Без такой компенсации ситуация на российском рынке труда скорее всего оказалась бы намного критичнее. Буквальное следование всем установленным правилам и нормам могло бы полностью парализовать его работу и привести к драматическому сокращению занятости и резкому рocтy безработицы.

     Одновременно  подобное институциональное устройство порождало множество иных, не менее  серьезных проблем. Оборотной стороной неформальной «пластичности» российского рынка труда стали замедленная реструктуризация занятости, недоинвестирование в специфический человеческий капитал и низкий уровень производительности труда. В условиях глубокого экономического кризиса гибкость, достигавшаяся за счет слабости механизмов инфорсмента, была важным ресурсом адаптации, помогая гасить шоки без ущерба для устойчивости всей системы. Но при этом она не создавала достаточных предпосылок для долгосрочного реструктурирования занятости. В результате сложившаяся в России модель трудовых отношений оказалась неадекватной задачам обеспечения устойчивого экономического роста и в долгосрочной перспективе чревата возникновением своеобразной институциональной «ловушки».

     Когда формальная гибкость сочетается с реальной (наиболее яркий пример — США), масштабы нестандартной занятости оказываются сравнительно умеренными. В этих условиях фирмам незачем избегать найма работников на постоянной основе, поскольку при необходимости трудовые отношения с ними легко расторгнуть. Хотя ограничения на использование труда «нестандартных» работников минимальны или полностью отсутствуют, по понятным причинам предпочтение отдается стандартным трудовым контрактам. Только в периоды резкого ухудшения экономической конъюнктуры уровень нестандартной занятости (прежде всего неполной) заметно повышается. В то же время эффективный инфорсмент подрывает стимулы к использованию таких отступлений от «стандарта», которые выходят за рамки закона. В результате спрос на всевозможные «атипичные» формы занятости определяется фундаментальными факторами (структурными, технологическими, социальными и т.д.), действующими независимо от институциональных.

     При сочетании жесткого трудового законодательства с эффективным контролем за его  исполнением (пример — индустриально  развитые страны континентальной Европы) ситуация оказывается иной. Для хотя бы частичной компенсации высоких издержек, возникающих при использовании стандартных трудовых контрактов, работодатели начинают переключаться на наем «нестандартных» работников в пределах, допускаемых законом. Работники, которым не удается найти постоянную работу, проявляют встречную заинтересованность в трудоустройстве на нестандартных условиях. В результате такая нестандартная занятость может достигать значительных масштабов. Подчеркнем, что речь идет о разрешенных формах нестандартных трудовых отношений, тогда как различные отклонения от "стандарта", идущие вразрез с предписаниями закона, эффективно пресекаются и потому не получают широкого распространения.

     Российский  рынок труда представляет особый случай. Его институциональное устройство основано на принципе «жесткие правила — слабый инфорсмент». В рамках подобной модели, скорее всего:

  • общий уровень нестандартной занятости будет сравнительно невысоким;
  • степень использования нестандартных трудовых контрактов, разрешенных законом, окажется ограниченной;
  • развитие «атипичных» форм занятости, отклоняющихся от установленного "стандарта" de facto, а не de jure, или полностью лежащих вне правого поля, станет весьма активным.[1, c. 134-138]

2.3.Занятость:  поиск решения  новых проблем

     Начиная с апреля, наши сограждане стали  спокойнее относиться ко всем кризисным  проявлениям в экономике - росту  безработицы и снижению уровня доходов. Таковы данные опроса ВЦИОМ.

     Главной стратегией поведения россиян в  новых условиях стала экономия. Больше половины респондентов сообщили, что начали экономить на самом необходимом - еде, одежде и обуви. Многие были вынуждены отказаться от отдыха, дорогих лекарств и разговоров по мобильному телефону. В меньшинстве те, кто собирается экономить на своем образовании. Любопытное наблюдение: в отличие от кризиса 1998 года в 2009 году россияне пока не собираются менять своих привычек - покупать сыр с плесенью или раз в неделю ужинать в ресторане. Сокращать расходы - да, но не отказываться полностью.

     По  словам Валерия Федорова, больше всего кризис затронул тех, кто и раньше никогда не жил на широкую ногу - малоимущих, пенсионеров и многодетных родителей. Средний класс вопреки опасениям экспертов, которые в начале кризиса предрекали ему чуть ли не крах, пока держится. «Однако если кризис продлится не один год, - говорит зампредседателя научного совета ВЦИОМ Владимир Петухов, - ситуация действительно может измениться не в пользу обеспеченных россиян». В случае потери работы примерно на год хватит накопленных сбережений 3 процентам опрошенных. 10 процентов спокойно протянут без зарплаты месяц. 43 процента россиян за годы экономического подъема так и не накопили на "черный день".

     В последние время официальная безработица начала понемногу уменьшаться. Она не превышает 3 процентов от экономически активного населения. Однако ситуация на рынке труда в различных регионах страны развивается очень неравномерно.

     Здесь сказывается много факторов. Это  разное развитие и структура экономики  регионов, количество рабочих мест, уровень занятости, развитие предпринимательства и многое другое. Максимальный уровень регистрируемой безработицы наблюдается в республиках Южного федерального округа. Например, в Чеченской Республике уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 1 апреля 2009 года составил 65,4 процента экономически активного населения, в Ингушетии - 22,4 процента. До проявления кризисных явлений эти показатели здесь также были самыми высокими по стране - соответственно 61,8 и 26,1 процента (на 1 октября 2008 года).

     Анализируя данные еженедельного мониторинга, можно сказать, что с октября прошлого года по апрель нынешнего наибольший прирост численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, произошел в регионах с развитым промышленным производством и финансовым сектором, что обусловлено общемировыми тенденциями. Это Челябинская, Вологодская, Нижегородская, Тверская, Свердловская, Ярославская области, Республика Татарстан. Уровень регистрируемой безработицы в этих субъектах за последние полгода вырос в три-четыре раза.

     на  фоне кризисных явлений дифференциация в уровне регистрируемой безработицы  между различными регионами сократилась. Например, если в октябре прошлого года этот показатель в Нижегородской  области был в 7,8 раза меньше, чем  в Республике Дагестан, то в настоящее время этот разрыв - 2,4 раза. Или же возьмем Вологодскую область и Республику Ингушетия. Уровень регистрируемой безработицы в первом регионе до кризиса был меньше в 23,4 раза, чем во втором. Сейчас соотношение этих показателей сократилось до 5,7 раза.

     В большинстве регионов официальных  безработных больше, чем находящихся  под риском увольнения (неполное рабочее  время, простой, административные отпуска). Но в некоторых работающих в сокращенном  режиме больше, чем зарегистрированных безработных. Это политика руководства предприятий и объективное состояние экономик регионов. Перевод работников на режим неполной занятости в условиях снижения объемов производства, конечно же, является альтернативой увольнению работников. Но работодатели должны понимать, что данная мера является временной и может быть использована при условии уверенности в возобновлении производства в ближайший период, а значит, восстановлении потребности в рабочей силе.

     На  рынке труда Алтайского края уровень  регистрируемой безработицы по состоянию на 1 февраля 2009 года составил 3,5% от экономически активного населения (на 1 февраля 2008 года – 4,8 %).

     В январе текущего года рост численности  безработных отмечается во всех регионах Сибирского федерального округа (за исключением  Томской области). В Алтайском крае темп роста безработных за январь по сравнению с предыдущим месяцем ниже, чем в большинстве регионов СФО (рис.1), сохраняется тенденция снижения численности официально зарегистрированных безработных по сравнению с предыдущим годом (74,5% на конец января 2009 года по сравнению с концом января 2008 года, по СФО – 100,7%).

Рис.1. Темп роста численности  официально зарегистрированных безработных в  январе 2009 года по регионам Сибирского федерального округа

     По  состоянию на 1 марта  2009 года из общей численности безработных в службах занятости городов и районов края  официально зарегистрировано 54,2 тыс. чел., что на 17,0 тыс. меньше, чем на 1 марта 2008 года, уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению составил 3,4% (на 1 марта 2008 года -3,9 %).

     В феврале 2009 года в Алтайском крае по крупным и средним организациям выбытие составило 6078 работников, что  меньше, чем в Красноярском крае (в 1,7 раза),  в Кемеровской  (в 2,3 раза),   Новосибирской (в 1,6 раза), Иркутской (в 1,4 раза) областях (таблица 1).

 

      Таблица 1. Движение работников в феврале 2009 года по субъектам Сибирского федерального округа человек

Показатели Края Области
Алтайский Забайкальский Красноярский Иркутская Кемеровская Новосибирская Омская Томская
Принято работников - всего 4236 1606 5932 6449 9751 5860 3504 2259
в том числе  на дополнительно введенные рабочие  места 169 29 921 1049 209 164 76 45
Выбыло работников - всего 6078 2787 10622 8601 14191 9464 4442 3071
Из них: по соглашению сторон 532 321 1422 762 1782 1232 426 327
в связи  с сокращением численности работников 448 151 1390 1536 1351 925 495 235
в том числе  в связи с массовым увольнением - 102 705 807 87 64 - -
по собственному желанию  3859 1911  5522  5289  6613  5916  2995  2094 

Информация о работе Рынок труда